Легенды Михайловского замка и интересные факты
О некоторых легендах любимого дворца Павла упоминалось выше. Это история о солдате на посту, которому привиделся архангел Михаил, о фаворитке императрицы Анне Лопухиной, уронившей странного цвета перчатку на балу и о буквах в надписи над дворцовыми воротами, которые местная святая Ксения Петербургская трактовала как количество лет жизни Павла 1.
Каждая из этих легенд имеет своих сторонников и противников. Так, историю с солдатом на посту объясняют тем, что он оказался не простым часовым. Как выяснилось, служивый был двоюродным братом одного из близких к императору людей – его камердинера. Зная, как сильно мечтал Павел о строительстве дворца, ему могли попросту помочь оправдать те огромные средства, которые предполагалось на это потратить. А название также определялось тем, что Михаил считался персональным покровителем дома Романовых.
С Лопухиной все еще проще. Павел, оказавшийся рядом в нужный момент, из вежливости поднял упавшую перчатку. Ее необычный цвет так поразил его, что он решил использовать этот розово-желто-оранжевый оттенок при строительстве дворца и отдал перчатку Бренне как образец.
Советские граждане привыкли к тому, что стены дворца имеют красный цвет и долгое время считали его оригинальным. Но когда реставраторов к работе над дворцом привлек русский музей, Михайловский замок открыл свои тайны. Под верхними слоями краски и штукатурки обнаружился слой той самой краски, которая украшала перчатки Анны Лопухиной (Гагариной).
С предсказанием Ксении Петербургской тоже не все в порядке. Ни в одном из жизнеописаний этой достаточно известной святой о надписи над воротами дворца не упоминается. Из этого многие историки делают вывод, что предсказание о смерти Павла появилось много позже самого события, то есть задним числом. О том, откуда оно взялось, предположений нет.
Кроме трех перечисленных, остаются еще две легенды, которые выглядят самыми мистическими. И их пока никто не смог опровергнуть, поэтому многие обитатели Михайловского замка (рабочие, служащие, ученые) продолжают в них верить.
Легенда о сундуке Мальтийских рыцарей
Пристрастием к Мальтийскому ордену Павел был широко известен, у него даже был статус магистра этого сообщества. Для членов ордена во дворце были специально предназначены великолепные залы. Но воспользоваться ими Павел 1 практически не успел. Однако предположить, что рыцари, посещая Михайловский замок, могли привезти императору какие-то реликвии, вполне можно.
Отсюда и легенда, якобы где-то в подвалах Михайловского дворца находится огромный сундук, привезенный Павлом и доверенный ему служителями Ордена. А тот, кто найдет и откроет сундук, станет обладателем сильных магических талантов и сверхъестественных способностей и сможет предсказывать многие события в жизни.
Сам Павел вряд ли мог что-то привезти, поскольку на Мальте не был. Но рыцари, по преданию, передали ему десницу Иоанна Крестителя и частицу мощей и икону Божией матери. Эти реликвии действительно имели место быть. Долгое время они обитали в Зимнем Дворце, но потом оказались в одном из сербских монастырей. На этом основании некоторые краеведы утверждают, что никакого сундука нет, однако достоверно об этом знать никто не может.
Призрак Павла
Одна из самых главных легенд, которой славится Михайловский замок СПб. В существование призрака Павла 1 многие искренне верят. И это несмотря на предшествовавшие десятилетия социализма с насаживаемым им атеизмом.
Павел так сильно мечтал о Михайловском замке, возлагал на него такие надежды и так мало в нем прожил, что его душа так и не смогла успокоиться после смерти и оставить свое любимое детище. Тем более, что на этом же месте, только в другом дворце, он когда-то был рожден.
Сторонники легенды утверждают, что Павел по ночам гуляет во дворце — якобы люди собственными глазами видели в окне тень императора со свечой в руках и слышали легкий скрип деревянных половиц. Конечно, ученые отрицают этот мистический факт, но по рассказам, трагически погибший государь выходит из своих «покоев» только в 12 часов ночи, когда во дворце никого нет.
История дворца
Здание, имеющее форму вытянутой буквы «н», было спроектировано талантливым зодчим XVIII века Михаилом Земцовым, а заканчивал строительство Бартоломео Растрелли. Новый дворец стали называть Аничков – с ударением на букве «и». Такое название он получил по соседнему мосту, проложенному через реку Фонтанку.
Общий вид Аничкова дворца
Поначалу постройка принадлежала Елизавете Петровне, но позже императрица вручила ее своему фавориту графу Разумовскому. Потом Екатерина II приобрела дворец у брата Разумовского и пожаловала здание своему невенчанному супругу графу Григорию Потемкину, присовокупив к ценному дару сто тысяч рублей для отделки помещений «по вкусу» нового владельца.
Аничков дворец был построен в стиле барокко, имел роскошную лепнину по всему фасаду. В ходе первой перестройки в 1770-х годах была убрана разноэтажность, и зарыт канал, который соединял здание с Фонтанкой. Дворец был сильно изменен усилиями зодчего Ивана Старого. Фасады приобрели черты строгого классицизма и частично утратили свою самобытность.
Вход в Аничков дворец
К концу XVIII столетия дворцовый комплекс снова оказался в казне и использовался для личной канцелярии российского царя. Вскоре выдающийся архитектор Кварнеги построил на набережной реки два больших отдельных корпуса, которые закрыли дворец как с Невского проспекта, так и с реки.
В начале XIX столетия царь Александр I пожаловал дворец сестре Екатерине Павловне в честь ее бракосочетания с принцем Георгом Ольденбургским. После того, как в 1816 году новая хозяйка покинула родину, дворец снова отошел казне.
Танцевальный зал
В последующие годы дворец много раз переходил из рук в руки. Его хозяевами становились императоры России Николай I и Александр III. Здание принадлежало вдовствующей императрице Марии Федоровне. В конце XIX века здесь показывали первые фильмы, и была устроена школа для детей дворцовой обслуги.
Так продолжалось до революции. Потом старые постройки были национализированы, и внутри открыли музей города Санкт-Петербурга. С 1937 года по настоящее время здание занимает Дворец пионеров – Городской дворец творчества юных. Здесь же находится Аничков лицей.
Голубой зал
Дворец Юсуповых
Рекомендовать место
24
5
Этот дворец поменял много хозяев и много раз перестраивался. Лишь в 1830 году его купил Николай Юсупов, который владел им до 1917 года. Во дворце жило пять поколений Юсуповых, поэтому дворец и носит их имя, хотя это был один из 57 дворцов России, которые им принадлежали.
Интерьер дворца оформляли Виги, Медичи и другие известные итальянские и русские мастера. В 1832-1834 годах к дворцу был пристроен еще один корпус, в котором разместился театр. Позже была построена Покровская церковь, которая, к сожалению, не сохранилась.
Дворец известен Санкт-Петербургу как место, в котором произошло убийство Григория Распутина. Князя Феликса Юсупова сослали в имение «Ракитное» за участие в убийстве. После этого случая в замке размещались консульства, музеи с картинной галереей, Дом учителя и много других заведений. Сейчас во дворце проводятся разнообразные экскурсии, а также в здании действует Камерный музыкальный театр, где регулярно проводятся спектакли. В подвале, где убили Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».
О том, что негоже русскому князю не в роскоши жить…
Архитектор Фонтана, не выдержав тяжелых петербургских условий, вернулся на родину, не окончив строительства. Продолжил начатое им дело архитектор Иоганн Шедель. Имея большое влияние и власть, князь привлекал для строительства своей резиденции самых известных зодчих – Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблона.
К 1714 году трехэтажное здание было завершено, и Меншиков заселился во дворец. На тот момент он оказался самым высоким зданием в Северной столице, а по роскоши и великолепию ему просто не было равных. У царя-батюшки хоромы и то были одноэтажные, купающийся же в роскоши князь не жалел средств на благоустройство своего «гнездышка».
Спустя несколько лет здание расширили, было пристроено еще одно крыло. Дворец по-прежнему процветал и лидировал как наиболее респектабельное и видное здание в городе.
Обустроен он был на европейский манер: внутреннее убранство сверкало голландской плиткой, которую Меншиков получил в подарок от тамошних купцов. Комнаты были обставлены французской и итальянской мебелью, крышу дома раскрасили необычайными бело-красными ромбами. Шесть статуй своим присутствием украшали аттик здания. Украшением дома служила княжеская корона.
Во дворце главным считался второй этаж, где располагался Ассамблейный зал. Сам царь пользовался этим залом для приема послов: «петровские ассамблеи» насчитывали до 200 человек! Такой зал смог вместить и всю публику по случаю проведения маскарада в честь Ништадтского мира.
Первый же этаж дворца предназначался для дел государственных. Кроме помещений для официальных мероприятий, здесь же были комната для дежурных и подсобки для различных мастерских. Для погребов и служащих князя предназначался цокольный этаж.
Интерьеры дворца
Исключительный интерес представляет внутренняя отделка помещений дворца. Она отличается необыкновенной роскошью и разнообразием стилей. Архитектор старался не придерживаться стилевого единства и преследовал цель сделать интерьеры разными и непохожими друг на друга.
Здесь в оформительском подходе использовался принцип эклектики. Использование различных архитектурных идей и гармоничное их соединение в одном пространстве привело к возникновению интересных эстетических эффектов и необычному сочетанию разнородных стилевых элементов.
Так, совершенно против общепринятых канонов архитектор устроил парадную анфиладу залов на главном втором этаже здания. Она располагается не как принято — вдоль главного фасада, а наоборот — перпендикулярно продольной оси здания.
Это позволило максимально удобным образом скомпоновать все помещения дворца, сделать их не только роскошными, но также удобными и комфортными для проживания.
Особенно актуальным это было в отношении хозяйки дворца великой княжны Марии Николаевны. В силу физических отклонений она не имела возможности долго передвигаться пешком и, учитывая эту особенность, во всем дворце были сделаны удобные пандусы для передвижения в колесной коляске.
Парадная приемная герцога — первый зал анфилады восхищает богатством отделки, выполненной в классическом стиле. Великолепная Ротонда своей двухярусной колоннадой, куполом и верхним светом создает ощущение необыкновенной торжественности.
Квадратный зал, отделанный в помпейском стиле, выглядит легким и воздушным. Все апартаменты дворца обладают собственной индивидуальностью и неповторимым колоритом.
Благодаря постоянному поиску оптимальных композиционных и конструктивных решений Штакеншнейдеру удалось создать внутреннее пространство дворца «с человеческим лицом» — разнообразное по планировке и максимально приспособленное к потребностям человека. Архитектор воплотил главный принцип эклектики — сочетание различных стилей в гармонии.
Наружное убранство и интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге
Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.
Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.
К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кардегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями. С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.
По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои. В Ассамблейном — Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.
Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе — белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат. В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом. Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя. В кабинете — живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.
В центральном вестибюле – фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.
Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.
К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.
В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.
Интерьеры Мариинского дворца
Архитектор создал парадную анфиладу, расположенную перпендикулярно главному фасаду здания. Вот некоторые ее залы:
Парадная приемная герцога Лейхтенбергского, первая в анфиладе. Окна комнаты выходят прямо на площадь. Зал украшают двери из редкого палисандрового дерева.
Круглый зал Ротонда, окруженный двухъярусной колоннадой и увенчанный куполом с верхним светом. Его главной изюминкой является сочетание белого цвета стен с позолотой.
Квадратный зал в помпейском стиле с двумя галереями – колоннадами, который украшают медальоны с сюжетами из произведений Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
Экзотический Зимний сад, который в начале XX в. был переделан в Зал заседаний Государственного Совета. Интерьер зала стал классически строг и торжественен.
Александровский дворец
Рекомендовать место
21
3
Александровский дворец в Царском Селе был построен в подарок внуку Екатерины II – будущему императору Александру I. Архитектурный проект принадлежит Д. Кваренги. Здание – вытянутое, двухэтажное, с флигелями по сторонам. Строительство было завершено в 1796 году. К дворцу прилегает парк с озером.
На первом этаже левого флигеля дворца временно жила императорская семья. Здесь останавливались герцог Эдинбургский и княгиня Мария Александровна. Позже здесь располагались личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Сейчас только в немногих помещениях сохранилась внутренняя отделка и частично воссоздано убранство.
В начале ХХ века во дворце принимали послов, отмечали важные годовщины (300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села).
За все время своего существования во дворце размещались очень разные организации: Государственный музей, Дом отдыха сотрудников НКВД, Детский дом им. Юных коммунаров, немецкий штаб и гестапо, тюрьма. В 2009 году, после многочисленных реставраций, здание дворца передали Государственному музею-заповеднику «Царское Село».
Современный стиль
С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.
Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.
Фасадизм
В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.
Примеры: дом на Лиговском 13-15, «Ренессанс Правда» на Херсонской, 15.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
Тэги:
- архитектура
- архитектура спб
- россия
- санкт-петербург
Краткая история Мраморного дворца
Ансамбль строился с 1768 по 1785 годы по проекту знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Здание было отстроено по указу императрицы Екатерины II в качестве щедрого подарка её возлюбленному фавориту Григорию Орлову. Тот, однако, не дожил до окончания стройки и умер в 1783. Императрица купила здание у наследников Орлова и подарила его своему внуку на свадьбу.
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, из-за недостатка средств были вынуждены отдать его в национальную собственность. Это произошло в 1917 году, когда у власти стояло Временное правительство, а во дворце располагалось Министерство труда.
С 1919 года по 1936 здесь была организована Российская Академия истории материальной культуры – в это время велась глобальная реставрация фасадов. После 1936 г было решено разместить филиал Центрального музея В. И. Ленина. Он был открыт через год: редкий случай, когда переосмысление памятника архитектуры в его новом качестве произошло так быстро и организованно.
Очередная эра в истории началась в 1991 году, когда после всех государственных перемен мэрия Санкт-Петербурга распорядилась передать дворец под начало Русского музея. На месте броневика Ленина был установлен памятник Александру III.
Мариинский дворец в настоящее время
Сейчас особняк является украшением Исаакиевской площади и всего города. Благодаря стараниям реставраторов его внешний облик мало чем отличается от того, который видели жители Санкт-Петербурга в 1845 году.
Что касается интерьеров, то надо сказать, что за годы «государственной деятельности» здания они были неоднократно перестроены и перепланированы. Начиная с 1970-х годов, происходят планомерные реставрации и восстановление подлинного вида залов и апартаментов дворца.
И сейчас, уже многие из них обрели вторую молодость и засияли в первозданном великолепии. Дворец работает и в музейном режиме и любители прекрасного могут полюбоваться красотой его интерьеров индивидуально или в составе экскурсий.
Мариинский дворец живет насыщенной культурно-общественной жизнью. Здесь постоянно что-то происходит или проводится. Конференции сменяют симпозиумы, за ними наступает время съездов и приемов различных делегаций.
Ежедневно здание наполнено туристами и экскурсантами. Всему городу известны его прекрасные концерты и выставки. Вдохновляющая красота этого здания, его интересная история и современная значимость делают его постоянным центром притяжения для жителей и гостей города.
Этот центр общественно-политической жизни Санкт-Петербурга и прекрасный архитектурный шедевр, несомненно, является культурным достоянием северной столицы и всей России. Располагается здание дворца на Исаакиевской площади. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».
https://youtube.com/watch?v=wLLmEbJDyEc
Мариинский дворец на государственной службе
Став собственностью государства здание поступает ему на службу. С 14 июля 1884 года по указу императора дворец становится официальным представительством Государственного Совета.
Было проведено масштабное переоборудование помещений и меблировка для исполнения канцелярских функций. Торжественное освящение новой государственной резиденции состоялось в феврале 1885 года в присутствии государя и всей августейшей фамилии.
В 1905 году страна входит в исторический революционный период и это привносит в статус здания определенные изменения. В октябре этого года император Николай II издает манифест об учреждении Государственной Думы. Госсовет становится верхней палатой и его количество, после указа императора, увеличивается. Центральный зал — Ротонда, где проходили заседания Совета, уже не способен вместить данное количество людей. Было принято решение строить новый зал для заседаний.
Созданная комиссия объявила конкурс на лучший проект нового помещения для заседаний. В диппредставительствах сделали запрос в лучшие парламенты Европы для предоставления сведений о подобных сооружениях.
Победу среди претендентов одержал известный архитектор Л. Н. Бенуа. Совместно с приглашенными зодчими М. М. Перетятковичем и Л. Л. Шретером они начали сооружение зала. В целях экономии строили его на месте жемчужины дворца — Зимнего сада.
26 июня 1907 года приступили к разборке творения Штакеншнейдера. Строительство велось круглый год, и 15 октября 1908 года было закончено.
В тот же день состоялось освящение зала и первое заседание Госсовета. Депутаты и приглашенные лица были восхищены отстроенным шедевром.
История
Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что взошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым, однако тот скончался в 1743 году. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Бартоломео Растрелли.
Аничков дворец. Гравюра, раскраска акварелью. Я. Васильев по рисунку М. И. Махаева, 1753 год
В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потёмкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.
В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено два отдельных корпуса, которые закрыли обзор дворца с Аничкова моста. В 1809 году Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. Когда в 1816 году та повторно вышла замуж и уехала из России, дворец опять был куплен в казну.
В следующем, 1817 году Александр I подарил дворец на бракосочетание своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского): он пристроил с юга дугообразный «сервизный корпус», соорудил ограду вокруг дворцового сада и построил на его западной стороне два одноэтажных павильона. После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец Николай переселялся сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда Зимний дворец реконструировался после пожара 1837 года, императорская семья переехала в Аничков и проживала в нём некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось.
Во дворце воспитывался и сын императора Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.
В 1841 году Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, а тот через четверть века — также на свадьбу сыну, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве своей резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После его смерти дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Интерьеры дворца неоднократно подвергались переделкам в связи с желаниями новых владельцев. В результате обновлений помещений 1870-х годов в библиотеке и «музее» императора Александра III в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова.
После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.
Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.