Исторические моменты
- Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
- Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
- Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
- Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
- В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.
История храма Воскресения Христова
1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.
Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.
Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.
Подробная информация о Спасе на Крови на официальном сайте
Архитектура и внутреннее убранство
Купола
Вид на южный фасад храма (2011 год)
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Внешний вид собора
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Внутреннее убранство собора
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
-
Внутреннее убранство храма
-
Мозаики на стенах храма
-
Внутреннее убранство восточной части храма
Это интересно: Собор святителя Николая Чудотворца в Евпатории — описываем по порядку
Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота
Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.
Архитектура храма
Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.
Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.
Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.
Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:
- красно-коричневый кирпич из Германии;
- эстляндский мрамор;
- итальянский серпентинит;
- яркую орскую яшму;
- украинский черный лабрадорит;
- более 10 сортов итальянского мрамора.
Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.
Это интересно: Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Батуми
История собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного – храм-памятник, возведенный во времена Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. Сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.
До сих пор неизвестно, кто на самом деле построил храм Василия Блаженного: древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма или иностранный архитектор. Но кто бы его ни построил, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
При своих колоссальных внешних размерах, внутри собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор был закрыт, так как не отапливался.
Его несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм собирались взорвать.
В 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.
Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.
В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.
Легенды о соборе
Благодаря народной любви к усопшему императору, этот храм стал не только важной частью достопримечательностей города, он быстро обрел символическое, религиозное, и даже мистическое значение среди жителей города
Кровавая мостовая
Наличие в храме непосредственно куска мостовой, где был ранен император – желание его сына, Александра III. Поэтому храм часто называют «кровавой мостовой», часть которой хранится внутри его. Также о храме быстро возникли народные легенды –его не открывают из-за того, что в там даже после смерти императора слышно его стоны.
Подводные кресты
После революции 1917 года, когда большевики начали антирелигиозную пропаганду, жители Ленинграда сняли и спрятали кресты с храма Спаса на крови.
И во время реставрации, когда их начали искать, они невредимы лежали в канале Грибоедова на протяжении нескольких десятилетий.
Как строительные леса Спаса на Крови держали Советский союз
Первая реконструкция храма планировалась в 1970 году, и тогда же были сооружены строительные леса. Хотя реставрационные работы и начались через несколько лет, они не продлились долго, а леса вокруг храма остались стоять на месте вплоть до 1991 года. За время среди жителей Ленинграда родился анекдот: советская власть продержится пока стоят леса вокруг Собора.
Блокадный морг и «Спас на картошке»
Еще одно прозвище появилось у храма Спаса на крови во время блокады Ленинграда. Тогда здание использовали не только как морг, но и как место хранения средств пропитания, – «Спас на картошке» стал символом военного времени и выживания жителей города.
Крупнейшая коллекция мозаик
Храм Спас на крови имеет не только архитектурную значимость, но и заслужено считается музеем мозаик.
На протяжении 24 лет строительства, над его убранство работали лучшие русские художники и зодчие: Васнецов, Харламов, Нестеров и другие.
Нумерология и нехристианская символика
Посетителей часто удивляет магическое совпадение чисел. Пропорции храма очевидно имеют очень символическое значение, хотя это не удалось подтвердить документально. Так, например, высота храма – 81 м – совпадает с годом покушения на жизнь императора (1881). А высота одного из главных куполов — 63 м, такая же, как возраст Александра II, когда его убили в марте 1881 года.
Таинственная икона
Настоящей легендой стало наличие таинственной иконы под крышей храма, на которой как бы нечетко проявляются, перед своим свершением, поворотные даты в истории России: 1917, 1941 и 1953.
Защищающий храм
Как только строительство храма завершилось и его освятили, местные жители стали относится к нему как к оберегу. В народе придумано много фольклорных молитв, которые обращаются именно к этому сбору, и просят о защите и покровительстве.
Нерушимая церковь
Храм Спаса на крови существует меньше 100 лет, но ему пришлось многое пережить. Санкт Петербург был эпицентром революций, войн и голода. Хотя в годы блокады в купол Собора попал снаряд и не разорвался, наиболее впечатляет всех история о возможной сноске храма.
В 1941 году большевики должны были подорвать храм, как здание, что не несет никакой культурной ценности. Но подорвать храм помешало начало Второй мировой войны – хотя взрывчатка уже была заложена в стены, ее демонтировали и перенаправили на фронт.
Оформление статьи: Лозинский Олег
История прихода храма
Дореволюционная открытка, ок. 1917 года.
Храм в 1917 году. Фото: О. С. Уайтман.
С 1909 года клириком, а затем (с года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.
В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено года.
С июля 1922 года до года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.
С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.
С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).
года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.
Интересные факты
С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.
Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.
Откуда произошло название?
Сообщение о том, что от смертельного ранения умер император России, потрясла всех жителей страны. Как известно, на Александра Второго за время его царствования совершено 7 покушений: пять раз стреляли, было спланировано крушение поезда, взрыв во дворце, во время которого погибло 10 и ранено почти 80 солдат из царской охраны. Ни в одно из этих инцидентов император значительно не пострадал, но в трагический день 1 марта 1881 года удача отвернулась – бомба, брошенная народовольцем-террористом И. Гриневским, нанесла царю смертельное ранение.
Это был запланированный и хорошо подготовленный акт. Было установлено предварительное наблюдение за всеми передвижениями Александра II. Во время проезда царского кортежа вдоль Екатерининского канала революционером Рысаковым была брошена первая бомба. От взрыва первой бомбы пострадали люди, в том числе смертельные ранения получили охранник Малеичев, сопровождающий карету, и мальчик-разносчик Н. Захаров. Взрыв повредил одну из стенок кареты и выбил стекла, но царь не пострадал и не сразу покинул это место.
Он приказал позаботиться о раненых, взглянул на пойманного террориста и собрался продолжить путь. В это время произошел еще одни взрыв – народоволец Гриневицкий бросил бомбу под ноги Александру Второму. Еще живого императора на санях отвезли во дворец. От смертельных ранений Александр Второй скончался к вечеру того же дня. Уникальный памятник архитектуры возведен на том месте, где произошло покушение на императора Александр II. В народе он известен как «Спас на крови».
Название говорит само за себя: Спас – Спаситель, а на крови – потому что воздвигнут на месте, где пролилась кровь российского императора. Этот собор – памятник царю-освободителю, построенный на народные средства. Интересно, прямо под колокольней с золотым куполом оставлены небольшой участок улицы и металлического ограждения набережной, где пролилась кровь русского царя.
Экскурсии
Посещение любых достопримечательностей требует от вас детального изучения объектов до знакомства с ними воочию, приобретения услуг экскурсовода или аудиогида. Тогда вы узнаете историю каменных построек, процесс их создания и интересные факты из «жизни».
Специалисты и искусствоведы расскажут о внутреннем убранстве собора с точки зрения евангельских сюжетов.
На стенах постройки собрано удивительное множество святых имен – 277, воссозданы и переданы в мозаичной технике 68 библейских сюжетов. Гости узнают об истории создания основных «полотен» и расшифруют православную символику. Длится такой «поход» 45 минут.
Мозаикам собора посвящена и другая экскурсия, рассказывающая туристам и местным жителям о главном ансамбле. Он является крупнейшей мозаикой в Европе и играет определенную роль в развитии фресковой «живописи» в России и за рубежом.
Мозаики светятся и рассказывают нам не только историю Евангелие, но и основы культуры и традицией прошлых лет. Гости узнают о том, как мастера накладывали на стены камень, за счет чего она сохраняет свой блеск, как работают реставраторы и почему в храме поддерживают определенную температуру для некоторых экспонатов. Вопросы технологии набора каменных полотен самых известных мастеров не останутся без внимания искусствоведа.
Базовый и не самый популярный вид экскурсии – наружный осмотр Спаса на Крови. Вместе с этим изучение внешнего убранства, архитектурных особенностей и механизмов возведения храма – не менее интересно. Специалисты расскажут историю создания уникального многоцветного и многоуровневого храма конца XIX столетия.
Вы узнаете, кто и каким образом декорировал и украшал собор и почему был выбран подобный стиль убранства. Длится обзорный маршрут также 45 минут. После этого вы можете посетить внутреннюю часть храма и познакомиться с фресками и купольным строением Спаса на Крови.
Тематические экскурсии
Кроме обычного посещения, в музее-памятнике можно также зарезервировать тематическую экскурсию:
Экскурсия | Продолжительность | Короткое описание |
Наружное убранство и архитектура храма Спаса на крови | 45 мин | Главный акцент экскурсии – на уникальности этого архитектурного комплекса, в котором смешивается сочетание разных строительных техник. |
Мозаика Спаса на крови | 45 мин | Внутреннее убранство храма – это образцы уникальных разных мозаических техник и стилей. Они творились на протяжении десятилетий лучшими русскими зодчими XIX века. |
Евангельские сюжеты храма | 45 мин | Акцент этой экскурсии – непосредственно на сюжетном содержании мозаик. На стенах храма изображено 277 святых персонажей и 68 сюжетных линий из Библии. |
Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург
- Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
- Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
- Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
- От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
- Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
- Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
- Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
- Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
- Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
- В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
- Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
- Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…
История создания храма Спаса на Крови
- Официальное строительство храма Спаса на Крови, или Воскресения Христова, началось еще в 1883 году. Двумя годами ранее на том месте, где сейчас красуется храм, народоволец Игнатий Гриневицкий, используя бомбу, убил императора Александра II. Уже на следующий день на месте гибели правителя была построена деревянная часовня, однако по причине многочисленных пожертвований с разных губерний было принято решение возвести храм и таким образом на века оставить царя-мученика в памяти людей.
- На постройку храма ушло около 24 года, и к 1907 году он уже был готов. Поскольку культовое сооружение возводилось рядом с каналом Грибоедова, архитекторами было предложено не использовать сваи, а соорудить специальное основание из крепкого бетона по всей площади, что обеспечило невозможность прохождения воды под здание.
- В 1908 году неподалеку собора была освещена Иверская часовня, и спустя 15 лет храму Спаса на Крови дают статус кафедрального собора. В 1930 году его закрывают. Советская власть вскоре прекращает финансовую поддержку собора от государства, а затем и вовсе решает построить на месте церкви что-то полезное. Однако началась война и здание не сносится, а начинает использоваться под морг и овощехранилище. Позже в послевоенный период в помещении храма долгое время хранятся декорации из театра.
- В 1970 году церковь Спас на Крови передают музею «Исаакиевский собор» в виде отдельного филиала. Начиная с 1977 года и на протяжении 14 лет собор капитально реставрируется и только спустя 90 лет после того, как он был официально освящен, в 1997 году, храм Спас на Крови открывается для посетителей.