История строительства и реконструкций
В переводе с немецкого «цейхгауз» значит «военный дом». Поводом для строительства нового оружейного дома стал пожар, случившийся в Москве 1701 году. От огня пострадала северная часть кремлевской территории, и сгорел Государев Житный двор, который еще со времен белокаменной Москвы использовали для хранения запасов зерна.
Российский император Петр I выступил с инициативой возвести на образовавшихся пустошах большое здание. В своем приказе государь требовал снести все постройки от Никольских до Троицких ворот «до пошвы» и выстроить на освободившемся месте Цейхгауз. Для нового Арсенала в Кремле разобрали Сахарные палаты, старые храмы Входа Господня в Иерусалим и Параскевы Пятницы, а также усадьбы, которыми владели Стрешневы и Трубецкие.
К строительству приступили в 1702 году, однако, шло оно не быстрыми темпами. В начале XVIII века Россия участвовала в затяжной русско-шведской войне и тратила на нее большую часть своего бюджета. По этой причине возведение нового Цейхгауза растянулось на целых 34 года.
В разное время строительством руководили архитекторы Кристофор Конрад, Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков и Иоганн Шумахер. К 1717 году здание подвели под крышу, а работы по отделке двухэтажного сооружения были закончены только в 1736 году. Это было самое большое здание, построенное в Москве во времена правления Петра I.
Въездная арка арсенала
Новый Арсенал простоял совсем недолго. Менее чем через год в городе случился большой пожар, который вошел в историю, как Троицкий или Великий. Подгоняемое ветром пламя уничтожило практически весь центр Москвы и захватило территорию Кремля. Арсенал, как и другие здания и дворцы, получил значительные повреждения — все его деревянные части, а также кровля полностью сгорели.
В 1786 году для восстановления Кремля нашли деньги, а руководить реконструкцией погоревших зданий поставили известного русского зодчего Матвея Федоровича Казакова. Помогал ему тайный советник и инженер Иван Кондратьевич Герард. Он был хорошо известен москвичам, ведь благодаря ему в городе появилась первая система водопровода.
Арсенал восстановили, но здание-каре ждало новое испытание. В 1812 году когда наполеоновские войска отступали из Москвы, они взорвали часть кремлевского оружейного дома.
Двухэтажный Арсенал, который сохранился до наших дней построили практически заново с 1814 по 1828 год. Новое здание появилось, благодаря усилиям четырех талантливых зодчих — Алексея Никитича Бакарева, Ивана Львовича Мироновского, Ивана Трофимовича Таманского и Евграфа Дмитриевича Тюрина.
Поначалу в нем хотели разместить музей, рассказывающий о сражениях и героях Отечественной войны 1812 года. К Арсеналу свезли 875 трофейных французских пушек. Но музей так и не открыли, а пушки установили в ряд на небольшом постаменте.
Вид на восточный фасад арсенала на фоне Никольской башни
В дни Октябрьского вооруженного восстания 1917 года старая постройка подверглась очередным испытаниям. В результате боев на территории Кремля стены и окна оружейного жома получили повреждения от выстрелов. Восстановили Арсенал в 1922 году, а чуть позже на нем закрепили мемориальные доски в честь погибших офицеров, которые служили в кремлевском гарнизоне.
В 1960 году, когда снесли старое здание Оружейной палаты, рядом с французскими пушками появились орудия, изготовленные русскими оружейниками в XVI-XVII веках. Их установили на лафеты и расставили вдоль фасадов.
Рекомендации по посещению Екатерининского дворца
Билеты в парк продают на входе, а билеты в Екатерининский дворец продают в самом дворце. И на сегодняшний день, если честно, это просто ад. И вот почему.
Есть продажа билетов онлайн и по ним можно сразу проходить без очереди. Электронный билет стоит в 2 раза дороже — 1500 рублей. Но эти билеты не купить никогда, поскольку их продается ограниченное количество и сразу же выкупают всякие гиды и посредники. Можете попробовать сами — вот , продажа билетов на временные экспозиции не считается. Поэтому единственная возможность попасть во дворец — это отстоять огромную очередь.
Дворец и кассы открываются в 12 часов. Парк работает с 7 утра, по территории можно гулять свободно. За несколько часов до открытия дворца очередь будет примерно такая.
В этой очереди стоят не только самостоятельные туристы, но и те, кто занимают очередь для кого-то. Этими кто-то вполне могут оказаться 100 туристов из Китая, которых подвезет туристический автобус к 11:55.
фото очередей в парк — ЖЖ
Ждать в очереди можно очень долго. Внутрь пускают ограниченными партиями. Рассчитывайте на 2-5 часов томительного ожидания на солнцепеке. Летом обязательно возьмите с собой воду. Зимой одевайтесь теплее. Один сотрудник нашей уютной редакции 3 января простоял на морозе 2 часа.
Недавно даже Фонтанка писала о том, что очередь в Екатерининский дворец из-за китайцев — это ад: «Люди ждут так давно, что уже успели обжиться».
Многие уходят не дождавшись. Потому что Царское село прекрасно своим парком. А во дворец лучше приезжать в несезон.
Лучший выход — это если вы приехали небольшой, но дружной компанией. Тогда кто-то сможет погулять по парку, пока другие караулят очередь, потом меняться. Вариант занять за кем-то и объявить «я скоро подойду» — не прокатит. Точно также не получиться «с ребенком без очереди». Извините.
Типичный отзыв о посещении выглядит так:
На Невском проспекте «тети с мегафоном» могут продать вам экскурсию в Царское село с посещением Екатерининского дворца с ВИП входом, без очереди. Для убедительности даже покажут какой-нибудь сертификат/договор официального партнера. В 99% случаев — это не срабатывает и будете стоять в очереди 4 часа со всеми.
Поэтому если видите большую очередь, подумайте несколько раз прежде чем тратить время на нее. Парк действительно великолепен и стоит того, чтобы приехать в Царское село. А роскошные царские интерьеры можно оценить и в Эрмитаже
Но допустим вы все же отстояли очередь и наконец прорвались во дворец. После того, как зашли внутрь, покупайте билеты — работает несколько касс, при необходимости есть туалет, гардероб, сувенирная лавка.
Самостоятельно гулять по Екатерининскому дворцу не получится. Необходимо дождаться формирования группы (на русском или английском) и ходить по залам только в сопровождении гида. Это бесплатно, входит в стоимость билета. Вся экскурсия занимает около 40 минут. Фотографировать можно везде, кроме Янтарной комнаты.
Екатерининский дворец.
Становление Царского Села как императорской резиденции связано с образом императрицы Екатерины I. Изначально усадьба в июне 1710 года была подарена Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне, которая преобразила ее в каменные палаты из 16 светлиц с небольшим регулярным парком в голландском стиле. Современный Екатерининский дворец – это стиль позднего русского барокко. Этот облик он приобрел при императрице Елизавете Петровне благодаря перестройке архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1752-1756). Работы длились четыре года и 325 метровый величественный дворец, названный Екатерининским в память о ее матери – первой русской императрице Екатерине I, предстал перед потрясенными иностранными гостями. В роскошных росписях, инкрустациях залов и пышных интерьерах апартаментов жили, устраивали балы и маскарады, принимали иностранных послов, отмечали юбилеи все императоры России. Эти залы помнят легкую поступь грозной Екатерины Великой. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили проводить в стенах Екатерининского дворца не только летнее, но и зимнее время. Екатерининский дворец имеет еще одно название «Большой Царскосельский дворец». В 2016 году признанный шедевр мировой архитектуры Екатерининский дворец в Царском Селе отметил свой 260-летний юбилей.
Построенный на декоративных контрастах и световых эффектах шикарный архитектурный образ Екатерининского дворца дополняют золотые купола церкви Воскресения Христова (1750 годы архитектор Б.-Ф. Растрелли, 1860 годы архитектор А. Видов). Тысячи посетителей ежедневно приходят сюда, чтобы самим увидеть и полюбоваться на это творение человеческих рук и идеи венценосных владельцев, воплощенные гением архитекторов. Необычайно торжественный и нарядный вид придают Екатерининскому дворцу цвета небесной лазури огромное количество белоснежных пилястр, колонн, огромных окон, а также вызолоченные скульптурные фигуры, лепнина и бесчисленное множество резных украшений на фасаде дворца. Внутри весь дворец тоже наполнен золотым сиянием. Знакомство с внутренним убранством Екатерининского дворца начинается с Мраморной Парадной лестницы. Ее создали в 1860 году по проекту архитектора И.Монигетти. Огражденные резной балюстрадой широкие ступени из белого мрамора в окружении завораживающего объема воздуха и света устремляются с двух сторон к средней площадке и от нее четырьмя маршами взбираются на второй этаж к дворцовым покоям. Величественная атмосфера дворца продолжается в изыске залов «Золотой» анфилады. Парадные комнаты второго этажа соединены резными золочеными порталами-дверями, которые образуют уходящую в бесконечность анфиладу.
Большой (Тронный) зал – главное место в «Золотой» анфиладе. От такого объема золота захватывает дух! «Светлая галерея» Тронного зала площадью 860 кв. метров имеет вытянутую форму и охватывает всю ширину дворца. Тронный зал словно соткан из обрамленных золоченой резьбой бесчисленных окон и зеркал, создающих эффект прозрачности, легкости и перспективы с Екатерининским регулярным парком. Свод Тронного зала украшает плафон «Триумф России», а паркет блестит наборным рисунком. Стеклянные двери величавого Тронного зала приводят туристов в три Антикамеры. Белая Парадная столовая, Зеленая и Малиновая столбовые, Портретный зал, Картинный зал, Кавалерская столовая, Китайская Голубая гостиная – все в Екатерининском дворце восхищает взор, и будто оказываешься в мире иллюзий.
Янтарная комната (кабинет) – самые известные апартаменты Большого Екатерининского дворца, входящие в анфиладу парадных залов. Часть янтарных мозаик была изготовлена в начале 18 века в Пруссии, подарена Петру I, а в 1755 году перенесена в Царское Село. Во время Великой Отечественной войны все наряды Янтарной комнаты были вывезены немцами в Германию в замок Кенигсберг. С 1979 года в Санкт-Петербурге по эскизам реставраторов стартовала программа воссоздания ее уникальных мозаичных панно и медальонов из янтаря. Возродившаяся Янтарная комната была открыта к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь все было сделано с нуля. В едином тандеме сошлись научные достижения, творчество декораторов, талант резчиков по камню и мастерство художников. Шесть тонн янтаря сотворили чудо и превратили Янтарную комнату в ювелирный шедевр. Легенды и мифы об ее экспонатах ходят до сих пор.
Музей Великой Отечественной войны в Воронеже
Экспозиция о ВОВ существовала и ранее. До 1979 года она занимала несколько залов в помещении городского краеведческого музея. При переезде в новое здание, а также при организации работ по подготовке материалов к очередной выставке большую помощь музейным работникам оказали ветераны. Это их усилиями происходило пополнение коллекции, они проявили заинтересованность и активность в размещении музея на новых площадях.
Сегодня на 600 кв. метрах посетители могут увидеть 1,5 тысячи предметов, повествующих о тяжелых годах, которые город пережил вместе со страной. На стендах представлены боевое оружие, военная форма, награды, фотодокументы. В военной экспозиции использованы личные вещи защитников Отечества. Интересен макет города военных лет, выполненный с величайшей точностью.
Музей «Арсенал» в Воронеже владеет обширными архивами. Создавая ту или иную выставку, сотрудники музея часто обращаются к этим документам.
Регулярный парк
Он же Французский парк, он же Новый сад. Геометрически безукоризнен. Газоны выровнены, кустарники посетил местный «барбер». Наполнен изяществом — скульптурами, памятниками и прочей аристократической красотой. Лучшим способ ничего не пропустить — войти в него через главный вход, со стороны Царских ворот Екатерининского дворца.
Созданный в 1740 году, имеет форму квадрата, который в свою очередь разбит на четыре квадрата поменьше. Вдоль «большой квадрат» разбивается центральной аллеей, поперек — просекой, границы «отбиты» Обводным каналом.
Местные достопримечательности:
- куртина «Грибок»;
- гора «Парнас» (искусственная);
- Китайский театр;
- Драконов мост;
- Большой китайский мост;
- Крестовый мост;
- Малые китайские мосты;
- Китайская деревня;
- Большой каприз;
- Малый каприз.
Китайская деревня
Обсерватория — композиционный центр Китайской деревни
Китайская деревня в Александровском парке представляет из себя ансамбль домов в китайском стиле. Правда, со всех сторон она обнесена вполне русским забором и сообщениями о том, что это частная территория, а значит, посторонним вход воспрещен.
Забор, окружающий Китайскую деревню
Представляете, это самый настоящий жилой комплекс, который расположен на территории настоящего же музейного парка! Где еще такое встретишь?
Впрочем, никакого парадокса здесь нет. Исторически, деревня служила для приема и размещения гостей. А в советское время на этой территории размещались… коммунальные квартиры.
Кое-где ограждения низкие и позволяют разглядеть часть домов и внутреннего пространства. Видны узнаваемые поклонникам китайской культуры крыши и, обязательно, драконы.
Внутренний дворик жилых домов Китайской деревни
Конечно, ощущения визита в Китай не возникает, но выглядит квартал как минимум необычно и интересно. Ворота центрального входа позволяют увидеть павильон-обсерваторию (она на самом первом фото), который является композиционным центром квартала.
Из исторических документов известно, что эти дома строились в конце XVIII века по инициативе императрицы Екатерины II, а в начале XIX превращены в жилые квартиры. Среди «постояльцев» упоминают историка Николая Карамзина. Какая-то часть его труда «История Государства Российского» была написана с видом на Александровский парк.
Территория продолжает выполнять свою историческую функцию и сегодня. Датская компания по контракту с ГМЗ «Царское Село» восстановила Китайскую деревню в 1990-х и превратила постройки в 28 элитных жилых квартир. Мы спросили местного охранника, не знает ли он, кто там поселился: «Знаю, что одно время Шнуров там жил. Еще Вячеслав Бутусов. Бутусов, возможно, до сих пор живет».
Всем желающим сделать фото на фоне китайских достопримечательностей рекомендуем не расстраиваться и пройтись в сторону прудов — здесь вы найдёте несколько китайских мостов.
Один из китайских мостов в Александровском парке
Китайский театр
Так выглядит Китайский театр сейчас
Китайский театр, а точнее то, что от него осталось, располагается в глубине Александровского парка. Когда-то он имел белые стены и был пышно украшен внутри и снаружи.
Со времени постройки в 1778-1779 годах и до XX века сооружение служило по своему прямому предназначению — здесь ставили спектакли.
Китайский театр в Царском Селе в начале XX века. Фото из Wikipedia.org
Мешали этому лишь войны: после Первой мировой Китайский театр возобновил работу лишь в 1930 году, а во время Второй Мировой, 15 сентября 1941 года, постройка серьезно пострадала при обстреле Пушкина. Здание лишилось крыши и выгорело до кирпичного основания.
Сегодня театр представляет собой развалины, обнесенные забором. Они со всех сторон, даже сверху, обросли деревьями. К забору можно подойти вплотную. Через забор видны стрельчатые окна и некоторые детали внутренней планировки.
Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен, хотя кто-то все же пробирается и оставляет свои следы.
Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен
Есть и таблички о реставрационных работах, но признаков самих работ как-то не видно. Музей «Царское Село» в своих новостях сообщал о планах восстановления здания Китайского театра, воссоздания исторического облика и приспособлении под современное использование, указывая, что работы начнутся лишь в 2022 году, да и те при условии финансирования Министерством культуры.
На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное
На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное. Интересно бродить вокруг, заглядывая в окна и представляя, как театр выглядел в свои лучшие годы.
Арсенал сегодня
В наши дни Арсенал — закрытый для туристов объект, и попасть в него нельзя. В исторической постройке располагаются службы кремлевской комендатуры. Кроме того, здесь расквартирован Президентский полк.
Служащие в нем солдаты и офицеры обеспечивают охрану территории Кремля и Красной площади, встречу именитых гостей, а также несут караул возле Вечного Огня и Могилы Неизвестного Солдата.
Слева от въездной арки в Арсенал можно увидеть мемориальную доску, на которой увековечены имена военнослужащих кремлевского гарнизона. Они погибли во время ночных бомбардировок в период Великой Отечественной войны.
Редкие экспонаты музея
К числу редких экспонатов специалисты относят листовки. Есть агитационные обращения к русским солдатам, напечатанные на территории Германии. Есть обращения к нашим бойцам советского правительства. Но самое сильное впечатление остается от призыва немецкого руководства к солдатам вермахта. После перечисления всех захваченных европейских столиц, напоминания о величии немецкой армии, перед которой «склонились» многие города, следует указание идти на Воронеж: «Возьмите его, заставьте склониться. Воронеж – это конец войны, это отдых. Вперед!». Звучит, как кровожадная команда: «Фас!»
А еще в музее «Арсенал» в Воронеже представлено интересное собрание картин, написанных художниками-фронтовиками. Их сюжеты, подсказанные фронтовой жизнью, просты и незатейливы. Чаще всего это бытовые зарисовки, иногда фрагменты боя, страшные в своей повседневности.
Новый сад. История
Новый, или Верхний сад, был основан в 1740 году. В этот сад была превращена часть Зверинца, которая по своему ансамблю была своеобразным промежуточным звеном между ансамблем Екатерининского парка и Зверинцем. Главная композиция Нового сада совпадает с основной композицией Екатерининского дворца и является ее логическим продолжением и дополнением. Примерно в 1749 году центральную часть парка ограничили со всех сторон Крестовым каналом. В 1778 году в Ве5рхнем саду были вырыты многочисленные пруды замысловатых форм, с многочисленными островками. А в период с 1760 по 1770 годы на территории того парка появился целый комплекс сооружений в китайском стиле. Это не только строения, которые обрели название Китайская деревня, но и немало мостов и павильонов, которые были выполнены в китайском стиле.
В 1792 году на северо-востоке Нового сада началось строительство Александровского дворца. Этот дворец стал подарком от Екатерины Великой своему внуку Александру по случаю его женитьбы. В связи со строительством этого дворца и весь парковый комплекс Верхнего сада был полностью переустроен в модном на те времена английском стиле.
В начале 20 века прошлого столетия по приказу последнего императора Николая из рода Романовых, в северно-восточной части этого парка был возведен целый комплекс сооружений в псевдо русском стиле (Федоровский Собор и городок, казармы для конвойных, императорский вокзал и т.п.). В результате возведения комплекса этих построек, границы Нового сада Александровского парка были перемещены ближе к зданию Александровского дворца. А место построек в псевдо русском стиле было превращено в отдельный парк.
На сегодняшний день территория Нового сада очень сильно отличается от того парка, который был создан вначале. Теперь эта часть Александровского парка гармонично дополняет пейзажную часть.
КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ
За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).
Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке не была нова. В XVIII веке подобные постройки возникли в Швеции (в парке королевского дворца Дроттнингхольм близ Стокгольма), в Германии (в Вильгельмсхее близ Касселя) и других местах. Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, а в XIX веке облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.
Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями.
На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. В качестве высотной доминанты была задумана восьмиярусная башня-пагода, ей отводилась роль бельведера. В качестве образца башни через русского посла в Лондоне была заказана модель знаменитой пагоды, возведенной в королевском парке Кью У. Чемберсом — единственным архитектором XVIII века, побывавшим в Китае.
Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта. Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.
Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780-х годах Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся в 1820-х годах под руководством архитектора В. П. Стасова.
Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были окончательно прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не успели выполнить. В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века архитектор И. Монигетти.
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.
Экскурсии предлагаемые гидом
Прежде всего могу порекомендовать прекрасную обзорную экскурсию :Мы увидим исторический центр города, все знаменитые достопримечательности, посетим места исполнения желаний, услышим интересные исторические рассказы а так же мифы и легенды. И сделаем прекрасные фотографии.
- Можем прогуляться по Петропавловской крепости или зайти в Домик Петра. Увидим, каким был город первоначально. (Это займёт порядка 3-4 часов)
- Осмотрим огромный Зимний дворец. Экскурсия по парадным залам и осмотр самых известных картин в картинных галереях. (порядка 2 часов)
- Посетим самые красивые пригороды, увидим фонтаны Петергофа : Экскурсия в Петергоф с посещением парка фонтанов и одного из дворцов. (займёт порядка 5-7 часов)
- Мы можем за 1 день осмотреть город воинской славы Кронштадт и Ораниенбаум. (за 6-8 часов)
- Пушкин-Павловск. (6-8 часов)
- Гатчина, ее дворцы и прекрасные парки. (5-7 часов)
- Для любителей средневековья : Выборг с его старинной крепостью и парком Монрепо. (8-10 часов)
- Псков-Изборск-Печёры : один из первых городов страны , старинный кремль, крепость и древнейший монастырь. (10-12 часов)
- Старая Ладога. Крепость и монастыри. (10 часов)
История
Первые упоминания о Царском Селе датируются 1502 годом (под названием Сарица). В период перехода территории к России местность называется Сарская мыза и с 1711 года после оглашения Екатерины «Истинной государыней» России, здесь формируется резиденция дворцового типа. Августейшие имена любили развлечения.
Богатые фантазии переносили их в сказочный мир Востока, древние города Европы, других частей планеты. Появлялись сооружения с экзотическими названиями: Китайская или Скрипучая беседка, Готические ворота, Пирамида, Турецкие бани, Висячие сады, Мраморный мост, шедевры стилей барокко, классицизма.
Центром экспозиционного разнообразия парка является Екатерининский дворец со знаменитой Янтарной комнатой, «Золотой анфиладой» роскошных залов. В Музее размещается 36505 элементов, объединенных в интересные собрания.
Среди них особенной ценой обладают следующие коллекции:
- Янтарная комната
- Произведения живописи XVII-XVIII столетий
- Собрание видов военного обмундирования
- Мебель Лионского зала Екатерининского дворца
- Камеронова галерея с предметами бронзовой скульптуры
- Императорские библиотеки дворцов
- Знаменитые мостики в парках музея