Конногвардейский манеж
Где: ул. Якубовича, д. 1
Джакомо Кваренги спроектировал монументальное здание в стиле классицизма для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка.
Парад у Конногвардейского манежа
Фото К. Буллы, 1903 г.Источник фото
В 1804−1807 годах, в эпоху Наполеоновских войн, манеж были вынуждены строить очень быстро – нужно было успеть к возвращению конногвардейского полка из Европы. Так как Исаакиевская площадь уже тогда задумывалась как важная архитектурная доминанта Санкт-Петербурга, на оформление нового здания были отпущены большие деньги.
Д. Кваренги. Проект манежа лейб-гвардии Конного полка
Главный фасад. 1800-е гг.Источник фото
Архитектура лаконична для того времени, только торцевой фасад на площадь разработан более богато – украшен восьмиколонным портиком дорического ордера с фронтоном. По углам здание оформлено пилястрами и завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но оштукатуренные.
Фронтон был изначально украшен терракотовыми барельефами работы скульптора Давида Иенсена, но они были демонтированы в советское время. Тогда же в освободившемся пространстве вместо императорского орла разместили серп и молот. После развала СССР их убрали. В ходе реставрации было решено не восстанавливать дореволюционные барельефы и оставить фронтон пустым.
К концу строительства в Италии были заказаны уменьшенные копии Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров перед римским Квиринальским дворцом. Этих братьев-близнецов в Древнем Риме считали олицетворением воинской доблести и покровителями военной кавалерии. Каждая скульптурная композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Однако итальянскому скульптору Паоло Трискорни понадобилось три года для их изготовления и еще шесть лет для доставки статуй в Санкт-Петербург. Лишь в 1816 году скульптуры установили по обеим сторонам портика. Они были хороши: перед созданием знаменитых скульптурных групп Аничкова мост П. К. Клодт изучал эти статуи. Впрочем, простояли они здесь недолго: после строительства Исаакиевского собора духовенство потребовало удаления скульптур, и их перенесли к Конногвардейским казармам.
Конногвардейский манеж в 1912 году.Источник фото
Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать зданию Сената и Синода и перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872–1873 годах фасад частично скорректировал архитектор Д. И. Гримм, который опирался на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа украсили парными трехчетвертными колоннами, а на фронтоне появились статуи.
В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал. Сегодня здесь находится центральный выставочный зал «Манеж».
Очередь на выставку И. Глазунова в Манеже
Ленинград, 1979 г. «Город, которого нет»Источник фото
Что любопытного внутри «Лахта Центра»?
Офисные войны вокруг кондиционера потеряют всякий смысл в кабинетах небоскреба. Форточек в высотке нет в принципе. Вместо них так называемыми техническими «форточками» оснастили буферные зоны по всему зданию. Они откроются при определенной скорости ветра и температуре за окном. Благодаря этому внутри возникает эффект сквозняка, температура соответственно уменьшается, а вместе с ней и нагрузка на систему охлаждения.
Обслуживают здание 102 лифта, пассажирами которых одновременно могут стать 1280 человек. В пересчет на наземный транспорт: 20 вагонов высокоскоростного «Сапсана» вмещают меньше, только 1012 человек. Масштабы чувствуются.
40 лифтов расположены в башне, а она, в свою очередь, имеет 3 транспортные зоны. Нижняя — с 1-го по 32-й этажи, средняя — 31-52 этажи, а также верхняя. Здесь работают 5 двойных лифтов для пересадки.
Время ожидания лифта в час пик, уверяют очевидцы, не превышает 29 секунд, а в некоторых зонах вообще ждать нужно не более 15 секунд. Вертикальный транспорт «летает» со скоростью от 2,5 м/с до 8 м/с.
За 45 секунд домчит до смотровой площадки шаттл. Он едет, не останавливаясь, и скорость хорошая — 8 м/с.
Угол обзора у гостей смотровой площадки будет 360 градусов. Сейчас это самая высокая из европейских обзорных площадок. Она обогнала Лондон и Куала-Лумпур. На «обзорке» посетитель оказывается над облаками. Открывается вид на весь город, от центра до спальных районов. В непосредственной близости парк 300-летия Петербурга, Финский залив, стадион «Газпром Арена» (на фото выше), чуть дальше виднеются Петропавловский собор, Ростральные колонны, здание Адмиралтейства, Исаакиевский собор, Троице-Измайловский собор, Смольный собор, Тучков мост, Вантовый мост, Троицкий мост, ЗСД, пассажирский порт «Морской фасад».
Онлайн-камера «Лахта Центра»
https://youtube.com/watch?v=4-mLJhiPKEI
Если видео не работает, смотрите онлайн-трансляцию с башни на их .
1500 человек одновременно смогут прийти на ланч в «Лахта Центр». Весь общепит находится на пяти уровнях здания. На приготовление блюд ежедневно требуется 100 тонн свежих продуктов.
Братья Березуцкие — известные российские рестораторы, не путать с братьями-однофамильцами (кстати, как и футболисты, рестораторы тоже близнецы). В «Лахта Центре» они планировали построить панорамный ресторан 75-м и 76-м этажах, это 315 и 319,2 метра соответственно, на 90 человек. Увы, в 2020 году было объявлено, что проект не состоится. Кто будет вместо Березуцких? Смотрим, следим. Думается, что из-за затягивания сроков реального (не официального) ввода в эксплуатацию вопрос в любом случае пока не актуален.
За 24 минуты, так рассчитали эксперты, будет осуществлена полная эвакуация всего здания. Кроме того, в небоскребе предусмотрено пять зон безопасности, предел огнестойкости которых составляет четыре часа. Так что любой, даже самый маломобильный посетитель, сможет добраться до безопасной зоны за 1-3 минуты. Ну и вообще здесь работает специальная противодымная защита, комплекс разделен на отсеки, которые позволяют купировать пожар, чтобы не дать ему распространиться.
Экспозиционная площадь научно-образовательного центра составляет более 7000 квадратных метров. Среди его целей формирование научной картины мира, в частности, базовых представлений о Вселенной, и вообще популяризация науки среди широкой аудитории. В состав центра входит и планетарий с 14-метровым куполом. Благодаря куполу можно наблюдать звезды в любой нехмурый день на 360-градусной проекции. Вместимость планетария — 100 человек.
Есть еще уникальный зал-трансформер: всего за 10-20 минут он может полностью менять свою конфигурацию и конфигурацию сцены. Легким движением кнопки и приводящих рычагов он превращается в лекционную зону с сиденьями-ступеньками, при необходимости — в театр с оркестровой ямой, становится бальным залом или подиумом. Настоящий хамелеон.
На береговой зоне у «Лахта Центра» построят единственный в Петербурге амфитеатр на открытом воздухе. Смотреть кино одновременно смогут 2000 зрителей.
Принцип систем для мытья окон у небоскребов один – кран и люлька. Но он подходит только для прямых фасадов. Поэтому для «Лахта Центра» пришлось разрабатывать особые решения. Шпилем займутся промышленные альпинисты. Они будут пользоваться электрическими подъемниками. На Северный и Южный корпус выделены передвижные краны. Фасады арки обслуживает самоходный коленчатый подъемник.
Чтобы привести в порядок стекла на башне, отводится 94 дня. В бригаде 20 специалистов. Фасады двух корпусов натереть до блеска возможно за 119 дней снаружи и 104 дня внутри. Этим будет заниматься команда также из 20 человек.
Внешний вид здания
Здание Нового Эрмитажа построено в стиле эклектики. Строгий и монументальный облик фасада оживляет орнамент с античными, ренессансными и барочными декоративными элементами. Колонки балкона и фриз здания – из мраморизированного известняка.
Скульптуры у главного входа
Главный вход в музей Кленце предложил оформить 10 фигурами атлантов, выполненных из красного гранита. Стасов порекомендовал сделать изваяния из серого сердобольского гранита.
Конкурс на создание монументального ансамбля выиграл скульптор Александр Иванович Теребенёв, в мастерской которого 150 учеников вытесывали изваяния, а над лицами каждого титана скульптор работал лично. Стоимость проекта составила 119 тысяч рублей, скульптор, сделав работу, оценил ее в 87 тысяч.
1 сентября 1848 года у главного входа Эрмитажа возвели фигуры атлантов. Установленные на гранитные постаменты, они обхватили руками балку, лежащую на капителях колонн.
Тонкость работы и элегантный стиль оценил и фон Кленце, и Николай I. Автор помимо оплаты получил от императора персональную премию. Композиция выглядит так зрелищно, что скрывает явный казус:10 атлетов с невероятным напряжением держат сравнительно легкий балкон.
По сей день люди восхищаются фигурами атлантов. Поэт и исполнитель авторских песен Александр Городницкий вдохновенно писал:
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерках приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Фасад здания
Воплощая замысел фон Кленце, фасады Эрмитажа украсили статуями знаменитых мастеров разных эпох. 28 скульптур, имена которых указаны латинским алфавитом, увековечены на фасаде Нового Эрмитажа. В их числе – фигуры Леонардо да Винчи и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта.
По сторонам от входа в Новый Эрмитаж – 6 металлических скульптур:
- Рафаэль Морген – итальянский гравер.
- Дедал – герой древнегреческих мифов.
- Иоганн Винкельман – немецкий историк античного искусства.
- Смилид – древнегреческий скульптор.
- Онат – древнегреческий литейщик.
- Марк Антонио Раймонди – итальянский гравёр.
На консолях второго этажа – фигуры художников нового времени: Дюрера, Рубенса и Тициана. Фронтоны со стороны Зимней канавки украшает барельеф Теребенёва «Власть, покровительствующая искусству», изготовленный из покрытого медью цинка.
Как добраться
Поскольку протяженность набережной Грибоедова 5 км, то наиболее удобный вид транспорта придется выбирать в зависимости от того, куда именно вы хотите добраться.
Метро
Станция метро «Невский проспект» находится на пересечении Набережной Грибоедова и центральной улицы города. Станция «Садовая» и «Сенная» — ближе к Сенной площади.
Интерактивная карта метро Санкт-Петербурга
Панорама Набережной канала Грибоедова на Google-карте
Наземный транспорт
По центральной улице города ходят автобусы и троллейбусы. Ближайшая к набережной Грибоедова остановка называется «Станция метро Невский проспект». Сюда приходят автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Если вы едете по ул. Садовой, выходите на остановке «Сенная площадь». Сюда ходят маршрутки К-195 и К-7. По проспекту Римского-Корсакова идет маршрутка К-350 до остановки «Набережная канала Грибоедова».
Узнайте больше из нашей статьиТранспорт Санкт-Петербурга
Если общественный транспорт вам не подходит, всегда можно заказать такси, например, через приложения «Яндекс. Такси» или «Uber». Однако учитывайте транспортную загруженность Санкт-Петербурга, чтобы избежать пробок.
Видео о набережной Грибоедова
Мосты канала Грибоедова
Отдельная туристическая история — мосты через канал Грибоедова. Все они разные, все имеют свои архитектурные особенности и исторический подтекст. Наиболее интересные из них:
- Ново-Конюшенный мост связан с мистической городской легендой: в марте здесь якобы можно увидеть призрак Софьи Перовской, женщины, которую казнили за участие в покушении на императора Александра II.
- Итальянский — изящный пешеходный мостик, с которого открывается наиболее полный вид на Храм Спаса-на-Крови. Но строили мост вовсе не для пешеходов, а чтобы замаскировать электрические провода и трубы, перекинутые с одного берега канала на другой. Здесь часто играют уличные музыканты.
- Казанский находится у Невского проспекта, позволяет подойти к Казанскому собору. Это второй по ширине мост Питера, был полностью перестроен в начале XIX в.
- Банковский построили в 1826 г. Название мост получил благодаря Государственному ассигнационному банку, который находился на нечетной стороне набережной. Главное украшение моста и место притяжения туристов — 4 льва с золотыми крыльями.
Каменный мост, Сергей Махинин
- Каменный — построен еще в XVIII в. взамен старого деревянного сооружения. Был одним из первых мостов, выполненных полностью из камня. Так и получил свое название.
- Демидов назван по одноименному переулку, предназначен для автомобилей.
- Сенной соединяет Казанский и Спасский острова. Металлическая конструкция реконструирована в 2019 г.
- Кокушкин назван по фамилии купца, дом которого располагался как раз напротив. Мост широкий, с двумя полосами для автотранспорта и аллеей для пешеходов.
- Вознесенский — прославил Ф. М. Достоевский, важные события его романов происходят именно на этом мосту.
- Подьяческий украшен старинными фонарями, представляющими историческую ценность.
- Львиный — цепной мост длиной 27 м с деревянным пешеходным настилом. Украшен белыми скульптурами львов и чугунной решеткой сложного литья. Многие путеводители и гиды отмечают это место как обязательное для посещения туристами. Здесь проводят ритуалы на удачу, а женщины даже гадают на пол будущего ребенка.
Львиный мост, Татьяна Лискер
- Пикаловский — интересное место, где соединяются канал Грибоедова и Крюкова, называемое «семимостье». Оглядитесь вокруг и вы сможете насчитать сразу 7 мостов.
- Коломенский — построен относительно недавно, в середине XX в. Интересно, что это первый и единственный на территории России цельносварной мост из алюминия.
Смольный институт
Где: Смольный пр-д, д. 1
Джакомо Кваренги считал Смольный институт лучшей постройкой своей жизни.
Необычное название произошло от смоляного двора, который когда-то здесь находился. На нем хранилась смола для судов, строившихся на Адмиралтейский верфи. Петр I, часто посещавший это место, распорядился срубить себе дом, а позже его преемница Екатерина I, восхищенная панорамой, велела построить здесь дворец.
Уже по указанию императрицы Елизаветы Петровны был основан Воскресенский Новодевичий монастырь, за которым закрепилось название «Смольный». 5 мая 1764 года по высочайшему указу Екатерины II об учреждении в Смольном Воскресенском монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц. Почти одновременно и тоже на территории Смольного монастыря открылось Мещанское училище для воспитания девиц различных сословий. Оно было своего рода отделением Смольного института, рассчитанным на 220 воспитанниц. Но здание не подходило для этих целей из-за планировки, поэтому Кваренги поручили построить новое здание Смольного института для Воспитательного Общества Благородных девиц, а Ю. М. Фельтену отдали строительство специального здания для Мещанского училища, позже названного Александровским институтом.
Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге
Центральная часть главного фасада и план наружной стены
Кваренги возвел постройку южнее монастыря. Корпус с боковыми крыльями образовали традиционную П-образную композицию с парадным двором, напоминающую план классических усадеб. Центр выделен портиком с колоннадой ионического ордера. Цокольный этаж обработан горизонтальным рустом, торцовые фасады боковых корпусов – пилястрами.
Источник фото
На втором этаже архитектор запланировал учебные помещения, на верхнем этаже – жилые комнаты учениц. Несмотря на огромные размеры, в институте сложно заблудиться. Главный подъезд ведет в большой круглый вестибюль, откуда по центральной лестнице можно подняться в просторный коридор, который бесконечно тянется вдоль всего основного корпуса.
В правом северном флигеле, находились квартиры начальницы и правительницы Смольного Института, под ними – малая столовая для начальницы, правительницы, классных дам и преподавателей. Под столовой, в подвальном помещении, располагался кухонный корпус с выходом в малый хозяйственный двор. В левом южном флигеле находились помещения хозяйственного назначения и кухонный комплекс, выделенные в отдельные дворовые постройки.
План Кваренги. Источник фото
В южном крыле Смольного Кваренги разместил Актовый зал, который считается одним из лучших спроектированных им интерьеров. Два ряда коринфских колонн разделили зал на три части – нефы. Стены и колонны отделаны белым мрамором. Дверь обрамлена архивольтом, наружным обрамлением арки, выделяющим ее из плоскости стены, а поверх него размещены фигуры Славы. Оригинальные люстры, похожие на античные светильники, созданы по рисункам великого зодчего. В Актовом зале проходили балы и другие торжественные мероприятия с участием воспитанниц.
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев
Фото из выпускного альбома 1889 г.Источник фото
Именно здесь В. И. Ленин сообщил собравшимся о переходе власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов и были приняты первые декреты Советской власти:
- «Декрет о мире»;
- «Декрет о земле»;
- «Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства».
До переноса столицы в Москву именно Смольный служил штаб-квартирой большевистского правительства.
Смольный, 1917 г. Источник фото
Большое значение придавал архитектор окружающей среде. Со стороны главного подъезда он спроектировал большую площадь, которая позволяла охватить взглядом все здание, а с противоположной стороны заложил регулярный сад.
Въезд на территорию Смольного оформили два пятиколонных портика тосканского ордера, образующих пропилеи, парадный проход, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке. На фризах колоннад можно прочитать надписи «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» и «Первый Совет пролетарской диктатуры».
Сегодня в здании Смольного института находятся резиденция губернатора Петербурга и городская администрация. Внутри можно посетить музейные экспозиции, которые отражают всю историю здания, – Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей.
Эрмитажный театр
Где: Дворцовая наб., д. 34
До строительства Эрмитажного театра спектакли ставились в Оперном доме или в одном из дворцовых залов Зимнего дворца. В итоге было решено возвести отдельное здание возле Зимней канавки, рядом со строившимся тогда Большим Эрмитажем.
Кваренги был связан размером участка и стенами старого здания, поэтому он сначала возводил зрительный зал, а уже потом пристраивал фасад. Зодчий отказался от любимой композиции фасада с треугольным фронтоном и выбрал вариант с массивным карнизом и неглубокой лоджией на фасаде. Это позволило зрительно связать здание с Эрмитажем. На одном уровне с ним архитектор разместил нижний этаж театра и колоннаду коринфского ордера, а в нишах второго и третьего этажей установил статуи и бюсты известных поэтов Греции.
Кваренги сконструировал зал по принципу амфитеатра – античной постройки для массовых зрелищ – взяв за образец развалины театра Помпея в Риме. В коринфские капители мраморных полуколонн включены театральные маски. В нишах зала Кваренги разместил статуи Аполлона и девяти муз, а в медальонах над ними – портреты знаменитых современников, композиторов, драматургов, поэтов и писателей.
Камерный театр вызвал восторг у современников, и Кваренги отвели постоянную ложу, а также квартиру в театральном доме, где он и жил до конца своих дней.
История набережной
Река Кривуша (или Глухая) брала начало между современными площадями Искусств и Конюшенной. В 1737 г. участки земли вдоль русла раздали служащим морского ведомства. Так на правом берегу речки появились первые постройки.
Для строительства частично вырубался лес, а часть деревьев, особенно дубы, клены и липы, царским указом нужно было сохранять или пересаживать в сады. Владельцы участков также обязаны были облагородить берег у своего дома, отделать его древесиной.
Сергей Махинин
В 1739 г. исток Кривуши соединили с Мойкой. За следующие пару десятков лет, уже при Екатерине II, канал углубили, укрепили берега и соорудили набережную из гранита. Долгое время канал носил название Екатерининского, в честь императрицы. В XIX в. городские власти неоднократно обсуждали необходимость засыпать канал, чтобы построить на его месте дорогу, но планы так и остались нереализованными.
После Октябрьской революции, в 1923 г. название сменилось. Канал и его набережная получили название в честь дипломата и классика русской литературы А. С. Грибоедова. Видный деятель некогда жил в доме № 104/25 на набережной и даже написал здесь первые сцены «Горе от ума». Есть и альтернативная версия происхождения названия: в честь инженера К. Д. Грибоедова, который в свое время занимался обустройством этого района города.
Татьяна Лискер
Возникновение Нового Эрмитажа
С начала XVIII века национальное значение приобретает коллекционирование произведений мастеров искусства. Екатерина II, активно участвующая в предприятии, не жалела средств для пополнения своей коллекции.
Новый Эрмитаж – храм искусств
Коллекция императрицы первоначально размещалась в отдельном дворце, возведенном по ее указу рядом с Зимним дворцом. Екатерина назвала здание Эрмитажем, что в переводе с французского обозначает «место уединения, приют отшельника».
Картины голландских и фламандских мастеров, закупленные в Париже, стали основой коллекции Екатерины и предназначались для узкого круга приближенных к императрице лиц.
К 1842 году императорская коллекция пополнилась. По указу Николая I для размещения художественных ценностей, доступных публике, возвели новое отдельное здание – Новый Эрмитаж. Торжественное открытие здания на Дворцовой площади состоялось 5 февраля 1852 года.
Изящность и гениальность храма искусств вызывает неизменный восторг экспертов. Кажется, будто здесь, среди огромных малахитовых ваз и картин величайших живописцев, греческих амфор и скульптур знаменитых мастеров застыло восхищённое время.
Автор проекта
По приглашению Николая I проект нового здания создал немецкий архитектор Лео фон Кленце. Император получил план на утверждение и изучил 800 чертежей, предоставленных зодчим, с изображением залов в мельчайших деталях.
Одобрив проект, Николай I создал Особую комиссию по возведению Музеума. Руководить строительством комиссия назначила петербургских архитекторов Василия Петровича Стасова и Николая Ефимовича Ефимова.
Автор проекта приезжал в Россию шесть раз, вместе с русскими коллегами корректировал ход строительства. Работу по созданию Эрмитажа контролировал лично император, интересовался деталями и ободрял строителей.
Нюансы строительства «Лахта Центра»
На грандиозной стройке работало 11 000 человек. В смену выходило 6500 человек. Команда была интернациональная: много русских, итальянцев, сербов, немцев, корейцев, таджиков, узбеков. Все внутренние обозначения дублировались на трех языках: русском, английском и турецком.
На один этаж в среднем вырастал комплекс за каждые шесть дней строительства. Работа шла 24/7.
На строительство ушло около 400 000 м³ бетона.
В Книге рекордов Гиннеса увековечили бетонирование нижней плиты фундамента башни как самую большую беспрерывную заливку бетона в мире. Не останавливаясь, строители залили 19 624 м³ материала. На это ушло 49 часов. Прежний рекорд был превышен на 3000 м³.
Гостиницы
Если вы хотите остановиться в центре Санкт-Петербурга, то на набережной Грибоедова найдется немало вариантов жилья. Среди любителей комфорта популярностью пользуются отели «Кортъярд Марриотт» (д. № 166), «Грибоедов Хаус» (д. № 61/1), «Гоголь» (д. № 69), «Итальянские комнаты Пио» (д. № 35) и многие другие.
Но и бюджетные путешественники найдут для себя варианты. На Грибоедова много хостелов. Отличные отзывы, например, собирают «Друзья на Сенной», «У Русского Музея», «Гостевые комнаты на Казанской».
Все отели рядом с набережной канала Грибоедова
Грифоны на Банковском мосту, Kora27
Дворец Юсуповых на Садовой улице
Где: Садовая ул., д. 50А / Наб. р. Фонтанки, д. 115
Усадьба князя Бориса Григорьевича Юсупова, петербургского губернатора в 1749–1750 годы, на реке Фонтанке в середине XVIII века считалась одной из богатейших в городе. Тогда здесь располагался роскошный дворец в стиле барокко, в плане представлявший собой букву Н. Из-за прокладки сквозной набережной и завершения благоустройства берегов Фонтанки в 1790-х Джакомо Кваренги перестраивает дворец для князя Николая Борисовича Юсупова, занимавшего много постов, в том числе директора Императорских театров (1791–1796) и директора Эрмитажа (1797).
Следы барокко в этой работе зодчего сегодня совсем незаметны. Кваренги сохранил объем и стены существующего здания, но полностью изменил интерьеры и фасад в соответствии с требованиями классицизма.
Обновленный дворец переместился вглубь сада, а место на набережной заняли жилые корпуса и хозяйственные помещения, возведенные в форме полукруга. По центру фасада появился открытый тамбур с ведущим к нему пандусом. Боковые флигели украшены лоджиями с тосканскими колоннами, которые отличаются от дорических гладким фризом и отсутствием желобков. Противоположный садовый фасад украшен шестиколонным портиком ионического ордера на террасе, с ведущей к нему широкой лестницей.
Решетка, ограждающая дворец и прилегающий к нему сад со стороны Садовой улицы, появилась позднее. Ее создали в 1836–1840 годах инженеры К. Кольман и В. Р. Трофимович.
Сегодня в здании находится Петербургский государственный университет путей сообщения.
Охранное обязательство
Чаще всего при поведении проверок уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия сталкивается с тем, что собственником (пользователем) объекта культурного наследия не оформлено охранное обязательство. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению памятника истории и культуры, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект. Именно эти ограничения и указываются в охранном обязательстве (п. 4 ст. 48 Закона N 73-ФЗ). Под сохранением памятника подразумевается проведение ремонтно-реставрационных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта (включая консервацию, ремонт, приспособление объекта для современного пользования), технический надзор и др. Кроме того, оформление охранного обязательства пользователя объекта культурного наследия является обязательным условием заключения договора аренды (п. 5 ст. 55 Закона N 73-ФЗ). Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия федерального или регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Если памятник относится к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, то для заключения охранного обязательства нужно обратиться в местную администрацию муниципального образования. Охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию этого объекта, условия доступа к нему граждан, порядок и сроки проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также другие обеспечивающие сохранность объекта требования.
Если предприятие общественного питания — собственник или пользователь памятника истории и культуры будет уклоняться от заключения охранного обязательства, орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация соответствующего муниципального образования согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить охранное обязательство. Если судьи выяснят, что предприятие общественного питания, являющееся собственником объекта культурного наследия либо арендующее его, уклоняется от оформления охранного обязательства, иск будет удовлетворен (см., например, Постановление ФАС СЗО от 29.08.2009 N А56-40723/2007). Кроме того, учтите: за нарушение требования сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия предприятие общепита может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ в отношении объектов культурного наследия федерального значения (ст. 7.13) и законами субъектов РФ в отношении объектов регионального и местного значения (например, Закон Московской области от 27.12.2008 N 220/2008-ОЗ). Правда, административной ответственности удастся избежать, если административным органом будет нарушен порядок привлечения к ответственности, например протокол об административном правонарушении будет составлен в отсутствие законного представителя предприятия общественного питания. Так произошло с обществом, которое было привлечено к административной ответственности в связи с тем, что оно, будучи арендатором нежилого помещения, являющегося частью объекта культурного наследия, уклонялось от представления в соответствующий орган документов, необходимых для оформления охранного обязательства (Постановление ФАС МО от 27.11.2008 N КА-А40/11085-08).
Обратим внимание еще на один момент. Если в связи с отсутствием охранного обязательства в суд поступит иск к предприятию общепита — собственнику объекта культурного наследия об изъятии этого объекта, паниковать не надо
Согласно ст. 240 ГК РФ культурные ценности могут быть по решению суда изъяты у собственника путем выкупа соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом или продажи с публичных торгов. При этом об изъятии речь может идти только в том случае, если собственник содержит объект культурного наследия бесхозяйственно — не выполняет требований к сохранению объекта либо совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им его значения (п. 1 ст. 54 Закона N 73-ФЗ). Уклонение предприятия общепита от подписания охранного обязательства не является бесхозяйственным содержанием памятника культуры и истории (Постановление ФАС ЗСО от 01.04.2009 N Ф04-1958/2009(3738-А46-45), Ф04-1958/2009(3739-А46-45)).