Петербург с изнанки: дворы и парадные бывших доходных домов санкт-петербурга

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга

Этот период начался примерно в 1760 году и завершился спустя приблизительно 20 лет. Это время нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» из-за весьма спорных способов правления Екатерины Великой. Внешне архитектурный классицизм выделялся на общем фоне применением античных орденов, также стилю была присуща монументальность конструкций.

В число первых построек данного периода в Петербурге вошел дворец графа Разумовского. Он был создан в период с 1762 по 1766 года. Авторы — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот. В проекте использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы. Тем не менее, при взгляде на фасад еще можно заметить черты барокко, не желавшего уходить в историю.

дворец графа Разумовского

Валлен-Деламот возвел также Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда и пошел знаменитый музей. Участником строительства Малого Эрмитажа был и Юрий Фельтен. Несколько рукотворных творений принадлежат гению Антонио Ринальди. Среди них монументальный Мраморный дворец и складской комплекс Тучков буян.

Интересные факты:

Первым названием площади было Аничковская, используемое по рядом расположенному Аничкову дворцу. Однако, уже с 1832 года, когда было закончено центральное здание ансамбля — Александринский театр, она получила название Александринская площадь. Одно время, во второй половине XIX века, также использовались наименования Театральная площадь и площадь Александринского театра. В 1923 году площадь переименовали в площадь Писателя Островского (его пьесы часто ставились на сцене Александринского театра), а через несколько лет сократили до площади Островского.

В XVIII веке территория площади Островского считалась городской окраиной, здесь располагался большой сад Аничкова дворца с прудом, фонтаном и оранжереями, который принадлежал графу А. Г. Разумовскому. Позже, Екатерина II выкупила дворец в казну и подарила его своему фавориту Г. А. Потемкину. Большой сад постепенно пустел, а растущий город требовал новых территорий, поэтому в 1799 году часть сада Аничкова дворца передали Театральной дирекции для постройки Малого театра и начали застраивать домами артистов и частных владельцев. Первым зданием будущей площади Островского, которое сохранилось до наших дней, стала Публичная библиотека, которую построили в 1796-1801 годах по проекту Е. Т. Соколова.

В начале XIX века Малый театр перестал вмещать всю публику, да и близость к центральному Невскому проспекту накладывала необходимость придать площади более парадный внешний вид. В конкурсе проектов победила концепция К. И. Росси, который предложил создать архитектурный ансамбль вокруг нового Александринского театра. Помимо застройки площади проект предусматривал создание целой сети улиц и площадей на прилегающей территории. Первым делом, в 1816-1818 годах, оформили границу сада Аничкова дворца, построив два павильона в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в 1828-1832 годах напротив них обновили здание Публичной библиотеки. Одновременно, к 1832 году была закончена главная доминанта архитектурного пространства — Александринский театр. После этого, перед театром разбили парк, а позади него была проложена Театральная улица, состоящая из двух торжественных зданий (Министерство народного просвещения и Дирекция императорских театров), сейчас она носит имя Зодчего Росси. Остальное пространство площади, взамен попавшего в опалу Росси, застраивали уже другие архитекторы.

В 1873 году на Александрийской площади был установлен памятник императрице Екатерине ΙΙ (по проекту М. О. Микешина), а сад обнесли оградой, после чего сквер перед театром стал называться — Екатерининским. Существует городская легенда, что во время торжественной закладки памятника знатные особы побросали в фундамент многочисленные украшения, которые до сих пор лежат где-то под памятником.

Площадь Островского пользуется большой популярностью у туристов и местных жителей, здесь работают уличные художники, фотографы предлагают сделать фотографии с героями в костюмах екатерининской эпохи, а скамейки на территории сквера — любимое место для отдыха и свиданий.

На площади Островского каждый год проводят Петербургский молочный фестиваль, во время которого выставляется продукция молочных заводов, и все это сопровождается развлекательной программой.

Площадь Островского, в составе исторического центра Санкт-Петербурга, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: г. Санкт-Петербург, площадь Островского.

Площадь Островского на карте:

Как добраться:
Территория на Спасском острове, где сходятся Невский проспект, улица Зодчего Росси, Малая Садовая улица, переулок Крылова.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский Проспект». Наземный транспорт — остановки «Невский Проспект», «Станция метро Гостиный Двор», «Дворец творчества юных».

Несколько фактов из истории доходных домов Петербурга

Доходные дома – явление историческое. Рост их популярности восходит к XIX веку.

Год от года столица России росла и хорошела. Благодаря судоходству, активно развивалась торговля, открывались банки, различные организации, народ прибывал в город в большом количестве. Растущее население нужно было куда-то размещать. Цены на жилье росли,  особенно в центре города.

Это привело к тому, что предприимчивые купцы и коммерсанты стали скупать земли с уже готовыми двух-трех этажными домиками. Чтобы увеличить доходы к имеющимся постройкам достраивались еще два-три этажа. В ход шли любые ухищрения, чтобы привлечь как можно больше жильцов. Сдавались даже чердаки и мансарды.

Фасады доходных домов украшались майоликой, рифленым кирпичом, парадные — лепниной и скульптурами

Фасады, выходящие на улицы, предназначались населению побогаче.  На отделку парадных для зажиточных жильцов денег не жалели. Встречаются здесь и мозаика, и росписи, и лепнина, ажурные решетки лестниц и лифтовых шахт и многое другое.

Тогда же появились и знаменитые дворы-колодцы Петербурга. Именно во двор выходили окна жильцов победнее. Не всегда их отделка соответствовала парадному фасаду. Некоторые ограничивались лишь малым участком, который было видно через проход с улицы.

Во дворах-колодцах принято смотреть в небо и загадывать желания

Квартиры, а соответственно и жильцы были разными. Два-три первых этажа имели по несколько благоустроенных и хорошо отделанных комнат. Здесь мог жить сам хозяин, а также обеспеченные люди с положением в обществе (дворяне, чиновники, высших сословий, богатые торговцы и коммерсанты, высший офицерский состав). У таких апартаментов имелось два входа – парадный (для благородных жильцов) и черный (для прислуги).

Верхние этажи, поделенные на более мелкие квартирки, а также полутемные комнаты с одним окошком во внутренний двор-колодец занимал другой контингент. Это мелкие чиновники, учителя и бедные студенты.

Дом с башнями: очевидное и невероятное

Судите сами, в доме имелись газовые плиты(!), специальные калориферы были установлены во всех ванных комнатах, в этих же комнатах имелись специальные установлены для сушки полотенец. В каждой из квартир имелись специальные шкафы, которые напоминают современные шкафы-купе.

Зная все эти детали и тонкости, некий адвокат прикупил (очевидно по случаю) часть доходного дома. Так, на всякий случай, пусть будет… Семён Исаакович Менакер, стоит отметить, был человеком активным и своего не упускал, да и адвокатская деятельность тому способствовала.

Спустя некоторое время у Менакера родился сын, которого назвали Александром. Саша был очень способным мальчиком и довольно рано обнаружил в себе большие артистические задатки, которые, к счастью, были им раскрыты. Но сын Александра,  — Андрей, шагнул ещё дальше!

Знал ли Менакер-самый старший о том, что спустя всего несколько десятков лет, в этом самом доме будет располагаться театр имени его внука?! Скорее – нет, чем – да. И всё же… В некотором смысле, семья вновь обрела то, что некогда утратила.

Двери театра имени Андрея Миронова распахнулись в одна тысяча девятьсот девяносто шестом году. В этом доме в разное время проживали известные актёры, художники и писатели. В дома в башнями некогда был кинотеатр, только сегодня мало кто об этом помнит.

Быть может, вам повезёт попасть и в сам театр и, быть может, даже на премьеру!

Особенности развития классицизма в Петербурге

Смена стиля барокко, который долгое время господствовал в России, на классицизм произошла после прихода к власти императрицы Екатерины II. Разумеется, развиваться этот стиль начал в двух ключевых городах страны — Москве и Петербурге.

Стиль барокко отличался своей помпезностью и великолепием, но его было трудно перенести на «казенные дома» вроде торговых рядов, школ, больниц, тюрем и т.д. Это было и неуместно, и весьма сложно с технической точки зрения, так как барокко предполагает длительное и вдумчивое проектирование и возведение зданий. Однако нужды молодого города требовали быстрого строительства.

Новое направление стало повсеместным благодаря своему списку требованрий к формам и декорированию. Классицизм значительно расширил возможности градостроения.

Поздний классицизм в петербургской архитектуре

Данный период в архитектурном развитии Петербурга еще называют «Александровским». Колоссальное влияние на архитектуру Северной столицы тогда оказали мастера из Западной Европы, которых лично приглашал Александр I. Для позднего классицизма характерна монументальность и пафосность образов, присущи строгие линии и простота композиции.

Одно из первых зданий позднего классицизма в Петербурге – Горный институт Екатерины. Однако самым известным строением времен позднего классицизма стал Казанский собор. Его постройку задумал еще император Павел, предлагавший «слепить» здание по образу Собора Святого Петра в Ватикане. Однако итоговый результат был лишь отдаленно похож на тот прототип.

Горный институт Екатерины

Во времена позднего классицизма было возведено обновленное здание Большого театра, дом графини А. Г. Лаваль и целый комплекс Васильевского острова. Здание Смольного института также было создано в эти годы.

История деревянного дома на набережной Макарова

Первоначально во дворе была только кирпичная дореволюционная постройка из двух этажей, к которой сейчас примыкает деревянный домик. Долгое время в ней размещалось общежитие, где жили тётя и дядя Николая Александровича.

В период с 1948 по 1961 года официально разрешалось строить частые дома в черте города. Вот они и сделали пристройку сразу после войны. Всё было оформлено официально. Нынешнему хозяину она досталась по наследству.

Примерно в 2010 году дом признали аварийным и подлежащем сносу. Кирпичную часть расселили, практически снесли, но не полностью. Сейчас там можно наблюдать только стены, внутри всё разрушено.

На фото видно кусочек примыкающей стены к деревянному дому.

Но Николай Александрович отказался покидать свой дом, несмотря на давление местных властей. В итоге дело дошло до прокурора, который осмотрев строение убедился, что оно в добротном состоянии. В итоге приняли решение вывести эту часть здания из статуса аварийного жилья.

В доме есть центральное отопление, горячая и холодная вода. Раньше было печное отопление, осталась даже труба, которая сейчас выполняет роль вентиляции.

Страница их справочника «Жилой фонд и внешнее благоустройство Ленинграда», 1967 г.

Внутри парадной

Каждый вход в дом охраняют лица сатиров, которые смотрят с замкового камня.

Каждый сатир уникален

Настоящая редкость для Петербурга — деревянные филенчатые двери, они тоже украшены лицами сатиров.

На парадной лестнице сохранились перила с кованой решеткой.

Перила северного флигеля. В южный сходить нельзя — туда не пускает охранник

Сохранилась даже дореволюционная вентиляционная решётка. 

Полы лестничных и межэтажных площадок украшены абстрактными узорами из жёлтых, голубых, синих и серых фигурных плиток.

На межэтажных площадках узор выполнен в виде ромба, на лестничных — прямоугольника

Здесь сохранились даже стенки из фацетных стёкол — так раньше отделяли входные двери в квартиры от лестничной площадки.

За одной из таких дверей когда-то скрывался парадный вход в наш будущий офис — он сохранился, но стал пожарным. Сейчас мы им не пользуемся, а заходим через отдельное крыльцо.

Настоящее и будущее домика

Дом, конечно, не представляет исторической ценности и с точки зрения чиновников его нужно снести, с глаз долой, меньше проблем.

Вы тоже можете сказать, что смотреть то там особо нечего, на посещение уйдёт не более минуты. Да и неудобно там долго стоять и разглядывать.

Но он интересен прежде всего как уникальное явление. Именно такие объекты и создают неповторимое многообразие Петербурга.

Его кончено стоит сохранить. Пока домик держит оборону благодаря умелым хозяйским рукам Николая Александровича, который по профессии строитель. Аккуратный заборчик, причудливый «вросший» в забор столик с навесом.

Сохранился вот такой элемент фасада, видимо ещё с начал постройки дома.

Элемент фасада со времен постройки дома

Домик недавно покрашен. Хозяин поставил новый электросчётчик, обновил провода. В общем чувствуется забота и старание. Не богато, но и не развалюшка.

У домика есть свой небольшой участок, огороженный красивым забором. Внутри были грядки, когда там жили тётя с дядей. Сейчас хозяин там держит хозяйственные принадлежности. На участке растут 30-и метровые клёны и вишня. Весной должно быть красиво.

Да и никому он не мешает. Место не проходное. Может быть поэтому особых притязаний то и не было. Примыкающее полуразрушенное здание так и стоит бесхозное.

А что будет потом непонятно. Хотелось бы верить, что домик уже став легендой, заслужит статуса музея, например, ленинградского быта.

Внутренний дворик: от конюшни до «‎Аквариума»

Дом по-прежнему жилой, а на первых этажах и в подвалах много коммерческих помещений. Но помимо жильцов и тех, кто здесь работает, сюда приходят десятки человек каждый день. И сейчас вы поймёте почему.

«Дворик Сен-Жермен» отмечен во многих путеводителях

Двор в первую очередь знаменит фонтаном. Свадьбы, съёмочные группы, экскурсии — люди здесь толпятся каждый день.

А в XIX веке на внутренней территории располагались в основном хозяйственные постройки: прачечная, навесы для дров, оранжерея и конюшня. Большинство из них не сохранилось — кроме конюшни, она до сих пор стоит в глубине двора.

План участка 1908 года. Места снесённых сооружений мы прикинули по плану 1870-х

Большинство построек снесли, чтобы разбить для жильцов новых домов сад овальной формы. Многие его элементы, включая фигурную решетку и остовы двух чугунных фонарей (один в очень хорошем состоянии), дошли до наших дней.

После революции в бывших доходных домах появились коммунальные квартиры. А вскоре в одном из флигелей открылся детский сад.

Это фото сделали 1 мая 1959 года

В 1960-80-е во дворике собиралась творческая интеллигенция города — возможно, из-за близости знаменитого андеграундного кафе «Сайгон» и театра «На Литейном». Тогда двор получил неформальное имя — Сен-Жермен. По разным данным, здесь бывали Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Виктор Цой, Константин Кинчев и Олег Гаркуша. И, конечно, Борис Гребенщиков — это уж точно.

Группа «Аквариум» на фоне окон нашего будущего центра разработки

Кстати, основание фонаря, возле которого фотографировались музыканты, всё ещё на месте.

Как живётся хозяину на виду у всех

Николай Александрович уже привык к туристам и журналистам. Окна закрыты плотными шторами, чтобы скрыться от любопытных глаз. Когда хозяин видит журналистов, ждёт пока те уйдут, потом выходит.

Не смотря на то, что на доме висит номер 9, почтальоны знают, что адрес дома 14Б

Личность он здесь известная. Его знают местные жители, почтальоны и дворники. Иногда просят похлопотать в администрации о чём-нибуть.

Что касается переезда, то в одном из интервью он сказал, что ему особо ничего хорошего и не предлагали. Говорят давайте снесём, а потом решим что вам делать.

Вот и здесь, зачем хоромы, если корни и всё счастье здесь, в жизни в этой избушке.

Что рядом с деревянным домиком

На посещение «Деревянного домика» вряд ли у вас уйдёт много времени. Поэтому, раз уж вы попали на Васильевский остров, стоит осмотреть рядом стоящие достопримечательности.

Можно просто погулять по Васильевскому острову и получить от этого эстетическое удовольствие.

Недалеко от домика, если выйдя из арки пойти налево, находится Екатерининская церковь на куполе которой расположен тот самый третий бронзовый ангел хранитель Петербурга.

Церковь Святой Великомученицы Екатерины

Пройдя направо из арки вдоль набережной дойдёте до Биржи и Стрелки Васильевского острова. Далее можете пройтись вдоль Университетской набережной мимо Кунсткамеры, здания Двенадцати коллегий, Меншиковского дворца, посмотреть на Сфинксов на набережной.

Неброский фронтенд, богатый бэкенд и вход, которого не было

Летом 1859 года академик архитектуры Александр Христофорович фон Пель поменял свой доходный дом № 44 на Литейном проспекте на соседний дом № 46 с прилегающим к нему участком — выгодное приобретение земли в уже застроенной части города. И хотя здание сменило несколько владельцев, оно так и осталось в памяти горожан — дом Пеля.

Если прогуляться по Литейному сейчас, наш дом легко узнать по балкону в сетке — он ждёт реставрации. Ещё сильнее бросается в глаза тройная входная арка — таких в городе немного. В архивах сохранились планы середины XIX века: на них видно, что первоначально проходов во двор было два, а правая арка вела в коммерческое помещение.

В 1860-х у фасадного дома появилась часть новых стен и дополнительный, четвёртый этаж. В 1900-х хотели возвести ещё пару этажей, но что-то не срослось

Ещё один вход пробили в начале XX века, когда постройки во дворе превратили в доходные дома. Поток жильцов возрос — и для его обработки развернули новый кластер ;) Появившиеся тогда въездные кованые ворота сохранились до наших дней — как и сами проезды, их богато украсили лепниной.

Сейчас ворота открываются и закрываются автоматически А на полу пешеходных проходов до сих пор лежит мозаичная плитка с орнаментом

Дворовый фасад этой же части дома выглядит совсем иначе: стены покрыты серой цементной штукатуркой, а цоколь облицован массивными гранитными плитами.

На этом сером фоне спрятали много пасхалок. Например, если поднять голову, можно увидеть три цветных майоликовых медальона — на них изображены флорентийский поэт Лоренцо Медичи, венецианский полководец Бартоломео Колеони и греческая богиня Афина Паллада.

Над центральной аркой видно число, написанное римскими цифрами — 1912. Это год окончания строительства комплекса доходных домов, которые сохранились до сих пор

Флигели дома тоже затейливо украсили: например, между последним и предпоследним этажом расположили девиз каждого из них. 

Domus propria domus optima (лат. «Свой дом — лучший») — надпись на южном флигеле. У северного был свой девиз: Dies diem docet — «День учит день»

Последние топонимы

Наташкин парк

Улица Ленина ― от Газетного переулка до улицы Свободы ― самое озеленённое место города, так как по обеим её сторонам разбиты два сквера ― Верхний городской сад и Нижний городской сад.В конце XIX века на месте Верхнего городского сада находилась усадьба, п …Читать далее >

Аллея Мертвецов

Парк Липки — место в Саратове одно из самых известных и посещаемых. В городе, где катастрофически мало парковых зон, этот островок природы особенно дорог и любим.У парка богатая история. Заложен он был в 1824 году с разрешения губернатора А. Д. Панчулидзе …Читать далее >

Зуб

6 ноября 1977 года во время торжеств, посвящённых 830-летию основания города, на площади Революции Вологды был открыт памятник Героям Гражданской войны. Отдавая дань истории, появление стелы приурочили к 60-той годовщине Великого Октября и установили напр …Читать далее >

Синий дом

В начале 2000-х гг. группа архитекторов во главе с А. П. Долнаковым, А. Ю. Барановым, И. В. Поповским, А. Г. Крымко и Э. Ю. Сысолиным создала проект 24-этажного жилого дома, соединивший современные технологии и стиль. Дом был сдан в эксплуатацию в 2003 го …Читать далее >

Башня святого Лаврентия

История Башни святого Лаврентия началась в Минске после войны. Первым сооружением, построенным на улице Советской (сейчас проспект Независимости, 17), стало здание Министерства государственной безопасности Белорусской ССР, спроектированное архитектором Ми …Читать далее >

Архитектурные шедевры Петербурга эпохи классицизма

Самые знаменитые здания в Санкт-Петербурге, которые построены в стиле классицизм.

Здание Главного Адмиралтейства

Говоря о шедеврах, на ум сразу же приходит здание Главного Адмиралтейства. Его считают одним из высочайших творений всей архитектуры русского классицизма. Адмиралтейство — это первая кораблестроительная верфь на Балтийском море в России, которая была заложена 5 ноября 1704 года по личному чертежу Петра I. Облик здания с течением времени претерпевал заметные изменения и определился лишь в конце первой четверти XIX столетия.

В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов. Однако к окончанию военных действий архитектура этого шедевра была восстановлена.

Казанский собор

Был построен и освящен в 1811 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось 10 лет, приказ о начале работ отдал император Павел I. Здание оказалось крайне самобытным, хотя и напоминало некоторыми чертами собор Святого Петра в Риме.

В 1813 году в нем был погребен великий полководец Михаил Кутузов.

Александринский театр

Входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Построен по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. В здании размещен Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина.

Исаакиевский собор

Это последнее значимое сооружение эпохи русского классицизма. Его грандиозность подчеркивается внушительными размерами: более 100 метров в высоту и более 110 в длину. Исаакиевский собор — второе после Под завалами дома в Магнитогорске сделана важная находка: власти обратились к пострадавшим строение периода русского классицизма, при внешней отделке которого применялись полированные гранитные колонны и мрамор.

В России классицизм в архитектуре начал прививаться в Петербурге при Екатерине II, а затем охватил Москву и другие города. Ему характерны простота и строгость черт, поэтому многие государственные и общественные здания исполнялись в этом стиле. Появившиеся великолепные строения стали символами России.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 9 028 times, 21 visits today)

Топонимы на карте

Наташкин парк

Улица Ленина ― от Газетного переулка до улицы Свободы ― самое озеленённое место города, так как по обеим её сторонам разбиты два сквера ― Верхний городской сад и Нижний городской сад.В конце XIX века на месте Верхнего городского сада находилась усадьба, п …Читать далее >

Саратов

Аллея Мертвецов

Парк Липки — место в Саратове одно из самых известных и посещаемых. В городе, где катастрофически мало парковых зон, этот островок природы особенно дорог и любим.У парка богатая история. Заложен он был в 1824 году с разрешения губернатора А. Д. Панчулидзе …Читать далее >

Вологда

Зуб

6 ноября 1977 года во время торжеств, посвящённых 830-летию основания города, на площади Революции Вологды был открыт памятник Героям Гражданской войны. Отдавая дань истории, появление стелы приурочили к 60-той годовщине Великого Октября и установили напр …Читать далее >

Новосибирск

Синий дом

В начале 2000-х гг. группа архитекторов во главе с А. П. Долнаковым, А. Ю. Барановым, И. В. Поповским, А. Г. Крымко и Э. Ю. Сысолиным создала проект 24-этажного жилого дома, соединивший современные технологии и стиль. Дом был сдан в эксплуатацию в 2003 го …Читать далее >

Минск

Башня святого Лаврентия

История Башни святого Лаврентия началась в Минске после войны. Первым сооружением, построенным на улице Советской (сейчас проспект Независимости, 17), стало здание Министерства государственной безопасности Белорусской ССР, спроектированное архитектором Ми …Читать далее >

Санкт-Петербург

Исаакий, или Чернильница

Исаакиевский собор, названный так в честь игумена И. Далматского, был построен в Санкт-Петербурге в 1858 году. Находится он в центре города и найти его несложно, т. к. площадь носит одноимённое название — Исаакиевская.История строительства храма началась …Читать далее >

Здания эпохи классицизма в Санкт-Петербурге

Несомненно, эпоха классицизма наложила огромный отпечаток на архитектуру Северной столицы. И по сей день в городе осталось множество прекрасных зданий того периода, каждое из которых имеет впечатляющую историю.

Каменноостровский дворец

Был построен в период между 1776 и 1781 годами. Автор шикарного творения неизвестен, однако строительство велось под контролем архитектора Фельтена. Архитектурное решение дворца – богатая загородная усадьба второй половины XVIII века. Здание — один из выдающихся памятников легендарного стиля.

Особняк Лаваль

В начале XIX века здание после долгих пертурбаций перешло во владение графини А. Г. Лаваль. По ее приказу архитектор Тома де Томон полностью реставрировал особняк, придав ему внешней монументальности. Не менее удачно и интерьерное решение особняка: суровое и лаконичное оформление вестибюля с дорическими колоннами, богатая и вычурная обработка парадной лестницы, большой зал, украшенный колоннами и зеркальным сводом.

Важен особняк Лаваль и с исторической точки зрения. Именно в нем собирались декабристы перед восстанием зимой 1825 года.

Мраморный дворец

Построен по проекту известного итальянца Антонио Ринальди. Он был возведен персонально для Григория Орлова – фаворита Екатерины II. Строгая внешность здания — коронный признак раннего классицизма. В 1937 году во дворце разместился музей Ленина. В 90-е годы минувшего века стал филиалом Русского музея. Мраморный дворец — жемчужина петербургской архитектуры, один из самых ценных ее элементов.

Таврический дворец

Был построен для Григория Потемкина – еще одного фаворита Екатерины II. Являлся самой большой и богатой усадьбой в Петербурге конца XVIII века. Дворец прост снаружи, что отвечает принципам строгого классицизма, а вот внутреннее убранство поражает воображение и полностью противопоставляется внешнему облику.

Здание Старого Эрмитажа

Исторический памятник принадлежит рукам архитектора Фельтена, который построил здание «в линию с Эрмитажем». Для этого он применил фундамент и стенки старых построек, которые стояли здесь многие годы. В XIX веке это строение стали именовать Старый Эрмитаж, оно превратилось в место хранения предметов искусства, которые ныне содержатся в Государственном Эрмитаже.

Старый Эрмитаж благополучно пережил перестройку и получил название «запасной половины» Зимнего дворца.

Архитекторы классицизма в Петербурге

Архитектор Годы жизни Здания
Ж.-Б. Валлен-Деламот 1729-1800 · Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34;

· Академия художеств на Университетской набережной, 17;

· Дворец Разумовских.

Ю. М. Фельтен 1730-1801 · церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской;

· Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр;

· ограда Летнего сада;

· одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного.

В. И. Баженов 1737-1799 · Дом Теплова (Свердловская набережная, 40);

· Михайловский (Инженерный) замок;

· Второй дворец Павла I.

Д. Кваренги 1744-1817 · Эрмитажный театр у Зимней канавки;

· здание Академии Наук;

· Иностранная коллегия;

· Смольный институт;

· Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды»;

· Мальтийская капелла;

· церковь во дворе Воронцовского дворца;

· Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице);

· Екатерининский институт.

А. Ринальди 1710-1794 · Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6);

· Князь Владимирский собор;

· ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: