Основные области архитектуры
Проектирование зданий и сооружений
- См. также Архитектурный проект
Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя
- творческий процесс создания архитектурного проекта,
- координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
- авторский надзор за строительством архитектурного объекта
Градостроительная деятельность
- См. также Градостроительство
В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).
Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (—), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.
Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства.
О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в году) говорит следующее:
Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».
Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет:
Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды:
Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:
Урбанистика
Основная статья: Урбанистика
В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.
Ландшафтная архитектура
Основная статья: Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.
Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.
Дизайн интерьера
Основная статья: Дизайн интерьера
Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.
Архитектура малых форм
Основная статья: Малые архитектурные формы
Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).
«Бумажная архитектура»
«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.
Области архитектуры
Макет Marina Bay Sands. Арх. Моше Сафди
Life Mounds at Jupiter Artland. Арх. Чарльз Дженкс
Интерьер Galleria Department Store, Сеул. Арх. UNStudio
Красно-синий стул. Арх. Геррит Ритвельд
Сад Михайловского дворца
Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.
В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.
Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.
Спасо-Преображенский собор
Преображенская пл., д. 1
Полное и официальное название собора – Собор Преображения Господня всей гвардии. От него происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).
В 1825 году первый собор в стиле петровского барокко сгорел дотла и от него остались только стены. Уже тогда Стасов создал проект пятикупольного собора, но разрешение на строительство храма дали только через несколько лет. Архитектора назначили «членом Комитета о возобновлении Преображенского всей гвардии собора по составленному им проекту», и 26 августа 1827 года состоялась закладка собора. Коллектив под руководством Стасова справился с работой в течение года.
Спасо-Преображенский собор – пятиглавый храм, сочетающий черты древнерусской архитектуры и греческой классики. Фасады оформлены фронтонными портиками из ионических колонн, что придает всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике, а гладь стен прорезана полуциркульными окнами, которые ассоциируется с древнерусскими соборами.
В 1832-1833 годах по проекту Стасова вокруг собора соорудили ограду. В память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов в основу решетки легли стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые в сражении под Кулевчи. На стволах до сих пор сохранились вычеканенные гербы Османской империи, а на некоторых из них – данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть». Также в чугунную ограду вмонтировали две крупные медали за турецкую кампанию, а в центральный створ – изображение полумесяца.
Современники высоко оценили работу. Одна из газет в 1836 году написала: «Из числа зданий, украшающих столицу, замечательнейшие суть: Казанский собор и церковь Преображения Господа».
Интересный факт: собор дважды снимали в кино – его можно увидеть в фильмах «Две жизни» и «Собачье сердце».
Указ Петра I о запрете каменного строительства
20 октября 1714 года Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство во всех городах империи, кроме Санкт-Петербурга. Это не было капризом: возведение новой столицы продолжалось уже 11 лет, а каменные здания были построены лишь в центре. Государь желал привлечь для работы над новой столицей мастеров-каменщиков со всей России, но его мечта увидеть «город в камне», соперничающий по красоте с европейскими столицами, так и не была осуществлена. Вплоть до самой смерти императора Санкт-Петербург напоминал огромную строительную площадку. Закон же продолжал действовать вплоть до 1744 года.
Историография:
- Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб.: 1994 год.
- Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера, М.: 1996 год.
- Власов В. Г. «Петровское барокко», М.: 2007 год.
Неорусский стиль
Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.
Все примеры — в отдельном посте.
Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.
Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.
Центр культурной жизни Петербурга
Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.
Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.
Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.
После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.
В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.
Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:
- В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
- Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
- Выставки образцов мебели.
- Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
- В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
- Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
- Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.
Модерн в России
В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.
В Москве
Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.
В Санкт-Петербурге
В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.
В других городах
Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.
Дворец-музей.
Сейчас Дворец Меншикова — филиал Музея Эрмитаж. По проекту реставраторов, архитекторов и инженеров ему придали первоначальный вид. Посетители музея, пройдя скромные залы мастерских, поварни, передней, попадают на парадную дубовую лестницу. Экспозиция второго этажа знакомит с модными тенденциями дизайна Петровской эпохи.
Потолок и стены четырех комнат покрывают более 27 тысяч плиток, расписанных вручную. Изразцы были частично привезены из Голландии, частично произведены на заводах Петербурга, его окрестностях. На плитках изображены пасторальные сюжеты, пейзажи и бытовые сцены.
Хорошо сохранился Ореховый кабинет, отделанный деревянными панелями, наборным паркетом, аппликацией из черепахового панциря и бронзы. Здесь Меншиков хранил редкие вещи, принимал важных гостей, вел переговоры.
Богатство Большого зала легко переносит воображение на 300 лет. Бело-золотые стены, украшенные лепниной и пилястрами, были свидетелями «Петровских ассамблеи», свадеб великосветских особ царских кровей, маскарада в честь Ништадтского мира.
Бродя по анфиладам музея, трудно понять, где дворянский быт становится искусством, а дворец домом. Эту грань, между общественным и личным, праздным и повседневным, можно почувствовать, лишь побывав здесь на экскурсии.
comments powered by HyperComments
Павловские казармы Павловского лейб-гвардии полка
Марсово поле, д. 1 / Миллионная ул., д. 2 / Аптекарский пер., д. 2
После победы в Отечественной войне 1812 года в Петербургу вернулись к вопросу расширения помещений для Павловского полка. В 1816 году было решено строить единое здание на Марсовом поле, которое включило бы в себя все постройки, расположенные на отведенном участке. После неудачных попыток архитекторов Кавалария и Л. Руска был выбран проект Василия Стасова. К строительству приступили весной 1817 года, и уже в 1819-м полк, вернувшийся из Москвы, разместился в новых казармах.
Архитектор перестроил уже существующие с 1780 года здания Ломбарда и Воспитательного дома архитектора Ю. М. Фельтена. Стасов перепланировал и объединил существовавшие тогда постройки единым фасадом, сохранив частично первый ярус фельтеновского здания.
Огромный по протяженности фасад украшен тремя портиками из дорических колонн, поднятых над цокольным этажом. Вместо 4-колонного портика появился 12-колонный портик строгого, монументального дорического ордера. Его венчает треугольный фронтон, а ступенчатый аттик украшен военной скульптурой. Такой декор – оружие и воинские доспехи – подчеркивает назначение здания, которое принадлежит к числу лучших достижений русского классицизма.
В комплексе размещались:
- «покои полковых командиров, шести штабных офицеров и 34 обер-офицеров»;
- «солдатские покои на 3000 человек»;
- церковь Святого князя Александра Невского;
- госпиталь;
- конюшни;
- склады;
- разные хозяйственные помещения и строения – кухни, прачечные, мастерские, кузницы, сараи, подсобные помещения.
За работу над Павловскими казармами Василию Стасову «был пожалован пансионом по смерть по две тысячи рублей в год».
В течение XIX века над аттиком здания, обращенным к Марсову полю, красовалась надпись: «Казармы Лейб-гвардии Павловского полка». Затем, после 1929 года, она сменилась на «Ленэнерго» – вывеску компании, занявшей здание.
Интересные факты
Широко известна легенда о том, что якобы надзор за строительством здания Двенадцати коллегий Петр I поручил своему сподвижнику и другу – губернатору Санкт-Петербурга светлейшему князю Александру Меншикову. А тот, в отсутствие императора, распорядился развернуть строение торцовой частью к реке, чтобы сэкономить место для строительства собственного дворца фасадом на набережную. Когда Петр увидел эту хитрость, то будто стал бить князя палкой.
Однако это не более чем анекдот и выдумка, поскольку строительство Меншиковского дворца на набережной было завершено двумя годами раньше, чем были забиты первые сваи под строительство здания Двенадцати коллегий.
https://youtube.com/watch?v=8uLAZzJmmeg
Музей Истории Аничкова Дворца
Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.
Сохранились экспонаты из императорского музея.
Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.
Ямской рынок на Разъезжей
ул. Марата, д. 53
Строительством рынка Василий Стасов руководил в 1817-1819 годы. В своем отчете в Совет Академии художеств он писал: «С.-Петербурге <…> производится строение в 1819 году рынка близ Ямской, имеющего галерею вокруг из дорических колонн»
Здание выполнено в стиле классицизма. Оно построено в виде треугольника в плане, есть внутренний двор, колонны дорического ордера, украшающие фасады здания, образуют галереи. Колонны довольно редко использовали при строительстве торговых рядов в Петербурге, в основном применялись аркады. Цокольный этаж оживляют окна подвалов, на галерее – железные перила с решеткой.
В новых помещениях разместили 28 лавок. В основном здесь торговали мясом, поэтому рынок еще иногда именовали Мясным.
Интересный факт: именно это место встречается в фильме «Собачье сердце» по мотивам произведения Булгакова. Отсюда со ступеней Ямского рынка сходит профессор Преображенский, когда впервые видит Шарика, сидящего напротив в подворотне. Также рынок можно увидеть в фильме «Ларец Марии Медичи».
Перестройка здания
В конце 1830-х годов здание частично перестраивалось под руководством русского архитектора, профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Аполлона Щедрина. Перед ним стояла задача приспособить административное строение для нужд университета и студентов.
Ведь первоначально здание Двенадцати коллегий чем-то напоминало Гостиный двор с отдельными входами в каждый корпус коллегии и открытой аркадой на втором этаже. Потребовались значительные переделки.
Снаружи были заложены кирпичом аркады с восточной и частично с западной стороны. Это позволило создать дополнительные помещения.
В ходе перестройки:
- возвели парадную лестницу
- застеклили аркаду на главном фасаде, превратив ее в грандиозный коридор
- было осуществлено переустройство зала для торжеств с белыми колоннами
- с набережной был сделан вход в торце строения
- появилась лестница
Интересные факты
Интересно о дворце:
- Первым делом на подаренном Петром куске земли в 1704 году губернатор создал сад и огород, а в глубине закипела стройка замка из дерева.
- В 1734-1745 г на 2-м этаже возведена церковь Воскресения Христова.
- Не только здание во времена Кадетского корпуса претерпело изменений, но и сад, куда были перенесены статуи.
- В 2002 году в саду был установлен бюст губернатора из бронзы, и полностью реставрирован до вида изначальной постройки.
- Голландская плитка считалась настолько дорогостоящей, что на родине она использовалась только в качестве вставок.
- При постройке здание доходило до 4 метров в высоту, но впоследствии просело на 2 метра в глубину, поэтому винные погреба и частично другие служебные помещения оказались под землей.
- Специальная крыша с мезонинными окошками способствует ускоренному таянию снегов. Мода на «излом» мансарды пришла из Швейцарии.
Кунсткамера и Академия наук
Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер — кунсткамеры. Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».
По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища». Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.
О том, что негоже русскому князю не в роскоши жить…
Архитектор Фонтана, не выдержав тяжелых петербургских условий, вернулся на родину, не окончив строительства. Продолжил начатое им дело архитектор Иоганн Шедель. Имея большое влияние и власть, князь привлекал для строительства своей резиденции самых известных зодчих – Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблона.
К 1714 году трехэтажное здание было завершено, и Меншиков заселился во дворец. На тот момент он оказался самым высоким зданием в Северной столице, а по роскоши и великолепию ему просто не было равных. У царя-батюшки хоромы и то были одноэтажные, купающийся же в роскоши князь не жалел средств на благоустройство своего «гнездышка».
Спустя несколько лет здание расширили, было пристроено еще одно крыло. Дворец по-прежнему процветал и лидировал как наиболее респектабельное и видное здание в городе.
Обустроен он был на европейский манер: внутреннее убранство сверкало голландской плиткой, которую Меншиков получил в подарок от тамошних купцов. Комнаты были обставлены французской и итальянской мебелью, крышу дома раскрасили необычайными бело-красными ромбами. Шесть статуй своим присутствием украшали аттик здания. Украшением дома служила княжеская корона.
Во дворце главным считался второй этаж, где располагался Ассамблейный зал. Сам царь пользовался этим залом для приема послов: «петровские ассамблеи» насчитывали до 200 человек! Такой зал смог вместить и всю публику по случаю проведения маскарада в честь Ништадтского мира.
Первый же этаж дворца предназначался для дел государственных. Кроме помещений для официальных мероприятий, здесь же были комната для дежурных и подсобки для различных мастерских. Для погребов и служащих князя предназначался цокольный этаж.
Меншиковский дворец. Экскурсии
Если вы интересуетесь историей, хотите больше узнать об эпохе Петра и о дворцовых интерьерах, возможно, стоит взять экскурсию по Меншиковскому дворцу.
Так сложилось, что экскурсии по дворцу Меншикова возможны только по предварительно оставленным заявкам, но это не является большой проблемой — вы всегда можете пересечься с вашим гидом у входа, договориться о времени с ним или сами оставить заявку на сайте и узнать о возможности проведения мероприятия в конкретный день. Продолжительность лекции об истории дворца, его жителях и интерьерах в среднем составляет около часа. За это время вы обойдете большую часть комнат, услышите много полезной и занимательной информации и фактов, о которых не могут сказать картины и стены. Стоимость экскурсии варьируется в зависимости от количества человек в группе, но совершенно точно одно: чем больше группа, тем меньше стоимость для каждого ее члена. Так что, если собираетесь сэкономить, советуем объединиться с другими желающими — так вы и себе, и другим упростите жизнь и немного поднимете настроение.
Троице-Измайловский собор
Измайловский пр., д. 7А
Полное историческое наименование намного длиннее – Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. За возведение этого храма Василий Стасов был удостоен ордена святого Станислава второй степени.
Архитектор возвел каменный собор на месте деревянной церкви, сильно пострадавшей от наводнения. Храм был построен для солдат и офицеров Лейб-Гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России, а выбор места был обусловлен тем, что казармы находились там, где сегодня проходят Красноармейские улицы. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и на казенные деньги.
Собор возводили с большим трудом:
- грунт оказался слабым, и вместо 5500 свай забили 9000;
- треснули 16 колонн в подкупольном пространстве из-за неучтенных обстоятельств при использовании новых технологий – в ходе разбирательств архитектора даже посадили на сутки на гауптвахту;
- под конец строительства был поврежден во время бури большой купол, а площадке сорвались железные стропила – никого не убило лишь чудом.
Из-за последнего происшествия Стасов вновь был отправлен на гауптвахту, а купол заканчивал инженер П. П. Базен со своими помощниками.
Большой белый храм украшен четырьмя портиками коринфского ордена и пятью синими куполами. В соборе хранились военные трофеи русско-турецкой войны 1854 и 1877-1878 годов. В память о павших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме на мраморных досках в храме были высечены имена погибших офицеров. А вот купола были расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию императора Николая I в 1826 году: «…чтобы все купола вместо зеленой краски были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе». Это был цвет воротников мундиров Семеновского полка.
Перед собором, как перед композиционным центром Троицкой площади, возводились различные памятники: в 1969 году был установлен бюст самого архитектора Стасова, в 2005-м его демонтировали, а 28-метровая Колонна Славы из пяти рядов пушек, отбитых в войну 1877-1878 годов у турок, – восстановлена. Осенью 2013 года, по инициативе районной администрации, ряда общественных организаций и местных жителей бюст, архитектора был вновь установлен перед собором, в отдалении от первоначального места.
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
История Меншиковского дворца
Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».
Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.
Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.
Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.
Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».
Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720
Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.
Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.
Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.
Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.
Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.
Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.
Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.
Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.
В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.
Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами
В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.