Свято-саввинский пещерный мужской монастырь в крыму (челтер-мармара)

Информация для туристов

Обитель открыта для посещения с 9 до 18 часов. Кроме самодеятельного посещения, в монастыре можно побывать и в рамках организованных экскурсий.

Мир княжества Феодоро

Во время этой шестичасовой экскурсии путешественники посещают два пещерных объекта византийского княжества Феодоро – крепость Эски-Кермен и монастырь Челтер-Мармара. Основная стоимость – 11,3 тыс. руб. для групп до четырех человек, размещающихся во внедорожнике с кондиционером. Стоимость входа в городище Эски-Кермен (100 руб.) оплачивается отдельно. В цену экскурсии входят чай, вода и легкий перекус. Доплатив 100 рублей, можно получить обед.

Тур из Севастополя

В маршрут из Севастополя входит посещение монастыря Челтер-Мармара и озера Мангуп у подножия одноименного пещерного города. После отдыха на озере желающие могут подняться на скалу Крокодил и сделать эффектные фото.

https://www.youtube.com/watch?v=DbgAdQ3MtmEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Пещерный монастырь в Крыму – Челтер-Мармара (https://www.youtube.com/watch?v=DbgAdQ3MtmE)

Что нужно знать перед поездкой в пещерный город

Многие городища входят в состав Бахчисарайского музея заповедника. Это Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Бакла, Сюйреньская крепость.

Там действуют обязательные правила для туристов: нужно взять с собой запас воды как минимум 1,5 литра на человека, спортивную обувь и головной убор. Если будет плохая погода, древние города могут закрыть для помещения.

Требования не случайны, ведь летом на открытых крымских плато бывает очень жарко. В более прохладные дни на вершинах возможен и сильный ветер, поэтому куртка или толстовка тоже не помешают.

Советуем уточнить ограничения: по состоянию на конец 2021 года в заповедник пускают только с QR-кодом или ПЦР-тестом. Актуальная информация есть на официальном сайте.

Остальные древние пещерные города Крыма в заповедник не входят, и их посещение свободное. Но в любом случае стоит брать запас воды и легкую удобную одежду, как для турпохода. На посещение пещерного города лучше выделить целый день: путь пешком туда-обратно может занимать 2–3 часа, а на полноценный осмотр всех сооружений тоже уходит несколько часов.

История монастыря Челтер-Мармара

В самом названии монастыря заложена тайна: если его первая часть — «Челтер» — представляет собой татарское слово, означающее «решето», то что такое «Мармара» — сказать сложно. Есть версия, что Мармарой называли расположенный неподалеку поселок. Но сегодня в окрестностях монастыря есть лишь один населенный пункт — с. Терновка.

Не меньшей таинственностью окружено и возникновение Челтер-Мармара. Одни историки считают, что он был построен в VIII или IX в., и связывают его появление с движением иконоборцев. Предполагается, что бежавшие из Византии монахи основали обитель в горах Крыма. Другие исследователи полагают, что Челтер-Мармара несколько «моложе». По их мнению, он был построен в XII в., и его расцвет пришелся на эпоху подъема княжества Феодоро.

А вот относительно того, когда обитель опустела, историки единодушны: это случилось во 2-й пол. XV в., после завоевания Крыма турками. На долгие столетия Челтер-Мармара был забыт. В 1886 г

монастырь заново «открыл» знаменитый археолог А.Бертье-Делагард и привлек к нему внимание научной общественности. На протяжении ХХ в

Челтер-Мармара был объектом научных исследований. Только в 2007 г. сюда вернулись монахи, и сегодня в обители живет несколько человек. Пещерный монастырь признан объектом культурного наследия народов России федерального значения.

Святой-отшельник

В возрасте восьми лет маленький Савва остался на попечение дяди, так как его родителям пришлось уехать. Мальчик пришел в один из монастырей и остался там послушником, а когда родители вернулись, он был уже юношей и мог сам принимать решение. В его планы входило остаться в святой обители и принять монашеский постриг.

Через несколько лет Савва ушел в Иорданскую пустыню и стал жить недалеко от монастыря Герасима Иорданского в пещере. Со всего Ближнего Востока сюда за ним стали приходить последователи, считая его своим учителем. Так возникла Лавра, в которую приходили раз в неделю монахи, чтобы совершать обряд Богослужений. Вокруг Монастыря в пещерах жили насельники. На одной из них укреплены на железной решетке буквы А и С. В этой пещере проживал сам Святой.

Преподобный Савва дожил до преклонного возраста и скончался в 94 года. Всю свою сознательную жизнь он провел отшельником и был погребен в Лавре. Его жизнь стала примером для монахов, проживающих рядом с ним и которых к концу его жизни насчитывалось около пяти тысяч человек.

Архитектура

  • В центре — Благовещенский собор, справа — церковь Собора святых Архангелов
  • Скит Иоанна Молчальника
  • Скит Саввы Освященного (первая келья)

Церкви

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 годами братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 метров. К западной части пристроен притвор размерами 3,65 на 6,1 метра. Купол опирается на шесть колонн, встроеных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ

» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии. Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник). В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 году из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

Пещерная церковь Николая Чудотворца была основана не позже 491 года.

Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е годы по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

Церковь Софии (матери Саввы Освященного) построена в 657 году.

Всего в монастыре 9 церквей.

Часовни

Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII веке для хранения мощей основателя лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 году в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного была остнована приблизительно между 485 и 494. Находится в наиболее южной части территории монастыря внутри стен. Состоит из трех помещений – собственно часовни Иоакима и Анны, коридора и затворнической кельи Саввы.
  • Часовня Георгия Победоносца
  • Часовня Иоанна Крестителя была построена приблизительно между 710 и 749. Находится на территории Лавры, к северу от Архангельской церкви, выше последней.
  • Часовня Симеона Столпника в Женской башне построена в 1605 г. Находится к западу от монастыря за пределами его стен. Почти квадратная в плане трехъярусная башня поставлена на высокий стилобат. Название башни объясняется тем, что она служила странноприимницей для женщин, каковым со времен самого Саввы вход на территорию монастыря был воспрещен. В башне дормиторий и часовня во имя Симеона Столпника.

Часовня Иоанна Златоуста была основана в VIII веке.

Скиты

Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 на 3,2 метра, высота 2,7 метра.

Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 метрах от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI века рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 метров. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5 на 5 метров и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII векам.

Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Что посмотреть в монастыре Челтер-Мармара

Высеченная в скале обитель первоначально состояла из 5-ти ярусов и примерно 50-ти помещений, приспособленных для хозяйственных и духовных нужд монастырской братии. Из этих ярусов туристы чаще всего посещают три нижних: верхние слишком пострадали от времени.

Самый нижний ярус состоит из маленьких помещений, некогда служивших кельями, усыпальницами и складами. С него можно подняться на 2-й ярус, где сохранилось 11 залов. Когда-то в них были церкви, трапезная, покои настоятеля. Площадь самой большой из церквей превышает 150 кв. м. Верующие могут помолиться в ней перед иконами св.Саввы и других святых.

Наиболее сильное впечатление на туристов обычно производит открывающаяся с галереи 2-го яруса панорама: сделать плохую фотографию здесь просто невозможно. Третий ярус, состоящий из 15 помещений, менее ухожен. Ученые нашли в одном из залов две средневековые гробницы с надписями на греческом языке, но пока не установлено, кто там покоится. 

Над монастырем по плоской вершине (яйле) проходит «Большая севастопольская тропа» — многокилометровый туристический маршрут. Относительно недалеко находятся родник Бильдран-Чокрак, храм Донаторов и Эски-Кермен — один из самых больших пещерных городов Крыма.

Весной в лесу все покрыто бело-желто-синим ковром из подснежников, крокусов и пролески, а поляны вдоль обрыва — сиренево-лиловым ковром сон-травы.

История

Ученые считают, что монастырь Челтер-Мармара основан иконопочитателями, являющимися представителями одного из течений византийского христианства. Существует гипотеза, что мужской монастырь создан 12 в. назад. Но данный факт не доказан. Поэтому имеются и другие предположения о времени основания пещерного сооружения. По 2 версии монастырский отсчет начинается только в 13 в., причем все его монахи православной веры.

Название «Челтер-Мармара» в переводе с татарского языка на русский означает «решето». Почему так, опять только предполагается. Версия простая — совпадает с наименованием деревни, расположенной рядом и горы, на возвышенности которой стоит монастырь. Сейчас у подножия горной вершины раскинулось село Терновка.

Мужская обитель, по словам историков, просуществовала до 15 в., затем была изничтожена турецкими завоевателями. Турки обычно относились к православной вере снисходительно, не подвергали преследованию людей другого вероисповедания, но богатство монахов привлекло их. Обитель была разграблена с целью наживы. До конца 19 столетия про монастырь нигде не упоминалось.

Святыни монастыря Савина

Основу ризницы монастыря Савина составляют в основном священные предметы, принадлежавшие в начале сербским монастырям Милешева, а затем Тврдош. Они были привезены в Савин монахами во главе с епископом Саватием Любибратичем в 1693-1694 годах.

Так что сегодняшняя монастырская сокровищница образует уникальную коллекцию, которая объединяет наследие этих трех знаменитых сербских святынь.

И до наших дней свято сохраняются в обители старинные реликвии: редчайший рукописный экземпляр Евангелия 15 века, более 5000 уникальных книг, мощи царицы Сербии Елены, частица мощей Георгия Победоносца, потир 17 века.

Здесь можно увидеть и уникальный хрустальный крест в окладе из серебра, богато украшенный 4 рубинами, золотом и серебром. По преданию, этот крест принадлежал святому Савве.

Он считается, пожалуй, самым важным священным предметом, хранящимся в монастырской сокровищнице. Насколько известно, это — единственный крест, принадлежавший Святому Савве, который сохранился в сербской православной церкви.

Предполагается, что хрустальный крест был перенесен из сербского монастыря Милешева в Тврдош, а затем — в Савину обитель. Хотя не исключено, что сам Савва оставил его здесь, когда посетил эти земли и освятил основания монастырской церкви Святого Саввы, которую он посвятил его небесному покровителю святому Савве Освященному.

Среди реликвий не последнее место занимает и портрет русского царя Петра 1.

И еще интересный экспонат хранится в ризнице монастыря. Это букварь на русском языке. Считается, что именно по этой книге изучал русскую грамоту будущий черногорский поэт и митрополит Петр II Негош. А его учителем в изучении языка был монах Иосиф Тропович.

Вообще, у обители с нашей страной особо тёплые отношения, нас многое связывает. Во время войны с Наполеоном погибших в боях моряков хоронили на одном из монастырских кладбищ. Там же захоронены и многие эмигранты, уехавшие из России после революции. В честь всех русских, упокоившихся на черногорской земле, на этом кладбище установлен небольшой памятник.

А в 2007 году там построена церковь Святого Ф. Ушакова, знаменитого русского флотоводца. До сих пор за ней закрепилось название «русская церковь». Расположено кладбище недалеко от Савинского монастыря, расстояние около 1 километра в сторону центра Херцег-Нови. Координаты храма св. Ушакова: 42.45342, 18.54287.

Монастырь в наши дни

На сегодняшний день монастырь является действенным. В нем поселились монахи и ведут активную деятельность. В 2007 году на базе строения организовали обитель в честь священнослужителя Саввы Освященного. В наши дни удивительное помещение внутри горы используют как церковь.

Здесь расположили известные иконы:

  • Преподобного Саввы Освященного;
  • Святого Саввы Сербского, местные прихожане заявляют, что в 2009 они мироточила.

Стоит отметить, что удивительное явления было подтверждено представителями членами авторитетной комиссии. Прихожане и монахи считают, что столь удивительное событие связано с приездом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые посетили Крымскую епархию. Мироточение иконы началось перед намеченным приездом вышеупомянутых особ, а после отъезда явление постепенно начало исчезать.

Ссылки

  • Пылинки дальних стран… Один час у Преподобного в Иудейской пустыне
  • Лавра Саввы Освященного. Описание и фотографии
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь Израиля — Мар-Саба. Монастырь отшельников
  • Путешествие в Израиль №3. Лавра Саввы Освященного. Фотоотчет
  • Лавра преподобного Саввы Освященного. Мефодий (Кульман). Святая земля
  • Лавра Преподобного Саввы Освященного. Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности
  • Лавра святого Саввы Освященного в Иудейской пустыне (Фотоальбом «Вифлеем: две тысячи лет спустя»)
  • Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Павел Викторович Платонов. Публикация на официальном портале Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
  • МОНАШЕСТВО ВИЗАНТИЙСКОГО ПЕРИОДА. Монастырь Саввы Освященного
  • Мар Саба. Лавра Саввы Освященного. Фотоотчет
  • Поход в монастырь Мар Саба — Лавра Саввы Освященного (19.10.2013). Фотоотчет
  • Мар Саба. Лавра Саввы Освященного. Фотоотчет

Пещерный монастырь Челтер-Коба

Над ним не властно время: пещерный монастырь Челтер-Коба

Множество достопримечательностей крымского полуострова возникло благодаря содействию природных стихий. Пещерный монастырь Челтер-Коба близ города Бахчисарай относится как раз к таким. Сложная судьба древнего строения, нелегкая история и почти пятивековое забвение.

Сквозь столетия

Район вокруг современного города Бахчисарай может показать туристу достаточно интересных мест. Во времена правления византийских императоров с их территорий бежало некоторое количество православных монахов, которые впоследствии основывали различные храмы. Благодаря собственным навыкам они строили сооружения, являющиеся одновременно жилыми помещениями, добротной крепостью и священной обителью. Так и мужской монастырь Челтер-Коба вырублен на склоне мыса Ай-Тодор (не путать с одноименным мысом ЮБК).

Место было выбрано достаточно неудачно, так как близость к границам различных территорий сопровождалась постоянными спорами и конфликтами. Монашеская обитель не раз становилась предметом военных захватов. Все это привело к тому, что ближе к концу XV века, как раз-таки после расцвета, храм и прилежащие к нему строения были захвачены и полностью разорены, затем еще долгое время ни у кого не возникало желания заниматься возобновлением.

Возвращение к жизни

Только в начале XXI века митрополит Лазарь, прибывший в эти места для осмотра владений, решил восстановить обитель. 2 года понадобилось на сборы средств, еще год на сами восстановительные работы. Сегодня комплекс сооружений практически полностью восстановлен и функционирует как в старые времена.

Проживающие здесь священнослужители поддерживают чистоту и прядок. На данный момент сооружение представляет собой:

  • пещерный храм;
  • источник, путь к которому проходит по краю обрыва;
  • более 20 келий, из них используется для проживания всего лишь 5.

Естественно, гиды ведут туристов в первую очередь в главную достопримечательность – храм, в честь которого весь комплекс иногда называют монастырем Феодора Стратилата. Существует предположение, что изначально все сооружение могло быть посвящено другому святому с именем Феодор, но митрополит Лазарь своим указом утвердил именно это название.

Что еще посмотреть в Бельбекской долине?

Сегодня действующий мужской монастырь Челтер-Коба в Крыму не является особо популярной достопримечательностью полуострова, тем интереснее его посетить не в суете, а спокойной обстановке, возможно в одиночестве, находясь в одной из многочисленных келий.

Главное святилище, заложенное в подземном гроте, занимает площадь в 150 квадратных метров. Нахождение там, в тишине, нарушаемой лишь естественными природными звуками, подарит действительно необычные впечатления, которые вряд ли получится испытать где-то еще. По внешнему виду комплекс напоминает город-крепость Эски-Кермен, который находится не так далеко. Но по впечатлениям, оставленным после посещения, эта достопримечательность Крыма может поспорить с любым другим артефактом истории православия.

Предлагаем посмотреть познавательное видео о православной достопримечательности полуострова:

Как добраться?

Добраться от автостанции Бахчисарая до пещерного монастыря можно на автобусе № 129, 141 или маршрутке № 165, 167. Через 11 остановок выйти на «Малое Садовое» и следовать на юг 1,8 км. Оптимальный маршрут для личного транспорта можно посмотреть на карте:

Географические координаты: 44.630883, 33.831040

Расположение

Данная постройка представляет собой крупный пещерный монастырь, включающий множество ходов и помещений. Достопримечательность находится в Севастополе, рядом с селом Терновка. Строения подобного типа широко распространены в Крыму. Много столетий назад монахи оборудовали внутри гор жилища. Подобным образом люди защищались от врагов.

Древний монастырь Челтер-Мармара раскинулся на горе Челтер-Кая, в западной части. На верхушке скалы установлен большой православный крест. Название достопримечательности, состоящее из двух слов, обозначает следующее: «челтер» (по-татарски) — решетка или решето, «Мармара» — название деревни, которая в прошлом находилась неподалеку (по мнению историков).

Это интересно: Молодежный пляж в Керчи: фото, как добраться, описание

Монастырь Саввы Освященного в Израиле — это церковь, построенная Богом

Знаменитый в Израиле православный монастырь основан трудами преподобного Саввы Освященного. После смерти в 473 году святого Евфимия Великого православный подвижник ушел из его Лавры и поселился в пещере.


Евфимий Великий. Мозаика кафоликона монастыря XI век. После смерти в 473 году святого Евфимия Великого преподобный Савва ушел из основанного Евфимием монастыря

Узнав о то, что рядом живет великий святой к нему через несколько лет стали стекаться ученики. Господь послал преподобному Савве знак в виде огненного столпа, сошедшего с неба. В месте его схождения иноками построена в 484 году пещерная церковь.

Сама пещера, из которой устроили церковь, по своей природной форме напоминает базилику с аспидной и ризницей. Именно поэтому Кирилл Скифопольский назвал ее «Церковью, построенную Богом».


Башня императора Юстиниана VI века. Дозорную башню монастыря святого Саввы Освященного в Израиле назвали Юстиниановой в честь византийского императора, покровительствовавшего святой обители

Обители покровительствовал в свое время император Юстиниан I, при котором построили укрепленные монастырские стены, а также дозорную башню, называемую Юстиниановой. Она стала самой высокой точкой монастыря.

Перед кончиной преподобного Саввы население монастыря составляло 5 000 иноков. В монастыре стал монахом святой Иоанн Дамаскин. Он прожил в нем 50 лет, и здесь сохранилась его гробница. Кроме того, здесь также хранятся мощи монахов, убитых персами при нашествии в 614 году.

Посещение обители: крепость в скале

Турецким завоевателям наверняка пришлось немало потрудиться, чтобы захватить добычу в районе Терновки. Пещерный монастырь Челтер-Мармара был велик и хорошо укреплен. До сих пор сохранились остатки каменной оборонительной стены, а сам он занимал 5 уровней естественных и рукотворных пещер. Всего в нем 50 помещений, часть из них сейчас разрушена.

Первый ярус представляет собой череду небольших углублений в скалах. Они использовались для хозяйственных нужд. Тут же иноки устроили и своеобразное кладбище – ряд усыпальниц, которые можно отличить по круглым небольшим входам. Есть и бывшие кельи – небольшие комнатки с низкими входами.

Интереснее всего второй уровень, куда с нижнего ведет каменная лестница. Вдоль устроена галерея с каменными колоннами – она отлично смотрится на фото. С нее можно попасть в 11 разных комнатушек довольно большого размера. Большинство из них – естественного происхождения. Особенно интересен огромный зал площадью 150 м с каменными опорными колоннами. Тут же монахи устроили в камне 5 емкостей для сбора дождевой воды – это было удобно и давало возможность выдержать возможную осаду.

Третий ярус частично разрушен, но изначально в нем было 15 помещений, связанных в единую систему коридорами и лестницами. В одном из них ученые нашли две гробницы с надписями краской на греческом языке. К сожалению, за прошедшие века они стерлись настолько, что прочитать их не удалось. Все здешние помещения имеют окна – отверстия в скале, обращенные на долину.

Верхние уровни разрушены сильнее

На последний можно попасть с вершины горы через имеющийся провал, но делать это следует осторожно – занятие небезопасное. Предполагается, что здесь находилась монастырская церковь, возможно, что и не одна

Впрочем, приведенная информация может быстро устареть. Ныне монастырь Челтер-Мармара в Крыму снова стал действующим. В нем поселились служители веры, они занялись приспособлением пещер под свои нужды, их утеплением, организацией подсобного хозяйства

Прошло то время, когда посещение пещер было только вопросом личного интереса и осторожности туриста

История Челтер-Коба (Крым)

Расположен монастырь в балке Хор-Хор (с крымско-татарского «бедственная») на склоне мыса Ай-Тодор (не имеет отношение к своему южнобережному собрату). Пещерный монастырь Челтер-Коба (название переводится как «пещерная решетка») был возведен на границе XIV-XV веков возле Сюйреньской крепости, возвышающейся на вершине соседней балки.

Территориально монастырь, названный в честь святого Федора, располагался в княжестве Феодоро, которое в тот период было могущественным и обладало значительными территориями, в том числе к ее владениям относились Мангуп-Кале, Алустон и Горзувиты.

Известно, что монастырь назван в честь святого Феодора. Однако точного его имени не знают. Существовало сразу 3 святых, в честь которых могли бы быть назватьЧелтер-Коба:

  • Стратилат;
  • Тирон;
  • Студит.

Однако было выбрано имя Феодора Стратилата, который и стал покорителем этой обители святых.

Мужской пещерный монастырь Феодора Стратилата Челтер-Коба — это 23 помещения, вырубленных в скале. Располагается он в 4 яруса. В нишах были расположены храм, кельи, хозяйственные помещения.

Храм был разрушен турками после взятия приступом в 1475 году Сюйреньской крепости. Долгое время храм пустовал, а его пещеры использовались в качестве загонов для скота.

Вторая жизнь пещерному монастырю Челтер-Коба была дана в 2005 году. Он снова заполняется монахами. В честь Феодора Стратилата освящается источник, расположенный по соседству. Рядом с ним расположена купель.

Братия монастыря невелика, однако в праздничные дни и воскресения совершаются богослужения. А 21 числа в феврале и июне проходят богослужения в честь святого. Сегодня это исключительно мужской монастырь.

Челтер-Коба — как добраться в монастырь

Чтобы попасть в монастырь, нужно приехать в село Малое Садовое. Сюда ходят рейсовые автобусы из Симферополя, Бахчисарая и Севастополя. Вам подойдут рейсы до Богатого Ущелья, Соколиного, Счастливого.

Попасть в монастырь можно 2 способами:

  • Выбрав путь через Малое Садовое, необходимо пройти насквозь село и от стенда, посвященного Сюйреньской крепости, свернуть на дорогу влево. Чуть дальше по балке будет развилка, где необходимо выбрать правую дорогу, которая приведет вас в соседнюю долину Хор-Хор. Ошибиться будет сложно, поскольку на дороге находится крест.
  • Второй вариант пути — пройти к монастырю с тыла, зайдя через балку Джаныче-Бурун.

Кстати, в Крыму есть еще один пещерный монастырь Челтер, расположенный неподалеку от Терновки. Называется он Челтер-Мармара.

История обители

Точная дата основания монастыря неизвестна. По одной из версий, обитель в IX в. основали переселившиеся в Крым византийские христиане, преследовавшиеся на родине иконоборцами. Последователи другой версии говорят о XIII столетии и связывают основание с православным княжеством Феодоро, существовавшем тогда в этой части Крыма.

«Челтер» в переводе с татарского означает «решето». Местные жители именно так называли гору, в которой пещеры природного происхождения были изначально. Что же касается второго слова названия монастыря, то есть предположение о существовавшей здесь средневековой деревне Мармара.

Полезная информация

Координаты GPS: 44.595338, 33.732903

На карте:

Обитель функционировала до XV столетия, в котором Крым был завоеван турками. После этого монастырь оказался заброшенным на несколько веков, вплоть до 1886 г., когда его вторично открыл известный русский археолог Александр Бертье-Делагард. А с 2007 г. здесь вновь поселились монахи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: