Михайловский замок

Резиденция императора

Остановимся подробнее на тех сорока днях, когда в замке проживал его первый хозяин — Павел I. Он планировал проводить здесь церемонии и собрания того рыцарского ордена, к которому принадлежал, это нашло отражение в оформлении некоторых помещений. На деле же в одном из этих залов была дана аудиенция иностранному послу, после чего никаких событий подобного масштаба при императоре здесь не происходило.

Торжественный переезд императора и его семьи в замок состоялся зимой. Стены здания еще не просохли, комнаты были полны тумана, который не мог рассеять даже огонь многочисленных свечей. Местами стены комнат были покрыты льдом, хотя в каминах пылало яркое пламя. Но, невзирая на это, уже на следующий день после переезда сырые и холодные стены здания приняли множество гостей — участников красочного и яркого маскарада.

В замке проходили концерты. Последний из них состоялся примерно за сутки до убийства императора. На этом концерте пела знаменитая в то время французская певица, о которой ходили слухи, что она является одной из фавориток монарха. Прожив в замке чуть больше месяца, император был убит заговорщиками: он был задушен шарфом в своей спальне.

Существует множество свидетельств о том, что монарх предчувствовал свою смерть. Были различные предзнаменования. В частности, рассказывают, что в городе появилась некая юродивая, предсказавшая скорую гибель монарха. В тот период времени замок украшала надпись, являющаяся видоизмененной цитатой из Библии; в этой надписи было сорок семь букв. Юродивая утверждала, что император проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Монарх был убит на сорок седьмом году жизни. Надпись еще долгое время украшала одни из ворот замка, но в начале XX столетия она исчезла. Остались лишь темные точки в тех местах, где крепились буквы. В настоящее время надпись снова можно увидеть: сравнительно недавно она была восстановлена.

Еще одно предзнаменование трагических событий в жизни монарха непосредственно связано с интерьерами замка: вечером, незадолго до смерти, в одном из зеркал император увидел себя «с шеей на сторону». Это зеркало имело дефект, так что все в нем отражалось несколько искаженным. Спустя примерно полтора часа после эпизода, связанного с искажающим стеклом, император был задушен участниками заговора. На престол взошел его сын.

Существует несколько рассказов о том, что в середине XIX столетия и позже в здании видели призрак убитого императора — например, в виде светящегося силуэта в оконном проеме.

Главные залы Михайловского замка

Выставка открылась после длительных и скрупулезных реставрационных работ, действует постоянно и включает в себя несколько самых пышных по убранству помещений дворца.

Столовый зал. Относился к парадным приемным покоям Марии Федоровны. Производят впечатление две огромных люстры, созданные по эскизам Дж.Кваренги. В бытность дворца Инженерным училищем Столовый зал для удобства размещения классов разделили на три части. Во время реставрации все вернули на место, и сейчас зал поражает грандиозными размерами и множеством украшений.

Тронная императрицы. Ее созданием занимался Винченцо Бренна. Главные украшения: шикарные бархатные шторы вдоль стен, плафон «Суд Париса» на потолке, полуциркульная арка, построенная почти через 60 лет после самого дворца и соединившая Тронную и Предтронную залы императрицы.

Тронные залы были устроены по числу членов семьи: две из них были личным владением Павла, две предназначались великому князю Александру и цесаревичу Константину и одна императрице.

Георгиевский зал располагался сразу за одним из тронных залов Павла 1 и был предназначен для встреч членов Мальтийского ордена. Помещение претерпело много изменений за время своего существования. Первоначальный вид ему вернули только в 50-х годах прошлого века и то не полностью.

Мраморная галерея. Также предназначалась для торжественных приемов Мальтийского ордена.

Из истории создания Михайловского сада

Михайловский сад как часть Летнего сада

Первоначально, Михайловский сад входил в состав Летнего сада, и был заложен по велению самого Петра I по плану Ж-Б. Леблона. Сад относился к части Третьей Летнего сада и назывался «шведским».

В 1712 году здесь возвели дворец для супруги государя – Екатерины I. Территория сада охватывала гораздо большую площадь, чем современная, и простиралась от Невского проспекта до набережной Мойки и от канала Грибоедова до реки Фонтанки.

Михайловский сад со стороны реки Мойка

Екатерининский дворец прозвали «Золотыми хоромами», и располагался он на месте современного павильона Росси.

Павильон Росси

Планировкой прилегающего парка в этот период особенно никто не занимался, она была простой и типичной для всех усадеб того времени.

Высадили плодовые деревья, соорудили теплицы, в которых выращивали даже бананы с ананасами, а придомовую территорию украсили аллеями в виде зеленых коридоров.

Перепланировка Михайловского сада по проекту Растрелли

Во время правления Анны Иоановны в саду произошла серьезная перестройка. Появился овощной огород и «яхт-гарден», так называемый сад для охоты на зверя – оленей, зайцев, кабанов.

Остальную часть сада обустроили по тогдашней моде, в регулярном стиле – разбили крестообразные аллеи, правильной геометрической формы клумбы, обустроили прямоугольные пруды, установили мраморные статуи, соорудили беседки и павильоны с мраморными полами.

Всеми работами руководил известный российский архитектор Б.Растрелли. По его проекту построили также Летний дворец, деревянное барочное строение, щедро украшенное резьбой.

В конце XVIII столетия он был снесен за ветхостью по приказу нового императора Павла I, и на его месте стали возводить величественный замок. Впоследствии его стали называть Михайловским, поскольку он был освящен в день святого Архангела Михаила (сейчас он также называется Инженерный замок). После гибели Павла I он опустел более чем на два десятилетия.

Михайловский (Инженерный) замок, вид из Михайловского сада

Сейчас эта территория не относится к Михайловскому саду. Инженерный замок расположен на другой стороне Садовой улицы. На фото вход со стороны Садовой улицы.

Изменения в Михайловском саду по проекту Росси

В 20-х годах XIX столетия по заказу Александра I предпринята масштабная реконструкция территории по проекту К.Росси. Был построен Михайловский дворец (не путать с Михайловским замком) и полностью переделан парковый комплекс перед его южным фасадом.

Михайловский дворец, где расположен Русский музей

Водная система парка была сохранена, но появились некоторые коррективы, например, строительство подземного коллектора, соединяющего большой пруд с речкой Мойкой.

Берегам водоемов придали плавные очертания, перед зданием дворца заложили овальный Масленый луг, возведен типичный элемент пейзажного парка – уютный павильон с пристанью на фундаменте бывшего деревянного Екатерининского дворца (павильон Росси).

Великокняжеские особы любили здесь совершать конные прогулки и отмечать памятные даты.

В 1898 году наследники князя Михаила передали дворец в казну государства и с тех пор там находится Русский музей.

В начале XX века территория сада сократилась в связи с постройкой на месте террористического акта, унесшего жизнь императора Александра II, Храма Спаса на Крови.

С приходом советской власти название парка поменялось на «Сад МОПРа» (Международной организации помощи борцам революции), появилась эстрадная площадка и теннисный корт, а растительность постепенно разрасталась, утрачивая черты исторического ландшафта.

Сад стал общедоступным, а на входе висела забавная табличка «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

Во время Великой отечественной войны сад использовался для хранения ценных скульптур. Их зарывали в землю и таким образом уберегли от бомбежки.

Михайловский сад сегодня

На рубеже нового тысячелетия после проведенных исследований обнаружилось, что сад пребывает в критически запущенном состоянии. В результате принято решение о реконструкции Михайловского сада по проекту Государственного Института архитектуры, но за основу был взят план 1826 года, выполненный К.Росси.

После окончания работ сад предстал в совершенно редком для ландшафтного искусства образе – его центральная часть сохранила элементы английского пейзажного стиля, а по всему периметру осталась строгая французская планировка регулярного сада.

Михайловский сад сейчас находится в структуре Государственного русского музея

Режим работы и варианты посещения

Достопримечательность открыта для посещения с 10 утра до 6 вечера. Во вторник музей закрыт. А в четверг он работает по вечернему графику: с 1 ч дня до 9 вечера.

Касса музея закрывается за 30 мин. до закрытия самой достопримечательности:

Посещение Категория билета Цена, руб.
Одноразовое: просмотр главной площади замка Взрослый 260
Студенческий/пенсионный 140
Комплексное: осмотр Главного музея, Михайловского замка, Мраморного, Строгановского дворцов. Билет действует 3 дня Взрослый 660
Студенческий/пенсионный 320
Комплексное: осмотр 2 достопримечательностей по желанию. Билет действует 1 день Взрослый 510
Студенческий/пенсионный 260

Стоит отметить, что цена входного билета для иностранцев отличается, а дети до 16 лет проходят бесплатно на любую экскурсию.

Интересные факты:

Название императорской резиденции Михайловский замок пошло от размещенного в ней храма Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а второе слово «замок» — это дань причуде императора Павла I, магистра Мальтийского ордена, решившего построить свой дворец в виде неприступного средневекового замка. С 1823 года замок стал Инженерным, когда в нем разместилось Главное инженерное училище. Первое официальное название Михайловскому замку было возвращено после его полной реставрации в 2003 году.

В качестве места для строительства своего замка Павел I определил территорию «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился сам будущий император.

Павел I, стремившийся как можно скорее переехать в новый Михайловский замок, приказал строить его без перерыва днем и ночью (при свете факелов), здесь трудилось свыше 6000 человек, а строительные материалы привозили со всех других строек Санкт-Петербурга. Работы были окончены в 1801 году, в феврале состоялся торжественный переезд императорской семьи, но, по иронии судьбы, через 40 дней после этого Павел I был убит в своем «неприступном замке» в результате дворцового переворота. Императорская семья незамедлительно вернулась в Зимний дворец.

Михайловский замок в плане напоминает квадрат с восьмиугольным внутренним двором. При жизни Павла I замок со всех сторон окружала вода — реки Мойка и Фонтанка, а также Церковный и Вознесенский каналы, ныне засыпанные, попасть во дворец можно было только по одному из охраняемых мостов.

Михайловский замок — самый выразительный символ павловской эпохи, в котором нашли свое выражение идеи и вкусы его создателя. Здание имеет четыре различных и почти не связанных между собой фасада: главный южный фасад состоит из портика на колоннах красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и барельефом со словами: «История заносит на свои скрижали славу России»; северный садовый фасад имеет широкую лестницу со скульптурными статуями Геркулеса и Флоры, а также мраморную колоннаду тосканского ордера с богато декорированным аттиком; западный и восточный фасады имеют почти однотипное строение, за исключением того, что со стороны Садовой улицы из фасада выступает дворцовая церковь Архангела Михаила, увенчанная высоким шпилем.

Несмотря на внешние прямые формы, внутренние покои замка отличаются большим разнообразием — прямоугольные залы сменяются круглыми, треугольными и овальными. Основные помещения дворца: Столовый зал, Воскресенский зал, Тронная императрицы Марии Федоровны, Круглый тронный зал императора, Георгиевский зал, Мраморная галерея, Зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок. В отделке интерьеров замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Необычный цвет стен Михайловского замка (розовато-оранжево-желтый) до сих пор вызывает споры историков об его истоках, есть мнение, что это традиционный цвет мальтийского ордена, другие считают, что это цвет перчаток фаворитки императора Анны Лопухиной. Как бы там ни было, но интересный окрас быстро вошел в моду и некоторые петербургские здания вскоре были окрашены точно таким же образом.

В 1823 году в замок переехало Главное инженерное училище (кстати, его окончили Ф. Достоевский, Д. Григорович и М. Глинка), благодаря которому он и сменил свое название. Здание было перестроено, большие залы разделили на классы. В XX веке в замке располагались различные учреждения (а во время войны — госпиталь), пока в 1991 году его не передали Русскому музею. В 2003 году завершилась масштабная реставрация, в результате которой замку был возвращен первоначальный внешний вид императорской резиденции.

Возле дворца установлены два памятника в честь российских императоров: сразу после окончания строительства в центре площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I, созданный еще при его жизни, а уже в наше время во внутреннем дворе замка появился памятник Павлу I.

Михайловский замок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 2.

Михайловский замок на карте:

Как добраться:
Замок находится на Спасском острове в месте пересечения набережных реки Фонтанки и реки Мойки вблизи Михайловского сада.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Летний сад».

Цена билета

Для посещающих комплекс Михайловский замок экскурсии проводятся группами от 20 человек. Билеты продаются в кассах и на официальном сайте. Льготные билеты можно купить только в кассах в день посещения музея. Обязательно иметь при себе документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории граждан.

Бесплатное посещение дворца разрешено для следующих категорий граждан:

⦁ участники и инвалиды ВОВ;

⦁ участники боевых действий;

⦁ курсанты учебных заведений МО, МВД и МЧС РФ;

⦁ инвалиды 1 и 2 групп при наличии одного сопровождающего;

⦁ многодетные семьи;

⦁ Герои РФ и СССР.

Для посещения корпуса Бенуа и Михайловского замка билеты приобретаются отдельно.

Цены на билеты для других категорий граждан:

⦁ Посещение Михайловского замка. Полная стоимость 500 рублей, льготная 250.

⦁ Корпус Бенуа. Для взрослых 400 р, для студентов 200 р.

⦁ Мраморный, Строгановский дворцы и экспозиция Михайловского замка: 500 р и 250р.

⦁ Посещение новых залов дворца – 800 р для всех.

⦁ Домик Петра 1. Цена билета для взрослого 400 р, для студента 200 р.

⦁ Комплексный билет на все экспозиции. Для взрослых 1500 р, для студентов, школьников, пенсионеров – 750 р.

⦁ Летний дворец Петра 1. Обязательное экскурсионное обслуживание. Цена билета для всех категорий 700 р. В случае плохой погоды стоимость билета возвращается в полном объеме.

Более подробная информация о льготных категориях размещена на сайте музея и в кассах.

Михайловский замок – цена на дополнительные услуги

Любительская съемка в Летнем саду – 550 р.

Съемка торжественных мероприятий внутри Михайловского замка 5 500 р.

Во время съемки запрещено попадание в кадр произведений из музейной экспозиции. Использование вспышки и других вспомогательных средств также не разрешается.

Архитектура дворца

Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.

На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.

Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.

Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.

На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.

Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.

В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).

Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.

Западную стену также украшали:

⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;

⦁ щит с имперским гербом;

⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.

Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.

Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:

⦁ Трехчастный мост;

⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;

⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);

⦁ павильоны Кордегардий;

⦁ Кленовая улица.

В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.

Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца

Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.

Михайловский дворец внутри

Фасадом дворец обращен к одноименной площади и встречает гостей массивными колонами. Сам Михайловский дворец – это четыре этажа роскоши, красоты и восхищения.

Высота вестибюля составляет 25 метров. У входа на лестницу гостей встречали два льва, которых отлили специально для этого дворца. Кроме этого, в Михайловском дворце впервые на стенах поклеили обои, а паркет уложили самыми дорогими породами дерева.

Первый этаж обработан рустом и служит фундаментом для бельэтажа. Колоны скульпторы Пименов и Демут-Малиновский инкрустировали изображениями военных, разными княжескими доспехами и лучшим дорогим оружием.

На нижнем этаже расположены спальни, детские, гостевые. Бельэтаж разделен на две части: за запад и север отведены залы для бальных сборов, а на восток – парадные спальни княгини и князя. В цокольном помещение отвели место для кухонь.

В дворце разместили даже небольшой семейный храм Михаила, где все желающие могли спокойно помолиться.

Убранство Михайловского дворца очень роскошное, но в тоже время достаточно выдержанное.

Каждый зал – это отдельный ансамбль и декор элементов, созданы в едином стиле и гармонии. Сохранился в первозданном виде вестибюль дворца: на входе – широкая арка, за ней – большая массивная лестница с коринфской колоннадой, украшенные росписями , а на стенах уникальные захватывающие барельефы.

За бельэтажем располагается Голубая галерея, а дальше – Большая Столовая. Дверь в галлерею украшают скульптуры известного декоратора Пименова, а в Столовой можно увидеть росписи их кессонских и вакхичесих сюжетов. Стены комнаты когда-то украшали 32 золотистые мраморные пилястры и орнаменты.

В Танцевальном зале по периметру расположено 28 голубых колон с изображениями античных танцовщиц и арабесок. По периметру зала украшена высокими зеркалами и позолоченными люстрами.

Главный архитектор (К.И. Росси) Михайловского дворца с легкостью и возвышенностью сумел создать уникальный акцент в композиции на выразительности коринфского ордера в Белой гостиной. Здесь вся площадь поделена четырьмя колонами на три части.

Покои княгини – заслуживают отдельного внимания и восхищения благодаря особому изяществу и роскоши. Среди уцелевших элементов декора – камин, зеркало, цветной паркет и живописные плафоны. А все потому, что Елена Павловна очень любила ремонты и перестройки и всегда следовала вызовам тогдашней моды.

Комната князя отличается строгостью и выдержанностью. Только в комнате с арсеналом можно было найти богатое собрание разного оружия, шпаг, мундиров, трофеев и других артиллерийских деталей. А в кабинете и библиотеке князя были собраны лучшие коллекции книг, монет и изданий по искусству.

Но долго в нем княжеская семья не прожила. Сначала, после смерти князя его жена Елена Павловна продолжала содержать дворец нужным образом. Дом стал культурной меккой Петербурга, здесь часто гостили Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовкий и другие творческие личности.

Уже в 1895 году, спустя 70 лет внуки князя Михаила Павловича продали дворец государству, потому что дом стал переходить в упадок. И в том же году 13 апреля император Николай II распорядился сделать во дворце музей в честь памяти императора Александра III. Михайловский дворец должен был стать «вторым» Эрмитажем, но со временем он обрел свою уникальную славу и историю.

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: