Музей-заповедник царское село

История Александровского дворца

Александровский дворец в Пушкине

Новая царская резиденция была заказана Екатериной Великой в качестве свадебного подарка обожаемому внуку, будущему императору Александру I.

Здание, возведенное в стиле классицизма, украсило ландшафт уже существовавшего на тот момент пейзажного парка. Выглядит оно необычно легким, наполненным светом и воздухом, что хорошо видно на фото выше. Такой эффект достигается благодаря многофактурным решениям со сдержанными формами и сквозной колоннадой в центре главного северного фасада.

Колоннада — архитектурная изюминка дворца. Ее называли открытой гостиной, и совершенно оправдано. Здесь, между двумя рядами колон, в хорошую погоду накрывались столы и проходили обеды; получалось изумительное место отдыха с видами на великолепный парк.

Дворец имеет довольно сложную форму, он состоит из нескольких корпусов. Основной, обращенный на юг, занимают парадные залы, перед которыми располагается колоннада с одной стороны, а с другой — полуротонда со сферическим куполом. С двух сторон от основного корпуса — западный и восточный флигели.

Кухонный корпус вынесен за пределы дворца, чтобы царствующих особ не беспокоили шум и запахи, сопровождающие приготовление пищи. Изначально еда переносилась из корпуса во дворец по улице, позже, когда сюда переехала семья последнего императора России, для этих целей был сооружен подземный переход.

К 1796 году в резиденции насчитывалось 76 комнат: 7 парадных, 9 относились к покоям Александра I, а остальные 60 предназначались для фрейлин и прислуги.

Комнаты в обоих флигелях Кваренги расположил так, как было принято в ХVIII веке — по принципу анфилад, и одновременно разделил их большим коридором.

Однако несмотря на все идеально продуманные планировки и безусловную красоту дворца, Александр I, как и все, связанное со своей бабушкой Екатериной II, не особо жаловал это место. На 1813 год из обслуги насчитывалось только… 3 человека.

А вот Николай I, дворец, который тогда назывался Новым, посещал часто и любил проводить здесь время.

Изначально царствующими особами был облюбован западный флигель. Здесь располагались личные комнаты Александра I, Николая I, Александра III, и вплоть до революции 1917 года сохранялись помещения за вдовствующей императрицей Марией Федоровной (женой Александра III). Именно по этой причине, когда семьей Николая II было принято решение переехать в Александровский дворец, чтобы скрыть болезнь наследника Алексея, ими было занято восточное крыло. Проживали они здесь 13 лет, с 1904 по 1917 год, до самого момента высылки в Тобольск.

В 1918 году дворец получил статус музея и принял своих первых посетителей. Однако, достаточно быстро западный флигель отдали под дом отдыха сотрудников НКВД, а в восточном разместили детский дом Юных коммунаров.

Во время Великой Отечественной войны в бывшей царской резиденции расположились части немецких и испанских войск, а прямо напротив колоннады было устроено кладбище.

После войны какое-то время Александровский дворец был в ведении Всесоюзного музея А. С. Пушкина, затем Военно-Морского ведомства. Масштабные ремонтные работы проводились только в 1951 году, здание постепенно приходило в негодность. В 1996 году Всемирный фонд памятников (WMF) выделил денежные средства на ремонт, благодаря чему началась реставрация кровли. Но только при передаче дворца в фонд ГМЗ «Царское село» в 2015 году начались полноценные восстановительные работы.

А вот настоящее погружение в эпоху Николая I через видеорассказ о дворце. Фильм создан краеведом-энтузиастом Юрием Захаровичем Мациным.

Екатерининский парк

Екатерининский парк состоит из двух частей — Старого сада и Английского парка. Первый был основан еще при Петре I. Здесь находятся павильоны «Грот» и «Эрмитаж», спроектированные знаменитым придворным архитектором XVIII века Бартоломео Растрелли.

Английский сад был разбит гораздо позднее по приказу Екатерины II. Она хотела сделать его не просто современным, но и украшенным памятниками,которые будут в веках прославлять ее величие. Эта часть парка славится огромным количеством сооружений — это и дворцы, и павильоны, и скульптуры, и колонны, и мосты, выполненные в традиционно русском, античном, турецком и китайском стилях.

Александровский дворец

Главная достопримечательность Александровского парка это Александровский дворец. До него от Белой башни совсем недалеко. Расположен он справа от центрального входа в парк. Кроме того, недалеко от дворца находится еще один вход в парк. Но сначала мы пройдем вдоль прудов, расположенных недалеко от дворца.

В центре одного из прудов находится Детский домик. Дороги к нему нет, разве что вплавь, поэтому и выглядит это сооружение таинственно и заброшено.

А вот и главная достопримечательность Александровского парка — Александровский дворец. Построен он в стиле голландского классицизма в 1796 году. Александровский дворец это двухэтажное вытянутое здание с двойными флигелями по бокам. Построено оно еще при Екатерине II, но основной резиденцией правящей царской семьи дворец стал только при Николае II. В этом дворце проходили празднования 300-летия дома Романовых. Именно а Александровском дворце подписал отречение от престола последний император Российской империи Николай II. В Александровском дворце вся царская семья содержалась под стражей и именно отсюда арестованная царская семья была отправлена в Тобольск. К большому сожалению, в Александровский дворец в настоящее время попасть нельзя, здание находится на реконструкции.

Кроме всего показанного в Александровском парке есть еще несколько достопримечательностей, к которым мы не смогли подобраться или просто упустили из виду. Чтобы вы не совершили наших ошибок, вот список этих достопримечательностей: Шапель, Теплицы, Китайская деревня и Большой каприз. Все эти достопримечательности находятся слева от центрального входа в парк. Есть еще несколько достопримечательностей, посмотреть на которые можно только углубившись в парк — Пенсионерная конюшня, Павильон лам и Красносельские ворота. Все достопримечательности, как и планировка парка нанесены на карту, которую выдают в кассах Екатерининского парка, если вы купите билет в Екатерининский парк. Поэтому если вы решили погулять только по Александровскому парку, вам придется руководствоваться только своим чутьем. Александровский парк обладает внушительной территорией, но гулять по ней приятно и удобно, нет переходов ни в горку, ни под горку. Гулять здесь можно хоть целый день, главное запастись бутербродами, а уж скамеек и лавочек в парке хоть отбавляй.

Регулярный парк

Он же Французский парк, он же Новый сад. Геометрически безукоризнен. Газоны выровнены, кустарники посетил местный «барбер». Наполнен изяществом — скульптурами, памятниками и прочей аристократической красотой. Лучшим способ ничего не пропустить — войти в него через главный вход, со стороны Царских ворот Екатерининского дворца.

Созданный в 1740 году, имеет форму квадрата, который в свою очередь разбит на четыре квадрата поменьше. Вдоль «большой квадрат» разбивается центральной аллеей, поперек — просекой, границы «отбиты» Обводным каналом.

Местные достопримечательности:

  • куртина «Грибок»;
  • гора «Парнас» (искусственная);
  • Китайский театр;
  • Драконов мост;
  • Большой китайский мост;
  • Крестовый мост;
  • Малые китайские мосты;
  • Китайская деревня;
  • Большой каприз;
  • Малый каприз.

Китайская деревня

Обсерватория — композиционный центр Китайской деревни

Китайская деревня в Александровском парке представляет из себя ансамбль домов в китайском стиле. Правда, со всех сторон она обнесена вполне русским забором и сообщениями о том, что это частная территория, а значит, посторонним вход воспрещен.

Забор, окружающий Китайскую деревню

Представляете, это самый настоящий жилой комплекс, который расположен на территории настоящего же музейного парка! Где еще такое встретишь?

Впрочем, никакого парадокса здесь нет. Исторически, деревня служила для приема и размещения гостей. А в советское время на этой территории размещались… коммунальные квартиры.

Кое-где ограждения низкие и позволяют разглядеть часть домов и внутреннего пространства. Видны узнаваемые поклонникам китайской культуры крыши и, обязательно, драконы.

Внутренний дворик жилых домов Китайской деревни

Конечно, ощущения визита в Китай не возникает, но выглядит квартал как минимум необычно и интересно. Ворота центрального входа позволяют увидеть павильон-обсерваторию (она на самом первом фото), который является композиционным центром квартала.

Из исторических документов известно, что эти дома строились в конце XVIII века по инициативе императрицы Екатерины II, а в начале XIX превращены в жилые квартиры. Среди «постояльцев» упоминают историка Николая Карамзина. Какая-то часть его труда «История Государства Российского» была написана с видом на Александровский парк.

Территория продолжает выполнять свою историческую функцию и сегодня. Датская компания по контракту с ГМЗ «Царское Село» восстановила Китайскую деревню в 1990-х и превратила постройки в 28 элитных жилых квартир. Мы спросили местного охранника, не знает ли он, кто там поселился: «Знаю, что одно время Шнуров там жил. Еще Вячеслав Бутусов. Бутусов, возможно, до сих пор живет».

Всем желающим сделать фото на фоне китайских достопримечательностей рекомендуем не расстраиваться и пройтись в сторону прудов — здесь вы найдёте несколько китайских мостов.

Один из китайских мостов в Александровском парке

Китайский театр

Так выглядит Китайский театр сейчас

Китайский театр, а точнее то, что от него осталось, располагается в глубине Александровского парка. Когда-то он имел белые стены и был пышно украшен внутри и снаружи.

Со времени постройки в 1778-1779 годах и до XX века сооружение служило по своему прямому предназначению — здесь ставили спектакли.

Китайский театр в Царском Селе в начале XX века. Фото из Wikipedia.org

Мешали этому лишь войны: после Первой мировой Китайский театр возобновил работу лишь в 1930 году, а во время Второй Мировой, 15 сентября 1941 года, постройка серьезно пострадала при обстреле Пушкина. Здание лишилось крыши и выгорело до кирпичного основания.

Сегодня театр представляет собой развалины, обнесенные забором. Они со всех сторон, даже сверху, обросли деревьями. К забору можно подойти вплотную. Через забор видны стрельчатые окна и некоторые детали внутренней планировки.

Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен, хотя кто-то все же пробирается и оставляет свои следы.

Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен

Есть и таблички о реставрационных работах, но признаков самих работ как-то не видно. Музей «Царское Село» в своих новостях сообщал о планах восстановления здания Китайского театра, воссоздания исторического облика и приспособлении под современное использование, указывая, что работы начнутся лишь в 2022 году, да и те при условии финансирования Министерством культуры.

На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное

На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное. Интересно бродить вокруг, заглядывая в окна и представляя, как театр выглядел в свои лучшие годы.

Дворец княгини Палей

От тех времен нам остался дворец княгини Палей. Это трехэтажный комплекс, построенный в стиле раннего французского классицизма. Первый этаж служил для приема гостей, на втором были господские покои, а на мансарде жила прислуга. Прототипом для дворца служил знаменитый Версаль. Даже мебель (дошедшая до нас) была изготовлена в подражание французской. Этот дворец один из первых имел водопровод и собственную электростанцию, что делало его чуть ли не форпостом футуризма в те времена.

Чтобы добраться к дворцу княгини Палей вам нужно доехать до Пушкина и на любом автобусе доехать до остановки  «Парковая улица». От остановки до музея идти примерно 500 метров.

Адрес: г. Пушкин, пер. Советский, д.7

Вход свободный.

Дворцы Царского Села – это произведения искусства, над которыми работали великие мастера. Это память об ушедшей эпохе. Окунуться в историю, пройтись по залам, где из поколения в поколение жили великие правители, посмотреть на уникальные творения знаменитых архитекторов – это ли не мечта. А на ее осуществление нужно не так уж много денег и сил, главное – желание и немного времени.

При использовании материалов, активная ссылка на первоисточник — обязательна.

Использованные фотографии принадлежат своим авторам и были взяты из открытых источников.

Екатерина Великая – любимому внуку

Идея строительства Александровского дворца принадлежит Екатерине Великой. По её замыслу, он должен был быть подобным замку Ферней – жилищу философа Вольтера (1694-1778), друга императрицы. В письме к своему многолетнему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807), который занимался вопросами покупки вольтеровской библиотеки, она пишет:

Возможно, неосуществленный проект Фернейского дворца в Царском Селе оказал определенное влияние на планировку существующего ныне дворца.

Строительство нового дворца в Царском Селе началось в 1792 году. Архитектором был назначен итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), самый яркий и плодовитый приверженец палладианства в России. Поэтому от первоначального замысла не осталось и следа. Работы велись под наблюдением архитектора П.В.Неелова, который, вероятно, внес какие-то изменения в проект Кваренги. Кроме того, и сама императрица приложила свою руку к проекту.

Парадный двор перед Александровским дворцом

На постройку нового дворца было затрачено более 690.000 рублей при первоначальной смете в 351.166 рублей, пошло более 6,6 млн. кирпичей. В 1793 году еще недостроенный дворец, получивший название Нового Царскосельского, Екатерина II подарила своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) по случаю его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

В мае 1796 года работы были практически завершены, и 12 июня великий князь с семьей и «малым двором» переехал сюда, где в присутствии императрицы устроили новоселье.

Дворец представляет собой вытянутое двухэтажное здание, по сторонам которого – двойные выступающие флигели. Со стороны северного фасада флигели соединены двойной колоннадой коринфского ордера, которые образуют мощеный мрамором внутренний двор (курдонёр).

Курдонёр

В центральной части паркового фасада выдается вперед полуротонда, перекрытая сферическим куполом. Перед ней расположена терраса, выложенная плитками белого и серого мрамора. Такая планировка характерна для вилл северной Италии и, тем самым, определяет назначение дворца как летней резиденции.

Полуротонда Полукруглого зала

Внутренняя отделка дворца была выполнена также по проекту Дж.Кваренги. Вдоль садового фасада идет Парадная анфилада, залы которой облицованы искусственным мрамором. Первым был Концертный зал, расположенный в правом флигеле. Далее шли Бильярдный зал (впоследствии Угловая гостиная), Предстоловая (Малая библиотека), Парадная столовая (Большая галерея, или Большая библиотека).

В центральной части дворца располагаются наиболее парадные помещения. Открывал их Зал с горкой (Первая парадная гостиная). Далее идут три зала, разделенные широкими арками с колоннами: Портретный зал, Полуциркульный (Полукруглый) в центре и Бильярдный (Мраморная гостиная). Во времена Николая II в Полуциркульном зале устраивали Рождественскую елку для офицеров свиты и охраны. Парадную анфиладу завершала Опочивальня великого князя Александра Павловича.

Парадная анфиладаПолукруглый залПортреты семьи Николая I работы Ф.Крюгера в Портретном залеАнфилада парадных заловБильярдный зал (Мраморная гостиная)

В 1838 году перед колоннадой были установлены две статуи: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С.Пименова и «Юноша, играющий в свайку» по проекту А.В.Логанского, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе.

Колоннада Александровского дворца и статуи «Бабочник» и «Сваечник» перед ней

Александровский дворец неоднократно перестраивался, проводились новые коммуникации, менялось функциональное назначение помещений, их отделывали по-новому в соответствии с изменившейся модой. Многие великие архитекторы приложили свои таланты к обустройству дворца: Л.Руска, К.Макер, С.Черфолио, А.А.Тон, В.П.Стасов, Д.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.Ф.Видов, С.А.Данини, Р.Ф.Мельцер и другие.

Вплоть до 1800 года фасады дворца оставались неоштукатуренными. Как писала Екатерина начальнику Царскосельской конторы строений А.П.Кашкину, «Когда оное строение будет окончено, то без особого повеления нашего снаружи не штукатурить». При Павле I начались отделочные работы, но завершены они были уже в царствование Александра I.

После того, как Александр взошел на престол, он перебрался в Санкт-Петербург, а во время своих визитов в Царское Село предпочитал Екатерининский дворец. В Александровском дворце на 2-м этаже («Кавалерийском») жили приближенные императора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector