Как добраться до водопада Учан-Су
Благодаря Бахчисарайскому шоссе добраться до водопада Учан-Су из Ялты можно очень быстро. Точнее до поворота трассы, откуда вглубь леса уходит тропинка. Здесь же и остановка общественного транспорта «Водопад». Сюда ходят автобусы 30-го и 50-го маршрутов из Ялты. Можно к этому повороту прийти пешком от остановки «Узбекистан» на трассе Ялта-Севастополь, что займет часа полтора, но прогулка подарит море позитивных впечатлений. Узнать, что вы уже на месте, можно по вдруг выросшему среди леса городку из отелей, ресторанов и сувенирных лавок. Вдоль дороги стоят сотни машин. Учан-Су – очень популярное среди туристов место, этим и объясняется такой повальный интерес, хотя в высокий сезон водопад зачастую пересыхает полностью, о чем многие даже не догадываются, хотя, надо повториться, места тут очень красивые и приехать сюда стоит даже и не намереваясь идти к водопаду. Нужно обязательно упомянуть, что заповедник взимает плату за проход к Учан-Су.
Вторая причина популярности водопада Учан-Су – близкое его расположение к началу Штангеевской тропы, которая переходит в Боткинскую и уходит к Поляне сказок через скалу Ставри-Кая. Найти начало тропы несложно – его определяет указатель «Боткинская тропа». В целом, тропу можно назвать Боткинской, тем более что её можно пройти на одном дыхании часов за пять. Но есть мнение, что лучше разделять тропу на две части – от водопада Учан-Су до горы Ставри-Кая – Штангеевская тропа, далее до Поляны сказок – Боткинская. Кстати, пройдя совсем недолго по тропе от указателя, вы сможете пересечь реку Учан-Су над водопадом. Сама речка здесь узка, летом можно просто её перешагнуть. При желании можно выбраться на скальную полку и посмотреть сверху на водопад Учан-Су и площадку перед ним. Многим это покажется опасным, но вид открывается прелюбопытный.
Недалеко от пересечения реки Учан-Су Штангеевской тропой можно увидеть как в последнюю вливается довольно широкая тропа, спускающаяся через сосновый лес с запада. Это знаменитая Таракташская тропа, которая после довольно-таки изматывающего подъема приведет к красивейшим скалам Таракташ и выведет на Ай-Петринскую яйлу.
Есть ещё один вариант добраться до водопада Учан-Су. На этот раз пешком из Ялты. По длиннейшей ялтинской улице Кирова, вдоль реки Учан-Су, вы сможете почти из центра города добраться до зоопарка, Поляны сказок и поселка Куйбышево. Сразу за тем местом, где улица Кирова делает петлю и пересекает реку Учан-Су, есть поворот направо, который приведет к детскому лагерю имени Германа Титова (бывшему «Иссары»), на территории которого находятся развалины древней крепости Учан-Су-Исар (об этим объектах подробнее в статье «Поселок Куйбышево»). Тропа продолжает виться параллельно реке, которая и выведет к водопаду Учан-Су. Пройдя примерно две трети пути от лагеря до водопада, можно свернуть налево и выйти прямо на остановку «Водопад» на Бахчисарайском шоссе.
Описать красоту водопада Учан-Су невозможно, его, конечно же, нужно увидеть. Приходить лучше в период с февраля по апрель, когда он просто-таки бушует и заглушает любые звуки в округе, но можно прийти и в сильный мороз, хотя такие холода в Крыму не часты, но в горах всё же ощутимо холоднее, чем на побережье. Замерзший Учан-Су – это незабываемое зрелище, в том числе и потому, что очень редкое. Летом здесь очень много людей и очарование несколько смазывается, особенно если водопад пересох. Но в любом случае, живописные окрестности реки и водопада Учан-Су не дадут вам ни на миг усомниться в правильности своего приезда сюда.
В заключение стоит рассказать легенду о происхождении водопада Учан-Су. Жила в этих красивых краях когда-то молодая и красивая девушка Зейнаб, любимая всеми за свою живость характера и быстроту грациозных движений. За проворство называли её Учан, то есть летящая. И вот Зейнаб похитил хозяин гор Крымских, всесильный дух, покоренный красотой девушки. В её отсутствие родная земля Зейнаб подверглась нападению злого демона, который опустошал деревни и поля, лишив их воды. И вот Зейнаб, видя страдания людей, упросила духа гор отпустить её на помощь. Превращенная в реку Учан-Су, девушка стремительно понеслась в родные края, но демон решил задержать её, поставив на пути воды огромную скалу. Но не помешало препятствие реке, обрушилась Учан-Су мощным водопадом вниз, даруя живительную влагу людям и их земле. С тех пор благодарное население этих краев называет реку и водопад «Учан-Су».
olegman37
Непростой путь к памятнику природы
Конечно, Суаткан не идет ни в какое сравнение с известными далеко за пределами Крымского полуострова водопадами Джур-Джур и Фатьма-Коба ни масштабностью, ни полноводностью, ни величием. Но привлекателен он более других – даже не своими природными особенностями, а больше некой загадочностью, просто витающей над ним, создающей какой-то ореол непреодолимой тайны.
Хотя никакой загадки на самом деле этот очаровательный водный поток в себе не таит, а вся его таинственность кроется лишь в местонахождении. Затерянный в дебрях предгорий Бельбекской долины, известной живописными, запоминающимися пейзажами, он превратился едва ли не в миф. Все это и влечет к нему немногочисленных искателей приключений, добирающихся к водопаду,
Хотя водопад Суаткан на карте Бахчисарайского района обозначен достаточно четко, на местности отыскать его будет сложнее, чем иголку в стоге сена. К нему не водят экскурсионные группы, какое-то подобие проторенного пути – это узенькая, постоянно теряющаяся из виду тропка. Даже хорошо ориентирующегося проводника довольно трудно будет найти. Стоит отметить, что даже до с. Богатое Ущелье добраться будет тяжело, общественный транспорт, со стороны Бахчисарая в этом направлении курсирует крайне редко, как следствие, рассчитывать на него особо не стоит.
От селений в юго-западном направлении ведет едва приметная тропа, проходящая по живописной долине Бельбека, мимо рукотворного озера, где построена дамба, перекрывающая речку Суаткан, и далее, вдоль ее тихого течения, сворачивает на запад. Но идти по берегу мелководной речушки сложно, он изобилует громадными валунами, сплошь покрыт скользкими камнями и местами обрывист. Следовательно, лучше свернуть в лес – никакой тропы в нем нет, как следствие, чтобы не сбиться с пути, нужно держать направление строго на запад и попутно прислушиваться, не слышен ли шум падающей воды.
Полезно знать
- Стоимость проезда канатной дороги в одну сторону: 400/250 рублей
- Расписание: ежедневно с 8.30 до 17.00 подъем, спуск – до 18.00.
Хотя тропа открыта круглый год, лучшее время для посещения – сухая осень-весна, лето. После дождей здесь достаточно скользко. Зимой, даже малоснежной, здесь может лежать снег, а это также небезопасно.
Не забывайте взять с собой треккинговые палки, головные уборы, воду и перекус.
Например, спустившись с Таракташской тропы на смотровую с лавочкой, отправиться вниз к водопадным ваннам по Штангеевской.
Если вы не решаетесь на такой поход самостоятельно, идите с экскурсией или гидом. Обычно в нее входит и посещение чудесного водопада Учан-Су.
Вот такие прогулки вас ждут в Крыму, друзья!
Статьи для внеклассного чтения:
- Мыс Фиолент на карте Крыма
- Достопримечательности Крыма на своем авто
- Горящие путевки в Крым — а что бывают?
- Ялта за 36 часов — авторский путеводитель по Ялте и царским имениям.
До скорых встреч!
Дополнение от октября 2019 года. Боткинская тропа: самый лёгкий путь на Ай-Петри
Боткинская тропа начинается около водопада Учан-Су, неподалёку от остановки, к которой подвозит упомянутая выше маршрутка №30. Как минимум, это означает, что внушительная часть подъёма к вершине Ай-Петри у нас позади уже при старте.
Маршрутка №30
Маршрутка № 30 следует от автовокзала к водопаду Учан-Су практически через всю Ялту, т. ч., сориентировавшись с расписанием, попасть на неё труда не составит. Я садился неподалёку от хостела «Борода» на остановке Санаторий «Узбекистан», куда маршрутка прибывает через ≈ 20-30 минут после старта от автовокзала. Ещё через 10-15 минут она уже наверху у водопада.
Стоимость проезда 30 рублей. По поводу соблюдения расписания: некоторые туристы пишут, что они, мол, вечером возвращались, а обещанной маршрутки дождаться так и не смогли. В моём случае она уехала в обратную сторону на 4 минуты раньше срока; не так страшно, но всё же.
Плюс, маршрутка №30 может не остановиться забрать пассажиров, если она уже достаточно забита. А поскольку дневных рейсов всего несколько, имеет смысл держать наготове запасной план либо садиться непосредственно у автовокзала.
Боткинская тропа
О названиях: в Мапс.ми предложенная тропа на начальном отрезке обозначается как Штангеевская, потом как Таракташская. Однако на местности у старта имеется информационная табличка с названием Боткинская, которого я и буду придерживаться.
Боткинская тропа — простая, живописная, удобная. Крутых уклонов, как на Кореизской тропе, здесь нет, а практически все среднего уровня подъёмы имеют в наличии как прямой путь наверх, так и альтернативный серпантин, превращающий и без того несложное испытание в даже несколько вальяжную прогулку.
Трудности у меня возникли несколько раз с ориентированием. Несмотря на то что тропа под ногами чёткая, явная и содержит указатели (немногочисленные), в некоторых местах встречаются неочевидные развилки.
Со всеми я разбирался довольно быстро. Даже если сворачивал не туда, вскоре понимал это и возвращался обратно, потратив впустую лишь каких-нибудь пару-тройку минут. Со всеми, кроме одной, о которой расскажу подробнее.
Где-то на исходе первой трети пути, ещё до горы Таракташ, я наткнулся на развилку: одна дорожка вела вверх к вершине Ай-Петри, а другая (поменьше) сворачивала в сторону и даже куда-то вниз. Мапс.ми здесь ничем не помог, поскольку показывал в данной точке только один вариант.
Я полез вверх
И чем дальше залезал, тем сложнее становилась тропа, приходилось даже карабкаться по скалам, задействуя обе руки и повышенное внимание. Когда я наконец уверился, что выбрал неправильный путь, прошло уже минут двадцать
И что делать — спускаться по непростому маршруту или искать пересечение наверху? Я выбрал второй вариант.
Карабкаться дальше для неподготовленного туриста, вроде меня, было уже не только сложно, но и опасно. Благо в сторону по направлению к Боткинской тропе я заметил совсем малюсенькую тропку, которая внушала некоторый оптимизм.
Она сквозь заросли привела меня на некую возвышенность, с которой при помощи навигатора я наконец обнаружил Боткинскую тропу, тянущуюся внизу на довольно-таки приличном расстоянии. Так что спускаться всё же пришлось, не по скалам, и на том спасибо.
В результате на эту развилку я потратил не только силы и нервы, но и лишний час времени. Впрочем, попав на Таракташ и при взгляде на открывающиеся с него великолепные горные пейзажи, я с лёгким сердцем позабыл о своей неудаче.
После Таракташа Боткинская тропа предлагает продолжительный, но всё ещё несложный подъём, после которого она выводит путешественников на плато Ай-Петри к кордону и посёлку Охотничье.
Здесь, к слову, располагается бюджетный турприют, предлагающий ночлег за 400 рублей (ищите его Вконтакте). В нём я и сам планировал остановиться, но график в итоге не позволил.
От Охотничьего полчаса ходьбы до верхней станции канатной дороги. На пути к ней можно заглянуть в Ай-Петринские пещеры, сделав небольшой крюк.
Ещё полчаса отнимет подъём на вершину Ай-Петри, о которой я уже рассказывал выше. Добавлю только, что в этот раз я решил прогуляться за 500 рублей по канатным мостикам, протянутым между зубцами Ай-Петри. Впечатления остались самые захватывающие.
Дорога к плато Ай-Петри
В живописнейших местах Крымского полуострова на сложнейших горных серпантинах горы Ай-Петри с советских времен проводились автомобильные гонки, считавшиеся одними из самых сложных в Союзе.
Когда-то здесь разыгрывались этапы чемпионата СССР по ралли, затем в течение нескольких лет проводилось мероприятие под названием «Антика». В 2005 году усилиями известного украинского гонщика Евгения Червоненко соревнование было возраждено – Ялта-ралли стали визитной карточкой Крыма.
Гоночная трасса на всём протяжении имеет асфальтовое покрытие, но считается очень трудной и имеет коэффициент сложности 10. Традиционно маршрут ралли представляет собой подъём по горному серпантину на плато Ай-Петри и спуск по тем же участкам либо через другую дорогу, выходящую на побережье.
Прокатиться по гоночной трассе может любой желающий – дорога открыта, однако следует быть очень осторожными и помнить о правилах дорожного движения. Лучше всего воспользоваться услугами местных таксистов и доехать до вершины на машине, сделав по пути несколько остановок у окрестных достопримечательностей. Таким образом, вы сможете посмотреть намного больше интересных мест. Ещё один плюс – не будет так сильно закладывать уши от резких перепадов высоты.
Водопад Учан-су
Первая остановка на пути – водопад Учан-Су – находится на одноименной реке посреди соснового леса. Вода падает с отвесного известнякового обрыва с высоты 98,5 метров, ниже формируются ещё три более мелких водопада.
Греки назвали водопад Кремасто-Неро («Висячая вода»), тюрки присвоили ему имя Учан-Су («Летящая вода»). Вода здесь с таким ревом падает вниз, что не слышно собственного голоса. Особенно красив водопад весной на фоне тающего снега.
Вода из водопада попадает в Могабинское водохранилище, которое отвечает за водоснабжение Ялты. Зимой водопад иногда замерзает, образуя каскад мерцающих сосулек, а засушливым летом он может разочаровать и пересохнуть.
Горное озеро Караголь и Серебряная беседка
Сооружение было установлено в честь строителей дороги Ялта — Ай-Петри — Бахчисарай, проложенной в 1865-1894 годах.
Говорят, во время прогулок в беседке любил отдыхать император Николай Второй. Отсюда открывается удивительно красивый вид на окрестности. Серебряной беседка называется потому, что в холодные месяцы часто покрывается инеем и сверкает на солнце.
Ай-Петринский меридиан
Ещё немного – и вы на Ай-Петринском плато. Здесь расположена автостоянка, рестораны, множество сувенирных лавок. Неподалеку – старинное здание метеостанции и глобус на гранитном основании – так называют Ай-Петринский меридиан. Справа от дороги – памятник партизанам Ялтинского отряда, погибшим в декабре 1941 года.
Смотровая площадка Ай-Петри
На краю плато на скале Шишко расположена видовая площадка. С высоты 1182 метров над уровнем моря видно почти всё побережье на много километров вокруг, особенно красив пейзаж в вечернее время.
Зубцы Ай-Петри
Поверхность яйлы практически ровная и просматривается достаточно далеко. Отсюда можно пешком прогуляться до Зубцов – самой высокой части горы – и верхней станции канатной дороги. Любители экстрима могут подойти к зубцам очень близко — по навесной лестничке.
Дорога на Ай-Петри на машине
Для удобства отметили маршрут на Ай-Петри на автомобиле на Яндекс картах. Карту можно приблизить, рассчитать время в пути. Будет полезно всем, кто ищет, как самостоятельно добраться на Ай-Петри на машине.
Яндекс.КартыЯндекс.Карты
Съезд на Бахчисарайское шоссе с Южнобережного находится на юго- западе Ялты в районе Виноградного, здесь стоит указатель на Бахчисарай. От Виноградного до Ай-Петри ехать расстояние 30 км все время по горному серпантину. Если едете из других городов Крыма, то от Севастополя до Ай-Петри 100 км, от Симферополя 110 км, от Судака 140 км, от Евпатории 141 км. Подниматься в гору на машине от Виноградного около 1 часа. Дорога узкая, по одной полосе в каждую сторону, часто бывает сложно разъехаться со встречкой, мест для обгона практически нет. Поэтому если впереди плетется какой-нибудь новичок за рулём (хотя лучше новичкам не ездить на Ай-Петри), то за ним собирается приличная вереница машин.
Дорога идет круто вверх, постоянно петляя. По пути от Ялты до Ай-Петри на дороге вас ждут почти 300 поворотов, где дорога идет в долине реки Учан-Су и огибает гору Могаби, а также самая высокая точка — 1207 метров над уровнем моря. Зимой из-за опасности схода лавин дорога Ялта-Бахчисарай может быть закрыта. Большая часть поворотов на Бахчисарайском шоссе — под 180 градусов.
Так вы попадёте на первую остановку — водопад Учан-Су на высоте 400 метров над уровнем моря. Это самый высокий водопад во всем Крыму — 98,5 метров и источник пресной воды на ЮБК, но любоваться им полноводным нужно весной и осенью. Летом Учан-Су пересыхает почти полностью, можно увидеть только тоненькие струйки. Зато весной напоминает настоящую Ниагару. Вы будете полностью обрызганы, если просто встанете рядом. Спасёт только зонтик или дождевик. Зимой водопад замерзает в полёте, превращаясь в ледяные глыбы, из-под которых вытекают маленькие струйки. Тоже красивое зрелище. У водопада Учан-Су есть импровизированная парковка, но мест не много, открыт ресторан, стоят палатки с сувенирами и «нужными» товарами на отдыхе. Здесь же и остановка автобуса № 30 из Ялты. Зимой выше водопада стоит пост ГИБДД, и в зависимости от погоды, не пропускают никого, либо пропускают только полноприводные машины, либо разные при наличии цепей.
Чуть выше Учан-Су находится начало Таракташской тропы на плато Ай-Петри, а вниз идет Штангеевская тропа, которая переходит в Боткинскую тропу — терренкур. По Таракташской можно подняться на Ай-Петри пешком, на прогулку лучше выделить отдельный день (и делать это с опытным гидом, потому что гулять по неизвестным горным тропам опасно, посмотреть подробнее можно здесь и здесь). Как минимум, нужно иметь при себе навигатор, 1,5 литра воды, удобную обувь и 3-4 часа свободного времени.
Далее по пути наверх будет горное озеро с беседкой. В воде живут черепахи. Озеро искусственное, создавалось как пожарный водоём. Позже было благоустроено, поставили беседки и запустили черепах, которые здесь отлично прижились. Сейчас на озере также часто останавливаются туристы самостоятельно и с экскурсией. Едем дальше, все выше и выше к главной гряде Крымских гор.
Дорога идет по хвойному лесу, смотровых площадок по пути нет. Но вот он — указатель на Серебряную беседку. Название беседка получила из-за того, что зимой покрывается инеем, словно серебром. Здесь тоже стоит остановиться, потому что виды завораживающие, видна вся Ялта как на ладони. Сама беседка уже «уставшая» и требующая ремонта, но окружающие виды затмевают все вокруг. Рядом расположились места стихийной торговли, можно купить сувениры, домашнее вино, выпить горячего чая или кофе.
Едем дальше вверх, выруливаем через крутые повороты. Виды вокруг становятся интереснее, появляются смотровые площадки. Одна из них — на Славкином повороте на 18-м км Бахчисарайского шоссе, назван в честь погибшего здесь в 1975 году Лиманского Славика. Сейчас на этом месте находится мемориальная доска.
По горному серпантину приедете в село Охотничье. Далее выезжаем на Ай-Петринскую яйлу. Это плоская вершина горного плато. Вся территория является заповедником, съезд с асфальтированной дороги в этом месте категорически запрещен.
Начало тропы — на горе Ай-Петри
Итак, рано утром, желательно одним из первых вагончиков, с нижней станции Мисхора поднимаемся наверх, имея с собой запас воды, небольшой перекус и удобную обувь. Кстати, на пути будет уникальное место с прохладным воздухом, Поэтому, с собой желательно иметь легкую курточку или олимпийку. Уместна такая одежда будет и в облачную погоду, когда парить придется выше облаков!
И вот мы наверху. С зубцов очень хорошо видно асфальтовую дорогу, идем по ней до Т-образной развилки. Пойдя метров 100, попадаем на грунтовку, и держим путь.
К счастью, здесь только одна дорога вниз, и по ней нужно начать спуск.
Саму тропу–маршрут разработали участники Горного Клуба Крыма, в частности, врач В. Н. Дмитриев. Совершая регулярные прогулки по тропе, он полностью избавился от туберкулеза. Вот такая интересная история.
Началом маршрута будет сложенная горка камней. С первых метров, с первых шагов, начиная спуск вниз, вас будут восхищать пейзажи – один, сменяясь другим. Не спешите, остановитесь, полюбуйтесь красотами. И будьте уверены, что похожего вы не встретите нигде.
Тропа точно приведет вас куда надо, и если вдруг вы где-то нечаянно свернули, не переживайте, все мелкие и еле заметные тропы в конечном итоге соединяются между собой в одну, главную.
Дубовые леса постепенно к низу спуска сменяются сосновыми. По обеим сторонам дороги – то травы, то полянки, то скальные выступы. Если повезет, услышите звенящие ручейки, а оголенные корневища деревьев помогут безопасно преодолеть препятствия на пути. Пейзажи будут один краше другого.
Говорят, что спуск занимает по времени 2, 5 часа, при его длине в 8 км. Но если вы неравнодушны к природе, к ее творениям, и у вас с собой профессиональный фотоаппарат, говорящий о многом, значит, спуск будет дольше. Главное, успеть спуститься до начала сумерек.
Наибольшие восторги и восхищения вызывает урочище Таракташ, откуда и пошло название тропы.
Урочище это – потрясающее творение природы, и самым уникальным объектом внимания является удивительная и красивая скала, которая, по сути, и сформировала своим проломом ущелье, уходящее вдаль. Дугообразной формы, каменная стена высотой несколько десятков метров является символом мощи и красоты этого маршрута.
Остается загадкой, как при такой толщине стены, и, имея немалую высоту, скала уже столько времени стоит одна, в отдалении от всего массива, без следов видимых разрушений.
Ливадийский дворец
Обрадовавшись хорошему гостевому дому со свежим ремонтом в поселке Гаспра, мы вновь прыгнули в машину и помчали в Ливадию. В итоге вышла приятная вечерняя прогулка по Ливадийскому парку.
Координаты Ливадийского дворца: 44.46771,34.14355
Дворец строился с апреля 1910 по сентябрь 1911 г.г. В разные времена им владели Л.С. Потоцкий, Мария Александровна (супруга Александра II), Александр III, Николай II. Когда правил Сталин, во дворце был противотуберкулезный санаторный комбинат. В 1944 году — госпиталь. В последующие года дворец стал использоваться как кардиологический санаторий. И только лишь 1 ноября 1993 года Ливадийский дворец официально стал музеем.
Парк понравился, особенно запомнились огромные старые платаны, которые не обхватить даже вдвоем.
В Ливадийском парке много замечательных и уединенных местечек. Гуляя, мы набрели на немного пошарпанную, но очень красивую беседку.
Фотографий парка у меня осталось совсем мало, мы просто наслаждались прогулкой, тихонько бродили по дорожкам и тихо общались. Атмосфера располагает к неспешной ходьбе и милой беседе.
В отличнейшем настроении подходя к машине, заметили спущенное колесо. Оказалось, в шину воткнулся саморез. В багажнике оказался ремкомплект, но без насоса. Как это, машину взяли в аренду и не проверили, что есть в ней? Да, вот такие мы растяпы. Первый раз тачку арендовали. Запаску ставить — не, это слишком просто для нас. Получился целый квест с поисками человека, который возит у себя в машине насос. В итоге нашли таксиста, который согласился поделиться им. Залатали отверстие с помощью ремкомплекта, накачали колесо: проблема решена.
Как добраться до горы Ай-Петри
Добраться на вершину горы Ай-Петри, можно тремя основными способами: на машине, автобусе или другом транспорте, пешком и по ялтинской канатной дороге. Канатная дорога Ай-Петри работает ежедневно. Цены на билеты лучше уточнять заранее на официальном сайте Ай-Петри. Для детей, как правило, они ниже чем для взрослых. Пешие маршруты проходят по удивительно красивым лесным массивам и горным хребтам. А для экстремалов и любителей пощекотать нервы расположены два подвесных моста. Поднимаясь пешком можно любоваться удивительным водопадом Учан-Су на ай-петринском склоне южной части, весной его можно увидеть во всей красе. Шум от падающих брызг, разносится на многие километры. Водопад является самым высоким в Крыму, не считая сезонных водопадов, которые активны всего 2-3 недели в году, во время весеннего паводка. Дух захватывает от увиденного живописного зрелища, поражает мощь и сила, с какой скоростью огромное количество воды низвергается с гор. Здесь точно получится сделать отличные фотографии. Территория вокруг является заповедником. Неподалеку от водопада можно приобрести сувениры и тематическую продукцию, пополнить запасы воды, посетить кафе и перекусить. На горном участке, который находится на высоте 856 метров над уровнем моря в честь завершения строительства дороги через Ай-Петри в 1894 году установлена «Серебряная беседка». В зимний период от мороза поверхность покрывается инеем и блестит в лучах яркого солнца, создавая серебряный блеск.
Стоит упомянуть другой длинный пеший маршрут Ай-Петри в Крыму, который начинается по соседству с зоопарком «Сказка», отличным местом для семейного отдыха, где можно увидеть многочисленные виды птиц, млекопитающих, рептилий. Не каждый имеет силы подняться на гору самостоятельно, поэтому сюда можно попасть на автотранспорте или воспользоваться одной из удобных кабинок Ялтинской канатной дороги, насладившись неспешным просмотром горного ландшафта свысока. На автомобиле подняться на гору смогут только очень опытные водители, потому что дорога имеет многочисленные резкие повороты. Настоящий горный серпантин. На транспорте удобнее воспользоваться менее крутым подъемом со стороны Бахчисарая. Безопасность и комфорт при подъеме на гору обеспечены, если воспользоваться канатной дорогой – это уникальное сооружение с комфортабельными прозрачными кабинками, стремительно несущимися вверх, позволяющими насладиться видами Мисхор и панорамой окружающего неповторимого горного ландшафта, увидеть трезубцы горы Ай–Петри. За свою неповторимую протяженность в 2980 метров с 46-градусным уклоном и длительность строительства в 20 лет канатная дорога была внесена в Книгу рекордов Гиннесса. Этому послужил факт наличия самого длинного в Европе пролета без опор. На протяжении канатной дороги расположено три оборудованные станции, которые делят маршрут на две части. До последней точки маршрута 15 минут, и расположена эта остановка на высоте 1153 метра.
Но не только легендарные места и живописные реликтовые леса привлекают сюда туристов. Гора Ай-Петри – своеобразный зимний курорт в Крыму. Устойчивый снежный покров держится до 90 дней в году, с начала зимы до марта. Это популярное место зимнего отдыха с наличием горнолыжных трасс разного уровня сложности. Ялтинская туристическая канатная дорога открыта для посещения круглый год, даже зимой самые отчаянные туристы приезжают на горнолыжный курорт покататься на бордах и горных лыжах по проложенным трассам разной степени сложности. Местные жители Крыма катаются и спускаются на санях и ватрушках. Канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» – развлечение для отдыхающих, от которого захватывает дух.
Как добраться до водопада Учан-Су
Мы посещали водопад по пути на Ай-Петри. Самый простой вариант — приехать на машине. Парковка на момент нашего нахождения там была бесплатной, есть какие-то киоски с сувенирами.
Координаты парковки и кассы: 44.49050,34.09511
Координаты водопада: 44.49278,34.09223
В окрестностях проложены пешеходные маршруты, пройдя по которым, можно также увидеть водопад с других ракурсов, более интересных. Мы пока не можем ничего о них рассказать, так как не ходили. Машруты есть на OSM-картах и на информационном щите рядом с кассой.
В апреле Учан-Су не радовал обильным потоком воды, и от этого выглядел еще более изящно и хрупко. Портит вид (как и у многих других заезженных достопримечательностей) человеческая постройка с орлом, а также труба слева (на фото не видна).
На втором снимке видно кусок трубы, которая зачем-то проложена там. Портит пейзаж просто ужасно. Возможно, когда поток воды с гор сильнее, её не видно, но сомневаюсь.
Если не обращать внимания на эти мелкие недостатки, Учан-Су производит впечатление невероятное, голова кружится от высоты, с которой спускается вода. Очень зрелищно.
О тропе
Целебные свойства удивительно разнообразной природы полуострова Крым отмечались людьми издавна. На их основе более 100 лет назад знаменитые врачи России создали замечательную лечебную методику – климатолечение. Они использовали для этого не только исцеляющий воздух побережья, наполненный свежим дыханием моря.
Особое внимание было обращено к огромной пользе прогулок по Крымским горам, заросшим соснами, можжевельниками и другими целебными растениями. Одним из таких возвращающих здоровье лесных прогулочных маршрутов стала Таракташская тропа
Этот извилистый путь соединяет водопад Учан-Су и Ялтинскую яйлу, выводит к вершине горы Ай-Петри. Прогулка по нему занимает приблизительно 3–5 часов, что зависит от физической подготовки туриста. Начать путешествие можно от водопада или с плато Ай-Петри.