Фото и описание
Одна из самых знаменитых достопримечательностей северной российской столицы — Государственный Эрмитаж. Он входит в двадцатку наиболее посещаемых музеев планеты. В его трёхстах шестидесяти пяти залах представлены шедевры изобразительного искусства разных эпох, также здесь можно увидеть богатую экспозицию произведений декоративно-прикладного искусства. В состав главного музейного комплекса входит несколько зданий, связанных друг с другом. Кроме того, в распоряжении музея находится еще несколько различных объектов (Главный штаб, Меншиковский дворец и другие).
Основательницей музея стала Екатерина II. Приобретенная ею сравнительно небольшая коллекция произведений искусства положила начало музейному собранию. Эта коллекция изначально размещалась в небольшом флигеле дворца, который назывался Эрмитажем. Его название в переводе с французского языка означает «приют затворника».
В настоящее время собрание музея насчитывает около трёх миллионов единиц хранения.
Лучшие экспонаты Эрмитажа
- Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (1490-1491), Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (1478-1480);
- Джорджоне «Юдифь» (с 1772 года в Эрмитаже);
- Анри Матисс «Танец» (1910);
- Рембрандт «Даная» (1636-1647); Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1666-1669);
- Малевич «Черный квадрат»;
- Пикассо «Портрет Солера»;
- Ренуар «Девушка с веером» (1881);
- Галерея портретов императорской династии Романовых;
- Часы «Павлин» в Павильонном зале Малого Эрмитажа;
- Лоджии Рафаэля;
- Рыцарский зал. Оружие XV-XVII веков;
- Главная лестница Зимнего дворца в его северо-восточной части;
- Императорские люстры;
- Портик Нового Эрмитажа «Атланты».
Дворцы, львы и колонны Петербурга помнят его имперское прошлое. Эрмитаж – душа Петербурга. Пусть меняется бег времени, но Эрмитаж Санкт-Петербурга бережно хранит свою историю и свои мировые шедевры. В 2014 году Эрмитаж отметил 250 летний юбилей.
Главные шедевры
Государственный Эрмитаж, произведения и здания которого являются уникальными, — музей огромный. Чтобы осмотреть всю экспозицию, нужно потратить немало дней. Но, как и в любом музее мира, здесь есть шедевры, которые нельзя пропустить и которые составляют предмет особой гордости. К ним относятся:
— «Даная» и «Блудный сын» Рембрандта;
— «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;
— уникальные часы «Павлин»;
— «Дама в голубом» Гейнсборо;
— «Танец» А. Матисса;
— фрески из буддийских храмов;
— предметы Пазырыкской культуры;
— скульптура «Вечная весна» Родена;
— парадная лестница Зимнего дворца;
— коллекция предметов русского интерьера 19 — начала 20 веков.
Это, конечно, только самое-самое, в музее так много ценных произведений на разный вкус, что выбрать главные шедевры очень непросто.
Электронные билеты
Для желающих посетить музей без очереди есть удобная форма приобретения билетов онлайн. Преимущество заключается в том, что их можно купить заранее и они будут действовать в течение полугода (180 дней). Их стоимость чуть выше и не предусматривается льгот, но человек имеет право посетить не только музейный комплекс, но и Главный штаб. За 730 рублей можно наслаждаться экспозициями в течение одного дня, за 1020 — в течение двух дней.
Электронный билет обменивается на входной в специальной кассе, расположенной под аркой Главных ворот Зимнего дворца, и реально позволяет попасть без длительного стояния в очереди. Есть и еще один вариант прохода в Эрмитаж. Где находится любая из Санкт-Петербургских турфирм, там можно оформить групповой билет на экскурсию. Коллективное посещение происходит в определенное время. указанное в билете.
Новый Эрмитаж
Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.
Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.
Этаж I
Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.
Этаж II
Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):
- «Малый итальянский Просвет» — полотна итальянских живописцев 16-18 вв. Среди них особо выделяются творения П. Веронезе и Я. Тинторетто.
- «Большой итальянский Просвет» — собрание работ итальянцев Л.Джордано, Дж. Кресли и Дж. Б. Тьеполо.
- «Испанский Просвет» — живопись Испании 18 века. Здесь выставлены знаменитые холсты Д. Веласкеса – «Завтрак» и «Портрет Оливареса».
Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.
Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:
Рафаэль. Здесь представлены холст флорентийского периода «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». Приставку «Конестабиле» Мадонна получила от фамилии семейства, у которого купил картину российский император.
- Рубенс. Собрание картин великого фламандца составляет 22 гениальных полотна и 19 набросков. Среди них блистают – «Персей и Андромеда» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Союз Земли и Воды» и «Возчики камней».
- Рембрандт. В фондах находится коллекция из 24 полотен – самая большая за пределами родины гения. В их числе «Флора». «Блудный сын», «Портрет старика в красном».
Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:
- живописью и фресками Рафаэля;
- Итальянским и Испанским кабинетами;
- Малым и Большим итальянским, а также Испанским просветами;
- европейской скульптурой 19 века;
- голландской живописью 17 века;
- отдельными пространствами для работ Снайдерса, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.
Отдельный интерес представляет Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи и оружие разных эпох.
Годы блокады
В годы Великой Отечественной Ленинград (название города в советский период) пережил тяжелейший период блокады, бомбежек и обстрелов. А как же Эрмитаж? Где находится в Петербурге здание и смогло ли оно сохраниться в этих условиях? По счастью, коллекцию успели вывезти на Урал. Гитлер, уже видевший себя победителем, планировал выставить в музее лучшие произведения искусства из ограбленной им Европы, однако его планам не было суждено сбыться.
Здание Эрмитажа, расположенное в историческом центре мегаполиса, пострадало от бомбежек, однако его начали восстанавливать еще в годы военных действий. Для реставрации использовали только цемента более 100 тонн, а также 60 тонн гипса, три десятка километров тканей и т. д. Эрмитаж начал функционировать в то время, когда советские солдаты вели бои за Берлин.
Итальянское искусство эпохи Возрождения.
После длительного исторического периода средневековья пришло время бурного развития южной и центральной Европы. Экономический подъем Италии совпал с периодом грандиозных археологических находок, открывших всему европейскому сообществу великое искусство древнегреческой культуры, основными принципами которой были внимательное наблюдение за натурой, изучение ее, а потом на основе полученных знаний, человеческого мастерства и таланта создавать высокие образцы изобразительного искусства в области архитектуры, скульптуры, декоративного искусства. В центре всего эллинистического мира были принципы и каноны в изображении человека, стремление приблизиться к его реалистическому облику, поиску идеальных форм и попытке отразить глубину внутреннего мира.
Археологические артефакты, найденные в Италии в 12-13 веках дали толчок к развитию нового образа мыслей просвещенных и талантливых людей. Это время было названо эпохой Возрождения.
Эрмитаж в Москве
Иногда мы можем услышать в ответ на вопрос, где находится Эрмитаж: «В Москве!» Люди путают санкт-петербургский музейный комплекс с реальными объектами на территории столицы. Их два: сад «Эрмитаж» и театр «Эрмитаж». Оба объекта располагаются по адресу: Каретный ряд, д. 3. «Эрмитаж» — один из старинных садов, разбитый в XIX в. купцом Я. Щукиным. Известный театральный деятель и меценат, он разместил на территории сада несколько сценических площадок. Сегодня здесь много творческих студий для детей и театров. Один из них носит название сада, хотя был основан в 1959 году под другим названием — Театр миниатюр.
Москвичи очень любят прогуливаться по саду, в котором в вольерах живут белки, фазаны и голуби, где много мест для уединенных прогулок с друзьями и близкими.
Постоянные экспозиции в здании Главного штаба Эрмитажа.
Постоянные экспозиции современного искусства расположены в левом крыле здания Главного штаба, начиная от Триумфальной арки до набережной реки Мойки.
Французская живопись 19-го века представлена в музейном комплексе, расположенном на четвертом этаже здания Главного штаба. Направление в истории развития мирового изобразительного искусства конца 19-го века, зародившееся и получившее свое самое яркое развитие во Франции, получило название импрессионизм.
Посетив галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, можно познакомиться с живописными полотнами Клода Моне, Эдгара Дега, Анри Фантена-Латура, Писсаро, Сислея.
Отдельные залы экспозиции посвящены творчеству Огюста Ренуара и Поля Сезанна.
Период в развитии искусства, названный постимпрессионизмом, представлен работами Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо.
Анри Матисс «Танец»
На втором этаже здания Главного штаба расположена экспозиция, посвященная декоративно-прикладному искусству эпохи модерн конца 19-го – начала 20-го веков.
В отдельных залах расположены музейные экспозиции, рассказывающие о работе МИДа Российской империи, которое исторически работало в этой части Главного штаба.
На третьем этаже здания Главного штаба расположено три постоянных экспозиции. Первая из них посвящена живописному наследию русских художников 19-го – начала 20-го веков. При посещении выставок можно познакомиться с творчеством таких выдающихся русских художников, как Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин.
Вторая экспозиция посвящена военным реликвиям и историческим артефактам, принадлежащим русской гвардии в 18-м веке. Можно увидеть настоящий мундир царя Петра I, являвшегося офицером Лейб-Гвардии Преображенского полка.
Третья экспозиция посвящена ювелирному искусству Российской империи конца 19-го века, представленная предметами ювелирного, камнерезного, эмальерного дела на примере лучших образцов мастерской Карла Фаберже.
«Восковая персона» скульптурный портрет императора Петра I. Зимний дворец Петра I
Архитектура сооружения
Архитектурный ансамбль Эрмитажа составляют следующие здания, выстроенные на Дворцовой набережной в разные периоды 18-19 века.
Малый Эрмитаж
Самое маленькое здание ансамбля, с которого начиналась история современного Эрмитажа. Сооружение данного строения рядом с императорской резиденцией началось в 1764 году. Руководил работами обрусевший немец, архитектор Юрий Фельтен (Георг Фридрих Вельдтен), который спроектировал южную часть строения, а Северный павильон пятью годами позже был спроектирован французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Полностью здание было завершено к 1775 году, но к этому моменту уже было ясно, что для разросшейся коллекции требуются более просторные помещения.
Большой Эрмитаж
Это здание музейного комплекса начали строить на замену Малому Эрмитажу в 1771 году, но стройка происходила с задержками, поскольку на Дворцовой набережной пришлось освободить место и снести несколько старых домов, принадлежавших крупным сановникам – Олсуфьеву и Кошелеву. Строительством заведовал все тот же Юрий Фельтен, который смог органично вписать здание в одну линию с фасадами уже имеющихся строений Малого Эрмитажа и Зимнего дворца. Строительство завершили в 1787 году, а в 1792 году к зданию был добавлен корпус, созданный прославленным архитектором Джакомо Кварнеги. Данный корпус являл собою галерею с копиями рафаэлевских картонов из Апостольского дворца в Ватикане.
Эрмитажный театр
Здание, которое служило домом для придворного императорского театра, начали строить чуть позже, чем Большой Эрмитаж, но завершили практически одновременно с ним в 1787 году. Строение с античным фасадом спроектировал Джакомо Кварнеги, а крытый арочный переход, который соединяет театр с Большим Эрмитажем, создал Фельтен. Примечательно, что зрительный зал и сцена Эрмитажного театра являются самыми маленькими в городе, поскольку изначально планировались исключительно для показа камерных постановок перед императорской семьей и приближенной знатью. Для выставочных целей здание не использовалось, но в наши дни являет собою составную часть ансамбля Эрмитажа.
Новый Эрмитаж
Строение, которое по замыслу Николая I должно было стать первым российским общественным музеем, спроектировал в 1839 году немецкий зодчий Лео фон Кленце. Он прибыл в Санкт-Петербург по приглашению русского императора в 1837 году и много времени посвятил созданию проекта, в котором хотел воплотить черты нескольких исторических строений. После отъезда Кленце на родину русские архитекторы Стасов и Ефимов приступили к созданию чертежей по его планам и наброскам, и в 1842 году началось строительство Нового Эрмитажа, продолжавшееся целое десятилетие. Около 150 скульпторов и каменотесов было задействовано для украшения фасада здания и его интерьеров, причем готовые работы отбирал лично Николай I. Наиболее известными статуями, ставшими со временем одной из визитных карточек Эрмитажа, были 10 гигантских атлантов на главном входе, которые создал скульптор Теребенев по эскизам Кленце.
Зимний дворец
Старейшее здание комплекса было построено в 1762 году в качестве главного дворца императрицы Екатерины II. За предыдущие полвека в Санкт-Петербурге в разные годы и для разных правителей уже возводилось четыре зимних дворца, но только этот, пятый по счету, величественный дворец, наконец, пришелся по душе династии Романовых и использовался как императорская резиденция вплоть до начала 20 века. Архитектором, создавшим роскошное здание Зимнего дворца, был Бартоломео Франческо Растрелли, верный приверженец помпезного рококо и пышного барокко.
Научные
Зоологический музей имени Э.А.Эверсмана
В коллекции музея – редкие экспонаты со всего мира, среди которых есть занесенные в Красную книгу, а также полностью вымершие животные. Цена билета: Бесплатно.
Музей Казанской химической школы
Музей представляет собой первую полноценную химическую лабораторию XIX века в Казанском университете. Именно здесь начинает своё развитие органическая химия в стране. Цена билета: Бесплатно.
Музей Николая Лобачевского
Молодой музей, посвященный одному из создателей неевклидовой геометрии, выдающемуся ученому и ректору Казанского университета – Николаю Лобачевскому. Цена билета: 100 — 150 руб.
Анатомический музей-театр
Анатомический театр – архитектурный памятник первой половины XIX века в стиле русского классицизма. Здесь с 1837 года действует музей при кафедре нормальной анатомии. Цена билета: 50 — 100 руб.
Дом занимательной науки и техники
Интерактивный центр для детей, который знакомит с наукой и законами физики в игровой и доступной форме Цена билета: 200- 350 руб.
Этнографический музей Казанского университета
Большая коллекция древностей и этнических предметов наглядно демонстрирует традиции народов мира (Африка, Южная и Северная Америка, Австралия, Океания, Россия …). Цена билета: 35 — 45 руб
Музей Тесла
Небольшой интерактивный музей в центре Казани, посвященный изобретениям знаменитого инженера-физика Николы Тесла Цена билета: 300 — 350 руб.
Музей Естественной истории Татарстана
Научно-образовательное учреждение и информационный центр, где собраны данные о геологической истории Татарстана. Цена билета: 80 — 200 руб
Казанский геологический музей имени А.А.Штукенберга
Более чем 150 000 экспонатов со всего мира: красивый метеорит из Северной Америки, малахит с Урала, скелет ихтиозавра из Германии… Цена билета: 45 руб.
22. Национальный музей Республики Татарстан
Центральный музей республики Татарстан расположен в здании бывшего Гостиного Двора и является крупнейшим на территории Поволжья. Свои двери музей открыл в 1895 году, и с тех пор коллекция пополнилась до 800 предметов. Сегодня они открывают перед нами историю жизни и культуры коренного населения Татарстана. За одно посещение невозможно осмотреть всю экспозицию, поэтому туристы и жители города возвращаются сюда снова и снова.
Посмотреть на карте
Презентация на тему: » Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле.» — Транскрипт:
1
Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт- Петербурге, Зимний дворец окутан историями и мифами.
2
Зимний дворец в Санкт-Петербурге бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38); с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.
3
Нынешнее здание дворца (пятое) построено в годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко.
4
В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма
5
Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой. Первый Зимний дворец
6
Второй Зимний дворец В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император
7
Третий Зимний дворец Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом
8
Третий Зимний дворец После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.
9
Четвертый (временный) зимний дворец Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).
10
Пятый (существующий) зимний дворец В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.
11
Зимний дворец
Новый Эрмитаж
Все последующие императоры династии Романовых очень серьезно относились к собиранию и хранению мировых произведений искусства. Для постоянно растущих коллекций в середине 19 века строится специальное музейное здание – Новый Эрмитаж, который гармонично продолжил горизонтальную линию Зимнего дворца вдоль Дворцовой площади. Новый Эрмитаж вместе со Старым образовал единое целое.
В отдельно построенном здании был открыт доступ для просмотра произведений искусства широкой публике – это был первый Императорский публичный музей. В первое время функционирования Императорского музея в него можно было пройти только по билетам, а с 60-х гг. 19 века вход стал свободным.
Вход в здание Нового Эрмитажа
Войти в Императорский музей можно было с улицы Миллионной, где был построен прекрасно оформленный вход с портиком, который поддерживали десять гранитных атлантов. За атлантами находился вестибюль Главной лестницы.
Сегодняшний Новый Эрмитаж на первом этаже разместил экспонаты отдела Античного искусства. Двадцатиколонный зал, например, представляет коллекцию ваз, далее идут залы с древнеримской мраморной скульптурой. Здесь можно полюбоваться и Гераклом со львом, и Венерой Таврической, ранее украшавшей Летний сад. Отдельная экспозиция посвящена скифской культуре и греческим городам Причерноморья.
Скульптуры в залах Нового Эрмитажа
Второй этаж Нового Эрмитажа занят художественными полотнами западноевропейской живописи 16-18 веков. В Просветах расположены произведения знаменитых итальянских, испанских, фламандских и голландских мастеров. Это работы Франсиско Гойи, Рубенса, Эль Греко, Караваджо, Витто, Рембранта и т.д.
В Большом просвете Эрмитажа
Третий этаж был отдан под произведения живописи Нового времени. Прежде всего, это импрессионисты, постимпрессионисты и мастера начала 20 века. Мане, Ренуар, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо и многие-многие другие живописцы выставлены в залах, расположенных на третьем этаже Нового Эрмитажа.