Река мойка санкт-петербург: набережная и полный список мостов мойки с фото

Конструктивизм

Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.

Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).

Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.

Подробнее о конструктивизме в Петербурге.

Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.

Сталинский неоклассицизм

В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.

Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.

Плановая застройка

После смерти Сталина вместе с десталинизацией происходит полный отказ от сталинского ампира. Новые здания принципиально строятся без всякого декора, подчёркивая отсутствия пафоса и помпезности. Именно на этот период пришёлся максимально быстрый рост города и населения за счёт строительства массового и доступного жилья. Это так называемые «панельки» и другая плановая застройка, позволившая получить жильё новым жителям Петербурга, но страдающая от низкого качества и низкой архитектурной ценности.

Поцелуев мост

Мост как мост, но вот название забавное — по фамилии купца Поцелуева — и вид отменный. Рядом с мостом — Новая Голландия.

Впервые на этом месте построили мост в 1738 году. А название моста записано в 1790 — это не только фамилия купца 3-й гильдии, но и название его пивнушки — «Поцелуй». То ли романтик был, то ли хохмач, история об этом умалчивает. А вот романтическое название дало почву разгуляться воображению. Впрочем, легенды довольно однообразны: все они связаны с обычаем целоваться здесь (чтобы не расставаться, при расставании — чтобы обязательно встретиться), ну а сердечки и замочки, обильно висящие, это подтверждают.

Вид на Исаакиевский собор с моста Поцелуев:

Аничков мост. XX век и наше время

Реконструкция Аничкова моста, 1906-1908 гг.

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по «улучшению» Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

«1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению «Дормост» с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников…»

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:

Скульптура Аничкова моста

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня…

Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. Очередной капитальный ремонт Аничкова моста был проведён в 2008 году.

Длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — 37,9 метров.

Зелёный мост

Является частью главной улицы города – Невского проспекта. Появился первым из мостов на Мойке, в 1717 году, а в 1735 впервые был выкрашен в зелёный цвет. С 1770-х годов его называли Полицейским, из-за 
расположенного рядом дома полицмейстера Чичерина. В 1806 году Зелёный мост становится чугунным – первый в городе! Тротуары нового моста отделили от проезжей части гранитным парапетом с металлической оградой, мост украсили гранитными обелисками с позолочёнными шарами и литыми перилами. Проект инженера В.И. Гестепоказался удачным, и его утвердили типовым для остальных мостов через Мойку.
В 1842 году Зелёный мост решено было расширить. Выросла интенсивность движения на Невском проспекте, соответственно, и на самом мосту, о котором газета «Северная пчела» писала так: «едва ли где бывает более езды». К мосту консолями прикрепили тротуары, установили гранитные парапеты, а тяжёлые обелиски заменили чугунными фонарными столбами. В 1844 году впервые в Санкт-Петербурге именно на Полицейском мосту уложили асфальтовые блоки. Как видим, Зёлёный мост неоднократно становился «первооткрывателем»!

В 1904 году в связи с прокладкой трамвайных путей проводят очередную реконструкцию моста: укрепляют перекрытие, украшают орнаментом фасадные арки, вместо фонарных столбов появляются позолоченные канделябры. А 9 января 1905 года на обновлённом мосту выстроятся войска, которые будут расстреливать мирную демонстрацию, идущую к Зимнему. Так мост станет свидетелем «Кровавого воскресенья». После революции его переименовывают в «Народный», в 60-х годах реставрируют, а в 1997 году возвращают прежнее историческое название – Зелёный.

Вантовый мост

Вантовый мост через Петровский фарватер (устье Малой Невы и Малой Невки) — участок автодороги Западный скоростной диаметр (по ней едут автобусы из Питера Хельсинки и обратно, так что возможность увидеть эту красоту имеется). Один из новейших питерских мостов, очень красив сам по себе и виды с него открываются замечательные. По красоте настоящий соперник моего любимого французского моста Нормандия.

Все основные питерские мосты вы увидите на водных экскурсиях, их множество, главное — выбрать заранее. Самые интересные маршруты раскупаются быстро.

Карта маршрута по самым красивым местам Петербурга, в котором вы увидите не только мосты, но и Эрмитаж, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови, Чижика-пыжика, Петропавловскую крепость, Летний сад, Михайловский замок, Стрелку Васильевского острова, Смольный собор и многие другие достопримечательности города на Неве.

Групповые экскурсии в Питере | Экскурсии в Питере | Скидка 2100 рублей на бронирование квартиры | Аудиоэкскурсии по Питеру |  Аренда авто в СПб | 

История строительства

Красный мост, пролегающий через р. Мойку от второго Адмиралтейского острова к Казанскому, изначально не был такого цвета. В год своего рождения он представлял собой разводную деревянную конструкцию, выкрашенную в белый цвет. В 1737 году переправа подверглась реконструкции под руководством голландца Германа Ван Болеса.

Ранее ему доверили проектирование одного из самых знаменитых зданий Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Архитектор усложнил каркас и облегчил проход судам с мачтами, установив 70-метровое пространство для их пропуска.

В первом десятилетии XIX столетия, благодаря инженеру В.И. Гесте, Красный мост в Петербурге приобрел типичный облик переправ на Мойке, став однопролетным и арочным. Чугунный каркас для него был изготовлен на знаменитых Уральских заводах Демидова, а узоры решетки были схожи с ограждением набережной. На месте секции пустотелых ящиков-клиньев скрепили болтами. Опоры выполнили бутовой кладкой камня, облицевали гранитом. Тротуар огородили гранитными тумбами, оградой. В качестве освещения были использованы обелиски с четырехгранными фонарями.

Более ста лет простояла Красный мост был без ремонта, опоры и пролёты изнашивались, деформировались. В конце XX века Александр Лукич Ротач, член Союза Архитекторов СССР, воссоздал их первоначальный образ, а в 1998 году были проведены плановые ремонтные работы по восстановлению чугунного и гранитного ограждения переправы, сохранив при этом исторический вид сооружения.

В начале XIX века было построено 12 надводных конструкций. Цветное название сохранили три, а исторический облик — только у Красного.

Откуда такое название?

Имя переправы напрямую связано с цветом её окраски. Благодаря первоначальному виду, с 1717 по 1778 года горожане называли мост Белым. Краска такого оттенка сливалась с прочими постройками Санкт-Петербурга и нуждалась в частом освежении. После основательной реконструкции, мост и вовсе можно было перепутать с другими переправами на Мойке.

Новая конструкция роднила его с Зеленым, Синим, мостом Поцелуев, Певческими и другими однотипными мостами. Архитекторы решили упростить жизнь путающимся петербуржцам и стали окрашивать мосты в яркие цвета. После этого он приобрел название Красный, и называется так и в наши дни.

Синий мост

Самый широкий в городеСиний мост был в 1737 годуна площади у Синего моста можно было нанять или купить работников

В 1818 году мост перестраивают по типовому проекту, в основу которого был взят Зелёный мост. Его ширина уже 41 метр. В связи с постройкой Мариинского дворца, в 1842-1844 годах Синий мост снова расширяют. В 20-х годах прошлого века в низовой части моста были обнаружены сквозные трещины. Своевременная замена части чугунных конструкций на железобетонный свод спасла мост, но, к сожалению, фонари, декор и чугунные тюбинги 1818 года были утрачены. В 1938 году каменное мощение моста заменили асфальтобетоном, а в 2002 году был проведен его капитальный ремонт и отреставрирован декор. В 1971 году у Синего моста установили гранитный столб, на котором датами отметили уровни воды во время крупных наводнений: 1824, 1924, 1955, 1903 и 1967 г.г.

История преобразования

Изначально река Мойка вытекала из болота, располагавшегося на месте Михайловского сада. Она была маловодна и не облагорожена. В процессе застройки свободных участков города Петр I принимает решение начать очистные работы и осушить болото. Связано это решение было с необходимостью проведения водных магистралей, которые позволили бы удобно доставлять материалы для строительства.

Результатом деятельности рабочих явилось освобождение территорий для будущего Летнего сада и увеличение уровня объема воды в реке, что позволило активно использовать ее для судоходства. Помимо водных грузоперевозок она использовалась для банных процедур. Петр I приказал построить общественные бани, в которых обычный люд мог бы приводить себя в порядок.

На этом работы не закончились. Следующим шагом к облагораживанию реки стало создание устойчивых к размыву деревянных набережных и укреплений.

В 1711 году император возводит на берегу Мойки свой Зимний дворец. Параллельно со строительством резиденции Петра канал постепенно начинает застраиваться жилыми зданиями и памятниками архитектуры.

В начале XVIII века набережные покрываются гранитом и принимают современный вид.

Адрес и как добраться

Увидеть Красный мост своими глазами достаточно просто. Для этого необходимо дойти по набережной реки Мойки в месте пересечения с Гороховой улицей, переправа является ее продолжением.

Если выйти на станции метро «Гостиный двор», то можно прогуляться пешком и посмотреть другие достопримечательности. Выйдя из метро, идите по Невскому проспекту, до реки Мойку, дальше мимо Казанского собора, свернуть налево, пройти по набережной 500 метров и вы окажетесь на Красном мосту. Выше по течению — Зелёный мост, ниже — Синий.

Не столько яркий цвет бросится в глаза, сколько изящные конструкции и пропорции. Удачно вписанный в рельеф набережной, Красный радует глаз простотой и изысканностью. Остановитесь, оглянитесь. В перспективе улицы Гороховой видна башня Адмиралтейства. Каждый камень — история государства российского.

Мосты Мойки

Русло реки пересекает 15 переправ. Большинство из них сначала были деревянными, но с 60-ых годов 18 века их постепенно заменили каменными.

  • 1-й Инженерный мост, облаченный в камень только в 1825 году, соединяет Спасский остров и Летний сад. Перестроен в 1954 году, а в 1994 рядом с ним установили памятник всеми любимому Чижику-пыжику.
  • 1-й Садовый мост объединяет Спасский и 1-ый Адмиралтейский острова. Построенную в 176 году деревянную переправу заменили на каменную в 1835 году
  • 2-й Садовый соединяет те же острова, что и 1-ый. Он очень популярен, так как находится среди исторических памятников: Марсова поля. Михайловского сада и Спаса на Крови. Мост, который мы сейчас видим, построен в 1967 году.
  • Мало-Конюшенный – часть уникального мостового ансамбля, состоящего из трех мостов. Его автором стал талантливый К.И. России, который перепроектировал весь район в начале 19 века.
  • Большой Конюшенный мост, соединяющий 1-ый Адмиралтейский и Казанский острова, был построен из дерева в 1753 году и заменен на каменный в 1828 году.
  • Певческий известен тем, что является 4-ым по ширине во всем Санкт-Петербурге. Его отличительная черта – ажурная чугунная решетка.
  • Зелёный мост, возведенный в 1806 году, стал первой чугунной транспортной переправой в городе.
  • Красный мост строился по проекту В.И. Гесте в течение 6 лет и был закончен в 1814 году.
  • Синий считается частью ансамбля Исаакиевской площади. Рядом расположен Мариинский дворец, Исаакиевский собор и площадь, а также многие другие памятники архитектуры.
  • Фонарный мост долгое время был деревянным – каменную переправу здесь построили только в 70-ых годах 20 века.
  • Почтамтский – единственный висячий мост в городе, построенный в 1824 году.
  • Поцелуев мост – легендарная переправа, по которой до 2006 года ходил трамвай. Истоки названия до сих пор остаются предметом споров. Одни верят, что на мосту арестанты ближайшей тюрьмы прощались с подругами, другие – что это были не арестанты, а моряки, направленные в Гвардейский Флотский экипаж неподалеку.
  • Краснофлотский мост построен в 1960 году с целью переброса теплофикационных труб через русло Мойки.
  • Храповицкий мост из дерева был разводным, но разводной пролет ликвидировали в 1935 году. В 60-ых годах 20 века его постностью перестроили.
  • Корабельный мост находится на территории верфи. Он был открыт в 1912 году.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и достопримечательности вокруг

Достопримечательности России в этом регионе. Из культурных объектов Санкт-Петербурга советуем музей художественного искусства Hermitage открытый в ста метрах. Утомившись от Historic Centre of Saint Petersburg, исследуйте располагающийся в 2.6 километрах океанариум Санкт-Петербурга Planeta Neptun. Кишащий аутентичными сувенирами из России торговый квартал Санкт-Петербурга Garden Street размещается не далее чем в каких-то девятистах метрах.

И это тоже далеко не весь список примечательностей. Познакомтесь с представителями здешней фауны в зоопарке Санкт-Петербурга Leningrad Zoo. Всего-навсего в тысяче метрах дислоцируется Basilica of St. Catherine. К тому же, воспользуйтесь случаем навестить и соседний (несколько сотен метров) дворец Winter Palace. Шато Peter and Paul Fortress, отличный кандидат на совмещенный визит, находится всего-навсего в девятистах метрах.

Благовещенский мост

Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. С того времени он несколько раз менял названия, каждое из которых отражало изменения в жизни города. Сначала мост носил название Благовещенского, поскольку тогда рядом находилась Благовещенская площадь. После смерти императора Николая I в 1855 году он стал именоваться Николаевским, а потом — мостом Лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В начале XXI века мосту вернули первое первое название. 

Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, а старые пролетные конструкции были использованы при строительстве моста через Волгу в Твери.


Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.

Фото: skyscrapercity.com

Литейный мост

До основания Санкт-Петербурга в этом районе пролегала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. Здесь возвели второй в городе плашкоутный мост, получивший название Воскресенского. Наплавному мосту пришлось покочевать по всей реке. В начале XIX века его перенесли к Летнему саду и дали название «Петербургский». 

После того, как в 1849 году Литейный двор был упразднен, а Литейный проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Весной бурный ледоход сорвал переправу, и решением комиссии в 1875 году вместо наплавного моста начали возводить постоянный одноименный мост. Кроме того, в конце XIX века Выборгская сторона стала центром фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост не справлялся с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Автором проекта стал инженер Аманд Егорович Струве, которому поручили построить мост за четыре года. 

Литейный мост считается вторым постоянным мостом после Благовещенского. Он построен через самое глубокое место Невы (24 метра) и разводится, чтобы пропускать корабли. Также мост стал первым постоянным мостом, чье освещение было электрическим. На нем были установлены фонари со «свечами» русского электротехника П. Н. Яблочкова, который на тот момент находился в ореоле всемирной славы. Его чугунные решетки украшают барельефы с изображением русалок, которые держат в руках герб Петербурга.

Фото: bonjurabajur.ru

Красный мост

Расположен по Гороховой улице. Единственный из построенных по типовому проекту В. И. Гесте мостов, который полностью сохранился в своём первоначальном виде: простое и изысканное решение, удачная
архитектурная композиция и изящные пропорции. Он украшает собой город, органично сочетаясь с его набережными. С 1717 года здесь был деревянный разводной мост, в 1737 году переправу перестроили по проекту Х. ван Болоса, оставив посередине узкую щель (70 см) для пропуска мачтовых судов, а для проезда её закрывали съёмными щитами. В конце 18 века мост стал трёхпролётным, а в 1814 году — типовым однопролётным.

Чугунные тюбинги для моста изготавливались на демидовских заводах. Каменные опоры были выполнены бутовой кладкой и облицованы гранитом, чугунная решётка перильного ограждения Красного моста повторяла рисунок ограждений набережной Мойки. Тротуары от проезжей части отделяли гранитные тумбы с простой металлической оградой, а освещали мост фонари, подвешенные на гранитных обелисках. При выполнении реставрационных работ в 1953—1954 годах, чугунные конструкции заменили на стальные. В ходе последней реставрации в 1998 году, были отремонтированы фонари и воссоздано чугунно-гранитное ограждение.

Дворцы на Мойке

Несколько веков набережная Мойки считалась элитным районом Санкт-Петербурга. Все началось с того, что Петр I задумал здесь Летний сад как свою летнюю резиденцию, и вся аристократия старалась поселиться по соседству.

  • Строгановский дворец строился в 50-ых годах 18 века по проекту Растрелли в стиле русского барокко.
  • Дворец графа Разумовского, которые около 50 лет был президентом РАН, был спроектирован Валлен-Деламотом и А. Кокориновым. Сейчас здание занимает РГПУ им. А.И. Герцена.
  • Величественный Юсуповский дворец принадлежал пяти поколениям знаменитой семьи, но его строительством занимался Петр Шувалов, первый хозяин современного здания.

Это далеко не полный список роскошных особняков, в который также входят дворцы великого князя Алексей Александровича, дом великой княгини Ксении Александровны, а также другие элегантные здания, ранее принадлежавшие известным людям.

Этот факт, а также обилие мостов и прекрасная набережная с роскошными особняками привлекают сюда миллионы туристов ежегодно. Мойка давно стала объектом культурного наследия, без которого невозможно представить Санкт-Петербург.

Тройной мост

Тройной мост через реку Мойку и канал Грибоедова соединяет Казанский, Адмиралтейский и Спасский острова. Конструкция состоит из трех мостов: Театрального, Мало-Конюшенного и Сухопутного.

Недалеко от этого места в 1770 г. располагался театр, от которого и происходит название моста. В свою очередь, Мало-Конюшенный получил название благодаря близкому соседству с императорскими конюшнями.

Как и Поцелуев мост, Тройной овеян различными мифами и легендами. Например, одна из них гласит, что для обретения счастья в семейной жизни, перед браком необходимо несколько раз пройти по этому мосту и полюбоваться на свое отражение в Мойке.

Марсово поле

На набережной реки Мойки (СПб) есть уникальное место, где проходили военные парады в XVIII веке. В 1919 году был проведен конкурс на перепланировку Марсового поля, и уже в 1926 году появился привычный для петербуржцев парк. В 1957 году здесь был зажжён Вечный огонь. В последние годы на Марсовом поле проводились различные массовые акции в защиту политзаключенных. С 2012 года площадь обретает статус места коллективного обсуждения общественно важных вопросов.

Также на Марсовом поле захоронены петроградцы, павшие во время Февральской революции и Ярославского восстания. Кроме того, вплоть до 1933 года здесь хоронили советских деятелей.

История появления Аничкова моста

Разумеется, чтобы выдерживать нагрузку от транспорта и многочисленных толп пешеходов, этот мост – очень крепкий товарищ! И по меркам возраста самого Санкт-Петербурга, основанного в 1703 году, он также имеет весьма почтенные лета.

В 1715 году царь Пётр I распоряжается проложить «На Фонтанной реке» переправу, вдоль которой протянется строящийся в ту пору важнейший петербургский путь – Невский проспект.

Поначалу этот мост, построенный в конце весны 1716 года, был деревянным. Пока берега рек ещё не были одеты в гранит, Фонтанка разливалась на ширину около 200 метров. В месте соединения её берегов для Невского проспекта начальная переправа имела значительно большую протяженность, чем нынешний Аничков мост – 150 метров. Возводился она силами военных инженеров под началом подполковника Михаила Аничкина.

В 1721 году произошла первая реконструкция, необходимая в силу объективных причин. Нужно было сделать разводной среднюю часть моста, так как по очищенной Фонтанке началось судоходство. Да и сам мост значительно расширили. Он стал 18-пролётным.

С ростом города увеличивались и нагрузки на переправу, которую несколько раз ремонтировали и перестраивали. В 1749 году по проекту С. Волкова строится новый, вновь деревянный мост, который теперь уже не имеет разводной части. Есть легенда, согласно которой он должен был быть значительно укреплён для того, чтобы была возможность провести по нему слонов, которых шах Ирана подарил русскому царю.

До конца XVIII века по реке Фонтанке пролегала городская граница, и Аничков мост выполнял роль дополнительного КПП.

Когда город разросся, застраиваясь на пригородной территории, решено было облагородить Фонтанку, облицевав её в камень и сделав ступенчатые спуски к воде. Дело дошло и до модернизации мостов, коих через реку было возведено семь. Сегодня в виде той реконструкции сохранились два из них: Старо-Калинкин и Ломоносовский.

По их внешнему виду можно представить себе, как выглядел и их собрат – Аничков мост. Теперь средняя часть этой переправы вновь была сделана разводной для пропуска небольших корабликов и грузовых барж.

В декабре 1840 года Николай I утверждает новый проект Аничкова моста, представленный инженерами И. Ф. Буттацем и А. Х. Редером, так как его снова требовалось сделать шире и надежней.

Ведь теперь вдоль курсировали уже не единичные экипажи и гужевые повозки. Торжественное открытие новой переправы состоялось в начале 1842 года. Именно таким мы с вами и видим сегодня этот мост.

Теперь его опоры и пролёты были также облачены в гранит. Появилась уникальная чугунная решетка перил, исполненная по рисунку немецкого архитектора К. Шинкела. (Подобная ей уже украшала Дворцовый мост в Берлине). Здесь перед нами предстают подводные чудо-жители – морские коньки и русалки.

По бокам моста были установлены гранитные помосты для статуй, которыми и стали те самые «кони и люди», так поразившие своим великолепием меня в детстве. Создана эта композиция, которая называется «Укротители коней» замечательным скульптором П. К. Клодтом. О её истории расскажу подробнее позже.

Мост получился по виду весьма славный, но вот при его конструировании всё же были допущены значительные огрехи (как в ой поговорке «хотели, как лучше, а получилось…»), что привело в начале XX века к необходимости новой серьёзной реконструкции. Она происходит в 1906–1908 годах под началом инженера-архитектора П. В. Щусева.

Сегодня Аничков мост имеет протяженность в 55 метров, его ширина ровняется 38 метрам. По нему осуществляется движение транспорта и есть тротуары для пешеходов-туристов.

История моста

Это первый чугунный мост, построенный в славном городе Санкт-Петербурге. Его длина 30,7 метров, ширина 39 метров. Это строение было возведено в 1720 году, через 17 лет после основания самого города. Его уникальность заключается в том, что изначально мост был деревянный, но его покрасили в зелёный цвет. Это простой подъёмный мост, который был пограничным сооружением во время войны России со Швецией.

А также это сооружение на время поменяло своё название во время второй половины 18 века. Тогда его называли «Полицейским», потому что рядом с ним находилось специальное управление полиции города. После революции мост стал «Народным», и лишь в 1998 году ему вернули первоначальное название – Зелёный.

Его много раз ремонтировали и украшали. Так, в 1808 году его решили полностью реконструировать и превратить в чугунный.  А также мост сильно облюбовали купцы и ремесленники, которые продавали на нём свои товары.

Мост расширялся, чтобы по нему могли ездить не только машины, но и трамваи. С ним связано огромное количество культурных традиций и исторических реалий.

Зелёный мост пролегает через знаменитую реку Мойка. Будет неправильно, если мы не скажем про неё несколько слов. До основания Петербурга это была небольшая грязная речка, мутная и узкая, и носила ижоро-финское наименование Муя, что было, вероятно, связано с финским словом «мую» (т.е. «грязь», «слякоть»). Расчистка и благоустройство этого зловонного болотного ручья и его преобразование в пригодную для судоходства глубокую реку началось в 1704 году, по указу Петра I. В 1719-1797 гг. официальным названием речки стало «Мья», а впоследствии она стала известна как Мойка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: