Набережная Назукина
Главная набережная города, названная в честь матроса Ивана Назукина. Представляет собой смешение стилей. Здесь можно почувствовать дух Италии и античности в одном месте. Во время прогулки по набережной встречаются разнообразные кафе. В летнее время можно посидеть на веранде с видом на море или горы. В заведениях Балаклавы стоит попробовать рыбные блюда, ведь продукты доставляют прямо с лодок.
Кроме этого, на набережной работает несколько центров дайвинга и яхт-клубы. Даже если нет возможности арендовать яхту, посмотреть на роскошные судна весьма приятно.
С набережной открывается живописный вид на море, поэтому здесь можно встретить художников и фотографов. Некоторые просто занимаются творчеством, но есть и те, кто сразу же продает свои картины. На набережной работают сувенирные лавки. При желании каждый сможет унести с собой воспоминание об уютном городе.
Несколько фактов о Балаклаве
- Первые упоминания о городе датируются VI веком до нашей эры. Воспевая «тихий прибой в прекрасной гавани», Гомер подразумевал именно Балаклавскую бухту.
- Сегодня Балаклаву называют маленьким Лондоном, ведь когда-то англичане соорудили здесь целый квартал.
- В городе после Великой Отечественной войны был построен секретный военный объект №825 ГТС — подземная база подводных лодок. Именно поэтому в 1957 году Балаклава вошла в состав Севастополя и стала закрытой территорией. Сейчас город открыт для всех, но так же, как Инкерман является административной единицей Севастополя.
- Помимо уникального ландшафта, современная Балаклава предлагает своим гостям незаурядные исторические сооружения и увлекательные музейные экспозиции. Символ Балаклавы — средневековая крепость Чембало.
- Население Балаклавы около 22 тыс. человек.
- Расстояние от Балаклавы до Бахчисарая — 46 км, до крымской столицы Симферополя — около 85 км, до Ялты тоже 85 км.
История Балаклавы
История Балаклавы насчитывает более 2500 лет.
Назвать конкретного основателя города невозможно – правители разных империй внесли свой вклад в его развитие:
- Первые поселенцы – древние тавры, появились на берегах Балаклавской бухты в VIII в. до н.э. К началу I в. н.э. на этом месте возникло первое городское поселение.
- Начало нашей эры для Балаклавы связано с господством римлян на берегах Крымского полуострова. Власть Римской империи закончилась в 275 г. н.э., и на их смену пришли византийцы. Предполагается, что именно Балаклаву описывает Гомер в «Одиссее», когда повествует о Ламосе — городе великанов-людоедов лестригонов.
- В XIV в. Византия передала некоторые прибрежные земли Генуе, и на склонах горы Кастрон начинается строительство крепости Чембало. В этот период на берегах Крымского полуострова начинают возникать многочисленные генуэзские крепости.
- С 1475 до 1774 г. крымские берега находились под властью Османской империи. В 1773 г. произошло морское сражение около Балаклавы, которое стало первой победой русского флота в Черном море.
- С 1774 г., после заключения мирного договора по итогам первой русско-турецкой войны, Крымское ханство перешло под контроль Российской империи. Именно здесь находилась первая база русского флота в Крыму – до основания Севастополя. По воле императрицы Екатерины Великой, в Балаклаве разместился Греческий гарнизон, который контролировал границы России на побережье Черного моря.
Последующие столетия в составе России и Советского Союза Балаклава развивалась как модный морской курорт и укрепленная военная база. В Балаклаве появились первые в СССР курсы и техникум водолазов, был создан отряд ЭПРОН для поиска легендарного «Черного принца».
Пляжи Балаклавы
Рекомендовать место
6
1
Пляжи Балаклавы смело можно отнести к числу хороших песчаных пляжей, а их отличительной особенностью является пропитанность духом истории. Эти замечательные пляжи помнят не только мягкий крымский климат и замечательно уютную на вид и одну из самых удобных для швартовки кораблей бухту, но и строки знаменитого Гомера, воспевающего нынешнюю Балаклаву как город легендарных лестригонов.
В этих местах в своё время бушевали лихие тавры, маршировали несущие во все концы известного мира власть великого Рима легионы. В незапамятные времена здесь вихрем прошли гунны, и, как знать, возможно именно пляжами Балаклавы любовался византийский император Юстиниан II, сбежавший в эти края из Херсонеса. В средние века эти места знавали владычество генуэзцев и татар, в новое время там схлестнулись османы и русские. Пляжи Балаклавы – живые свидетели первой победы русского флота на Чёрном море, видели они и одно из самых славных для русского оружия сражений в Крымской войне, и знаменитая Долина Смерти находится совсем неподалёку. Здесь же в значительной мере берёт своё начало советская школа подводных работ, что ознаменовалось созданием в 1924 году Экспедиции подводных работ особого назначения, увидевшей свет для поиска знаменитого «Черного принца» с грузом золота на борту.
К этим же местам и временам относятся первые с СССР водолазные курсы. Многое можно рассказать про Балаклаву и её знаменитые пляжи. Однако даже из краткого очерка можно понять, что для тех, кто любит сочетание прекрасных пляжей и богатых на историю мест, лучшее место, чем Балаклава, представить сложно.
Рыбные рестораны Балаклавы
Готова поспорить, что после бродящего подъема и спуска с крепости у вас разыграется аппетит. В Балаклаве стоит поесть в одном из рыбных ресторанов на набережной.
Рыбные рестораны Балаклавы
Рыбный ресторан Балаклавы
Ресторан Балаклава
Мы остановили свой выбор на заведении «Избушка рыбака», оценив количество народу внутри и аппетитное меню, которое выставлено перед входом.
Избушка рыбака
Цены на свежую рыбу оказались весьма приемлемыми. Кефаль, которой полные шаланды, можно попробовать за 1700 р./100 гр.; черноморскую акулу катран – 410 р./200 гр., барабульку – 310 р./100гр.
Цены в ресторанах в Балаклаве
Выложу меню, чтобы у вас не осталось сомнений, что в Балаклаве не стоит пренебрегать обедом или ужином. Понятно, что в Крыму дары Черного моря предлагают практически во всех ресторанах, но атмосфера в Балаклаве играет главную роль.
Рыбное меню в Балаклаве
Южный и Северный форты
Северный форт.
21
В Балаклаве сохранились фортификационные сооружения разных эпох. К периоду конца XIX – начала XX веков относятся Южный форт, расположенный на горе Аскети, и Северный на горе Кефало-Вриси. Их строительство начали еще англичане, которые занимали город в период Крымской войны, основная часть была возведена российскими строителями под руководством инженера Полянского.
Зачем посещать:
До наших дней форты сохранились не полностью, многие сооружения частично разрушены. Туристам предлагаются экскурсии по самым интересным объектам, во время которых можно увидеть:
- загадочную «Бочку смерти»;
- оградительные стены;
- вырубленные прямо в скалах рвы;
- бетонные штольни с укрытиями.
Кроме военно-исторических достопримечательностей туристы могут увидеть и природные красоты Балаклавы. В окрестностях фортов есть много хороших смотровых площадок, с которых видна Балаклавская бухта и окружающие ее скалы.
Адрес: Северный форт Балаклавы, улица Богдана Хмельницкого, Севастополь.
Стена Ушакова
Адрес: мыс АйяКак добраться: от балаклавской набережной на катере, идущем до мыса Айя
Стена Ушакова — это отвесная стена горного массива, которая является полностью вертикальной относительно моря. Свое название она получила из-за того, что на этой территории адмирал Ушаков тренировал и обучал канониров. Они нарабатывали меткость и стреляли из корабельных пушек по скале. Некоторые целые пушечные ядра до сих пор лежат на морском дне.
Интересно, что в советские времена в этой местности проводились учения по запуску крылатых ракет.
Для местных и приезжих дайверов стена Ушакова и прилегающие к ней территории имеют особое значение. Нет, не из-за чистой воды и красивого дна, а из-за дельфинов. Возле стены часто плавают целые стаи этих млекопитающих. Также стоит отметить, что возле стены Ушакова и на территории мыса Айя существует много подводных гротов, где можно увидеть сталагмиты.
Объект 825 ГТС — немного истории
После Второй мировой войны США начали разрабатывать план атомной бомбардировки крупнейших городов и ключевых военно-стратегических объектов СССР. И.В. Сталин в свою очередь принял решение о строительстве стратегического объекта, где в случае угрозы ядерной войны могли быть скрыты подводные лодки.
Рельеф Балаклавской бухты оказался настолько подходящим для этой цели, будто о военной базе позаботилась сама природа. Предполагалось, что секретное убежище в горе Таврос может выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.
- Строительство объекта № 825 ГТС (гидротехническое сооружение) по проекту специалистов ленинградского института «Гранит» стартовало в 1953 г. и велось буровзрывным методом круглосуточно.
- Объект, предназначавшийся также для обслуживания и ремонта подлодок, включал в себя канал с сухим доком, ремонтные цеха, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедную часть.
- В горе был вырыт подземный завод, к которому вёл скрытый от посторонних глаз канал, пронизывающий гору Таврос насквозь. Глубина канала составляет 8 м при ширине 10-24 м, общая его длина – более 600 м.
Вход и выход на завод были защищены батопортами, буквально выдвигающимися из скалы и закрывающимися маскировочной сетью. Сеть была так искусно подобрана под окружающий горный ландшафт, что даже местные жители не догадывались о существовании объекта до 1993 г.
Завод пришёл в упадок в 80-х годах прошлого столетия, а с развалом СССР и вовсе перестал существовать. После раздела Черноморского флота подземный комплекс остался без охраны. Из-за этого почти всё имущество было разграблено.
Общественный транспорт — как добраться на HavaIst до Стамбула
Я подробно расскажу как добраться из нового аэропорта в район Султанахмет.
Вы вышли в зал прилета. Далее исходя из подготовки вас и аэропорта можно действовать двумя путями.
1-й путь — у вас нет наличных и транспортной карты Istanbulkart.
Выходите в зал прилета и двигаетесь влево (оставив кафе Gloria Jeans справа). Первым делом увидите пункт обмена валюты. Сразу скажу курс грабительский: в момент когда евро в городе меняли по 6,3 лиры, здесь предложили 5,5. Хотя если выбора нет, можете обменять небольшую сумму и в обменнике. На поездку на общественном транспорте вам понадобиться 24 лиры (6 лир за истанбулкарт и 18 лир на билет), если вдвоем, то 42 лиры.
Если пройти дальше метров пятьдесят, то справа у окна будут банковские отделения с банкоматами (некоторые еще только готовятся к открытию). Тут вы можете снять лиры с карты или обменять валюту по более выгодному курсу.
Также пройдя еще немного вперед (дальше выхода, потом нужно будет вернуться) — то там будут еще банкоматы других банков. В том числе Deniz banka, который позволяет снимать наличные со сбербанковских карт (только MasterCard) без комиссии.
Комиссии банков в среднем составляют 5-6 процентов за снятие:
- Сбербанк MasterCard в Deniz — без комиссии, Visa — от 3,5 до 6% в зависимости от суммы.
- Альфа-банк в Deniz и Garanti — 5,35%
- ВТБ в Deniz и Garanti — от 4,5 до 6,65 %
- Tinkoff Black и Tinkoff All Airlines — от 2,5 до 3,5%
Двигаясь от выхода в зал прилета влево до указателей, не пропустите поворот направо вниз (там тоже много указателей!)
Пропустить спуск невозможно, турки по максимуму натыкали стендов и штендеров, а также первое время в аэропорту работают волонтеры, помогающие ориентироваться в гигантском здании.
Далее переходы-эскалаторы вниз — справа для тех, кто с багажом, на два перехода и прямой вниз для безбагажных гостей аэропорта. Напротив спуска есть также лифт.
Где купить IstanbulKart в аэропорту
Выйдя из ворот здания, а это будет Gate 16, вы увидите стенд-указатель, где купить истанбулкарт. Билетоматиков много, они расположены у каждого выхода.
Над автоматами висит прайс — сколько стоит проезд до того или иного пункта. Мы будем ориентироваться на автобусы ХаваИст (во-первых, они комфортнее, во-вторых идут прямо до площади Султанахмет). Стоимость проезда на ХаваИст составит 18 лир (на апрель 2019).
Помимо автоматов старого образца, которые принимают только монеты и мелкие купюры, установлены еще и несколько билетоматов нового образца.
Как видно на картинке ниже — они должны принимать оплатой карту. Есть подробная инструкция на турецком и английском языках:
Но, на момент моего посещения нового аэропорта, билетоматы карты еще не принимали. Только наличные. Думаю, что турки быстро исправят это и уже скоро можно будет оплатить картой и в билетомате.
Зато около 16 выхода (Gate 16) стоит киоск с надписью ХаваИст, где вы можете как приобрести Istanbulkart, так и пополнить ее с банковской карты.
Милые и вежливые сотрудники не только пополнили мне карту, но и объяснили где найти остановку.
Сколько стоит проезд до Султанахмет?
Поездка в одну сторону на одного человека обойдется в 18 лир. Самый дорогой тариф до Pendik — 30 лир, ниже цены на другие популярные места (на апрель 2019):
- Arnavutköy — 12 лир;
- Beşiktaş — 18 лир;
- Kadıköy — 25 лир;
- Taksim — 18 лир.
При поездке до Султанахмет можно выйти на площади Эминёню, возможно вам будет удобней добираться до своего отеля. Стоимость проезда также будет 18 лир.
Где остановка?
Для этого, стоя спиной к выходу — идем направо. Любезный турок в киоске ХаваИст подсказал, что нужен будет 4-й перрон. Хотя нумерации там нет, а стоят временные таблички:
Идем мимо эскалаторов в самый дальний конец перрона, по пути будут остановки на Еникапы (IDO) и Таксим (см.фото выше).
Автобус до Султанахмет останавливается напротив парковки пронумерованной цифрами 16 (временного указателя не было):
На каждом автобусе светящаяся надпись конечной остановки. Вот он, нужный автобус ( Маршрут IST 1 — S: Istanbul HL — Sultanahmet):
Сколько времени ехать от нового аэропорта до Султанахмет — это зависит от наличия пробок на дорогах. Водители говорят, что где-то час-полтора. Мы доехали за 50 минут утром. Друзья ехали днем, потратили 1 час 20 минут.
По ощущениям — все автобусы новые, симпатичные. Отличаются яркой и стильной раскраской бортов. Вот так выглядят автобусы на стоянке у аэропорта:
2-й путь — у вас есть наличные лиры или пополненная Istanbulkart (с прошлой поездки или от друзей) то вам лучше сразу пойти вправо и спустившись на уровень, выйти в транспортную зону (это будет Gate 17). Вы сразу сворачиваете вправо и идете до остановки автобуса.
Истории: древние, старинные, современные
Удивительная по форме и красоте бухта привлекала внимание людей с древнейших времен. Люди, жившие здесь издавна, оставили по себе многочисленные и разнообразные памятки
Древнегреческие авторы воздали должное этому необычному месту в многочисленных рассказах. Гомер в своей «Одиссее» помещает на эти берега племя воинственных великанов лестригонов и дает достаточно точное описание бухты, зажатой между скалистыми берегами. Потом А. И. Куприн называл в своих рассказах балаклавских рыбаков «потомками лестригонов».
У Плиния в его «Естественной истории» есть упоминание об этом месте. Страбон описывает бухту как пристанище таврских пиратов, которые пользовались тем, что вход в бухту так замаскирован скалами, что его практически не видно с моря. До I века там действительно была таврская деревушка.
В I веке нашей эры здесь базируются римляне. Они вытеснили из этих мест тавроскифов и создали в Символоне свой военный лагерь. Это доказывают остатки римских построек, найденные здесь. Далее исторические документы отмечают в этом месте византийское поселение Ямболи. Предполагается, что это слово – искажение предыдущего названия Симболум.
Следующими хозяевами здесь стали генуэзцы, те самые, которые выстроили крепость Чембало. Вслед за ними пришла Османская империя. Интересно, что о Балаклаве в своей книге-путешествии упоминает Афанасий Никитин. После осман здесь воцарилась Россия. Уже в XIX веке здесь развивается востребованный курорт.
Секретный пригород
Скромным незаметным пригородом Балаклава стала по особой причине: здесь местоположение особенного секретного объекта. В 1957 году специфическая узкая бухта стала скрытой от посторонних глаз подземной базой подводных лодок. В скале были вырублены просторные штольни. В них хранилось атомное оружие, базировались ремонтные мастерские, цеха, в которых осуществлялась модернизация подлодок.
Из них абсолютно незаметно для американских спутников слежения уходили в море подводные лодки. С 1994 года, с момента ухода Российского Черноморского флота, это удивительное уникальное сооружение разрушалось. Только в 2003 году началась реставрация и создание увлекательного музея на основе секретной базы. Сейчас здесь можно посмотреть очень интересные экспозиции и послушать экскурсии.
Урочище Инжир
Между Золотым пляжем и мысом Айя находится урочище Инжир. Существует предположение, что на склонах урочища раньше росли фиговые деревья. Некоторые считают, что название пошло от треснувшей скалы, которая похожа на плод смоковницы.
Вид отсюда феноминальный
Как бы там ни было, сейчас это место для уединенного отдыха вдали от цивилизации. Прогулку часто начинают с Золотого пляжа. Там многолюдно и шумно. Но если отправиться на прогулку по Большой Севастопольской тропе по урочищу, можно найти спуски к разным бухтам, где почти не будет людей. В этих бухтах часто встречаются люди с палатками. Все тропы и спуски к пляжам в урочище оборудованы. Есть места для отдыха, источники с питьевой водой.
Посещение урочища Инжир — это обязательная программа всех отдыхающих в Балаклаве.
Мыс Фиолент
Редкий путешественник не знает о мысе Фиолент. Это жемчужина и визитная карточка Севастополя и Балаклавы. Это место практически не тронуто цивилизацией. Мыс представляет собой каменный выступ в море и галечные пляжи с чистой водой.
Мыс в тумане
Есть несколько легенд, связанных с названием мыса. Согласно одной версии, в 891 году к скалам вынесло греческих моряков во время шторма. Они забрались на мыс и начали молиться о помощи. К ним пришел Святой Георгий и успокоил шторм. С тех пор они назвали это место «Божьей страной». По другой версии название переводится с турецкого языка как «тигровый мыс». Все потому, что мыс имеет вулканическое происхождение и на обрыве чередуются вкрапления трахита и желтого известняка. На генуэзском языке «фиолент» означает «неистовый». Рядом с мысом море часто волнуется и случаются штормы.
Транспорт
Балаклава — сравнительно небольшой район, общественный транспорт нужен лишь для того, чтобы попасть в центр или одно из близлежащих сел. Сам городок можно обойти пешком за несколько часов. С туристической точки зрения интерес представляет автобус № 126 перевозчика ООО «Рубин», связывающий Балаклаву с Инкерманом, где находится одноименный завод марочных вин. На 119-м маршруте можно доехать до пляжей в бухтах Омега и Камышовая.
Чтобы добраться до других достопримечательностей Севастополя, нужно сначала попасть на остановку «5-й км Балаклавского шоссе», откуда отправляются автобусы в большинство районов и пригородов.
В летние месяцы особое значение приобретает морской транспорт — он связывает город с множеством живописных пляжей. Доехать до них по суше не так-то просто — путь пролегает через горы. Согласитесь, 20-минутная прогулка на катере гораздо приятнее часового восхождения под солнцепеком. Сегодня городские катера курсируют между причалом в Балаклавской бухте и пляжами «Васили», «Яшмовый», «Серебряный» и «Золотой».
Добраться до пляжей можно и на частных яликах — небольших моторных лодочках. Проезд стоит примерно столько же, но отправляются они чаще. К тому же, официальный транспорт перестает ходить довольно рано, и тогда ялик становится единственным способом вернуться в бухту.
Что еще посмотреть в Балаклаве
- После посещения Балаклавского подземного музейного комплекса можно перебраться на другую сторону бухты и внимательно рассмотреть остатки более древней крепости, расположенной как раз напротив музея, – Чембало. Башни были построены настолько прочно, что даже землетрясение не смогло повредить им. Только снаряды Второй мировой разрушили их.
- Можно просто погулять по причудливым берегам бухты. Сделать это поможет красивая набережная. Построена она была еще в XIX веке. Начало ее – площадь 1 Мая – можно увидеть на одной из веб-камер. Кроме набережной Назукина, местом прогулок может стать и вторая набережная города – Таврическая.
- Прогуливаясь у моря, любуясь многочисленными катерами и яхтами, не пройдите мимо замечательной скульптуры – это памятник коту. В бронзе увековечен коренной житель этих берегов – один из многочисленных котов, «помогающих» местным рыбакам разобраться с уловом. Гордо шествует упитанный бронзовый кот по набережной, неся в зубах блестящую силуминовую рыбку.
- Посмотреть охотничий домик Юсупова. К сожалению, этот когда-то прекрасный особняк сейчас находится не в лучшем своем состоянии. После необходимой реставрации он мог бы стать красивейшим зданием на набережной.
- Можно просто покататься, арендовав небольшой катер. В напоминающей Венецию бухте их великое множество. На таком ялике или катере можно добраться до прославленных пляжей Фиолента и вернуться с них обратно. Это относительно недорого. Заняться увлекательной морской рыбалкой. Просто выйти в море и купаться вдали от берега. Хозяева катеров и яликов помогут устроить дайвинг в интереснейших водах поблизости от грота Дианы и вернуть своих путешественников обратно на причал в красивой бухте.
- Можно научиться ходить под парусом под руководством профессионального инструктора. И даже арендовать одну из яхт. Дешевле всего обходится аренда каяка.
- Сходить в храм 12 апостолов будет интересно не только паломникам, но и просто любителям истории. Построен он был при генуэзцах в 1357 году. Есть предположение, что под ним находится фундамент византийской базилики, которую относят к V веку.
- 19 батарея, к сожалению, не входит в число экскурсионных достопримечательностей. Этот грозный боевой объект Великой Отечественной, уничтожить который оказалось не по силам врагу, сейчас, увы, находится в запустении. Возможно, этот впечатляющий форт со временем все-таки станет музеем, в котором воздадут должное подвигу его защитников.
- «Бочка смерти» – это одна из частей укрепления, носящего название «Южный форт». Его история начинается еще с первой обороны города, когда британские солдаты пытались здесь закрепиться. До сих пор видны сохранившиеся с тех пор остатки валов и стен. Во время Первой мировой русское командование, основываясь на предыдущем опыте, постановило сделать этот наблюдательный пункт не в виде каменной башни, а оформить как толстостенную стальную полусферу с прорезанными на разных уровнях бойницами. Сам форт представляет собой систему вырубленных в скалах круговых рвов, соединенных штольней.
- Северный форт, или иначе форт «Северная Балаклава», был тоже создан в Первую мировую. На склонах горы Кефало-Вриси непосредственно в скале была тоже вырублена подобная система рвов. Их соединяли штольни, сделанные из бетона. Посетить оба форта можно самостоятельно. Здесь нет входных билетов.
- Стоит отправиться в место с интересным названием Кадыковка. Во времена Крымского ханства это была отдельная деревня – Кады-кой (в переводе «деревня судьи»). Со временем, с новыми хозяевами название трансформировалось, а деревня стала частью города Балаклавы. Но сюда едут не только прикоснуться к истории этих мест. В Кадыковку приезжают посмотреть на удивительный, яркий и переменчивый цвет Карьерного озера, наполняющегося за счет студеных подземных вод и родников. В зависимости от света, погоды и угла взгляда оно выглядит то густо-синим, то нежно-голубым, то зеленовато-бирюзовым.
В окрестностях Балаклавы тоже немало интересного. Отсюда можно поехать не только на живописный мыс Фиолент с его пляжами, легендами и монастырем. Можно отправиться в Севастополь, на овеянный античной древностью Херсонесский мыс или в центр героического города и посетить там его известнейшие музеи и достопримечательности.
Чем интересен музей подводных лодок сегодня?
Современный музейный комплекс знакомит посетителей с событиями, о которых сегодня мало кто помнит, тем более молодые люди. Экспозиции музея подводных лодок в Балаклаве передает дух того времени, рассказывают о подвигах Черноморского флота, совершенных во время Великой Отечественной Войны. Представленная экспозиция должна воспитать чувство гордости за свою страну и ее героев и привить патриотизм.
Сегодня База подводных лодок Севастополя является уникальным в своем роде объектом, подобных которому нет во всем мире. Здесь будет интересно каждому, не зависимо от возраста.
С развалом Советского союза секретный объект перешел Украине и стал невостребованным. Как стратегический объект он прекратил свое существование в 1993 году. Как только его прекратили охранять, сюда тут же устремились грабители, которые выносили цветной металл и все что представляло хоть какую-то ценность. А жаль, так как арсенал ядерного орудия период «Холодной войны», представленный здесь, единственный из сохранившихся до наших дней на территории Европы.
Спустя 10 лет после развала СССР администрация Балаклавы (Севастопольский округ) приняла решение перевести комплекс в статус музея и уже в 2014 году, после Референдума, музей подводных лодок в Балаклаве стал южным филиалом Военного музея фортификации РФ.
Музей подводных лодок
Туристический объект № 1, самое интересное место в Балаклаве — это музей подводных лодок.
Располагается достопримечательность в недрах горы Таврос, где прорыт судоходный канал длиной в 600 м.
План секретной базы.
С 2 сторон канала в отдельных помещениях располагались ремонтные мастерские, цеха, арсеналы с боеприпасами. Входы в некоторые из них закрывались мощными противоатомными дверями, которые могли выдержать ядерный удар.
Мощные двери, способные выдержать атомный удар.
Лодки заплывали со стороны Таврической набережной, а выплывали в устье бухты, прямо в открытое море.
Вход и выход искусно маскировались. Никто и догадаться не мог, что здесь находится стратегический объект. Он изначально создавался как секретная военно-морская база. Поэтому город Балаклава не был нанесён ни на одну карту.
Находится гора напротив набережной Назукина, с противоположной стороны бухты. Здесь ещё одна городская набережная — Таврическая. Чтобы попасть туда, нам придётся обогнуть залив.
Путь займёт минут 30, а мы уже немного устали и проголодались. Поэтому зайдём в одно из кафе на набережной, где всегда в меню блюда из свежей рыбы. Подкрепимся, отдохнём и продолжим увлекательную прогулку.
С набережной Назукина выйдем на ул. Калича. Спустимся по ней к 3 мемориалам героям Великой Отечественной войны (можно остановиться и посмотреть). Вот один из них.
Мемориал в честь командира 2-ой бригады подводных лодок капитана I ранга А. Крестовского.
Затем перейдём на ул. Новикова. У остановки автобуса «Оболонь» свернём на Таврическую набережную и прямиком к музею.
В музей нужно сходить обязательно. Посетить его самостоятельно не получится. Осмотр доступен только в составе экскурсионной группы. Если вы не организованный турист, группы формируются на месте.
Экскурсия пешая, продолжительность её часа полтора. Внутри прохладно даже в летнюю жару, поэтому лёгкая курточка не помешает.
Судоходный канал.
Фото делать разрешается, только без вспышки.
Туристы осматривают:
- подземный судоходный канал, который должен был укрыть подлодки в случае ядерного удара;
- бывшие ремонтные помещения, где располагаются экспозиции об истории строительства базы, создании подводных атомных сил Черноморского флота СССР;
- арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки ракет.
Нужно учесть, что экскурсанты не возвращаются к месту начала осмотра. Выход из музея в противоположной от входа стороне.
Макет подводной лодки.
Рядом с выходом небольшой сквер. Здесь установлен памятник старшему матросу Б. Нечаеву, который погиб во время исполнения воинского долга. Фигура подводника выполнена из белого камня и обращена лицом к водной глади.
У сквера городской пляж. После длительной прогулки в жаркий летний день приятно окунуться в черноморскую волну.
Чтобы не идти пешком в обратную сторону, воспользуемся общественным транспортом. За пляжем остановка. Доедем на автобусе до набережной Назукина.
Славная получилась прогулка и запомнится вам надолго.
Виктория Викторовна, маркетолог, 32 года