Дворцовый мост в санкт-петербурге: история возникновения и интересные факты

Особенности конструкции

В архитектурном плане сооружение состоит из 5 частей. Центральный пролет оснащен разводным механизмом. Неподвижные конструкции оборудованы перекрытием в виде сквозных ферм с 2 металлическими пролетами. По инженерно-строительной классификации – это балочно-неразрезная система.
Укрепление конструкции отличается:

  • левобережная сторона и центральные опоры — закреплены в герметических водонепроницаемых емкостях, залитых камер-бетоном, а их верхняя часть выполнена из бетона или железобетона с облицовкой из гранита
  • правобережная сторона – зафиксирована в почве деревянными сваями, и ее верхушка выложена бутом с облицовкой тесаным гранитом

Фундамент углублен в почву до 23,5—25,89 м. Для покрытия дороги и тротуаров использован мелкозернистый асфальтобетон. Вдоль двух сторон моста установлены перила. Первоначально они были сделаны из дерева, затем заменены на чугунное литье и в конце прошлого века — на алюминиевую решетку.

Кроме того, отдельные части путепровода снабжены гранитным парапетом. Высота ограды:

  • из металла – 40 см
  • из камня -45 см

Подъемный механизм работает при помощи гидравлической системы. Многотонные противовесы закреплены по системе Штрауса к нижней части путепровода. Во время подъема крыльев, они погружаются в специальные подводные котлованы, прорытые ниже уровня грунта на 6 м. Кроме того, мост оснащен резервным приводом. Он позволяет, в случае отказа основного механизма, поднять конструкцию в течение 30-40 минут.

О каких мостах идет речь: список по очередности разводки

В Питере 18 разводных мостов. В сезон навигации разводят 12 из них:

  • мост Александра Невского, Большеохтинский, Троицкий, Володарский, Литейный — через Неву;
  • Дворцовый и Благовещенский — через Большую Неву;
  • Биржевой и Тучков — через Малую Неву;
  • Гренадерский, Кантемировский и Сампсониевский — через Большую Невку.

Биржевой, Володарский, Благовещенский, Тучков и Дворцовый мосты разводят два раза за ночь.

Дворцовый

Один из самых известных мостов Питера. Именно его развод чаще всего изображен на открытках.

Дворцовый мост — 5-пролетный. Соединяет Адмиралтейский остров с Васильевским. Находится рядом с Зимним дворцом, поэтому и получил такое название.

По расписанию развода мостов Дворцовый разводят первым: обычно в 1:10. За ночь это происходит дважды: во второй раз — в 03:10.

Троицкий

Соединяет 1-й Адмиралтейский остров с Петроградкой. Один из старейших в Петербурге. До возведения моста Александра Невского он считался самым протяженным в городе — 582 м.

Мост назван по расположенной рядом площади. Именно под ним, по легенде, Валерий Чкалов совершил свой исторический полет.

Троицкий разводится вторым по графику: в 01:20. При этом у него поднимается только один пролет.

Благовещенский

Связывает 2-й Адмиралтейский и Васильевский острова. Его ограждение, павильоны и фонари — объект культурного наследия. Легендарный выстрел «Авроры» был произведен во время стоянки именно у этой переправы.

Пролеты Благовещенского поднимаются по графику разводки третьими дважды за ночь: в 01:25 и 03:10.

Литейный

Соединяет центр города, а именно — Литейный проспект, с Выборгским районом. Проходит над самой глубокой частью Невы, где до дна более 24 метров.

У Литейного моста поднимается лишь один пролет. Причем его крыло считается самым длинным в мире — 67 м. Время развода: с 1:40.

Биржевой

Соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной. Его можно увидеть в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Свое название переправа получила в 1894 г. от здания Биржи, возведенной на стрелке ВО.

Конструкция этого сооружения схожа с Дворцовым. Его опоры облицованы гранитом. Украшением служит чугунная решетчатая ограда с узором в виде трезубца Нептуна.

Биржевой мост разводится одновременно с еще тремя — ровно в 2 часа ночи. Но в этом году посмотреть на его развод не получится: с октября 2021 года переправа закрыта на капитальный ремонт, который должен завершиться не ранее ноября 2022-го.

Тучков

Соединяет Петроградскую сторону и 1-ю линию Васильевского острова. По одной из распространенных версий, переправа получила свое название в честь купца, на средства которого и была построена — Авраама Тучкова.

Разводка выполняется дважды за ночь: одновременно с Биржевым в 2:00 и в 3:35.

Большеохтинский

Памятник истории и культуры. Первый из питерских мостов, в котором проезжая часть устроена по низу пролетного сооружения. Он соединяет исторический центр города с Малой Охтой. Назван по реке Большая Охта, протекающей рядом.

В 2000 году на Большеохтинском мосту провели монтаж художественной подсветки. Система включает более тысячи мощных декоративных светильников. В темное время суток можно наблюдать сказочное зрелище — переправа горит многочисленными огнями.

Развод Большеохтинского моста начинается в одно время с Биржевым и Тучковым — в 2:00.

Володарский

Первая железобетонная переправа через Неву. Единственная в Санкт-Петербурге с пристройкой для съезда трамваев.

Мост назван в честь петербургского революционера В. Володарского. Удивительный факт: как расшифровывается буква В. не знает никто. Дело в том, что это псевдоним Моисея Гольдштейна, убитого в июне 1918 г. в районе будущей переправы. Псевдоним существовал и существует только в такой форме — с буквой «В» с точкой.

Володарский мост позволяет попасть с Народной улицы на Ивановскую и наоборот, связывая районы Санкт-Петербурга на юге и по правому берегу Невы. С 2017 года на нем заработала архитектурно-художественная подсветка. Тем самым Володарский стал последним из больших мостов через Неву, у которого появилась красивая система освещения.

Разводка выполняется дважды за ночь: в 2:00 и 4:15.

Мост Александра Невского

Самый длинный из разводных. Его длина вместе с пандусами составляет 907,7 м. Переправа соединяет центральную часть Петербурга с правым берегом, с одноименной площадью.

Мост Александра Невского также считается самым высоким в городе. Разводной пролет поднимается над Невой на высоту трехэтажного дома — около 11,5 м. Это почти в два раза больше, чем у Дворцового моста.

Разводка начинается в 2:20.

Вантовый мост

Вантовый мост через Петровский фарватер (устье Малой Невы и Малой Невки) — участок автодороги Западный скоростной диаметр (по ней едут автобусы из Питера Хельсинки и обратно, так что возможность увидеть эту красоту имеется). Один из новейших питерских мостов, очень красив сам по себе и виды с него открываются замечательные. По красоте настоящий соперник моего любимого французского моста Нормандия.

Все основные питерские мосты вы увидите на водных экскурсиях, их множество, главное — выбрать заранее. Самые интересные маршруты раскупаются быстро.

Карта маршрута по самым красивым местам Петербурга, в котором вы увидите не только мосты, но и Эрмитаж, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови, Чижика-пыжика, Петропавловскую крепость, Летний сад, Михайловский замок, Стрелку Васильевского острова, Смольный собор и многие другие достопримечательности города на Неве.

Групповые экскурсии в Питере | Экскурсии в Питере | Скидка 2100 рублей на бронирование квартиры | Аудиоэкскурсии по Питеру |  Аренда авто в СПб | 

Дворцовый мост – наши дни

Вид, похожий на современный мост приобрел в 70-ом году. На нем появился настил, добротные перила и фонари.

Изначально хотели сделать мост творение великого искусства, но такой вариант не одобрили местные власти, за свет высокой стоимости. Поэтому был построен более бюджетный вариант, который исчез во время Второй мировой.

Современный вариант моста появился благодаря конструктору Пшеницкого. Хотя в его расчеты закралась ошибка. Мост совершенно не гармонирует с достопримечательностями расположенными рядом, а так же скрывает Адмиралтейство, Кунсткамеру и Зоологический музей. Хотя крылья разводимые ночью захватывают дух. Издалека, кажется, что Дворцовый мост в Спб буквально стелиться по водной глади.

Конечно же, эффективности придает поразительная подсветка. Состоит он из 5 пролетов, и именно по центральному он разводиться ночью. Вес разводного механизма превышает 2800 тонн. За ежедневную работу развода и свода отвечают шестеренки и моторы, некоторые из которых функционируют и не менялись с начала эксплуатации.

Расписание развода мостов

Есть дни, когда мосты не разводятся:

  • в майские праздники; день ВМФ в августе;
  • во время проведения выпускного Алые Паруса;
  • ночь музеев;
  • новогодняя ночь;
  • день города Санкт-Петербурга, празднуется в последние выходные в мае.
Название моста Время
Большеохтинский Назван так, потому что соединяет левый берег Невы с р. Охтой. Длина моста 335 метров, ширина 23,5 метра. Развод моста начинается с 2:00 до 5:00 часов.

Санкт‑ПетербургБольшеохтинский мост — Яндекс.Карты

Литейный Соединяет Литейный проспект и улицу Академика Лебедева. Развод моста с 1:40 до 4:45 ч.

Санкт‑ПетербургЛитейный мост — Яндекс.Карты

Троицкий Соединяет через малую Неву Васильевский остров и Петроградку. Такое название получил, т.к. рядом с ним находится здание бывшей биржи. Длина моста 239 м, ширина 27 м. Разведен с 2:00 до 4:55 часов. Недалеко находятся апарты Sokroma — посмотрите подборку студий возле ст. метро Чернышевская.

Санкт‑ПетербургТроицкий мост — Яндекс.Карты

Дворцовый Этот мост самый красивый и знаменитый в центре Питера. Длина 250 метров, ширина 27,73 метра. Развод происходит с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55 часов.

Санкт‑ПетербургДворцовый мост — Яндекс.Карты

Увидеть развод моста можно с Дворцовой, Адмиралтейской либо с Университетской набережных. Или дойти до крыльца Эрмитажа.

Тучков Перекинут через малую Неву. Получил такое название в честь инженера, построившего его. Разводится с 2:00 до 2:55 и с 3:35 до 4:55 часов. Длина моста 226,2 метра.

Санкт‑ПетербургТучков мост — Яндекс.Карты

Благовещенский Перекинут через Большую Неву. Соединяет Васильевский остров и Адмиралтейский район. Название получил в честь одноименной площади и собора, находящихся рядом. Длина моста 349,8 м, ширина 38,07 м. Развод происходит с 1:25 до 2:45 и с 3:10 до 5:00 часов.

Санкт‑ПетербургБлаговещенский мост — Яндекс.Карты

Володарский Этот мост соединяет южные и правобережные районы города. Назван в честь убитого в этом районе революционера. Разводится с 2:00 до 3:45 и с 4:15 до 5:45 часов.

Санкт‑ПетербургВолодарский мост — Яндекс.Карты

Советы для тех, кто оказался в Северной столице в летний период

В Питере погода очень часто меняется. В мае еще может быть прохладно. Также и в начале осени — дни могут быть теплыми, а ночи прохладными. Если вы выберите ночную водную экскурсию по Неве, то стоит одеться потеплее. Ночью, и особенно на открытых водоемах, очень сильно дует ветер

Демисезонная одежда — самый правильный выбор, даже несмотря на то, что это лето (курточка, ветровка, кофта, важно — закрытая и непромокаемая обувь, зонт, дождевик)

Важно! Заранее продумать маршрут вашей ночной прогулки. С какой стороны вы пойдете или поедите, на какие мосты вы хотите посмотреть

Интервал между разводящимися мостами составляет 15-20 минут.

Где наблюдать за разводом мостов в Петербурге

Из 12 разводных мостов в туристическом районе Санкт-Петербурга находятся три – Дворцовый, Благовещенский и Троицкий. Наблюдать за разводом мостов и курсированием судов можно стоя на набережной или удобно расположившись на палубе прогулочного теплохода.

Лучшие места на карте

Если вы живете или остановились на левом берегу Невы (часть города южнее Невы), то вам доступно множество вариантов и ни каких проблем с дорогой домой не будет. Лучшими местами считаются Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Адмиралтейская набережная рядом с Медный всадником. С последнего места можно увидеть развод сразу двух мостов — Дворцового и Благовещенского, также здесь открывается самый известный вид на Дворцовый мост, когда между пролетов видна Петропавловская крепость.

На правом берегу тоже достаточно хороших мест, оптимальным будет Стрелка Васильевского острова. С этой позиции вы сможете наблюдать развод Дворцового и Биржевого и Троицкого мостов. Также открывается отличный на Зимний дворец и Петропавловскую крепость. Если вы живете не на Васильевском острове, то сможет попасть на Петроградку и дальше на север города через мост Бетанкура, он не разводится.

Развод мостов с воды

Самый лучший способ посмотреть на развод мостов это водная прогулка на теплоходе или взять экскурсию на катере по каналам в Санкт-Петербурга. Например, круиз «Семь разводящихся мостов Петербурга»:

Или вы можете заказать индивидуальная прогулка на катере. В этом случае у вас будет 2 часа и 7ми местный катер с капитаном, чтобы насладится самыми умопомрачительными видами города в компании самых близких.

Самые известные мосты

Дворцовый мост – грандиозная конструкция, состоящая из пяти пролетов, относится к числу крупнейших в мире. Увидеть мост можно с Дворцовой или Университетской набережной и со Стрелки Васильевского острова. Между разведенными как крылья птицы пролетами моста красиво смотрится окутанный мягкими огнями ночной подсветки Петропавловский собор. Цикл развода Дворцового моста занимает пять минут.

Дворцовый мост. Фото: ruspekh.ru

За Дворцовым мостом располагается Троицкий мост, состоящий из десяти секций, одна из которых поднимается вверх у левого берега. Именно развод Троицкого моста открывает проход для фрегата с алыми парусами в главный день для всех учащихся школ – выпускной.

Праздник “Алые паруса”. Фото: yandex.ru

Конструкция Благовещенского моста включает восемь секций, две из которых раскрываются двумя створками в самом центре. После окончания шоу обязательно поднимитесь на сам мост, чтобы рассмотреть перила с причудливыми и мифологическими морскими существами.

Разведение Благовещенского моста. Фото: rosphoto.com

Разводные мосты Санкт-Петербурга

Но самой важной изюминкой в архитектурном деликатесе считается разводной мост. Разводится такой мост во время белых ночей, и считается лучшим зрелищем, который запоминается на всю жизнь

Изначально все мосты в городе были деревянными и простыми, и со временем они приобрели, вид каменных опор на которых возвели ажурные решетки и чугунные арки. Всего в городе разводных мостов насчитывается около 21 вида, а самые известные считаются Литейный, Троицкий и Дворцовый.

Дворцовый мост построен с центральным двукрылым разводным пролетом и считается пятипролетным чугунным мостом. Он соединяет Адмиралтейский остров с Большой Невой, ширина которого достигает 27,8 м, а длина 260,1 м. Вид Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости считается одним из известных символов в городе и с помощью разводного механизма может поднять вверх около 700 тонн центральные пролеты. Разработал проект этого моста известный инженер А. Пшеницкий, а само строительство началось в 1912 году, и закончен проект был в 1916 году. В 1939 году на мосту появились чугунные решетки и некоторые элементы декора такие как: фонарные столбы были украшены орлами. Все что планировал сделать Пшеницкий, всегда исполнялось. За весь период существования моста реконструкции проводились два раза. Но на сегодняшний день мост отработал свои ресурсы и ему опять нужна реконструкция.

Самым длинным мостом на Неве считается Троицкий мост, его длина составляет около 580 м. его соединение находится на Суворовской площади и переходит на Петроградскую сторону. Его соорудили в 1903 году, и был реконструирован известными профессиональными российскими инженерами. Первоначально был проложен наплавной мост, который также назывался Троицкий и простоял он около семидесяти лет. Когда Санкт – Петербург отмечал свое двухсотлетие состоялось открытие постоянного моста, на открытии присутствовал президент Франции Феликс Фор и Николай II. Лично Николай II запустил кнопку механизма, которая разводит мост. Со временем на мосту появились различные украшения такие как: пять видов арки, ажурная конструкция. Разведением моста проводится только с одного пролета, который находится на левом берегу. Несколько раз мосту меняли название, его называли сначала Кировский, а затем стал Троицкий.

В 2002 году на мосту была проведена реконструкция, и заменили проезжую часть, восстановили архитектурную часть, сделали ремонт металлоконструкциям, восстановили гранитную облицовку, полностью его покрасили, заменили механизмы и проделали модернизацию, правобережный железобетонный пролет заменили на металлический и уложили литой асфальтобетон, а также вернули обратно мосту его символы самодержавия. Вернули короны и двуглавых орлов.

В 1879 году в городе построили Литейный разводной мост, который соединяет Выборгскую сторону и Литейный проспект. В давние времена с левой стороны Невы находился Пушечный литейный двор, который со времен и дал название для моста и его проспекту. Разведение моста проходит в считанные секунды с помощью современных подъемников и очень интересным методом. Судоходный фарватер проходит к левому побережью и на реке создается поворот, следовательно, на мосту начинает подниматься один из пролетов, который расположен на Литейном проспекте. Это первый в городе мост, на котором установили электрические фонари, а на чугунных решетках можно рассмотреть русалок, в руках у которых находится герб Петербурга, и украшают они барельефы.

Такие разновидности мостов считаются удивительным зрелищем для приезжих гостей. Но изначально во времена правления Петром I местным жителям нужно было переплывать воду на лодках или на паромах для того, что местные жители смогли передвигаться самостоятельно по воде в случае разрушения моста.

Ведь мосты возводили только в редкостных случаях, в основном тогда, когда нужно было перевезти важный груз. И первым мостом был построен Петровский. Он был сооружен из дерева и перекинули его через Безымянный Ерик. Со временем в строительстве мостов стали применять камень и до сегодняшнего дня такие мосты считаются лучшими украшениями города. В 1840 году в городе возвели около двенадцати видов мостов, которые были построены из чугуна. Первый мост, который перекинули через Неву, был Благовещенский и стал он вершиной мостостроительного искусства.

Рaзвoдят мoсты в периoд нaвигaции – с кoнцa aпреля дo середины нoября.  

Володарский мост

Мост проходит через Неву, связывает южные и правобережные районы с численностью населения до 500 тысяч человек.

В настоящее время это пятипролетный металлический мост с разводными пролетами в середине. Постоянные пролеты перекрываются неразрезными балками. Каждая пролетная конструкция состоит из двух полублоков, объединённые в общей конструкции верхней ортотропной плитой и поперечными связями. Длина пролетов- 125 м, масса- 800 тонн каждый.

В 1930-х годах градостроительные планы Ленинграда предусматривали развитие юго-восточной части города.

Для этого было готово строительство нескольких новых сооружений по Неве, включая переправы на Ивановскую и Народную улицы. Он был задуман, как важная часть центральной дуговой магистрали, соединявшей московский проспект с правобережными районами Ленинграда.

В 1932-1936 гг. он был построен инженерами «Лен Мостотреста» под руководством профессора. Г. П. Передерия, вместе с архитекторами А.С.Никольским и М. М. Дмитриевым. Строительство этой переправы стало одной из уникальных инженерных разработок Г. П. Передерия в строительстве мостов.

Это был первым железобетонным мостом по Неве и первым разводным, построенным в советское время. Схема разбивки оси продиктована условиями судоходства. В это время мост был уникальным инженерным сооружением.

До моста можно добраться через метро до станции «Бабушкина».

ТОП-5 фактов о петербургских мостах

Рекордсмен по части мостов

Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru

Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город — признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218.

Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13.

Петербург единственный город в мире, который использует открыточные виды разводных мостов в качестве своего символа, а из рутинной повседневной разводки-сводки мостов в период навигации и белых ночей Петербург умудрился сделать оригинальное шоу, съезжаться на которое готовы туристы со всего мира.

История мостов

Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е

Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду.

Строительство мостов было сопряжено с большими техническими трудностями – тогдашние инженеры не располагали необходимыми знаниями и технологиями, который бы позволили им возвести постоянные переправы. Кроме того, и сам Петр I полагал, что мосты будут мешать судоходству.

Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади.

Первые разводные мосты

Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.

16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты.

Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий.

Современные мосты

Современные мостостроители продолжили лучшие традиции своих предшественников. Последний по времени сооружения мост через Неву – Большой Обуховский также во многих отношениях является уникальным. Это первый мост через судоходную Неву, который не разводится.

Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически — это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один — для езды в восточном направлении, второй — для передвижения в западном направлении.

Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.

Сохранение мостов

К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники.

Благовещенский мост

Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. С того времени он несколько раз менял названия, каждое из которых отражало изменения в жизни города. Сначала мост носил название Благовещенского, поскольку тогда рядом находилась Благовещенская площадь. После смерти императора Николая I в 1855 году он стал именоваться Николаевским, а потом — мостом Лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В начале XXI века мосту вернули первое первое название.

Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, а старые пролетные конструкции были использованы при строительстве моста через Волгу в Твери.


Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.

Реконструкция Дворцового моста

В 1939 году деревянные перила моста сменили чугунные с советской символикой по эскизу архитектора Л. А. Носкова. Они были отлиты известным ленинградским скульптором и художником Игорем Всеволодовичем Крестовским.

Капитальный ремонт моста провели в 1967 году — улучшили гидроизоляцию и провели ремонт осей вращения, а через 10 лет очередь дошла до реконструкции фонарей, настила и разводной части.

В 1997 году во время очередной реконструкции моста, которая проходила под руководством инженера Юрия Александровича Петрова, были разобраны трамвайные пути и появилась художественная люминесцентная подсветка. Подсветка может быть синей, белой, голубой, зеленой или красной, но чаще всего используются первые три цвета.

Последняя реконструкция, проводившаяся без полного перекрытия движения, завершилась в 2013 году.

Ярослав Глухов

Разводка моста

Разводной механизм Дворцового моста состоит из крупных шестерней, противовесов и нескольких моторов. Механизм работает стабильно и надежно, но иногда случаются неприятные инциденты. Например, в октябре 2002 года на шестерне сломался один из зубьев, в результате чего развод Дворцового моста был остановлен. К 2008 году сооружение исчерпало свой ресурс, но капитальный ремонт был отложен до возведения нового моста. В 2009 году развод задержался из-за поломки разводного механизма. Причиной стал износ металла – последний раз конструкция ремонтировалась еще в семидесятых годах двадцатого века.

Дворцовый мост разводится дважды в сутки. Время развода – с 01:25 до 02:50 и с 03:10 до 04:55. График развода был установлен в 2011 году.

История строительства

Строительство моста длилось 5 лет. Его история была сложной. Ему предшествовал длительный поиск и согласование проекта, сбор денег и поиск тех, кто возьмется за исполнение работы. Война 1914 года «заморозила» сдачу его в эксплуатацию.

Ранее по Большой Неве не проходило никакой переправы. Лишь выше по течению на Сенатской площади стоял наплавной мост «Исаакиевский». Он первым соединял 2 части города. Все началось с объявления о конкурсе на проект моста в 1901 году. Результаты первых 27 проектов были неудовлетворительны. Поэтому конкурс был продлен еще на 3 года.

На рассмотрение поступили следующие 19 чертежей. Но из-за Русско-японской войны и революции проектирование застопорилось. В это время обсуждалось место прокладывания моста и были внесены некоторые поправки. Красота моста должна была ничуть не уступать внешнему облику зданий рядом с ним, и езда проектировалась только по верху.

Поступили новые 9 проектов. В конечном итоге выбрали проектный эскиз от «Общество Коломенских заводов» А. П. Пшеницкого.

Разработка проекта и архитектурные особенности

За архитектурное оформление отвечал Р. Ф. Мельцер. Он предложил оформить мост пышно и торжественно с множеством декоративных элементов из железа, необыкновенно высокими фонарными стоблами с объемной скульптурой у их основания, императорскими орлами и т. д.

В начале февраля 1911 года был подписан договор о начале строительства. Планировалось закончить в ноябре 1913 года. По документам, все материалы для моста должны были быть только из отечественного сырья, а работы вестись исключительно русскими специалистами.

Тогда Роман Мельцер подготовил более простой вариант украшения моста.Он должен был освещаться 12-ю более низкими фонарями без каких-либо скульптур. Официальное утверждение оформления состоялось в 1915 году, как только ситуация в стране улеглась.

Этапы строительства моста, конструкция

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге преступили возводить в 1911 году. Основными элементами служили арки из чугуна, производимые на Коломенском заводе. Арки перевозили по водным путям и сразу устанавливали.

Из-за нехватки финансирования металл поставляли не стабильно и перевозки задерживались. К тому же рабочих рук было недостаточно. Это не давало возможности придерживаться установленного плана работ. Строительство еще более затянулось в связи с затоплением опор и началом Первой мировой войны.

В ноябре 1915 для пешеходов открыли дорогу на мосту. Однако строительство продолжалось. И в 1916 году его серьезно испытала грузовая техника. По нему одновременно пустили 34 грузовика, набитых грузом до 10 т. Испытание прошло успешно. 23 декабря того же года мост наконец полностью открыли. Обошлось без торжества. Все прошло скромно. Вместо главы города пришел заместитель.

Из приглашенных гостей прибыло лишь 10%. Никто из царской семьи тоже не явился. К сожалению, мост так и не достроили. У него были деревянные перила. Кладка опор не закончена, сверху отделана деревом. Парапеты с устоями временно обшили фанерой. Архитектурное оформление полностью отсутствовало.

Мост из металла, пятипролетный. Серединная его часть разводится. Стационарные пролеты перекрыты фермами, которых в каждом пролете по 8 штук. Между ними — 3,6 м. Ими соединены ветровые связи и балки.

Под автомобильной дорогой и под тротуарами настелены листы котельного железа. Сверху налит бетон и дорожное покрытие из мелкозернистого асфальтобетона, как и на пешеходных тротуарах.

Создание внешнего вида

После открытия моста по прошествии времени его устройство завершилось уже при СССР. К примеру, сегодняшних решетчатых перил из чугуна с характерными орнаментами не было до 1939 года. Это значит появились они только спустя 23 года с момента, как мост начал полностью функционировать. На них изображена типичная советская символика – пятиконечная звезда с пучками колосьев.

Этому оформлению также предшествовал конкурс. Лучший рисунок предоставил Л. А. Носков. Формы отлил скульптор И. В. Крестовский. Ленмостотресту в 1932 году понадобился проект по скульптурному оформлению моста. Его разработкой занялся Институт пролетарского искусства. По их замыслу должно было быть 8 семиметровых чугунных скульптур.

История Дворцового моста

Первая переправа в данной части города появилась в 1727 году — это был наплавной Исаакиевский мост (ныне не сохранился), располагавшийся чуть ниже по течению от нынешнего Дворцового моста, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Мост состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

Плашкоутный Дворцовый мост работал круглый год. В 1863 году открылась конная железная дорога. По мосту были проложены рельсы. Конка, а затем трамвай ходили по Дворцовому мосту до 1997 года.

Из-за того, что плашкоуты моста начали протекать и тонуть, к концу 19 века властями Петербурга было принято решение о строительстве постоянной переправы. На проект нового моста был объявлен конкурс, победителем которого был признан проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера.

Возведение нового Дворцового моста началось в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось — в апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен к концу 1916 года. Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Именно эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста.

Из-за войны мост был сдан без архитектурной отделки. Перила, фонари и павильоны управления были смонтированы уже при советской власти. Так, чугунная решетка моста со звездами и знаменами появилась только в 1939 году. Авторами решетки стали скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский.

В дальнейшем проводились ремонтные, и работы по улучшению моста, в том числе были заменены деревянные части моста на более прочные материалы.

В 1997 году с моста были сняты трамвайные рельсы, и установлена ночная подсветка. В честь этого события 14 ноября 1997 года состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни». Подсветку включили под пушечный залп из Петропавловской крепости, состоялся фейерверк и бальные танцы на мосту в старинных костюмах.

Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции в 2012–2013 годах был электромеханическим. После разводная часть моста подверглась полной модернизации: разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки ещё с царских времен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: