Набережная реки мойки

История строительства

Красный мост, пролегающий через р. Мойку от второго Адмиралтейского острова к Казанскому, изначально не был такого цвета. В год своего рождения он представлял собой разводную деревянную конструкцию, выкрашенную в белый цвет. В 1737 году переправа подверглась реконструкции под руководством голландца Германа Ван Болеса.

Ранее ему доверили проектирование одного из самых знаменитых зданий Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Архитектор усложнил каркас и облегчил проход судам с мачтами, установив 70-метровое пространство для их пропуска.

В первом десятилетии XIX столетия, благодаря инженеру В.И. Гесте, Красный мост в Петербурге приобрел типичный облик переправ на Мойке, став однопролетным и арочным. Чугунный каркас для него был изготовлен на знаменитых Уральских заводах Демидова, а узоры решетки были схожи с ограждением набережной. На месте секции пустотелых ящиков-клиньев скрепили болтами. Опоры выполнили бутовой кладкой камня, облицевали гранитом. Тротуар огородили гранитными тумбами, оградой. В качестве освещения были использованы обелиски с четырехгранными фонарями.

Более ста лет простояла Красный мост был без ремонта, опоры и пролёты изнашивались, деформировались. В конце XX века Александр Лукич Ротач, член Союза Архитекторов СССР, воссоздал их первоначальный образ, а в 1998 году были проведены плановые ремонтные работы по восстановлению чугунного и гранитного ограждения переправы, сохранив при этом исторический вид сооружения.

В начале XIX века было построено 12 надводных конструкций. Цветное название сохранили три, а исторический облик — только у Красного.

Откуда такое название?

Имя переправы напрямую связано с цветом её окраски. Благодаря первоначальному виду, с 1717 по 1778 года горожане называли мост Белым. Краска такого оттенка сливалась с прочими постройками Санкт-Петербурга и нуждалась в частом освежении. После основательной реконструкции, мост и вовсе можно было перепутать с другими переправами на Мойке.

Новая конструкция роднила его с Зеленым, Синим, мостом Поцелуев, Певческими и другими однотипными мостами. Архитекторы решили упростить жизнь путающимся петербуржцам и стали окрашивать мосты в яркие цвета. После этого он приобрел название Красный, и называется так и в наши дни.

Непременно Посетите Чудесную Набережную Мойки!

Бывали ли вы на набережной Мойки, которая граничит с Дворцовой и Исаакиевской площадью в том числе Здесь расположены прекрасные Петербургские достопримечательности, такие как — великолепный Михайловский замок, — удивительный Летний сад, — уникальный Михайловский сад, — шикарный Михайловский дворец (в котором расположен Русский музей), — просторное Марсово поле, — знаменитый Дом Адамини, — историческое здание Круглого Рынка, — оригинальный Конюшенный двор, — уникальный музей А.С. Пушкина, — достопримечательная Певческая Капелла, — выдающееся здание Главного штаба, — величественный Строгановский дворец, — пышные дворцы Разумовского, Мариинский, Юсуповский, дворцы знаменитой княгини Ксении Александровны и могущественного князя Алексея Александровича, — познавательный центрально-военный морской музей.

История моста

Это первый чугунный мост, построенный в славном городе Санкт-Петербурге. Его длина 30,7 метров, ширина 39 метров. Это строение было возведено в 1720 году, через 17 лет после основания самого города. Его уникальность заключается в том, что изначально мост был деревянный, но его покрасили в зелёный цвет. Это простой подъёмный мост, который был пограничным сооружением во время войны России со Швецией.

А также это сооружение на время поменяло своё название во время второй половины 18 века. Тогда его называли «Полицейским», потому что рядом с ним находилось специальное управление полиции города. После революции мост стал «Народным», и лишь в 1998 году ему вернули первоначальное название – Зелёный.

Его много раз ремонтировали и украшали. Так, в 1808 году его решили полностью реконструировать и превратить в чугунный.  А также мост сильно облюбовали купцы и ремесленники, которые продавали на нём свои товары.

Мост расширялся, чтобы по нему могли ездить не только машины, но и трамваи. С ним связано огромное количество культурных традиций и исторических реалий.

Зелёный мост пролегает через знаменитую реку Мойка. Будет неправильно, если мы не скажем про неё несколько слов. До основания Петербурга это была небольшая грязная речка, мутная и узкая, и носила ижоро-финское наименование Муя, что было, вероятно, связано с финским словом «мую» (т.е. «грязь», «слякоть»). Расчистка и благоустройство этого зловонного болотного ручья и его преобразование в пригодную для судоходства глубокую реку началось в 1704 году, по указу Петра I. В 1719-1797 гг. официальным названием речки стало «Мья», а впоследствии она стала известна как Мойка.

Набережная реки Карповки

Рекомендовать место

7

3

Набережная реки Карповки – одна из наидлиннейших набережных Санкт-Петербурга: по левому берегу она тянется от Петропавловской улицы до тупика, расположенного западнее улицы имени Всеволода Вишневского, а по правой стороне – от улицы имени Даля до Барочной улицы, и от Большой Невки до Иоанновского монастыря.

Однако так было далеко не всегда. Сначала набережную обустроили на правом берегу реки Карповки от Большой Невки до Каменноостровского проспекта. Правда, в градостроительном плане 1828 года никакого упоминания о набережной нет – облагороженный участок вдоль реки был включен в состав Карповского переулка. Самостоятельное название у набережной реки Карповки появилось лишь год спустя, в 1829-м.

Примечательно, что набережная по левому берегу реки появляется несколькими годами позднее, в 1836-м. Изначально она располагалась на участке от Большой Невки до Ординарной улицы, многим позже, лишь 16 апреля 1887 года, ее продлили до Малой Невки. К 1912-му успели довести набережную до 36 дома, а вот от дальнейших работ по ее обустройству и продлению из-за разгоревшейся в то время Первой мировой войны пришлось отказаться.

Интересно, что до 1913 года, набережная Карповки на участке от Аптекарского и практически до Каменноостровского проспекта тянулась не вдоль берега, который постоянно заливало при наводнениях, а немного поодаль, там, где нынче расположена улица Литераторов.

В 30-х годах прошлого века закрыли участок на левой стороне Карповки, от улицы Чапаева до Петропавловской, при этом, однако, нумерация домов так и осталась неизменной: бывшие казармы Гренадерского полка и нынче расположены на набережной под номером 2, а Медуниверситет находится в здании номер 4. В 60-е годы исчезли и правобережные участки набережной от Иоанновского монастыря до улицы Даля и от Барочной до Малой Невки.

Петропавловская крепость

Место рождения Санкт-Петербурга. Именно с этой мощной крепости, призванной обозначить серьезность притязаний России на балтийские берега, началась более чем трехсотлетняя история Северной столицы. Грозная цитадель стала тем ядром, вокруг которого вырос второй по величине город России.

Петропавловская крепость вошла в историю не только как форпост России на Балтике, но и как печально известная тюрьма для политических преступников, и как место последнего упокоения русских самодержцев.

Режим работы: ежедневно с 9:30 до 20:00. Цена единого билета на осмотр крепости 600 рублей.

Адрес: Заячий остров (метро «Горьковская»), координаты 59.95, 30.31667.

Расписание развода мостов

Есть дни, когда мосты не разводятся:

  • в майские праздники; день ВМФ в августе;
  • во время проведения выпускного Алые Паруса;
  • ночь музеев;
  • новогодняя ночь;
  • день города Санкт-Петербурга, празднуется в последние выходные в мае.

Название моста

Время

Большеохтинский 

Назван так, потому что соединяет левый берег Невы с р. Охтой. Длина моста 335 метров, ширина 23,5 метра. Развод моста начинается с 2:00 до 5:00 часов.

Санкт‑ПетербургБольшеохтинский мост — Яндекс.Карты

Литейный

Соединяет Литейный проспект и улицу Академика Лебедева. Развод моста с 1:40 до 4:45 ч.

Санкт‑ПетербургЛитейный мост — Яндекс.Карты

Троицкий

Соединяет через малую Неву Васильевский остров и Петроградку. Такое название получил, т.к. рядом с ним находится здание бывшей биржи. Длина моста 239 м, ширина 27 м. Разведен с 2:00 до 4:55 часов. Недалеко находятся апарты Sokroma — посмотрите подборку студий возле ст. метро Чернышевская.

Санкт‑ПетербургТроицкий мост — Яндекс.Карты

Дворцовый

Этот мост самый красивый и знаменитый в центре Питера. Длина 250 метров, ширина 27,73 метра. Развод происходит с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55 часов. 

Санкт‑ПетербургДворцовый мост — Яндекс.Карты

Увидеть развод моста можно с Дворцовой, Адмиралтейской либо с Университетской набережных. Или дойти до крыльца Эрмитажа.

Тучков

Перекинут через малую Неву. Получил такое название в честь инженера, построившего его. Разводится с 2:00 до 2:55 и с 3:35 до 4:55 часов. Длина моста 226,2 метра.

Санкт‑ПетербургТучков мост — Яндекс.Карты

Благовещенский

Перекинут через Большую Неву. Соединяет Васильевский остров и Адмиралтейский район. Название получил в честь одноименной площади и собора, находящихся рядом. Длина моста 349,8 м, ширина 38,07 м. Развод происходит с 1:25 до 2:45 и с 3:10 до 5:00 часов.

Санкт‑ПетербургБлаговещенский мост — Яндекс.Карты

Володарский

Этот мост соединяет южные и правобережные районы города. Назван в честь убитого в этом районе революционера. Разводится с 2:00 до 3:45 и с 4:15 до 5:45 часов.

Санкт‑ПетербургВолодарский мост — Яндекс.Карты

Советы для тех, кто оказался в Северной столице в летний период

В Питере погода очень часто меняется. В мае еще может быть прохладно. Также и в начале осени — дни могут быть теплыми, а ночи прохладными. Если вы выберите ночную водную экскурсию по Неве, то стоит одеться потеплее. Ночью, и особенно на открытых водоемах, очень сильно дует ветер

Демисезонная одежда — самый правильный выбор, даже несмотря на то, что это лето (курточка, ветровка, кофта, важно — закрытая и непромокаемая обувь, зонт, дождевик)

Важно! Заранее продумать маршрут вашей ночной прогулки. С какой стороны вы пойдете или поедите, на какие мосты вы хотите посмотреть

Интервал между разводящимися мостами составляет 15-20 минут.

Период Развития и Застройки Реки

С начала 1720 года, были воздвигнуты Адмиралтейские склады, специально предназначенные для хранения лесоматериалов, появились мастерские, где делали шлюпки, сооружали корабельные блоки. В то же время прорыли Адмиралтейский Канал для перевозки материалов на склады. В период с 1736 -1737 гг. после углубления дна реки все ещё продолжалось благоустройство набережной Мойки. Берега были отделаны гранитом в период с 1798-1811 гг., начиная с р.Фонтанки до Английского проспекта (левобережье) и до самого Крюкова канала (правый берег), а в 1975 году до реки Пряжки. По набережной активно воздвигалось много прекрасных особняков и дворцов, богатая знать Петербурга не скупилась на постройки, приглашая для этого известных архитекторов того времени.

После того, как стало ясно, что деревянные переправы на Мойке нужно переделать, возникла идея поменять их на чугунные. Такими чугунными переправами стали «Зеленый», «Красный», «Синий», оригинальный «Певческий» и романтичный «Поцелуев» мосты. Автором этих мостов выступил архитектор и инженер В.И. Гесте. Ко II пол. XIX века, набережные Мойки считались одними из самых престижных уголков Петербурга здесь 27 участков было отдано под здания министерств, 25 – занимали банки и офисы крупнейших на то время предприятий, 19 – шикарные частные владения и дворцы, 6 — помпезные храмы.

В 19 веке состояние реки по неизвестным обстоятельствам заметно ухудшилось, людям было запрещено использовать из нее воду для питья и в процессе приготовления пищи. Это повлекло за собой ряд связанных между собой действий. Так, в связи с загрязнением реки не преминули воспользоваться ситуацией коммерческие общественные организации того времени, которые предлагали засыпать Мойку и построить на ее месте конно-железную дорогу, были предложения выстроить тут бульвар с пышными фонтанами и многочисленными местами для отдыха. Много предложений поступало от предпринимателей, которые видели свою выгоду от использования Мойки, однако Городская Дума не принимала ни одно из предложений.

Когда начинаются водные экскурсии в Питере в 2022 году?

Для начала расскажу, когда вообще доступны водные прогулки в Санкт-Петербурге. Обычно…

…навигация начинается в середине апреля и продолжается до середины ноября.

А то и до декабря, зависит от того, как встанет лед. В 2022 году движение судов по Неве и каналам открылось 11 апреля. В 2021-ом закрылась навигация 8 ноября.

Но на мой личный вкус, самый сезон для покатушек по реке — не раньше конца мая и не позже конца сентября.

Во-первых, основные достопримечательности, украшенные весенними и осенними оттенками, как это ни банально, красивее всего. Для меня две самые запоминающиеся водные прогулки по каналам в Санкт-Петербурге пришлись как раз на вторую половину мая и на начало сентября.

Небольшой совет: решив покататься по рекам и каналам, выбирайте не большой и широкий речной трамвай по Питеру, а маленький и маневренный маломестный кораблик. На такой посудинке курсировать намного интереснее, так как она способна пройти даже под самыми низкими мостами. И их владельцы пользуются этим, организовывая более расширенные и интересные экскурсии.

А во-вторых, конечно же, куда без этого, в мае наступают белые ночи. И развести мосты в это время — священный долг каждого гуляющего полуночника. Ну, а разводить их лучше всего как раз с воды!

Вот тут лучше приобрести билет на полноценный теплоход с верхней открытой палубой и небольшим баром на нижней. Лично мы так всегда и поступаем;) О чем и принимаюсь рассказывать ↓

История возникновения реки

История возникновения Мойки восходит из начала 18 века. Именно тогда она вытекала из одного болота, которое располагалось близ Марсового поля. А в 1711 году ее соединили с Фонтанкой, в результате чего произошло образование искусственного острова между двумя этими реками, а также Невой и Лебяжьей канавкой, который имеет официальное название остров Летний Сад.

Когда план  создания Санкт-Петербурга  был только еще в мечтах Петра Первого, река имела название, происходившее от ижорского языка – Муя, что означало «грязная».

И только в 1719 году ее переименовали в Мью. С таким именем ей удалось просуществовать вплоть до 1797 года. И уже после этого река приобрела привычное сегодня нам имя Мойка.

Именно в 18 столетии произошла тщательная чистка Мойки, берега ее приобрели цивилизованный вид, и были обшиты тесом, а впоследствии стали иметь гранитную «одежду».

Но несмотря на это, ее имя сохранило в себе пережитки прошлых лет совместно с их традициями и поговорками. Так, если вы сейчас услышите выражение «умойся беленько» непосредственно в Мойке, то это будет означать поди и вымарайся, испачкайся, стань грязным.

Как только был построен Санкт-Петербург, река Мойка стала сочетать в себе функцию городской границы. А когда в 1710-х годах со стороны левого берега Невы была выложена «Большая першпективная дорога», которую все мы сейчас знаем как Невский проспект, в том месте, где она пересекается с Мойкой, был перекинут мост, который был изготовлен из дерева и мог подниматься. Ныне этот мост именуется Зеленым.

Деревянные набережные на Мойке стали появляться с 1720 года, а 16 лет спустя государь приказал углубить реку.

В конце 18 века — начале 19 Мойка облачилась в гранит.

В настоящее время река Мойка располагает пятнадцатью мостами, многие из которых имеют статус достопримечательностей Санкт-Петербурга. Можно отметить Инженерный мост, являющийся одной из главных достопримечательностей города, ведь убранство его не сможет оставить никого равнодушным. Перила его украшены стилизованными щитами, а также мечами, которые изображают голову Медузы-Горгоны.

Другие не менее известные мосты – это Театральный, Поцелуев, Синий, а также Почтамский мост.

Известен интересный факт о том, что на набережной Мойки в доме под номером 12 жил последние месяцы своей жизни А.С.Пушкин. Дом этот построен в классическом стиле, прекрасно вписывается в архитектурный ансамбль набережной. Построенный в 18 веке, он принадлежал княгине С.Г. Волконской.

Когда разводят мосты?

Навигация в Санкт-Петербурге длиться приблизительно с апреля по ноябрь, в зависимости от погоды. Мосты разводятся строго по расписанию, даже когда в фарватере Невы нет ни одного судна. Как правило, у всех водителей Питера имеется расписание, когда разводятся мосты, иначе можно надолго застрять перед поднятым «крылом».

Расписание нужно не только водителям, его неплохо иметь и туристам. Актуальный график всегда можно посмотреть в интернете или путеводителях. Правда, собираясь на экскурсию, чтобы полюбоваться  разводом мостов, загляните в расписание на данный момент, мало ли что.

Дело в том, что расписание базовое и не учитывает актуальных изменений

Обратите внимание, что некоторые мосты разводятся дважды за ночь. Процесс  разведения мостов в Северной столице давно уже стал той достопримечательностью, которую хочет увидеть каждый турист

Наверное, самое лучшее время для такого зрелища будет сезон белых ночей, который и сам по себе является уникальным и прекрасным явлением.

Через Неву разводятся шесть мостов: Володарский, Финляндский, Большеохтинский, Александра Невского, Троицкий, Литейный. Через Большую Неву  —  Дворцовый и Благовещенский, через Малую Неву —  Биржевой и Тучков. Три моста разводятся через Большую Невку  – Сампсониевский, Гренадерский, Кантемировский.  Кстати, последние три моста разводятся по предварительной заявке для прохода судов. Остальные разводятся регулярно по графику.

Мало кто знает, что мосты не разводятся, если температура воздуха больше + 25 градусов или скорость ветра больше 15 метров в секунду. Также, мосты не разводятся в дни государственных праздников. Естественное время разведения мостов это ночь. Примерно с часу ночи и до пяти утра можно наблюдать за этим зрелищем. Если бы развод происходил днем, город бы встал в одну огромную пробку.

В то же время есть дни, когда мосты разведены днем. Это День Военно-морского флота, День Речного флота, «Алые паруса». Развод мостов действительно удивительное зрелище, которое нужно увидеть хотя бы раз в жизни.

Город в такие праздники выглядит впечатляюще!

Разводные мосты остались только на самых главных водных магистралях города. Это поистине архитектурные шедевры, созданные гениальными инженерами и конструкторами. Самые известные из них:  Дворцовый,  , Троицкий и  мосты.

Синий мост

Самый широкий мост – это «Синий» мост через Мойку. Его ширина составляет 97,3 метров. Несмотря на многочисленные реконструкции,  облик моста дошел до нас практически в первозданном виде. Он был построен по типовому проекту В.Гесте в 1818 году. Синий мост – это мост — невидимка, на нем бывают все туристы, однако, немногие запоминают его как отдельную конструкцию.

Мост так органично встроен в пространство Исаакиевской площади, что почти не выделяется из него. В 1971 году на спуске моста был установлен гранитный столб с трезубцем Нептуна, на котором нанесены отметки по уровню самых крупных городских наводнений – в 1824, в 1903, в 1924, в 1955 и в 1967 годах. С Синего моста открывается удивительный вид на такие достопримечательности, как Мариинский  дворец, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, здание Всероссийского института растениеводства и его библиотеки. Так же с него можно увидеть Медного всадника, гостиницу «Англетер-Астория», дом композиторов.

Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 17

Синий мост  входит в большинство  экскурсионных маршрутов по рекам и каналам. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская», наземным транспортом – остановка «Исаакиевская площадь».

Обзорные экскурсии по рекам и каналам

Экскурсия на теплоходе — это отличная возможность познакомиться с историей и культурой Петербурга. Большинство маршрутов сопровождают рассказы экскурсоводов, которым можно задать вопрос прямо по ходу движения, либо записи аудиоэкскурсий. В высокий сезон (с мая по сентябрь-октябрь) с десятков городских причалов отправляются обзорные и тематические экскурсии.

Прогулки по рекам и каналам хороши как полноценное знакомство с городом и как дополнение к пешеходным или автобусным экскурсиям по Петербургу.

Самые популярные маршруты

Классический обзорный маршрут на теплоходе включает проход по рекам Мойка и Фонтанка, Крюкову каналу и выход в акваторию Невы. На этой экскурсии гостям открываются виды на главные достопримечательности исторического центра: Зимний дворец и стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость и Летний сад, Инженерный замок и Аничков мост, Исаакиевский собор и знаменитый Чижик-Пыжик, парадные набережные Петербурга — Дворцовая, Адмиралтейская, Университетская, Английская. Во время экскурсии теплоход проходит под несколькими мостами, как «большими», перекинутыми через Неву, так и маленькими, где своды мостов проплывают прямо над головами туристов.

Ночная прогулка — это не только знакомство с Петербургом, который вечером, да ещё и с воды особенно загадочен и романтичен. Главная изюминка ночной экскурсии по рекам и каналам — возможность увидеть, как разводят мосты над Невой и пройти рядом с разведёнными мостами, в деталях разглядеть хитрые механизмы и восхититься мощью инженерного чуда.

Экскурсия к северным островам. Путь лежит вдоль зелёных берегов Петровского, Каменного, Елагина и Крестовского островов. Эта прогулка позволяет увидеть не только парадный Петербург, но и познакомиться с современной архитектурой города. Гости маршрута смогут увидеть с воды два стадиона — «Петровский» на одноимённом острове и одну из лучших футбольных арен Европы на Крестовском острове. А когда теплоход выйдет в Финский залив, взору откроется панорама Парка 300-летия Санкт-Петербурга и небоскрёб Лахта-Центр.

Праздничные экскурсии на теплоходе. Такие прогулки по рекам и каналам особенно популярны, а билеты на них раскупают за несколько недель до события. Причина проста: в дни больших праздников торжественные залпы салюта и фейерверк запускают с пляжа Петропавловской крепости — и именно с борта теплохода в акватории Невы действо выглядит особенно впечатляюще. Наиболее яркие впечатления гарантированы в День города (27 мая) и День ВМФ — в этот праздник экскурсия дополняется ещё и проходом вдоль прекрасных военных кораблей, участников военно-морского парада.

Экскурсия по рекам и каналам: откуда отправляются теплоходы

Причалы расположены в десятках разных точек. Место отправления зависит от компании-организатора экскурсии. Если вы не приобретаете билеты заранее, то во время прогулки по Петербургу сможете выбрать понравившийся теплоход на одном из причалов. Самые популярные места посадки:

  • Адмиралтейская набережная, д. 2, Нева, пристань «Спуск со львами»;
  • Университетская набережная, д. 3, Нева, напротив Кунсткамеры;
  • Английская набережная, д. 2, Сенатская пристань;
  • Дворцовая набережная, д. 36, Дворцовая пристань;
  • причалы «Аничков мост», «У Аничкова дворца», «Фаберже», «Мост Ломоносова» на Фонтанке;
  • причалы №№ 1, 2 и 3 у Иоанновского моста в Кронверкском проливе;
  • причалы «Наб. р. Мойки, 44» и «Наб. р. Мойки, 46» на Мойке — по обе стороны от Зелёного моста.

Обводный канал

Обводный канал в Питере создан руками человека во второй половине 18 века. Цель была банальная — сокращение пути доставки грузов, чтобы они не проходили по центральным каналам города, а сразу поступали в промышленный район. Вокруг канала росли предприятия, которые сливали отходы в канал, отчего он получил народное название «Обвонный». Местные жители смеялись, что найти канал не трудно — нужно идти на запах. В 19 веке Обводный канал был главной транспортной артерией города. Сейчас Обводный мало отличается от других каналов Питера, а открытая в 2010 году одноименная станция метро сделала это название у всех на слуху. Так же называют и автобусный вокзал, который находится на набережной Обводного канала, дом 36.

Обводный канал

На этом пока все про реки и каналы Санкт-Петербурга. Кто хочет начать знакомство с Невы, нужно ехать именно в центр. Конечно, Нева проходит через весь город, но где точно не нужно искать красивые виды, так это на юго-востоке Питера, от моста Александра Невского и ниже («Елизаровская», «Ломоносовская», «Пролетарская» и т.д.). Там на Неве нет ничего примечательного, не лежит душа к этому району. Да и квартиры в этом районе не пользуются спросом, судя по снижающимся ценам.

Это далеко не все водные артерии города, но рассказывать про каждую из 100 рек очень долго и утомительно. Если интересен город на Неве, вот еще популярная статья — что посмотреть в Питере за 3 дня. Там описаны 50 лучших локаций города, но если посетите даже 10 из них, будет уже просто супер.

Литейный мост

Литейный мост имеет самое длинное в мире разводное крыло – 55,4 метра. Он расположен в створе Литейного проспекта и улицы Лебедева. Это был второй постоянный мост в Санкт- Петербурге. При его строительстве были использованы многие инженерные новшества того времени: для освещения пролетов использовано электричество, для несущих конструкций применили сталь вместо чугуна. Проект был разработан инженер — полковником А.Е. Струве вместе с военным инженером А.А. Вейсом.

30 августа 1875 года был заложен первый камень сооружения, а 30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие моста, названного тогда Александровским. Строительство было сопряжено с большими трудностями и человеческими жертвами, в этом месте Нева имеет самую большую глубину до 24 метров и дно покрыто толстым слоем илистой глины.  

Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 20

Перильные чугунные ограждения моста представляют собой высокохудожественное литье и выполнены по рисунку архитектора К.К. Рахау. В центре секции решетки изображен картуш (щит с гербом Петербурга) – перекрещенный скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, а их хвосты вплетены в растительный орнамент. Перильное ограждение является памятником истории и культуры и находится под охраной.

С Литейного моста открываются впечатляющие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы. В пешей доступности от моста расположены такие достопримечательности Петербурга, как крейсер Аврора, площадь Ленина, Летний сад, Таврический дворец и сад.

Любопытно, что Литейный мост получил мистическую славу из-за необъяснимых происшествий, которые одновременно и отпугивают и притягивают и сегодня. По словам историков на месте моста ранее находился Древний Атакан – огромный камень, который омывали кровью пленных, захваченных обитавшими в устье Невы племенами.

Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 21

Говорят, что во время лунного затмения на Литейном проспекте, рядом с мостом появляется мост — двойник, и под ним в водоворотах пропадают корабли. По статистике, наибольшее количество самоубийств происходит именно на Литейном мосту, якобы во времена правления Анны Иоанновны в стену моста заживо замуровали ведьму, смех которой слышен после очередного самоубийства. Но эти истории только привлекают к себе туристов и горожан. 

Развод Литейного моста в сезон навигации осуществляется ежедневно с 1:40 до 4:45. Это один из самых продолжительных по времени развод мостов. Добраться до моста очень легко: в пешей доступности находится станция метро « Площадь Ленина». Через Литейный мост следуют маршруты троллейбусов 3 и 8, маршрутные такси 90, 107, 177, 212.

Мосты Санкт-Петербурга являются одной из его визитных карточек. Полюбоваться величественными мостами днем обязан каждый, посещающий город. Причем, летом на воде идет жизнь, не меньшая чем на суше. Речные трамвайчики идут сплошным караваном с утра до ночи. Стоя у парапета можно услышать от проплывающих мимо экскурсоводов половину истории Санкт-Петербурга. А развод мостов ночью является удивительным зрелищем, которое стоит увидеть своими глазами!

Здание банкирского дома Вавельберга

Огромный черный дворец, похожий на венецианское палаццо эпохи Возрождения, возвышается на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы. По легенде, заказчик, осмотрев готовое здание, остался доволен всем, кроме таблички на входной двери. Надпись «Толкать от себя» совершенно не соответствовала его жизненным принципам, и он приказал заменить ее на «Тянуть к себе».

Адрес: Невский проспект, 7/9. Координаты: 59.93667, 30.31387.

Весной 2021 года в здании банкирского дома открылся пятизвездочный бутик-отель Wawelberg. В отеле всего 79 номеров (включая 27 люксов) и просторная терраса шестого этажа, с которой открывается изумительная панорама исторического центра.

Адрес: Невский проспект, 7-9 (метро «Адмиралтейская»). Координаты: 59.93658, 30.31465.

Недалеко от дома Вавельберга расположено единственное здание советских времен на Невском проспекте. На его фасаде до сих пор сохранилась надпись блокадных лет: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Цветные мосты

В 1717 году был построен Зеленый деревянный мост, в народе получивший название «полицейский», поскольку неподалеку находился дом полицмейстера. В 1806 году его переделывают в чугунный. В 1842 году конструкцию расширяют, еще через 2 года он обретает привычный вид благодаря асфальтовым блокам. Ровно через 60 лет Зеленый мост был отреставрирован, а после революции переименован в Народный. Только в 1997 году конструкция снова получила прежнее название.

Синий мост был построен в 1737 году. До отмены крепостного права на нем можно было приобрести крестьян для различных работ. В 1818 году конструкцию перестраивают, беря за основу проекта Зеленый мост. В 1842-1844 годах Синий мост расширяют из-за постройки Мариинского театра и необходимости увеличения его пропускной способности.

Красный мост на Гороховой улице — единственный, который дошел до нашего времени без каких-либо изменений. Он соединяет Казанский и Адмиралтейский острова, находясь на границе Центрального и Адмиралтейского района.

Желтый мост, ныне Певческий, уже не цветной, но ранее был ярко-жёлтого цвета. Он соединяет Адмиралтейский и Казанский острова. Второе свое название получил, потому что прямиком подходит к зданию Певческой капеллы. В 2004 году обрел свой новый облик благодаря реставрации.

Внешний вид

Из четырех «цветных» переправ на реке Мойке, только Красный мост сохранил свой первоначальный вид. После проведенных строительных работ в 1807—1814 годах, мост только реставрировали, но не изменяли и не добавляли ничего нового в его облик. Красный мост выглядит достаточно строго, в его отделке нет вычурности, но присутствует аккуратная лаконичность.

В рисунке опоры Красного моста нет витиеватых узоров и растительных мотивов. Орнамент моста совпадает с ограждением набережной. Тротуары отгорожены простой оградой из металла, а перила выполнены из чугунной решетки.

Освещают мост фонари из бронзы, обрамленные в гранитных обелисках. Главная отличительная черта переправы – его алый оттенок, который хорошо заметен прохожим издалека в любое время суток.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: