Здание главного штаба

Зимний сад

Одним из ярких примеров парковой архитектуры второй половины XIX века является Зимний сад.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Режим работы: круглосуточно
  • Как добраться: автобусы: № 10, 24, 191

Зимний сад – одно из центральных украшений Северной столицы. Его еще именую Разводной, в былые времена здесь, между дворцом и Невой разводили караул.

По страницам истории

Перекресток Дворцового проезда и Адмиралтейская набережная создавали слишком много шума для обитателей Зимнего дворца. Чтобы огородиться от шума, было принято решение разбить живописный сад. К тому же император вместе со своей семьей мог здесь проводить время вдали от посторонних глаз.

Садовый комплекс был основан в 1897 году, ландшафтными работами и обустройством сада занимался садовый мастер Р. Ф. Катцер. Вход на территорию сада располагался у главных стен дворца, по всему периметру была установлена чугунная решетка. Ограда получилась настоящим произведением искусства, и в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, выиграла награду Гран-При.

Живописный сквер радовал обитателей Зимнего дворца вплоть до 1904 года, пока император вместе со своей семьей не переселились в Царское Село. Во время Октябрьской Революции парк сильно пострадал, газоны. Цветники были полностью уничтожены. Зимний сад вернул себе исторический облик в 2008 году.

Что можно увидеть

Зимний сад доступен для посетителя в любое время суток. Площадь составляет 1. 09 гектар. Это своего рода островок зелени в центре огромного мегаполиса. Местные жители и туристы приезжают сюда, чтобы отдохнуть в окружении тишины, уединения, спокойствия. Для посетителей предусмотрена зона отдыха, оснащенная скамейками, фонтанчиками. Во время прогулки по аллеям парка вы сможете насладиться красотой деревьев, кустарников, цветов

Отдельное внимание заслуживают кустарники французской розы, виргинской черемухи, сирени, японского барбариса. Некоторые представители растительного мира были посажены еще во времена российских императоров

Дворцовая площадь – это сердце Северной Пальмиры, и место, где зарождалась история.

С чего все начиналось…

В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.

Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.

Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.

В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.

В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.

Транспорт

Автобус с империалом у Александровского сада, 1907 год Конка у Александровского сада Въезд на Дворцовую площадь запрещён

Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года открылся 1-й маршрут конно-железной дороги от Николаевского (ныне Московского) вокзала мимо Дворцовой площади до Стрелки Васильесвкого острова. Затем конки стали ходить от Дворцовой площади до 6-й линии Васильевского острова через Николаевский (ныне Благовещенский) мост. Первый рейс санкт-петербургского сухопутного трамвая стартовал 16 (29) сентября 1907 года от Александровского сада, а 11 ноября оттуда же отправился первый автобус по маршруту Александровский сад — Балтийский вокзал. После большого перерыва при советской власти 24 декабря 1926 года от площади было возобновлено движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) — Загородный проспект — площадь Восстания.

По состоянию на 1 января 2011 года никакой общественный транспорт через площадь не проходит. Ближайшие станции метро:

  • Станция «Невский проспект» на линии имеет выход на канал Грибоедова угол Невского проспекта. Эта станция является пересадочной на станцию «Гостиный двор» линии и пассажиры этой линии также могут воспользоваться этим выходом. Расстояние от выхода из метро до центра площади составляет около 800 м.
  • После запланированного на 2011 год открытия ближайшей станцией метро станет «Адмиралтейская», которая будет располагаться на линии между станциями «Садовая» и «Спортивная» с выходом на угол Малой Морской улицы и Кирпичного переулка. Расстояние от выхода из метро до центра площади по прямой составит около 300 м, но с учётом особенностей расположения выхода из метро путь от одной точки до другой составляет 500 м.

На Дворцовом проезде есть остановка наземного общественного транспорта «Дворцовая площадь». На ней останавливаются автобусы социальных маршрутов № 7, 10, 24, 191 и ряда коммерческих маршрутов и троллейбусы № 1, 7, 10, 11..

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом. 

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект  замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.

Дворцовая площадь в конце 18 века

Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении.  Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса. 

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом, состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси), связанных между собой Триумфальной аркой. Это фундаментальное строение — торжественное и монументальное —  придало площади логическую завершенность.

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна(арх.О.Монферран). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.

Дворцовая площадь в 19 веке

Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат. 

Живые шахматы — фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

Главный штаб

Общую композицию Дворцовой площади завершает грандиозное здание Главного штаба (Дворцовая пл., 6/8), два длинных крыла которого соединены величественной триумфальной аркой. История строительства зданий и арки напрямую связана с историей формирования Дворцовой площади.

Проблему организации территории перед Зимним дворцом власти пытались решить неоднократно. Ещё в 1772 г. архитектор И.Е. Старов предложил свой проект реконструкции находящихся здесь зданий, но его планы не получили дальнейшего воплощения.

В 1779 г. императрица Екатерина II возвращается к идее сделать парадную площадь рядом со своей резиденцией, и Академия художеств, по высочайшему повелению, объявляет конкурс на застройку территории между восточным углом Адмиралтейства и Миллионной улицей. Побеждает проект архитектора Ю. Фельтена, по которому в итоге у Невского проспекта построили три новых дома: один для Брюса и два для Ланского.

В доме Ланского был устроен большой театральный зал, который позднее, в начале XIX в., даже снимала дирекция Императорских театров. В 1790-х гг. рядом с Зимним дворцом архитектор В. Бренна строит манеж, на месте которого позднее будет построено известное нам здание Штаба гвардейского корпуса, и оформление Дворцовой площади завершается с трёх сторон. Незадолго до Отечественной войны 1812 г. жилые дома по Невскому проспекту приобрёл Главный штаб русской армии.

В 1819 г. Росси получает указание перестроить частные фельтеновские дома для размещения Главного штаба, причём в зданиях, выходящих на Мойку, нужно было разместить дополнительно два министерства: финансов и иностранных дел. Бюрократический аппарат Империи рос, и в столице уже не хватало места для новых чиновников.

Несущие стены зданий, выходящих к Невскому проспекту, Росси сохранил, как и некоторые интересные интерьеры в них, а выкупленные строения вдоль Мойки просто снёс, так как они не представляли никакого художественного интереса и исторической ценности.

Два здания Главного штаба зодчий закончил к 1823 г., корпуса на Мойке для Министерства финансов построили через три года, а к 1827 г. была сооружена арка Главного штаба, без которой Санкт-Петербург уже невозможно даже представить.

Знаменитая арка Главного штаба служит композиционно-пространственным стержнем комплекса военных зданий. В пропорциях она близка к квадрату, что было необходимо, учитывая высотность примыкающих построек. Противопоставление света и тени между двумя сводами ансамбля усиливает объёмно-пластическое построение всей конструкции, создавая необходимый ритм. В большей степени декорирована скульптурой та часть Триумфальной арки, фасад которой смотрит на Зимний дворец. Это усиливает её художественное значение, придает обязательную для подобных сооружений парадность и торжественность.

В этом творении архитектор К.И. Росси выразил тот эмоциональный настрой, с которым русские части входили в побеждённый ими Париж. Это помогло гениальному архитектору найти нужное стилистическое направление в своей работе на Дворцовой, угадать стилистику композиции, что проявилось в неповторимом скульптурном украшении арки, нарисованном лично зодчим и исполненном в натуре лучшими скульпторами того времени – Пименовым и Демут-Малиновским. Горельефы из воинских доспехов и оружия – щиты, панцири и шлемы, статуи воинов между колоннами, арматура и пара летящих гениев Славы по бокам арки – всё это раскрывает замысел К.И. Росси, показывает и величие побед русского оружия, и славу России, и торжество добра над злом.

Украшением аттика является барельеф из гирлянд и шлемов, а венцом композиции служит триумфальная колесница Победы с высоко поднятым в левой руке штандартом, увенчанным двуглавым орлом – символом России, который управляет шестеркой летящих к победе в стремительной скачке коней.

Строительство всего сооружения обошлось государству в огромную сумму – почти 7 млн руб., при этом только на скульптурное украшение арки архитектор потратил 236 тыс. руб.
При всей простоте композиционного решения ансамбля зданий Главного штаба Росси добился колоссального эстетического эффекта. Удивительный, неповторимый вид открылся сквозь арку на Зимний дворец, и когда на фоне великолепного Зимнего дворца вырастает Александрийский столп, то кажется, нет на свете прекрасней городского вида по лаконичности архитектурных линий и законченности художественных решений.

Интересные факты

Центральная часть Санкт Петербурга застраивалась с учетом высоты резиденции российских императоров. Указ Николая I запрещал строить выше 11 саженей. Благодаря этому историческая часть города выглядит гармонично. Не зря город считается одним из самых красивых.

Периодически пропадают элементы брусчатки. Некоторые «деятельные» туристы, несмотря на запрет и угрозу штрафа умудряются унести часть покрытия с собой в качестве сувенира. Откуда пошло это увлечение – неизвестно. Городское собрание сделало официальное заявление, элементы брусчатки не являются исторической достопримечательностью. Данное покрытие уложено в современное время в 1977 году.

Дворцовая площадь – это историческое место, поэтому ближайшие рестораны находятся на Невском проспекте. Но быстро перекусить можно у выносных лотков, голодными вы не останетесь. Здесь столько нужно успеть посмотреть, что об еде можно и «забыть».

Здание штаба Гвардейского корпуса

Еще одной жемчужиной Дворцовой площади является здание Штаба Гвардейского корпуса. Четырехэтажное строение гармонично вписалось во весь ансамбль, и является довершением всего комплекса.

А автор кто?

На месте где ныне расположен Штаб, в былые времена находился дом, в нем проживал известный конструктор и механик Андрей Нартова. Годами позже, здесь проживал А. Я. Брюс, пока в 1786 году дом не был выкуплен государством. При императоре Павле I в 1798 году было построено здание, в котором размещалось специальное помещение, для занятия по строевой подготовке. В начале XIX столетия стало очевидно, что оно не гармонирует с другими объектами Дворцовой площади.

Но в начале 19 века стало ясно, что вид здания диссонирует с архитектурным ансамблем Дворцовой площади.

В 1820 году было принято решение построить новое здание и отдать его под театр. В 1827 году состоялся конкурс, в котором были представлены различные проекты и идеи, застройки Восточной части площади. Однако ни один проект не был одобрен императором. В 1837 году А. П. Брюллов, создал новый проект здания для Штаба гвардейского корпуса. Строительные работы были завершены в 1843 году.

Архитектурный облик

Здание является ярким памятником стиля классицизм. Верхняя часть фасада украшена 12 барельефами, расположенными между окон. На сторону Дворцовой площади выходят канцелярия и парадные залы. На втором этаже расположены квартиры служащих штаба и офицеров. Главным украшением внутренних интерьеров служит вестибюль. Его стены оформлены полуколоннами, дорическими орденами.

Эрмитаж

Императорский Эрмитаж, сегодня его статус изменился на Государственный, это музейный комплекс из 5 зданий. Он входит в число двадцати самых посещаемых музеев в мире. Представим лишь несколько фактов о богатейшей музейной экспозиции: в залах представлено более 3 миллионов единиц произведений искусства и прикладного творчества высокой художественной ценности, нумизматических шедевров, оружия и архитектурных памятников.

История музея, получившего мировую славу, началась с коллекции Екатерины Великой. Частное собрание шедевров искусства размещалось в «уединенном месте» и в дань моде той эпохи, в 1764 году, именовалось Эрмитажем. Сегодня обширная коллекция размещена в Главном здании и филиалах, где представлены шедевры мирового искусства, история императорского рода Романовых, коллекции отдельных исторических периодов, стран, и мастеров, талант которых признан во всем мире.

Любопытный факт: на службе Эрмитажа находятся 50 эрмитажных котов, охраняющих залы музея от главной беды северной Пальмиры – нашествий грызунов. Существует даже специальный праздник «День эрмитажных котов», который входит в официоз праздничных дат музея.

История создания

Историческое здание напротив Эрмитажа — Зимнего Дворца — в Санкт-Петербурге было просторно на месте, выделенном в 1764 году под застройку по идее русского зодчего А. В. Квасова. Перед войной 1812 года Александр I приложил усилия к реорганизации органа управления армией и выдвинул идею создания не только единого ведомства, но и объединения Генерального штаба единым фронтоном. В дальнейшем для реализации замысла «дуги» А. В. Квасова на самой знаменитой площади города приложили свою руку и талант архитектор К. И. Росси, скульптор С. С. Пименов и В. И. Денут-Малиновский.

16 марта 1819 года император назначает комитет по обустройству Дворцовой площади. Карл Росси воплощает в центре Петербурга идею композиции зданий и сохраняет дугообразную фасадную ленту длиной почти 600 метров. Архитектор преобразовывает череду зданий, посередине разрывая ее монументом, посвященном Отечественной войне 1812 года — Аркой Главного штаба. Интересным является то, что изначально Генштаб Эрмитаж был отделан в сером цвете и белом декоре, арочные скульптуры были бронзовые. Однако впоследствии по приказу Николая I цветом здания стал желтый, а декора — черный.

История главного штаба

На сегодняшний день восточное крыло Главного штаба передано Государственному Эрмитажу. После завершения реконструкции восточной части Генштаба была проведена первая крупная выставка в обновленных помещениях. Здесь размещены полотна XIX-XX веков, среди которых в большинстве своем работы известнейших импрессионистов. В выставочных залах и коллекциях Главного штаба хранятся бесценные произведения мастеров как прошлого, так и современности. Так же, в здании проходят многочисленные временные экспозиции новейшего искусства.

Главными постоянными экспозициями музея Главного Штаба в Санкт-Петербурге являются:

  • Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены знаменитейшие импрессионисты и постимпрессионисты
  • Французская живопись XIX
  • Искусство Клода Моне
  • Работы Эдгара Дега
  • Натюрморты Анри Фантена-Латура
  • Пейзажи Писсаро
  • Работы Сислея
  • Портреты Огюста Ренуара
  • Живопись Поля Сезанна
  • Полотна Поля Гогена
  • Картины Винсента Ван Гога
  • Работы Анри Матисса
  • Пабло Пикассо
  • Художники начала ХХ века
  • Искусство эпохи модерна
  • Работа МИДа Российской империи
  • Живопись русских художников XIX— начала XX столетия
  • Военные реликвии
  • Оружие и форма русской гвардии XVIII века
  • Ювелирное дело
  • Искусство резки камня
  • Под знаком орла. Искусство ампира

Медный всадник

Самый известный памятник императору Петру I — Медный всадник, расположенный на Сенатской площади. На самом деле он сделан из бронзы, а название появилось благодаря одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной в 1833 г.

Петр в лавровом венце с поднятой рукой сидит верхом на вздыбленном коне, под копытами которого находится змея. Он возносится на гранитную скалу — пъедестал почета великого правителя. Памятник олицетворяет победу Петра Великого над природой. На постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках и подчеркивает преемственность великих реформ Петра.

Автор памятника Этьен Морис Фальконе — французский скульптор и мастер фарфоровых статуэток. Друг Фальконе Дени Дидро порекомендовал скульптора Екатерине II, благодаря чему получил от нее заказ на монументальный памятник и перехал в русскую столицу на 8 лет.

Работа над памятником началась в 1768 году. Голову Петра Великого сделала Мари-Анн Колло — ученица Фальконе, приехавшая с ним из Франции. Голову, изготовленную Фальконе, Екатерина несколько раз браковала. Змею под ногами коня, олицетворение злых сил и третью точку опоры всадника, выполнил скульптор Федор Гордеев. Он же руководил установкой памятника.

Камень-монолит для помоста искали с привлечением общественности: в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было напечатано объявление. «Гром-камень» — гранитную скалу, разбитую ударом молнии и весом около 1600 тонн нашел в Лахте крестьянин Семен Вишняков, за что получил 100 рублей вознаграждения. Транспортировка «Гром-камня» на Сенатскую площадь заняла полгода: сначала его волокли до Финского залива, а потом везли по воде на барже.

Торжественное прибытие Гром-камня на площадь призошло 26 сентября 1770 года с участием императрицы и тысяч горожан. В честь данного события была вычеканенна медаль. Этьен Фальконе значительно уменьшил скалу, подгоняя ее под размеры памятника, за что подвергся нещадной критики от президента Иператорской Академии художеств И.И.Бецкого и его окружения.

Из-за конфликта с Бецким Фальконе и Колло уехали из России раньше, чем памятник был установлен. Работы завершали Ю.М. Фельтон и Ф.Г. Гордеев. Торжественное окрытие памятника вместе с военным парадом состоялось 7 августа 1782 года — в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Фальконе на открытие не позвали, ему были отправлены две медали с изображением памятника, золотая и серебрянная.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: