Монастыри калуги

Развитие зодчества на Руси в $XIII$ – $XV$ веках

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце $XIV$ — начале $XV$ вв. начался новый расцвет русской архитектуры. Пример 1

Среди городов Северо-востока Руси раньше всех каменное строительство возродилось в Твери. Уже в $1285$-$1290$ годах был построен храм Спаса-Преображения. Тверские зодчие сохранили архитектурные традиции, сложившиеся во владимиро-суздальской земле. Однако разорение города после антимонгольского восстания $1327$ году на долгое время прервало развитие в этом городе каменного строительства.

Основные таинства православия

Первое – таинство Крещения, в которым мы соединяемся со Христом. Потому что погружение в воду, это символ смерти , как Спаситель умер и был погребен. Когда человека поднимают из воды — это символ воскресения. А троекратное погружение совершается во имя святой Троицы.

Второе – таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.

Третье – Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.

Четвертое – исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.

Пятое – венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Православные обители

Калужская область славится древними монастырями. Больше всего паломников приезжает в Козельск — в знаменитую Оптину пустынь, история которой начинается в XV веке. На территории мужской обители и в Иоанно-Предтеченском скиту сохранилось несколько старинных храмов и святых источников.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Тихонова Успенская пустынь расположена в селе Льва Толстого, в 23 км от Калуги. Мужской монастырь был основан в конце XV века и считается одним из самых старых в верховьях Оки. Совсем недавно в православной обители открыли памятник Великому князю Иоанну III.

На окраине старинного Боровска находится Пафнутьево-Боровская обитель. В храмах древнего монастыря сохранились настенные росписи, выполненные знаменитыми русскими изографами Митрофаном и Дионисием. В селе Шамордино, неподалеку от Оптиной пустыни, паломников привлекает Казанская Амвросиевская пустырь или Шамординский монастырь.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Казанской Амвросиевской пустыны в с Шамордино

Как добраться

Адрес:

Россия, Калужская область, Дзержинский район, село Льва Толстого

Если ехать из Москвы на автомобиле, то добраться до Тихоновой пустыни можно довольно быстро. Выезжать следует по Киевскому шоссе (М-3) и ехать до поворота на Медынь (Р-93). Калуга при этом останется левее. Населенный пункт, который вам нужен, — село Льва Толстого.

На общественном транспорте ехать несколько дольше. С Киевского вокзала до Калуги, потом от калужского автовокзала на автобусе в направлении «Товарково», «Кондрово», «Дворцы» или «Медынь». Остановка, которая нужна вам, — «село Льва Толстого». Можно попробовать добраться из Москвы прямым автобусным рейсом (автобусы ходят от станции метро «Теплый Стан», но редко, и нужно заранее осведомляться о расписании).

По грибы

Ночью пошел сильный дождь. Появилась надежда, что грибы мы все-таки найдем. Дождь шел и с утра. После утренней службы, отправляемся в Игнатовку. Только выехали, дождь еще больше усилился

Ехать пришлось осторожно. Ехали и радовались дождю

Лесной добытчик

И вот пришло утро. Любимая корзинка, еще рано, но жене не сидится дома. Заходим в лес, а там красные шляпки, украшенные белыми пятнышками — мухоморы.

Мухоморы

Красиво, но хочется белого грибка найти. И это случилось: жена нашла наш первый трофей 2016 года. А потом начались рабочие, но приятные будни. Грибочки найти, принести, перебрать.

Белые грибы

Какие сушить — те в сушилку, а какие замариновать и зимою радоваться — в кастрюлю. Это счастье продолжалось недолго.

Лисички

Дзержинский район

«Никола-Ленивец»

«Никола-Ленивец».

Этот природно-творческий кластер площадью 600 га в национальном парке «Угра» по праву считается культовым. В арт-парке «Никола-Ленивец» представлены уникальные произведения современного искусства – ландшафтные инсталляции и объекты лэнд-арта лучших отечественных и зарубежных авторов.

Зачем посещать:

Основателем арт-парка считается московский художник Н. Полисский – в начале XXI века он стал создавать на природе необычные строения из природных материалов (дерева, лозы, шишек и т. д), которые гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Парк открыт круглый год.

Помимо знакомства с арт-объектами, здесь можно прогуляться по лугам, наслаждаясь чудесными видами. По выходным в парке проходят кинопоказы, творческие встречи, мастер-классы, экскурсии и другие увлекательные мероприятия.

Адрес: Никола-Ленивец, Калужская область, Россия.

«Полотняный Завод»

«Полотняный Завод».

История музея-заповедника «Полотняный Завод» началась в 1718 году, когда неподалеку от Калуги, у тихой реки Сухадрев по указу Петра I был построен завод по изготовлению парусных полотен, а позже – мельница и бумажная мануфактура. Хотя парусно-полотняная мануфактура прекратила свою работу еще в середине XIX века, бумажное производство действует по сей день.

Зачем посещать:

До наших дней на территории Полотняного Завода сохранились две усадьбы его бывших владельцев – Гончарова и Щепочкина. В 1999 году к 200-летию со дня рождения Пушкина были созданы:

  • историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Полотняный Завод», включающий экспозицию в 14 музейных залах Дома Гончаровых;
  • Дом Щепочкиных;
  • пейзажный парк с памятником Пушкину, беседкой и изящными воротами;
  • цепь живописных прудов.

Адрес: Полотняный Завод, Калужская область, Россия.

Музей бумаги «Бузеон»

Музей бумаги «Бузеон».

Этот необычный музей появился неподалеку от Калуги в 2018 году. Его открытие было приурочено к 300-летию Полотняно-заводской мануфактуры. Изначально на заводе, производящем полотно, перемолотую бракованную парусину и отходы использовали как сырье для бумагоделательной машины. На современном предприятии полотно уже не ткут, а в качестве исходного материала используют древесину.

Зачем посещать:

В музее собрана интереснейшая экспозиция. Главный экспонат – старинное водяное колесо. На залах выставлены известные новгородские грамоты, уникальные бумажные изделия из стран Востока – китайские картины, веера и зонтики; японские ширмы, иранские миниатюры, а также удивительные арт-объекты из бумагт – скульптуры, игрушки, одежда, оригами.

Желающие могут посетить мастер-классы или сделать своими руками бумажный лист на ручном станке.

Адрес: Бузеон, музей бумаги, Трудовая улица, Полотняный Завод, Калужская область, Россия.

Как все начиналось

До крещения Русь была языческой. Кругом можно было увидеть
возвышающиеся идольские капища. Население Руси поклонялось разным языческим
богам: Перуну, Яриле и т.д. Наши предки верили, что благополучие и хороший
урожай зависит от благосклонности этих богов. Поэтому строили их идолов и
поклонялись им.

Некоторые историки утверждают, что православие у нас появилось намного раньше крещения Руси. Еще князь Аскольд, правящий в Киеве, пытался насадить православную веру среди наших предков, но ему помешали убежденные язычники, которых на Руси тогда было большинство.

Позже святая Ольга приняла православную веру, но ей тоже не дано было обратить страну в православие. Зато это удалось ее внуку — князю Владимиру. По легенде князю сразу понравилась проповедь грека, но принимать православную веру он не торопился. Сначала выслушал приверженцев  других вероисповеданий.

Послам князя понравилась греческая служба в храме, они утверждали, что были словно на небе. Но православную веру князь принял на политической основе. Он пошел войной на Корсунь, потому что император не выполнил условие договора – отдать свою сестру за Владимира. В конце концов, ему пришлось это сделать, но русский князь должен был принять православие.

Перед принятием Таинства крещения князь ослеп, как повествует предание. Но во время погружения в купель он снова прозрел. Поэтому он получил звание «второго Павла». По возвращении на родину он решил обратить в православную веру всех жителей Руси.

Князь приказал уничтожить всех идолов, выкинув их в реку.
Крестили русский народ священнослужители из Греции. Все семьями спешили на реку
Днепр, где принимали крещение. Однако не все смирились с волей князя. Некоторые
удалились, не желая принять крещение. А другие бежали с плачем за идолами,
плывущими по реке.

Православная вера не сразу прижилась на Руси. Приходилось заменять языческие праздники православными. Например, Ярила превратился в Илию пророка. А праздник Купала стал Рождеством Иоанна Предтечи. Некоторые языческие обычаи сохранились в церковной жизни, например, украшение березками храма.

Николо-Черноостровский монастырь в XX веке

В начале прошлого века монастырские стены испытали немало потрясений. Начиная с 1917 года, с приходом к власти большевиков по всей России проводились массовые закрытия церквей и монастырских обителей. Не избежал этой участи и Черноостровский монастырь в Малоярославце, закрытый специальным распоряжением в начале 1918 года.

В отношении обители была создана чрезвычайная комиссия, по распоряжению которой строения были обысканы, а наиболее ценное имущество изъято в пользу советской власти. Действующий в это время настоятель монастыря – архимандрит Илья подвергся аресту, и был впоследствии выселен за его пределы, отправившись в долговременную ссылку.

Малоярославецкий Черноостровский монастырь перестал действовать. Открытой для верующих оставалась только Никольская церковь, просуществовавшая в статусе отдельного храма лишь до 1929 года.

И все же исключительным везением можно считать сохранение монастырских строений в сохранности. Местная советская власть не стала разрушать обитель, предпочтя использовать ее под насущные и более практичные нужды. В 20-е годы в Малоярославецком монастыре был открыт педагогический техникум, а в самой церкви – музей.

После Великой Отечественной войны монастырь, также избежавший разрушения, был задействован под квартиры для граждан, лишившихся собственного жилья.

Новую жизнь обитель начала после 1991 года, когда здание монастыря было передано Калужской епархии, на средства которой монастырские строения были отреставрированы.

Интересно, что в 1991 году здесь был открыт мужской монастырь. Но монахи, почему-то не задерживались здесь и постепенно расходились по другим обителям. Поэтому в 1993 году постановлением Священного Синода монастырь решено было сделать женским.

В настоящее время в стенах обители нашли приют не только сами монахини, но также и дети из бедных и неблагополучных семей – при монастыре открыта женская школа-интернат, приютившая несколько десятков детей разного возраста. Сестры Черноостровского монастыря воспитали уже не одно поколение сирот.

Первые исторические сведения о монастыре

Первое упоминание о существовании в Малоярославце монастыря датируется началом XVII века. Но, видимо, первые строения на его территории появились еще за два-три века до этого, что не дает возможности определить точную дату основания.

Согласно наиболее распространенной версии, основателями Николаевского Черноостровского монастыря являются князья Оболенские, выстроившие на месте пустоши Никольский храм в конце XIV века. Но скорее всего, непосредственного отношения к зарождению монастырских устоев в этих краях князья не имели. Более вероятно, что первые монахи появились здесь лишь в XVI веке, а по распоряжению князей был возведена только сама Николаевская церковь, давшая название будущему монастырю.

Как бы то ни было, уже в переписных книгах XVII-XVIII веков имеется упоминание о бурной жизнедеятельности в стенах Черноостровскоой обители. Во времена Смуты монастырь был разрушен практически до основания, но уже в 1659 году возобновил свою деятельность, восстановленный за счет местной казны и богатых прихожан.

Тем не менее, полностью возобновить свою деятельность и привлечь должное количество иноков настоятелю монастыря не удалось. Постепенно строения приходили в негодность, монахи стали нищенствовать, и обитель была закрыта. Произошло это печальное событие в 1775 году, к этому времени здесь оставались только самые преданные монахи, решившие своими силами восстанавливать былую славу монастыря.

Пора домой!

Неделя прошла быстро, грибы тоже закончились. Да пора уже и на работу ехать. Посидели последний вечер с друзьями, собрались, уложились и отправились в обратный путь. Проезжая мимо злополучной ямы, увидели дорожников, закатывающих дорогу новым асфальтом. На обратном пути ночевать решили уже дома. Немного трудно, но уже привычно мотаем километры на спидометр.

Калужская, Брянская, Орловская. Липецкая, Воронежская и наконец, родная — Ростовская область. Дорога легкая, уже осень.

Дорога домой

Машин мало, погода хорошая. Только едешь, да конфетки жуешь. Привычка у меня такая за рулем. А что? Моего знакомого после получаса езды, жена начинает водой из бутылки поливать. Иначе засыпает.

И вот Щепкин, Чалтырь, Самбек и пост ДПС. А вот и дом родной.

Итог поездки. Проехали 4876 километров, через шесть областей. Помолились в святых местах в пяти монастырях, собрали и насушили Иван-чая. Грибы принесли — наслаждение душевное и практическое. Пятнадцать трехлитровых банок маринованных и наволочка сушенных белых грибов. Плюс отличный отдых и заряд бодрости на год до следующей поездки.

Сергей Борисович Огородник.

Фрески и иконы древнего Смоленска (XII–XIII вв.).

В Смоленске в конце XII — ​начале XIII в. сложилась оригинальная школа монументальной живописи, которая в первую очередь представлена фресками.

Фреска — вид монументальной живописи. В древнерусском искусстве — живопись по сырой штукатурке. Также фрески могут быть выполнены по сухой штукатурке, известково-казеиновыми и темперными красками.

Ико́на — живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освящённое по церковному чину.

И́конопись — христианское, церковное изобразительное искусство. История христианской иконописи насчитывает много столетий, начиная с апостольских времён.

В музее Эрмитаж (Санкт-Петербург) среди образцов монументальной древнерусской живописи хранятся фрески из смоленской церкви на Протоке (XII–XIII вв.). При раскопках в этой церкви учёными были обнаружены остатки древней фресковой живописи, покрывавшей уцелевшие стены. Сохранившиеся фрески подверглись тщательной и сложной реставрации, а затем были смонтированы в зале Эрмитажа так, как они были в давние времена размещены в храме. Получившаяся модель апсиды церкви в натуральную величину с подлинными фресками демонстрирует современникам величие живописи древнего Смоленска, представляющего собой яркую страницу в истории древнерусского искусства.

Фрагменты росписи собора на Протоке в Смоленске.Государственный Эрмитаж, инв. ЭРА-52/1Обнаружены в 1962–1963 годах Смоленской археологической экспедицией под руководством Н.Н. Воронина.

Смоленские фрески отличаются по стилю от других древнерусских росписей XI — XIII вв. одухотворённостью и естественностью образов. Лики представлены крупными мазками, плавно переходящими друг в друга. Живопись древнего Смоленска многокрасочна, отличается доминированием неразбелённых цветов. Декоративные панно с изображением птиц, парных групп львов являются частью декоративной росписи — имитации средствами живописи драгоценных тканей, которыми в домонгольской Руси украшались нижние части стен и столбов в храмах. Ярким дополнением выступает реконструированный участок пола храма, набранный из прямоугольных поливных плиток жёлтого и зелёного цветов.

В смоленских фресках преобладают глубокие синий и золотисто-охристый, ярко-красный, красно-коричневый, глухой зелёный, нежно-розовый и фиолетовый, белый, золотистый цвета, которые красиво смотрелись на чёрно-синем фоне.

Уникальные образцы живописи домонгольского периода были найдены археологами в церкви на Воскресенской горе (лик старца), церкви на Окопном кладбище (голова ангела) и др.

В XII—XIII вв. в Смоленске сложилась своя иконописная школа. Центром культуры древнего Смоленска становится монастырь Ризоположения (впоследствии — Спасо-Преображенский), игуменом которого был преподобный Авраамий. Достоверно известно, что Авраамий Смоленский написал, возможно в монастырской мастерской, две иконы

Став игуменом, он важное место отводил украшению храма иконами

До наших дней с древнейших времён дошли сказания о чудотворных иконах Божией Матери. На Смоленской земле по сей день хранится память об иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрия», местонахождение которой до сих пор неизвестно.

Монастыри

Особенное значения для духовной жизни Калуги имеет мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь в селе Льва Толстого.

Его мы посещали не раз.

Сам Тихон обитал неподалеку в лесу, жил в дупле огромного дуба и выкопал источник, один из самых популярных в области в наше время

В наше время создан еще один скит монастыря — Владимирский. В скиту разместился музей Великого Стояния на реке Угра, в поле рядом проводится ежегодный фестиваль

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь — еще один монастырь, связанный с Великим Стоянием. Находится он в селе Спас под Воротынском. Прекрасное место с великолепным видом на долину Оки.

Также неподалеку от Угры находится село Козлово — Церковь Тихвинской иконы Божией Матери со склепом адмирала Унковского.

11. Храмы и монастыри Калуги

До революции Калуга была богатым купеческим городом. Строились и церкви. Часть из них была уничтожен во время войны, но большая часть в мирное советское время была разобрана на кирпич. В наше время почти все сохранившиеся церкви восстановлены или будут восстановлены в ближайшее время.

Казанский Девичий женский монастырь — в настоящее время расположен на улице Дарвина. Старое здание использовалось как архив, недавно передано монастырю и начало возрождения его на прежнем месте положено.

Крестовоздвиженский мужской монастырь в Калуге — находился на улице Поле Свободы. Уцелело два корпуса, пока восстановление не начато.

Калужский Свято-Лаврентьев монастырь — находится на улице Широкой, район Подзавалье. Активно восстанавливается и скоро будет еще одной достопримечательностью города.

Церквей в Калуге более трех десятков. Отмечу самые интересные и доступные для обычного туриста или паломника

Троицкий собор в городском парке. Его вы увидите обязательно. Колокольня Троицкого собора в Пасху

Церковь Покрова «На рву». Неподалеку от парка у Березуйского оврага, один из самых старых в городе — Золотая аллея

Церковь Рождества Богородицы (Никитский храм) — улица Ленина, чуть выше Гостиных рядов. Улица Карпова, зима 2017

Церковь Георгия «За верхом» — очень красивая церковь около дома Шамиля, между музеем Космонавтики и Каменным мостом. Георгиевский храм

Следующие три церкви находятся на главной калужской улице — улице Кирова — и также доступны:

Церковь Жен Мироносиц — ниже Театральной площади у здания Сбербанка Крыша ТЦ Фаворит на улице Кирова

Церковь Иоанна Предтечи — перекресток с улицей Московской Колокольня храма Иоанна Предтечи

Архитектура Древней Руси по типу строений

Отдельное внимание стоит уделить разным типам строений. С древнейших времен на Руси всегда преобладало деревянное строительство

Это было легко объяснить обилием и дешевизной лесов, нехваткой строительного камня. Каменное строительство преобладало в церковном зодчестве и было связано с крещением Руси.

Деревянная архитектура

Русское деревянное зодчество – направление традиционной архитектуры в Древней Руси. Основой деревянной архитектуры выступает сруб – сооружение, стены которого собраны из необтесанных бревен.

Традиционным примером такой постройки служит обычная крестьянская изба. Были построены и деревянные церкви. Их архитектурная выразительность достигалась за счет внушительной высоты и сложного силуэта верхних частей.

Крыши жилых деревянных строений крыли пучками соломы. Сверху их прижимали жердями и дополнительно укрепляли досками из осины. Более дорогостоящим считалось покрытие крыши из обтесанных досок. При строительстве крестьянских изб работники орудовали только топором, отсюда пошло разговорное выражение «срубить избу».

Самые первые православные храмы из дерева, построенные сразу после крещения Руси, относились к клетскому типу построек и по своей сути представляли конструкцию из 3-5 разновысотных срубов, покрытых самостоятельными кровлями.

Поскольку дерево является недолговечным материалом, до современной эпохи дошло не так много памятников деревянного зодчества, а те, что дошли, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Храмовая архитектура

В храмовой архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный тип храма. История строения таких сооружений началась с воздвижения Десятинной церкви в Киеве.

Первоначальные техники каменного строительства Древняя Русь позаимствовала у Византийской империи, и первые каменные храмы были возведены при участии приглашенных мастеров.

Подавляющая часть древнерусских крестово-купольных храмов является трехнефной. Классифицировать их можно и по числу внутренних столбов. Есть четырехстолпные, шестистолпные и восьмистолпные храмы.

Из периода 9-16 века неплохо сохранился восьмистолпный Свято-Преображенский собор Чернигова, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, возведенный при участиии греческих архитекторов. К трехнефным соборам относится и ряд храмов Великого Новгорода.

Монголо-татарское нашествие на Русь сумело прервать активное строительство практически во всех областях государства. Следующий период расцвета храмового строительства начался в Московском княжестве.

Шатровая архитектура

Также в русском храмовом зодчестве получили распространение шатровые храмы. Вместо классического купола здание такого храма увенчивается шатром.

Шатровые храмы могли быть как деревянными, так и каменными. Каменные шатровые постройки начали возводиться к концу 16 века.

Шатер – довольно распространенная в деревянном зодчестве форма завершения церкви, поскольку передать форму купола из деревянного материала очень затруднительно, а конструкция шатра намного проще: несколько бревен соединяются в верхней части и облицовываются досками или лемехом. Шатровые храмы выделялись на фоне сел и городов своими вытянутыми силуэтами.

Каменные шатровые церкви являются уникальным творением архитектуры. По указам царей, они возводились в царских селах и имениях знати. Широкое распространение они получили к завершению 16 века.

История

История Тихоновой пустыни восходит ко второй половине XV века, когда в медынские леса пришел постриженник московского Чудова монастыря Тихон. Несколько лет он подвизался в лесу один, поселившись в дупле старого дуба, затем вокруг него, как это обычно и происходило, собрались ученики, и в конце концов, не без препятствий со стороны владетеля здешних мест князя Ярослава Владимировича, образовалась монашеская община. Подобно всем юным монастырям, она была бедной материально, имея лишь деревянную Успенскую церковь и несколько келий, но богатой духовно, поскольку иноки ее совершенствовались в монашеском делании под руководством дивного наставника — преподобного Тихона.

Знаменательное для Тихоновой пустыни событие произошло в 1551 году: преподобного Тихона причислили к лику святых на Московском Соборе. Мощи его были обретены и открыто почивали в Успенском храме.

Собственно, этим и исчерпываются исторические данные о раннем этапе истории монастыря. В 1610 году его разрушили польско-литовские отряды, уничтожив и все монастырские документы, которые могли бы помочь нам реконструировать первый век существования обители. После ухода грабителей в относительной целости сохранился лишь храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Мощи прп. Тихона иноки сокрыли под спудом, опасаясь их поругания от латинян.

Запустение удалось преодолеть лишь спустя несколько десятилетий упорным трудом братии. К 1630 году монастырь обзавелся новыми хозяйственными постройками и кельями, затем было начато строительство двух новых — но все еще деревянных — храмов, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1670-е годы в монастыре, наконец, началось строительство каменного храма. Его решено было возвести над мощами преподобного Тихона Калужского. А так как над ними стоял Трехсвятительский храм, то его разобрали и перенесли за пределы монастырской ограды. Он стал, таким образом, приходской церковью для поселян. Каменный храм, построенный на его месте, освятили в честь Преображения Господня.

В 1684 году Тихонова пустынь утратила самостоятельность. Ее приписали к московскому Донскому монастырю, и управлялась она строителями, присылаемыми оттуда.

Образование Калужской епархии в 1799 году существенно упорядочило жизнь монастырей, вошедших в нее.

Вслед за духовным укреплением обители явился и материальный расцвет. В 1879—86 годах был совершенно перестроен Преображенский собор, в 1887 году на источнике прп. Тихона возвели храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в 1894 году выросла четырехъярусная колокольня. Благоустройство монастыря продолжилось и после кончины архимандрита Моисея (в 1895 году): в 1914 году состоялось освящение нового Успенского храма, едва ли не самого обширного и благолепно украшенного во всей округе. В этот же период был выстроен больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

К 1917 году Тихонова пустынь превратилась в один из крупнейших и самых прославленных монастырей России. Среди калужских обителей по числу паломников и известности она уступала лишь Оптиной Пустыни. Число братии к этому моменту возросло до 226 человек (тогда как в первой половине XIX века здесь подвизались 16 иноков). Но вскоре это цветущее монашеское древо было срублено под корень. Топор начали вострить сразу же после революции. 23 января 1918 года вышел декрет об отделении Церкви от государства, а в апреле Калужский уездный съезд Совета рабочих депутатов постановил «закрыть мужской Тихоновский монастырь».

В 1993 году Успенский собор Тихоновой пустыни был передан Калужской епархии. Первая Божественная литургия в храме, еще не отреставрированном вполне, была совершена 29 июня 1995 года, в день памяти прп. Тихона, архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Восстановительные работы (только основные, не считая внутренней отделки!) в соборе продолжались еще пять лет — что и не странно, учитывая, как велики были разрушения, нанесенные памятнику архитектуры безбожной эпохой.

Историческое значение принятия христианства

Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:

христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения. Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве

Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).

Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.

Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.

Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:

Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.

Музеи

В Калужской области много интересных музейных коллекций. Собственные краеведческие музеи есть в Калуге, Обнинске, Боровске, Козельске, Тарусе, Кондорово и Мосальске.

Огромный музейный комплекс разместился возле деревни Петрово Боровского района. «Этномир» представляет культуру и национальные традиции разных народов планеты. На просторном поле стоят избы и мазанки, юрты и этнические отели. Здесь проводится много интересных мастер-классов и этнографических фестивалей.

Военно-исторический музей «Зайцева Гора»

В селе Козлово, неподалеку от Калуги, находится популярная у туристов усадьба «Берегиня». В ней собрана уникальная коллекция традиционных народных кукол, привезенных из разных уголков страны.

Войне 1812 года посвящен Военно-исторический музей в Малоярославце, а событиям Великой Отечественной войны — мемориальный комплекс «Ильинские рубежи», музей «Зайцева Гора» и музей Г. К. Жукова. В Тарусе можно посмотреть музеи семьи Цветаевых и К. Г. Паустовского, а в поселке Полотняный Завод — усадьбу Г. И. Щепочкина и имение Гончаровых.

Что такое православие

Православие – одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает третье место по численности (около 300 млн. человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.).

Само слово «православие» (калька с греч. ὀρθοδοξία) означает буквально «правильное славление» или «правильное мнение». С греческого слово переводится как «ортодоксия». В русском переводе есть ассоциация со словом «право» или «правильно». Хотя по-гречески «ортос» означает «прямой» или «правильный». То есть прямой путь к Господу: не сворачиваешь ни вправо, ни влево. А слово «доксия» означает «мнение» или «мысль». Поэтому православие – это правильные мысли о Боге. Такой перевод.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: