Иверская часовня — одна из самых почитаемых московских святынь

Разрушение и возрождение часовни

Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.

В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей. В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.

В 1928 году в городе было подготовлено решение о сносе культовых зданий и последующей реконструкции главной площади Москвы. Летом 1929 года храм закрыли для верующих и в течение суток разобрали до самого основания. Воскресенские ворота снесли чуть позже — в 1931 году. Ведущий на Красную площадь проезд освободился и через него стали пускать колонны демонстрантов и технику для парадов.

Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.

Ангел на куполе часовни

Информация для посещения

Адрес

набережная канала Грибоедова, 2Б

Метро

Ближайшие станции:

  • «Невский проспект»
  • «Гостиный двор»

От станции «Невский проспект» около 10 минут пешком по набережной канала Грибоедова.

Режим работы на 2021 год

В туристический сезон, с конца апреля до донца сентября, посетить Спас на Крови можно до 22-30. Планируя посещение, стоит помнить о том, что кассы заканчивают работу на полчаса раньше.

Экскурсии

В храме можно посетить тематические экскурсии: с рассказами об истории и архитектуре храма, об уникальной мозаичной коллекции Спаса на Крови и художниках – создателях эскизов, о христианской символике икон и библейских сюжетах, которые они иллюстрируют.

Стоимость посещения

Цена биле­тов для осмотра храма:

  • взрослые — 350 рублей
  • студенты, пенсионеры — 100 рублей
  • учащиеся 7 – 18 лет — 100 рублей
  • дети до 7 лет — бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Богослужения

В храме ежедневно проходят службы:

  • утренняя Божественная Литургия — 7:30
  • Всенощное Бдение — 18:00

Расписание служб на предстоящий месяц можно узнать на официальном сайте

Музей камня

В часовне-ризнице храма организован Музей камня. Здесь действует выставка, на которой представлены образцы горных пород, цветных поделочных камней, использовавшихся в убранстве Спаса на Крови. Выставлены экспонаты и фотографии, повествующие о воссоздании элементов декора и исторического убранства храма:

  • Царских врат, которые были утрачены в послереволюционные годы XX века
  • мозаичных образов афонских святых, украшающих иконостас
  • наружных дверей Спаса на Крови, которые являлись настоящим произведением ювелирного искусства

Осмотреть коллекции Музея можно с 10-00 до 18-00, купив билет:

  • 100 рублей — для взрослых
  • 50 рублей – для студентов и пенсионеров
  • Учащиеся 7 – 18 лет могут посетить его бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

История храма в XIX и XX веках

В XIX столетии «гвардейская» церковь была очень популярна в городе. Современники говорили, что Санкт-Петербург знаменит двумя храмами – Казанским и Спасо-Преображенским соборами.

С 1870-х годов здесь организовали благотворительное общество. На собранные деньги содержались богадельня для престарелых и больных, приют для сирот и столовая. При храме работала школа для солдатских детей, и существовали бесплатные квартиры. Ежегодно в августе на площади возле здания устраивали большой фруктовый базар.

После революции собор получил статус приходского храма. Все воинские реликвии Преображенского полка были переданы Артиллерийскому музею. В годы, когда в стране проходили изъятия ценностей в пользу голодающих в Поволжье, из собора бесследно исчезли многие старинные иконы.

Во время Ленинградской блокады в подвале храма сделали бомбоубежище. При артиллерийских обстрелах и бомбежках в нем пряталось до 500 человек. Здесь же работали врачи и медсестры, которые помогали раненым. В самые тяжелые годы богослужения не прекращались.

Когда война закончилась, прихожане и городские власти нашли средства, чтобы отреставрировать фасады и интерьеры собора. В 1950 году воинские знамена, штандарты, оружие, трофеи гвардейцев и преображенские мундиры нескольких российских государей попали в хранилища Эрмитажа.

Музей камня

В часовне-ризнице храма организован Музей камня. Здесь действует выставка, на которой представлены образцы горных пород, цветных поделочных камней, использовавшихся в убранстве Спаса на Крови. Выставлены экспонаты и фотографии, повествующие о воссоздании элементов декора и исторического убранства храма:

  • Царских врат, которые были утрачены в послереволюционные годы XX века
  • мозаичных образов афонских святых, украшающих иконостас
  • наружных дверей Спаса на Крови, которые являлись настоящим произведением ювелирного искусства

Осмотреть коллекции Музея можно с 10-00 до 18-00, купив билет:

  • 100 рублей — для взрослых
  • 50 рублей – для студентов и пенсионеров
  • Учащиеся 7 – 18 лет могут посетить его бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Как выглядит часовня сегодня

Проезд возле небольшого храма и Воскресенских ворот давно стал популярным променадом, где любят гулять жители города и гости российской столицы. Восстановленная часовня занимает место между двумя арками исторических ворот. Единственным входом она обращена на север — в сторону Манежной площади.

Изящная одноэтажная постройка покрашена в зеленый, белый и золотой цвета. Темно-синий купол декорирован золотыми звездами, и, как и несколько веков назад, его венчает фигура ангела с крестом. Часовня — действующий православный храм, и богослужения здесь проходят каждый день с 8.00 до 20.00.

Краткая история храма

История создания храма Спас на Крови начинается 2 марта 1881 года, сразу на следующий день после смерти царя Александра II. Решение о закладке памятного строения было принято императором Александром III.

Изначально было решено возводить на месте гибели царя часовню. В качестве архитектора выступал Л. Бенуа. Возводилось здание на средства купца Громова. И уже в середине апреля 1881 г. часовня была освящена. Однако в 1883 г. она была помещена на Конюшенную площадь и через 9 лет разрушена.

Для разработки эскиза будущего храма был объявлен конкурс. В конце декабря 1881 года на суд комиссии были представлены двадцать шесть проектов. Победитель конкурса и конкурсанты, занявшие второе и третье место, представили работы, выполненные в русско-византийском стиле. Они были продемонстрированы Александру III, но он отверг все варианты, так как хотел, чтобы храм был в русском стиле и походил на храмы Ярославля и Москвы.

Таким образом, был создан второй конкурс, где из 31 претендента император также не выбрал лучший замысел. Эскизы были доработаны в соответствии с пожеланиями Александра III, и в итоге проект архитектора А. Парланда стал лучшим.

Внешний вид храма Спас на Крови в 1907-1910 годах

В 1883 г., в конце октября, был заложен первый камень храма. При строительстве здания применялись все современные на тот момент технологии. Храм был полностью электрифицирован. Помещение внутри освещали 1 689 лампочек. Так как место для будущего строения располагалось вблизи канала, было решено не усиливать грунт сваями, а соорудить фундаментное основание. Такой ход уберегал храм от попадания воды из канала.

Освящен Спас на Крови был в 1907 г. Это произошло из-за сильной задержки в оформлении здания мозаикой. На освящении присутствовал сам император Николай II и все члены придворного Дома. А в 1908-м была освящена часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.

Царская чета на освящении собора. Начало крестного хода вокруг храма

Спас на Крови изначально не был приходским храмом. Службы и проповеди проводились только лишь в память об Александре II. Далее в 1917 г. было принято решение о прекращении финансирования Спаса на Крови. А в октябре 1930 году ВЦИК постановил закрыть храм.

Начиная с 1968 г. Спас на Крови оберегает Государственная инспекция, занимающаяся охраной памятников. Двери для посетителей храм вновь открыл после череды реконструкций в 1997 году, когда он уже носил статус музея. С 2010 года в храме стали проводить богослужения.

Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.

Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.

Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.

Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.

Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Это интересно: Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Батуми

История прихода храма

Дореволюционная открытка, ок. 1917 года.

Храм в 1917 году. Фото: О. С. Уайтман.

С 1909 года клириком, а затем (с года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено года.

С июля 1922 года до года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Святыни и мощи

Святынями собора  являются чудотворная икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость» и икона Нерукотворного образа Спасителя несут веру и надежду прихожанам.

Петр Великий боготворил всю жизнь этот лик. Император кланялся и молитвою просил перед этой иконой при становлении града Питера. Петр не расставался с иконой в сражениях, Святой лик был с ним и защитил при ранении в Полтавской битве.

Для собора красивая икона Богоматерь Тихвинская невероятно ценна, она вся украшена и переливается многоцветными драгоценными камнями. Верующие поклоняются и молятся перед образами.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

156187

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров.

117018

В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Архитектура и внутреннее убранство

Купола

Вид на южный фасад храма (2011 год)

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

  • Внутреннее убранство храма

  • Мозаики на стенах храма

  • Внутреннее убранство восточной части храма

Это интересно: Собор святителя Николая Чудотворца в Евпатории — описываем по порядку

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Уничтожение и воскрешение

Сразу же после победы Октябрьской революции Иверская часовня испытала на себе неприязнь новой власти к религии. Уже весной восемнадцатого года здание было разграблено. Потом была закрыта Николо-Перервинская обитель, к которой была приписана часовня. В двадцать втором году оставшиеся ценности были «экспроприированы в пользу голодающих». А еще через семь лет пришел конец и часовне. В последних числах июля двадцать девятого года, под покровом ночи, маленькое здание было снесено. Находившиеся в ней «списки» были при этом утрачены навсегда. Еще через два года исчезли и Воскресенские ворота. Они якобы мешали проезду военной техники для парадов на Красной площади. Весь архитектурный комплекс (ворота и часовня) был восстановлен в девяносто пятом году. А для православной паствы иконописцами Афона был сделан новый список. Сейчас с «нулевого километра», от Иверской часовни, стартуют многие экскурсии по Москве на автобусе. И маленькое здание у Воскресенских ворот – первый экспонат в списке.

Чудотворная икона Казанской Божьей Матери

Одна из главных святынь — чудотворная икона (список) Казанской Божьей Матери. Эта икона находится в Казанском соборе (архитектор А. Н. Воронихин). Чудотворный образ Казанской Богоматери был обретен в Казани в 1579 году. Местонахождение иконы открыла девятилетней девочке Матроне во сне сама Богородица. Икону действительно нашли в указанном месте — на пепелище одного из сгоревших домов. Некоторые списки, сделанные с этой иконы тоже признаны чудотворными. Один из списков в XVIII веке перевезли в Санкт-Петербург и поместили в специально построенный для него Казанский собор.

Икона Казанской Божьей Матери — покровительница Земли Русской и заступница русского воинства.

  • В 1612 году с этой иконой ополчение под руководством Минина и Пожарского разгромило польских интервентов. Перед образом Казанской Божьей Матери молился великий русский полководец Михаил Кутузов перед Бородинской битвой.
  • В блокадном Ленинграде проводили молебны перед иконой.

Перед образом Казанской Божьей Матери молятся о сохранении Российской державы, просят заступничества в тяжелые времена. По традиции этой иконой благословляют молодых.

История иконы

Искусствоведы и историки не имеют единого мнения о возрасте иконы Иверской Богоматери. В Афинском университете считают, что этот образ написали в первой половине XI столетия, а сотрудники университета имени Леопольда и Франца, расположенного в австрийском городе Инсбрук, утверждают, что его создали позднее — уже в XII веке.

О появлении чудотворной иконы записано в христианских Сказаниях. Славяне впервые написали об удивительной иконе в XV веке, а греки — в XVI веке. В летописях существуют совершенно различные версии ее происхождения. По одному из сохранившихся преданий во времена иконоборчества, при византийском императоре Феофиле, неподалеку от греческого города Никея жила женщина. Понимая, что икону могут забрать и уничтожить, она решила спасти лик Богородицы от преследователей и опустила икону в море.

Через два века образ оказался у монахов и его поместили в Иверскую обитель, которая была основана в конце X века выходцами из Грузии, происходившими из царского рода Багратидов. По монастырю икона и получила свое имя «Иверская».

Вначале ее хранили в киоте, помещенном над входом в соборный храм, и называли «Вратарницей». Однажды на полуостров напали сарацины. Один из варваров подъехал к монастырю и ударил копьем по иконе. По преданию в то же мгновение из нее брызнула кровь. Увидев такое, разбойник раскаялся и принял монашеский постриг.

Потом для иконы возвели небольшую отдельную церковь. В XVI веке грузинские чеканщики сделали для образа серебряный оклад, в котором остались открытыми только лики младенца Христа и Богоматери. В древнем Иверском монастыре икона хранится и в наши дни.

Общий вид часовни

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: