Смотровая площадка
На смотровой площадке Смольного собора открываются красивые виды на резиденцию губернатора Санкт-Петербурга, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, ансамбль Смольного Собора и другие не менее интересные достопримечательности.
Смотровая площадка, находящаяся на высоте 50 метров, считается одной из самых высоких в городе, чуть ниже расположена колоннада Исаакиевского собора.
Наверх ведут 278 ступеней, которые делятся на 3 вида, так что подниматься скучно не будет. Подъем начинается с обычных лестничных ступеней по типу парадных в многоквартирных домах.
На высоте 4 пролета находится мрачное чердачное помещение, через которое нужно пройти к винтовой каменной лестнице. Уже начиная с чердака, чувствуешь себя, будто в каком-то старинном подземелье, здесь веет холодком и чувствуется влажность. Ощущения непередаваемые.
Следующий тип лестниц окунает в атмосферу средневекового замка и продолжается всего пару-тройку пролетов. Если засмотреться на аутентичные стены храма и не пригнуть по пути голову, то на финише можно встретиться с массивной деревянной балкой. Так что нужно быть внимательным.
Преодолев все ступени, открывается красивейший вид на историческую часть Санкт-Петербурга, в том числе и на ансамбль большей части монастыря. Особенно отдаленные части города можно посмотреть через бесплатный бинокль.
Стоя спиной к двери, слева можно увидеть Большеохтинский мост, здание губернатора Санкт-Петербурга, Александро-Невскую церковь.
В центре можно созерцать церковь святой Марии, сад Смольного собора, Исаакиевский собор, здание правительства Ленинградской области.
Справа находятся церковь Захарии и Елизаветы, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, Лахта-Центр.
Согласно официальному сайту Смольного Собора, смотровая площадка работает с 7 утра до 22 вечера. Оплата осуществляется в виде рекомендуемого пожертвования – 200 рублей для взрослых и 100 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. На кассе есть терминал для оплаты банковскими картами.
Совет! На смотровой площадке Смольного Собора практически всегда дует ветер и даже в жару там чувствуется прохлада. Поэтому лучше запастись пледом или тёплой одеждой.
Колоннада Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – грандиозный памятник архитектуры, поэтому запаситесь терпением, прежде чем подняться наверх. Оказавшись на вершине, вы будете вознаграждены великолепными видами. С высоты в 43 м. вы увидите Зимний дворец, здание Сената и Синода, Академию художеств и т. д. Да и подъём по вытоптанным каменным ступеням уже напоминает некое таинство.
- Адрес: м. Сенная площадь, м. Адмиралтейство, м. Невский проспект, Исаакиевская площадь, 4
- Часы работы: днём с 10:00 до 18:00 (с первого мая до тридцать первого октября; а с первого ноября до тридцатого апреля – третья среда месяца выходной); вечером с 18:00 до 22:30 (с 27 апреля по 30 сентября); кассы перестают работать за 30 минут
- Стоимость: днём – 200; вечером – 400, осмотр внутри и подъём на колоннаду – 550
Это интересно: Есть ли в Петербурге прогулки по Финскому заливу?
Пышный наряд храма
Непревзойденное творение Мастера относится к стилю роскошного барокко с позолотой, росписями, тонкой резьбой и обилием деталей. Ансамбль составляет единое целое в гармоничном сочетании белого и голубого цветов, символа чистоты и непорочности. Смольный собор устремлен ввысь и словно парит в облаках. Вход оформлен портиками и колоннадой, ажурный рисунок ограды выполнен по эскизам В. П. Стасова.
Главный купол окружен четырьмя церквями. Это колокольни с куполом и луковкой, несущей крест. Архитектор планировал храм с одним куполом, как в Европе. Императрица приказала построить традиционный православный пятиглавый собор.
Сейчас комплекс является культурным и общественным центром СПб. Территорию украшает сад партерного типа с клумбами, цветниками и фонтанами. Стоящий у входа в собор массивный колокол, планируется со временем поднять наверх.
История создания
Исаакиевский собор построили в 1818-1858 годах по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. В 1814 году сумевшего заинтересовать своими чертежами российского императора Александра I.
Любопытно, что здание в итоге не получило традиционной для русских церквей колокольни. Хотя глав у него все-таки пять!
Современный нам собор — четвертая церковь с таким названием в Санкт-Петербурге. Назван в честь Исаакия Далматского, святого, в день памяти которого (30 мая) родился Петр I. Первый русский император особенно почитал своего небесного покровителя. И символично, что именно в новой столице страны возникла посвященная ему церковь. Других, к слову, нет!
Посещение собора обычно входит в программу любого туриста, посещающего Санкт-Петербург. Визит разбивается на две части: экскурсия внутри и затем (если хочется — подъем на колоннаду Исаакиевского собора).
Билеты приобретаются в автоматах с южной стороны здания либо в билетных кассах у восточного фасада, смотрящего на бело-желтое палаццо князя Лобанова Ростовского. К слову, возведенное по проекту все того же Монферрана.
Возвращение собора Русской Православной Церкви
Борьба за полное возвращение здания в лоно Церкви велась неустанно всеми, кто был неравнодушен к судьбе Смольного собора. И вскоре их усилия увенчались первыми успехами: 24 мая 2009 года, впервые после многолетнего перерыва, в Смольном соборе отслужили первый молебен, а еще через год совершили в возрожденном храме первую Божественную литургию.
Для организации богослужений в правом приделе храма установили временный иконостас, и службы стали отныне ежедневными. К радости прихожан в 2013 году из Воронежа прибыл необычный дар собору — должным образом освященный десятитонный колокол.
И только 25 января 2020 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор был полностью передан Русской Православной Церкви.
Как возникли росписи
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:
- готовили эскиз картины;
- если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
- лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.
При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:
- главенство одного героя;
- уравновешенная композиция;
- традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.
При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.
Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.
5) Смотровая площадка над водопадами Игуасу (Аргентина, Бразилия)
Расположена эта площадка для туристов на самой границе между государствами Аргентина (провинция Мисьонес) и Бразилия (штат Парана). Вы ощутите себя зрителем в первом ряду, откуда сможете наблюдать за одним из самых известных чудес света – водопадами Игуасу. Это «покруче», чем какие-то телевизионные спецэффекты, ведь брызги воды на собственном лице вы ощутите на самом деле.
Эти каскадные водопады разной высоты падают вниз через 275 уступов, в воздухе стоит туман от брызг, а на синем небосводе в солнечный день всегда висит радуга, «играя» своими яркими оттенками в бликах солнечных лучей. В районе водопадов обитает множество экзотических птиц, которые постоянно порхают в воздухе вокруг вас и в пышной зелени деревьев, растущих вокруг реки.
Интересные факты:
Смольный монастырь приказала построить императрица Елизавета Петровна. Дело в том, что ее детские годы и юность прошли в этом месте, в те годы здесь стоял небольшой дворец — так называемый Смольный дом при Смольном дворе, где варили смолу для кораблей. Уже в зрелые годы императрица планировала встретить в новом монастыре свою старость. Проектируемый комплекс должен был включать большой собор, все необходимые служебные помещения, а также институт для девушек из дворянских семей.
Монастырь начали активно строить в 1748 году, однако, к 1757 году из-за начавшейся Семилетней войны с Пруссией работы были временно приостановлены. После смерти Елизаветы Петровны Воскресенский девичий Смольный монастырь потерял своего высокого покровителя, а когда умерла последняя из монахинь-основательниц (в 1797 году), обитель была и вовсе ликвидирована.
Главный Смольный собор монастыря, высотой почти 94 метра и вместимостью 6000 человек, был достроен позже всех — его отделку завершили только к 1835 году, когда сам монастырь уже перестал существовать. В советское время собор закрыли, а в конце XX века переоборудовали под выставочный комплекс и концертный зал для исполнения классической музыки. В последние годы в храме были возобновлены православные богослужения.
Архитектурный ансамбль монастыря состоит из центрального главного собора и четырех домовых церквей по углам, встроенных в стену окружающих жилых строений. Все постройки выдержаны в барочном стиле с обилием архитектурного декора белого цвета, здания покрашены мягким голубым колером, а купола церквей — серым. Смольный собор имеет пять глав (одна на самом соборе, а четыре на обрамляющих его колокольнях), а домовые церкви — по одной. Убранство главного собора отличается скромностью, в его оформлении приняли участие известные русские живописцы, в том числе А. Г. Веницианов, П. В. Басин, Ф. П. Брюллов, А. В. Нотбек и А. В. Тыранов. Ажурная чугунная ограда Смольного собора — одна из самых высокохудожественных в Санкт-Петербурге.
Из задумок прежней императрицы касательно монастыря также воплотилась идея женского образовательного учреждения — в 1764 году Екатерина II учредила здесь Смольный институт благородных девиц.
После закрытия монастыря в его стенах в XIX веке размещались некоторые факультеты Санкт-Петербургского университета, часть из них до сих пор находится в этих зданиях.
Звонница Смольного собора сегодня является самой высокой смотровой площадкой, с высоты 50 метров можно осмотреть панораму окрестностей монастыря в излучине реки Невы.
Комплекс зданий Смольного монастыря включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1. | |
Смольный монастырь на карте: |
Как добраться: Комплекс зданий на Безымянном острове между площадью Растрелли и Смольной набережной вблизи Большеохтинского моста. Ближайшая станция метро — «Чернышевская». Наземный транспорт — остановки «Площадь Растрелли», «Улица Смольного». |
Крепость
Одно из ранних (1703 года) зданий построено в целях защиты по проекту французского архитектора. Работает пара точек осмотра: стена крепости и колокольное сооружение крепостного собора. В первом варианте это то, что посмотреть в Питере самостоятельно позволит роскошь Невы и прелестный вид Заячьего острова. Взор упирается в Летний сад, обзор доходит и до Адмиралтейства. Восходить нужно на высоту более 40 метров.
Как добраться и адрес:
Расположен объект по адресу «Соборная, дом 1». Приближены Горьковская и Спортивная станции.
Цены на билеты:
Объект входит в число недорогих смотровых площадок СПб. С 1.05 по 30.09 обычным взрослым дают пройти за 150 рублей, малолетним и учащимся вузов за 90, а получающим пенсию за 80. Отдельного внимания заслуживает программа «Три века над городом». Взрослых приглашают за 250, учащихся и пенсионеров за 150 рублей. С октября до конца апреля предлагают только групповые тарифы за 1500 и 900 рублей соответственно.
Крепость
Информация для посещения
Найти Смольный Воскресенский собор, история существования которого связана со многими мистическими легендами, можно в центре Санкт-Петербурга на площади Растелли.
Метро и наземный транспорт
Однако, добраться на площадь при помощи метрополитена не получится: от ближайшей станции метро Чернышевская собор находится примерно на расстоянии 2 км.
Но вообще можно усложнить себе жизнь и ждать автобус или маршрутку.
Непосредственно на площади расположены остановки:
- маршрутное такси № К 46, К 76
- автобус № 136
Кроме того, в 4-х минутах ходьбы от собора, на остановке Площадь Пролетарской Диктатуры останавливаются автобусы № 46, 54, 74.
Экскурсии
- По субботам и воскресеньям в соборе проводят экскурсии, стоимость которых для каждого туриста, кроме учащихся и пенсионеров, составляет 200 рублей.
- Помимо этого проходят детские образовательные приключенческие игры — квесты, в процессе которых дети знакомятся с историей Смольного собора. Стоимость участия в квесте также 200 рублей.
Собранные суммы пожертвований идут на работы по восстановлению храма, которые начались после его передачи в ведомство Церкви. Здесь планируется воссоздать исторические интерьеры.
Спуск со смотровой площадки Петропавловского собора
Находиться здесь можно очень долго. Вообще было бы интересно подняться сюда несколько раз — ночью, утром, днем, при разной погоде. При всей неизменности пейзажа картинки каждый раз будут по-своему интересны. Но вот наступил момент, когда надо было подумывать об обратном пути. Ведь надо было еще успеть посетить сам Петропавловский собор (зря что ли я билет покупал).
Сложив в рюкзак свою амуницию начинаю осторожный спуск. Почему осторожный? Это просто. Помните, я писал о каменных накладках на каждой ступеньке? Эти отполированные многими подошвами плиты очень коварны:
Стоит зазеваться и поскользнуться… в лучшем случае — пара сломаных рук. В худшем — волшебный полет, судьбоносная встреча с карильоном и прощальный БОМММ! А ведь вокруг действительно интересно, хочется во время спуска поглазеть по сторонам. Так что лучше держаться за поручень, как в метро. И вообще, говорят, что высота «затягивает». Хоть здесь и есть перила, сетка, но все равно большое пространство под ногам рождает удивительное и неведомое доселе желание. Желание полететь
По пути все же удается подойти к окнам на более низких этажах и, хоть и через сетку, сделать интересные фотографии. Это купол самого Петропавловского собора. На заднем плане — улица Куйбышева.
Увы, подойти вплотную к сетке не получилось — проход закрыт. На всякий случай имейте в виду простое правило: чем ближе объектив к сетке, тем меньше ее заметно. Фотоаппарат фокусируется на дальнем плане, а сетка на переднем размывается и становится почти не видна.
Далее нам снова попадается карильон:
Затем — небольшая выставка колоколов (которые запрещено трогать руками):
Постепенно спускаясь, мы попадаем на чердак колокольни, где находится музейная экспозиция. Увы, разглядывать ее долго просто не было времени:
Последний лестничный пролет, и мы попадаем ко входу в Петропавловский собор:
Здесь можно сразу выйти наружу или проследовать в собор. Я, естественно, выбрал второй вариант. У меня ведь был билет!
Однако, описание Петропавловского собора и фотографии из него я хотел бы дать в отдельной статье.
А сейчас, пришла пора прощаться и подводить некоторые итоги.
Колоннада Исаакиевского собора
Пожалуй, одна из самых известных и посещаемых смотровых площадок города. Она принимает посетителей с 1-го мая по 30-ое сентября. Более 200 ступеней предстоит преодолеть, чтобы перед вами открылись поистине великолепные виды на Неву, Исаакиевскую и Дворцовую площади, Зимний дворец и Адмиралтейство, Спас-на-Крови, Дом книги, Смольный собор, костел Св. Екатерины, здание городской Думы, Казанский собор, Ростральные колонны, Мариинский дворец, памятник Николаю I, Кунсткамеру.
Вид с колоннады
Особенно красиво здесь в белые ночи — лучшие виды на достопримечательности и центр Петербурга открываются с высоты около 43 метров. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.
Как добраться:
Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».
Ухожу в монастырь!
Смольный собор — любимое детище Елизаветы Петровны, которой так и не удалось увидеть его законченным. К 35 годам императрица впала в тоску и заявила, что уходит в монахини. Но царской особе обычные монастыри были не по вкусу — она захотела построить собственный, куда поместила бы 120 девиц из благородных семей, а сама бы стала настоятельницей.
Расположение императрица выбрала не случайно. На месте будущего Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где жила юная Елизавета. Название он получил из-за Смоляного двора, который там когда-то располагался. На нем хранили смолу и варили деготь для работ на Адмиралтейской верфи.
Проект монастыря, а вместе с ним и собора поручили знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли. Он подошел к делу со свойственным итальянцам (пусть и русского происхождения) свежим взглядом — вместо привычных каменных стен и аскетичных келий архитектор предложил построить небольшие изящные здания в светлых тонах, украшенные лепниной. В 1748 заложили первый камень в основание монастыря. По этому поводу устроили настоящий праздник — палили из пушек, и Елизавета лично принимала гостей.
Петропавловская крепость
Начало XVIII века ознаменовалось двадцатилетней войной со Швецией, во время которой были отвоёваны земли у берегов Невы. Чтобы защититься от непрошенных захватчиков встала острая необходимость в защите. Для этих целей в 1703 году началось возведение крепости на Заячьем острове. Процессом руководил приближенный Петра I французский инженер Жозеф Гаспар Ламбер де Герен.
Адрес:
В Петропавловской крепости есть 2 смотровые площадки: Крепостная стена и Колокольня Петропавловского собора, первая расположена на крепостной стене, а вторая — на колокольне Петропавловского собора.
Стена Петропавловской крепости знакомит со всем великолепием Невы и Заячьего острова. Отсюда можно увидеть, с одной стороны — Летний сад, Зимний дворец и Адмиралтейство, с другой — все достопримечательности Петропавловской крепости, включая его главную доминанту — Петропавловский собор.
Попасть на эти смотровые площадки можно в промежуток работы самой Петропавловской крепости:
- Заячий остров, то есть территория вне стен крепости, открыта с 6 утра до 21 часа.
- Сама крепость (но не музеи) открыта с 9:00 до 20:00.
Смотровая площадка в «Невском Пассаже»
Смотровую площадку на крыше дома на Невском откроют к маю-июню этого года. Оборудовать ее намерены на внутреннем скате крыши, чтобы ее не было видно со стороны Гостиного Двора. Площадка будет представлять собой систему террас со стеклянными перилами на высоте от 24 до 27 метров. Доступ на нее для посетителей торгового центра «Пассаж» обещают сделать бесплатным.
Собор внутри
Для оформления интерьера Исаакиевского собора характерно смешение различных стилей. Пилоны и стены имеют строгие классические черты, а вот своды выполнены в пышном стиле итальянского барокко. Двери и внутренняя часть барабана купола – типичный образец ренессанса. Над внутренним оформлением собора работал известный русский живописец Карл Брюллов.
Общая внутренняя площадь собора – около 4 тыс. кв. метров. Пространство храма разделено рядами пилонов на продольные нефы. В центральной части здания четыре массивных пилона удерживают барабан с куполом и окнами. Венчает баранам сферический свод, высота которого достигает 67 метров.
Нефы с восточной стороны упираются в иконостас с тремя алтарями. В иконостасе храма сделаны три арки, центральная из которых украшена колоннами из прекрасного лазурита. Через нее можно попасть к главному алтарю.
Для украшения алтарного окна использован большой витраж площадью 28 кв. метров. Он изготовлен известным германским мастером Айнмиллером и отличается потрясающей яркостью и глубиной.
В православных храмах редко используют витражи. Однако в данном случае такое решение оказалось очень удачным. Витраж не только идеально вписывается в интерьер, но и придает ему особенно монументальный и торжественный вид. Боковые арки ведут к малым иконостасам.
Внутри Исаакиевский собор – это типичный образец эклектики, который органично соединяет в себе холодность мрамора и гранита, богатство позолоты, пышность витражей и яркость росписи.
Входные двери с внутренней стороны
Внутреннее убранство храма поражает воображение. Свод главного купола Исаакиевского собора украшен росписью Брюллова «Богоматерь во славе». На ней изображена Богородица в окружении святых, среди которых есть и покровители императорской семьи. Изображения идут по кругу, а центр пространства живописец оставил свободным. Это придает пространству легкость и намекает верующим на бесконечность небесного царства. Оформление нижнего края плафона создает плавный переход от строгих архитектурных форм к ярким и торжественным элементам росписи.
Из-за ухудшения здоровья прославленный живописец не смог завершить свою работу, по его эскизам заканчивал роспись художник Басин.
На барабане купола установлены скульптуры двенадцати ангелов, взирающих с огромной высоты на верующих. Свет, отражаясь от их поверхности, производит потрясающее впечатление на посетителей собора.
Центральным элементом композиции является полутораметровая фигура голубя, который парит на 80-метровой высоте. Эта птица в христианстве считается символом Святого духа.
Все элементы внутреннего убранства храма выполнены с большим мастерством и изяществом. Несмотря на обилие украшений и золота, интерьер храма не производит впечатления аляповатости или излишней помпезности.
Внутреннее убранство
Убранством интерьеров руководил уже В. Стасов. Он выиграл архитектурный конкурс. Он предложил сделать интерьер без излишеств в стиле ампир, но украсить его лепниной. Сейчас собор украшают ангелы, пышные барельефные композиции и масса изумительных деталей, каждая из которых имеет свой смысл.
Интерьер отличается своей простотой и величием. Растрелли планировал создание множества барочных убранств, статуй, украшений, но они либо не были выполнены, либо не сохранились. Стасов решил выдвинуть на переднюю план планировку Растрелли, и не затмить ее своими убранствами. За основу интерьера была взята церковь Александра Невского, над убранством которой работал Дж. Кваренги.
Были использованы такие материалы как мрамор, хрусталь. Зал церкви имеет большой размах как по площади, так и по высоте. Кафедра украшена резьбой.
В убранстве собора можно разглядеть элементы воздуха и воды, они представлены в виде ангелов, облаков и рокайль. В интерьере присутствуют элементы земли и воздуха, землю представляют различные цветы.
Барокко характеризуется выражением в символах силы или огня, в виде львов и воюющих ангелов. Но во всем соборе они отсутствуют по задумке Растрелли.
Это интересно: Александро-Невский кафедральный собор в Петрозаводске
4) Смотровая площадка Aiguille du Midi (Французские Альпы)
Площадка носит название горы, расположенной неподалеку от знаменитого горнолыжного курорта в Шамони. Вы попадете в самое сердце красивейших горных склонов во французских Альпах, увидите самую известную горную Вершины Европы, Mont Blanc. Со смотровой площадки эта вершина очень хорошо просматривается.
Кажется, что до нее можно дотронуться рукой. Изюминкой путешествия к вершине смотровой площадки является поездка на канатной дороге. Создается впечатление, что в течение 20 минут (ровно столько длится подъем), вы парите в воздухе над вершинами гор на высоте 2800 метров над уровнем моря. Впечатления дурманят голову, они точно не забудутся никогда. Хорошо, что не нужно быть обязательно альпинистом для созерцания таких горных красот!
Звонница Смольного собора
Это самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, не считая телебашню. Очень интересна история собора: его строили 87 лет, действовал 87 лет, впоследствии был закрыт на 87 лет. Сочетание цифр тоже интересно: число 7 символизирует полноту творения, число 8 – вечность. Смотровая площадка юго-западной звонницы находится на высоте 50 метров, сюда ведут 278 ступеней.
Награда за долгий подъем – чудесные виды Санкт-Петербурга. Виден небоскреб Лахта-центра, Большеохтинский мост, церковь святых Захария и Елизаветы, Суворовский проспект, здание правительства Ленобласти, площадь Растрелли, за ней сквер Кикины палаты. На площадке установлен бинокуляр.
С этой смотровой площадки Петербург очень красив
Как добраться:
Ближайшая станция метро «Чернышевская». От нее можно доехать автобусами №22 и № 46 или троллейбусом №15.
Природные возвышенности рядом с Петербургом
Дудергофские высоты
Это возвышенности, образовавшиеся естественным путём. Аномальное явление для Петербурга. Происхождение их до сих пор неизвестно.
Дудергофские высоты состоят из двух «гор»: Ореховой — 176 метров над уровнем моря и Вороньей — 147 метров. Рядом с ними в нескольких километрах находится ещё одна гора Киргхоф — 170 метров.
Смотровая площадка на Дудергофских высотах
На Ореховой и Вороньей горе имеется экотропа и несколько смотровых площадок. Виды очень красивые. Это самая высокая точка в пределах административных границ Санкт-Петербурга.
Пулковские высоты и Пулковская обсерватория
Местность на возвышенности, где расположена Пулковская обсерватория и Пулковский меридиан.
Пулковский меридиан
Обсерватория старинная, открыта ещё в 1839 году по проекту Александра Брюллова. На саму территорию проход свободный, а вот в музей обсерватории вход платный с экскурсией. Там находится телескоп и открытый круговой балкон. С балкона, однако, видны только макушки деревьев. Поэтому ради видов экскурсию покупать не стоит, а вот если хотите посмотреть на звёзды и узнать про обсерваторию, то посетите музей.
Смотровая площадка в Пулковской обсерватории
Самая высокая точка — 75 метров над уровнем моря, а круговой балкон обсерватории ещё на 21 метр выше. Лучшие виды открываются с лестницы Пулковского меридиана и со смотровой площадки, которая находится по другую сторону Пулковского шоссе. Площадка никак не оборудована, просто заезд для транспорта. От обсерватории есть подземный пешеходный переход.
Место интересно прежде всего для прогулок по парку, там расположены исторические телескопы и другие старинные объекты обсерватории.
Экскурсии заключаются в знакомстве с музеем и прогулке по круговому балкону. Иногда сотрудник открывает створки купола и позволяет взобраться на лестницу под свод, где более высокая точка для осмотра.
Как добраться: Пулковское шоссе 65, корп. 1. Парковка не доезжая до АЗС «Роснефть» если ехать из Петербурга. В сторону Петербурга можно припарковаться у смотровой площадке, там заезд напротив главного входа в обсерваторию.
Общественный транспорт: остановка прямо у входа, где подземный пешеходный переход. Автобусы: 90, 150, 155, 301, 431. Маршрутки: К-100, К-18, К-18А, К-403, К-449.
ФОТОСАЛОН ИМ. КАРЛА БУЛЛЫ
Фотосалон-музей им.Карла Буллы – это одно из старейших фотоателье Санкт-Петербурга. Оно не переставало работать даже во время войны. Сегодня здесь располагаются частный фотосалон, музей и фонд исторической фотографии.
Фотография предоставлена Depositphotos.com
С небольшой смотровой площадки на крыше здания видны главные здания Невского проспекта: Гостиный Двор, Российская национальная библиотека, Елисеевский магазин и башня Думы. Попасть сюда можно через выставочное пространство с историческими фотографиями XIX–XX веков.
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 20.00, без выходных. Стоимость билета: Входной – 50 рублей, дети до 12 лет – бесплатно, фотосъемка – 100 рублей. Профессиональная съемка панорамы – 1 000 рублей. Подробнее тут.
Архитектурные и культурные достопримечательности
- Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает Исаакиевскому собору.
- Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
- Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.