Что посмотреть на невском проспекте

Михайловский дворец

Рекомендовать место

26

3

Михайловский дворец с садом окружен старинными петербургскими домами и напоминает пригородную усадьбу.

Проект здания разрабатывал знаменитый архитектор Росси. Он лично контролировал работу мастеров, которые занимались отделкой здания. Лучшие скульпторы того времени оформляли главный фасад здания. Также Росси рисовал эскизы будущей мебели и хрустальных люстр для дворца.

В этом дворце жил князь Михаил со своей женой Еленой Павловной. Здесь они устраивали музыкальные вечера, позже Елена Павловна организовывала музыкальные классы, вскоре ставшие Консерваторией. Дворец посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай и другие известные личности.

После смерти Елены Павловны в залах дворца проводились конгрессы, устраивались различные кружки и курсы. В западном флигеле находилась канцелярия Дворцового ведомства. Там же учредили Русский Музей императора Александра III. Сейчас во дворце кроме Русского музея находятся научно-исследовательские, реставрационные и культурно-просветительские центры.

Елисеевский магазин

Дом №56

Елисеевский магазин в стиле модерн был построен в 1903 году, его автор — архитектор Гавриил Барановский. Здание магазина поражало огромными арочными окнами с витражами, скульптурами на фасаде и роскошной отделкой. Оно должно было потрясти современников шиком и богатством. Скульптуры «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» выполнены скульптором А.Г. Адамсоном.

На первом этаже находился магазин, на втором разместились театральный зал, сдававшийся в аренду, банк и коммерческие курсы.

В советские годы в Елисеевском магазине был открыт Универмаг №1, в котором всегда в наличие были деликатесы, несмотря на условия всеобщего дефицита.

История

Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что взошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым, однако тот скончался в 1743 году. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Бартоломео Растрелли.

Аничков дворец. Гравюра, раскраска акварелью. Я. Васильев по рисунку М. И. Махаева, 1753 год

В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потёмкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.

В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено два отдельных корпуса, которые закрыли обзор дворца с Аничкова моста. В 1809 году Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. Когда в 1816 году та повторно вышла замуж и уехала из России, дворец опять был куплен в казну.

В следующем, 1817 году Александр I подарил дворец на бракосочетание своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского): он пристроил с юга дугообразный «сервизный корпус», соорудил ограду вокруг дворцового сада и построил на его западной стороне два одноэтажных павильона. После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец Николай переселялся сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда Зимний дворец реконструировался после пожара 1837 года, императорская семья переехала в Аничков и проживала в нём некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось.
Во дворце воспитывался и сын императора Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.

В 1841 году Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, а тот через четверть века — также на свадьбу сыну, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве своей резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После его смерти дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Интерьеры дворца неоднократно подвергались переделкам в связи с желаниями новых владельцев. В результате обновлений помещений 1870-х годов в библиотеке и «музее» императора Александра III в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова.

После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

История строительства императорской резиденции

В те времена река Фонтанка (Безымянный Ерик) являлась границей города и величественный дворец должен был стать украшением въезда в столицу со стороны финской слободы.

Немного ранее берега Фонтанки соединил деревянный мост, выстроенный батальоном моряков под началом полковника Михаила Аничкова, что дало название не только самому мосту, но и новому императорскому дворцу, означенному в документах на строительство «дворцом, что у Аничкова моста».

Проект каменного строения составил главный архитектор Петербурга Михаил Земцов, тяготевший к архитектурному стилю «раннее барокко». По замыслу зодчего императорская резиденция должна была выглядеть представительно. Поэтому М. Земцов сделал ее состоящей из трех частей — центрального двухэтажного корпуса с большим двусветным залом и двумя трехэтажными флигелями, соединенными с основным корпусом крыльцами.

Вблизи дворца были разбиты цветники, высажен сад и устроены фонтаны, что сделало новую императорскую резиденцию поразительно схожей с дворцово-парковым ансамблем Петергофа. К зданию, формой напоминающему вытянутую буквы «Н», со стороны, обращенной к Фонтанке, примыкал канал, завершавшийся гаванью, к которой причаливали лодки именитых гостей.

Спроектировавший и начавший в 1741 году строительство Аничкова дворца Михаил Земцов в 1743 году умер. Возведение резиденции продолжил другой петербуржский зодчий — ученик М. Земцова — Григорий Дмитриев, после кончины которого с 1746 года уже завершал постройку итальянец Бартоломео Растрелли.

Благодаря полету фантазии итальянца, и без того пышный дворец заиграл новыми красками — над боковыми флигелями появились многогранные купола, обрамленные множеством декоративных вазонов, большой парадный зал с широкой лестницей и скульптурами, часовня и парадные покои, украшенные пышными плафонами.

Во втором и третьем этаже одного из боковых флигелей зодчий расположил церковь Воскресения Христова с трехъярусным резным с позолотой иконостасом и богатой церковной утварью. В настоящее время этот иконостас украшает Владимирский храм, расположенный на Владимирской площади города.

Александровский дворец

Рекомендовать место

21

3

Александровский дворец в Царском Селе был построен в подарок внуку Екатерины II – будущему императору Александру I. Архитектурный проект принадлежит Д. Кваренги. Здание – вытянутое, двухэтажное, с флигелями по сторонам. Строительство было завершено в 1796 году. К дворцу прилегает парк с озером.

На первом этаже левого флигеля дворца временно жила императорская семья. Здесь останавливались герцог Эдинбургский и княгиня Мария Александровна. Позже здесь располагались личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Сейчас только в немногих помещениях сохранилась внутренняя отделка и частично воссоздано убранство.

В начале ХХ века во дворце принимали послов, отмечали важные годовщины (300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села).

За все время своего существования во дворце размещались очень разные организации: Государственный музей, Дом отдыха сотрудников НКВД, Детский дом им. Юных коммунаров, немецкий штаб и гестапо, тюрьма. В 2009 году, после многочисленных реставраций, здание дворца передали Государственному музею-заповеднику «Царское Село».

Старо-Невский

Часть улицы от площади Восстания до Лавры долгое время оставалась довольно пустынной. Полноценная застройка началась только во второй половине 19 века, когда здесь появились доходные и купеческие дома в стиле модерн или неоклассицизм.

Сейчас Старо-Невский — это самая спокойная часть улицы, где то и дело встречаются интересные архитектурные памятники.

Бывший рынок

Здание любопытно тем, что оно было перестроено из рынка. До сих пор по нижним этажам угадывают очертания торговых рядов Меняевского рынка, который находился здесь до 1930-х годов: это два первых этажа на углу с Полтавской улицей и колонны у арки. Теперь это жилой дом в конструктивистском стиле практически без декоративных деталей.

№146

Доходный дом Круглова

Богатый доходный дом, построенный в начале 20 века в стиле модерн. На фасаде заметны характерные особенности стиля: лепнина на растительную тематику, выразительные чугунные балконы, необычные окна, а внутри — изящная лестница и красочные витражи. Не сохранилась угловая башня, а также частично утрачена внутренняя отделка квартир — в советское время богатые апартаменты дома были поделены на коммунальные квартиры.

№147

Александро-Невская лавра

Пётр I придавал Невскому проспекту особое значение, как дороге, ведущей из центра к церкви. В первые годы основания Петербурга Александро-Невская лавра и Троицкий собор были важным духовным местом города, ведь именно в этом соборе хранилась святыня — мощи Александра Невского. Мощи стали особенной святыней для Петра и жителей нового города, так как именно Александр Невский неподалёку от будущего Петербурга за пять веков до его основания победил в Невской битве, и он, как и Пётр, воевал со шведами.

Лавре была отдана довольно большая территория на берегу Невы. Помимо главного Троицкого собора вскоре были построены корпуса для семинарии и кельи. В советское время Лавра пережила гонения, когда церковь была закрыта, а все здания стали использоваться не по назначению. Мощи были частично утрачены, а частично перенесены в музей атеизма, который находился в Казанском соборе. Теперь все здания лавры возвращены духовенству.

На территории лавры расположен Некрополь — кладбище с важными для русской культуры захоронениями. Именно на нём похоронены Достоевский, Мусоргский, Ломоносов, Глинка и многие другие писатели, композиторы, художники и политические деятели. Практически все надгробия этого кладбища чрезвычайно выразительны, поэтому на посещение Некрополя стоит выделить не менее часа.

Невский проспект на карте Санкт-Петербурга

Невский проспект – это главная улица Санкт-Петербурга. Невский проспект на карте Петербурга протянулся с востока на запад по Центральному району северной столицы России почти на 5 км от берега Невы и золотого шпиля Адмиралтейства до площади Александра Невского с Александро-Невской лаврой (изгиб реки Нева у моста Александра Невского). Наименьшая ширина Невского проспекта составляет 25 метров у речки Мойки, а максимальная – 60 метров у Гостиного двора. Водная феерия Невского проспекта – это его отдельная история. Невский проспект пересекает три реки: реку Мойка (Зеленый мост), канал Грибоедова (Казанский мост) и Фонтанку (Аничков мост). 240 фасадов зданий окаймляют Невский проспект. Каждый дом Невского проспекта – это исторические и архитектурные памятники Санкт-Петербурга с большим числом культурных интересных достопримечательностей. Элитарность Невского проспекта – удел королей, удел знати Санкт-Петербурга.
Центр и «парадная» часть Невского проспекта протянулась от Адмиралтейства до Площади Восстания на 2,8 км.

Часть Невского проспекта от Площади Восстания до Александро-Невской лавры получила название «Старо-Невский», но на карте Вы его не отыщите. На Невский проспект выходят 6 станций метро. Станция метро «Невский проспект» у канала Грибоедова – важная составляющая пешеходных экскурсий по Невскому проспекту. Ближе к Зимнему дворцу чуть в стороне от перспективы Невского проспекта распахнула двери станция метро «Адмиралтейская». В Питере искусство повсюду! У станции метро «Невский проспект» между Инженерной и Итальянской улицами красуется Площадь Искусств, входящая в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Ансамбль Площади Искусств располагает 13 уникальными достопримечательностями Питера, включая здание Михайловского дворца (Государственный Русский музей).

Предыстория проекта «Сквозь проспект»

—  В прошлом году выставочный проект «Сквозь проспект» увидели многие жители Санкт-Петербурга. Но далеко не все знают его суть. Раскажите нашим читателям, в чем она заключается.

Семен Жохов:

В Петербурге множество выставочных пространств, в том числе на улице, но это, как правило, территории музеев и выставочных залов. «Сквозь проспект» — редкий случай, когда коллективная выставка вышла в городскую среду, объединив художников, работающих в самых различных направлениях. Только здесь, благодаря огромным витринам, можно увидеть богатейший диапазон стилей, техник и материалов. На нашу выставку не нужен билет, она доступна круглосуточно и для всех, что особенно актуально в период множества ограничений. Для авторов же это уникальная возможность представить свои произведения самой широкой аудитории зрителей. Выставки на улице и сама по себе городская скульптура популярны во всём мире. Исторический центр Санкт-Петербурга — объект культурного наследия ЮНЭСКО, здесь нельзя, скажем так, вольничать, а временная выставка даёт некую свободу для творчества, и, кто знает, возможно, что-то из представленных экспонатов в будущем найдёт свой «дом» в более отдалённых от центра районах. 

—  Кто придумал выставочный проект «Сквозь проспект»?Семен Жохов:

Как рассказывал главный художник Санкт-Петербурга Алексей Иванович Моор, такая задумка возникла у него, когда во время первого локдауна он оказался на безлюдном Невском и увидел пустующие рекламные тумбы. Он поделился со мной желанием выставить в них скульптуры. Я с радостью поддержал, и мы это осуществили.  

—  А какова ваша роль в проекте?

Семен Жохов:

В прошлом году всё возникло спонтанно, как часто бывает с блестящими идеями. Поскольку я сам скульптор и показать свою работу на Невском для меня большая честь и удача, я с радостью взялся помочь с реализацией. К тому же, я безумно люблю свежие оригинальные инициативы! Про сложности рассказывать не стану, думаю все понимают, как это трудно,  —  начинать! Не все коллеги поддержали такую идею. Когда начал собирать скульпторов, многие не решились, многих пришлось уговаривать. Но отважные нашлись, кроме того, это были  люди, уже  проявившие себя в искусстве, в том числе, внедрявшие свои работы в городскую среду. Так я попробовал себя в роли куратора и результатом, в целом, доволен. Конечно, сразу появились мысли о продолжении, и уже с начала этого года я начал искать пути развития и проведения «Сквозь проспект-2». То, что в прошлом году реализовалось за 3 месяца, в этот раз готовилось год. Моя же роль не сильно изменилась — организую процесс на всех этапах, только этапов добавилось.

—  Почему проект проводится именно под Новый год? 

Семен Жохов:

—  Какова роль Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив в развитии проекта? 

Сергей Салкуцан:

Наш Фонд уже несколько лет поддерживает и развивает проект «Новая культурная география». Одна из задач этого проекта  —  дать возможность современному искусству выйти за пределы стен музеев. Стать частью города. Так летом 2020 года мы поддержали проект Центрального выставочного зала «Манеж» — «33 знака» — серию художественных инсталляций, посвященных кириллице, в партнерстве с творческой мастерской ARKI и Школой дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Осенью 2020 года в рамках Второго кураторского форума, организованного Северо-Западным филиалом ГМИИ имени А. С. Пушкина (ГЦСИ Санкт-Петербург), были организованы выставки современных художников на территории кампусов нескольких университетов города (Академия имени Штиглица, Политехнический университет Петра Великого и РГПУ имени Герцена). В 2021 году это были проекты ЦВЗ «Манеж» — «Серебряное ожерелье» и современная краеведческая выставка под открытом небом в рамках выставочного проекта Benua Art Garden.

—  Какие изменения ждут проект с поддержкой Фонда? 

Сергей Салкуцан:

Мы участвуем в этом проекте впервые

Нам важно развивать тему Новой культурной географии и соединить проект с другими активностями Фонда. Организационно мы вовлекаем студентов университетов города в этот проект, как полноправных участников

С нами сотрудничает Анна Заведий, руководитель отдела специальных программ Северо-Западного филиала ГМИИ имени А.С.Пушкина. Она помогает с отбором работ и подсказывает победителям, как довести их идею до реализации.

Какой вопрос стал самым сложным в «Весеннем марафоне» 2021 года?

Вопрос 12. Участники «Активного гражданина» не только голосуют за развитие города, но и с удовольствием присоединяются к различным акциям и спецпроектам. В разные годы активные граждане делились рассказами о подвигах своих родных-фронтовиков в акции «Путь к Победе», соревновались на смекалку в интерактивных играх, проверяли знания о Москве в тематических марафонах викторин. Например, в «Весеннем марафоне» — 2021 участвовало более 46 тысяч человек!

Надо выбрать один правильный вариант из пяти предложенных вариантов:

  • Какой формы был Круглый остров в парке усадьбы Царицыно изначально?
  • Какой из ушедших памятников церковной архитектуры воспевает Цветаева в цикле «Стихи о Москве»?
  • На какой станции московского метро мозаичные панно посвящены древней истории Москвы?
  • Какой продукт прославил царских огородников на московских рынках?
  • До какой реки можно было доплыть из Царицына?

По мнению Кулответа правильный ответ: Какой из ушедших памятников церковной архитектуры воспевает Цветаева в цикле «Стихи о Москве»?

Всего в акции было восемь этапов, в каждом по семь вопросов разной сложности. За каждый верный ответ участники получали по 20 баллов. Викторины для «Весеннего марафона» готовили профессиональные экскурсоводы и сотрудники столичных музеев. Правильно на все вопросы ответили 13 320 участников акции.
На третьем месте по сложности — вопрос от Московского зоопарка об архитекторе павильона, в котором сейчас живет жираф Самсон. Правильно на него смогли ответить 71% участников.
На второй позиции — вопрос от Музея сословий России о глиняной фигурке. Для чего ее использовали наши предки? Правильный ответ смогли дать всего 62% марафонцев.
Самым сложным оказался вопрос от музея Марины Цветаевой об ушедшем памятнике церковной архитектуры, который воспевает поэт в своем цикле «Стихи о Москве». На него правильно отвели только 55% участников.

О Дворце

В самом центре Петербурга, там, где Невский проспект встречается с Фонтанкой, расположен великолепный памятник русской архитектуры XVIII-XIX столетий – Аничков дворец.

Облик дворцового ансамбля складывался постепенно, под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей, аристократических владельцев. В разное время Дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи. Являясь старейшим на Невском проспекте, дворец пережил многочисленные переделки. В проектирование и строительство зданий на территории Аничковой усадьбы свою лепту внесли многие известные архитекторы: М.Г. Земцов, Ф.Б. Расстрелли, И.Е. Старов, Л.Руска, Дж. Кваренги, К.И. Росси, А.И. Штакеншнейдер и другие.

Сегодня некогда императорская резиденция принадлежит детям. С 12 февраля 1937 года здесь размещается главный детский дворец города – Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных (до 1990 года – Ленинградский Дворец пионеров).

Дворец продолжал свою работу даже в тяжелые блокадные годы: были открыты кружки, детская площадка, библиотека, состоялась городская олимпиада детского творчества и даже новогодняя елка. Концертные бригады из учащихся художественного отдела и танцевального ансамбля Дворца пионеров под руководством балетмейстера А.Е. Обранта выступали в военных частях и госпиталях. 70 воспитанникам детского фронтового ансамбля были вручены медали «За оборону Ленинграда».

Двери Дворца всегда открыты миру увлечений юных петербуржцев: искусство, наука, техника, спорт, общественная деятельность и многое другое. Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Каждый день – новое событие! Дворец является постоянным местом встречи участников различных городских и всероссийских педагогических конференций и семинаров, фестивалей и конкурсов.

Дворец и сегодня продолжает традиции, заложенные три четверти века назад. Среди его выпускников несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. В стенах Дворца наиболее одарённые школьники завершают среднее образование в Аничковом лицее. Концерты, вечера, праздники проходят в пышных парадных интерьерах Аничкова дворца. Анфилады гостиных, залы, кабинеты, оформленные в стиле русского классицизма, – прекрасное место для проведения официальных приемов, ассамблей, выставок, балов, камерных концертов.

Аничкова усадьба – сердце Дворца. Здесь расположены памятники архитектуры: Аничков дворец, Сервизный корпус, здание Кабинета, другие сооружения. На этой территории также находятся красивейший сад и современный театрально-концертный комплекс «Карнавал». Дворец творчества юных, несмотря на свой уже солидный возраст, – динамично развивающееся учреждение. За 82 года он шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» – излюбленное место отдыха ребят и педагогов. Гордость Дворца – два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр «Крестовский остров» с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн с четырьмя дорожками, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

С честью помня о достижениях, сохраняя традиции, сегодня Дворец готов покорять новые высоты!

Дворец великого князя Михаила Михайловича «Мало-Михайловский»

Построен на участке, когда-то бывшем частью Адмиралтейской верфи.

Великий князь Михаил Михайлович начал строительство этого особняка сразу по достижении совершеннолетия, с учетом того, что будет жить там, когда женится.

Архитектор Месмахер создал дом из двух половин – мужской и женской, которые сообщаются между собой.

Однако, великий князь так и не жил в своем особняке. Совершенный им неравный брак лишил его возможности вернуться из Европы в Россию.

Здание меняло арендаторов и хозяев, неоднократно перестраивалось.

В конце ХХ века особняк был в аренде у банка «Санкт-Петербург». В этот период некоторые интерьеры были отреставрированы.

В настоящее время идет спор о принадлежности дворца. Для широкой публики он закрыт.

Аничков мост

Прогуляемся по Невскому в противоположную сторону от виднеющейся стеллы Площади Восстания. Почувствуем ритм города. После двадцатиминутной неспешной прогулки и нам открывается панорама Аничкова моста. В начале XVIII века река Безымянный Ерик служила естественной границей черты города. При строительстве Невского проспекта потребовалась переправа. Так по указу Петра I строится первый деревянный мост на «фонтанной реке».

Известные скульптуры Петра Клода, отлитые из бронзы и символизирующие силу и мощь двух начал – Природы и Человека, появились уже на обновленном каменном мосту в 1841 году. Сначала были установлены скульптурные сооружения на западной стороне и через десять лет – на восточной. Все вместе они читаются композиционно, отличаясь в трактовке в зависимости от угла зрения. Независимо от вариантов «прочтения» Петр Карлович увековечил в силуэте мощного коня идею покоренной природы, что придаёт этой фигуре главенствующее значение.

Фото и описание

Церковь Святых Петра и Павла (немецкое название – Петрикирхе) – это
евангелическо-лютеранская церковь, которая находится в Петербурге на Невском
проспекте. Здесь расположены Центральное церковное управление
Евангелическо-Лютеранской церкви в России, Казахстане, Средней Азии и на
Украине, канцелярия епископа. Петрикирхе – один из старейших лютеранских храмов
России. Исторический адрес церкви: Дворцовая набережная, дом адмирала Крюйса,
современный адрес: Невский проспект, дом 22/24.

Петрикирхе была основана в 1710 г., когда построили первое здание храма,
лютеранская же община была организована в доме Крюйса еще в 1703-04 гг. Для
общины в 1708 г. во дворе дома адмирала Крюйса была построена маленькая часовня
в виде креста.

В 1727 г. Петром II немецкой лютеранской общине была передана в дар земля,
расположенная между Большой и Малой Конюшенной улицами. Здание Лютеранского
храма было заложено там 29 июня 1728г. (в праздник святых Петра и Павла). А 14
июня 1730г. оно было освящено.

Здание строилось по проекту и под наблюдением фельдмаршала Миниха Б.Х.
Церковь была выполнена из кирпича и вмещала около 1500 прихожан. Через семь лет
после открытия храма рядом с ним были построены два здания, в которых
размещались школа и квартиры церковнослужителей. В алтаре лютеранской церкви
святых Петра и Павла размещалась картина «Явление Христа ученикам» Г. Гольбейна,
которую подарил общине придворный живописец Г.Х. Грот. Храм был украшен
деревянными скульптурами руки И. Дункера; орган был выполнен мастером из Митавы
И. Г. Иоахимом.

В 1832 г., когда здание церкви немного обветшало, лютеранской общиной
Санкт-Петербурга был объявлен конкурс на создание проекта здания храма. На суд
было представлено пять архитектурных проектов, лучшим из которых стал проект
А.П. Брюллова. Новое здание Петрикирхе было заложено 31 августа 1833г. (старое
было снесено летом того же года). Вчерне оно было уже готово к осени 1835 года.
Еще три сезона ушло на отделку.

Главный фасад здания, прорезанный большой аркой, с открытой аркадой на 2-ом
этаже, украшали две 3-ярусные башни, которые создавали впечатление
устремленности вверх и невесомости. На портале установлены две статуи из
мрамора, выполненные по модели Б. Торвальдсена (скульптор П. Трискорни); фасад
украшают четыре горельефа работы скульптора П. Жако. В оформлении интерьера
использованы мотивы архитектуры романского стиля. Резьбой внутри храма занимался
П. Кретан, росписью — П. Дроллингер, картина над алтарем принадлежит кисти К.П.
Брюллова (сейчас она находится в Русском музее).

Новая церковь вмещала вдвое больше прихожан, чем старая, благодаря 3-ярусным
хорам, опирающимся на чугунные столбы. Освящение храма состоялось 31 октября
1838 г., в день Реформации. В 1841 г. фирмой «Валкер» из Людвигсбурга был
установлен орган – самый большой в Петербурге; в 1886 г. его заменили на новый,
который был вторым по размерам во всей Российской империи.

В 30-е гг. 19 века архитектором Г.Р. Цолликофером были полностью перестроены
оба дома, которые принадлежали общине. Им были возведены два флигеля, в которых
размещались книжные лавки А.Ф. Смирдина и Н.А. Серно-Соловьевича, редакция
журнала «Библиотека для чтения».

В 1863 г. в храме появились колокола, а в 1884-88 гг. интерьер был украшен
витражами работы С.Кальнеролли.

К 80-м гг. 19 века, в силу слишком мягкого грунта и разницы в давлении на
него, здание пришло в аварийное состояние в результате осадки стен. В 1883 г.
известный знаток церковно-строительной техники, Бернгард, исправил положение
стальными затяжками. В 1895—1897 гг. внутреннее убранство церкви было сильно
изменёно по проекту арх. Максимилиана Месмахера с целью приведения всех
элементов интерьера к единому стилю, поскольку романские, ренессансные,
готические и античные мотивы не очень-то гармонировали друг с другом. Перед
храмом были установлены фигуры апостолов Петра и Павла, представляющие собой
копии скульптур А. Торвальдсена.

В 1938 г. лютеранская церковь была закрыта, здание передали под концертный
зал, а убранство храма вывезли или уничтожили, только лишь малую его часть
передали в музеи города. Не имевший равных в городе, церковный орган был
варварски разрушен. Но интерьеры сохранялись в относительной целостности вплоть
до 1958 г., когда здание начали перестраивать под плавательный бассейн. Все
помещения были перепланированы, а в ходе строительных работ погибли остатки
росписи.

Летний дворец Петра I

Рекомендовать место

19

3

Летний дворец Петра первого — это название летней резиденции Петра, которое дошло в своем первозданном виде до наших дней, она находится в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Летний дворец на сегодняшний день используют как музей. Был дворец построен в 1710 году зодчим Трезини в стиле барокко. Считается старейшей постройкой в городе. Двухэтажный дворец выглядит немного скромно, поскольку состоит из двух кухонь и четырнадцати комнат.

Резиденция служила царю только летом, так что стены в ней весьма тонкие, и в окнах находятся одинарные рамы. Фасад дворца украшают 29 барельефов, на которых нарисованы в аллегорической форме события Северной войны.

Пётр заехал со своей семьей в 1712 году во дворец и проживал там, только в летнее время до 1725 года, до смерти. После его кончины, примерно до середины 19 века эту резиденцию использовали для придворных и сановников.

В здании дворца в 1934 году открылся историко-бытовой музей. В период Великой Отечественной войны здание немного пострадало, но уже в 1946 году началась большая реставрация дворца. И к 1947 году снова музей открыли для посещения.

Зимние сады в послереволюционную эпоху

В послереволюционную эпоху зимние сады быстро теряют популярность – на первый план жилой и общественной планировки выходит функциональность, а декоративные помещения за ненадобностью переустраиваются в более практичные кабинеты. Лишь немногие сады сохраняются и в этот сложный исторический период, гармонично дополняя однотипные интерьеры общественных помещений в санаториях, домах культуры и отдыха, молодежных клубах и т.д. Современники той эпохи были бы удивлены, узнав, что собственный зимний сад был даже в Кремле – власть не отказывала себе в удовольствии релакса на фоне живописных тропиков и в окружении живописной зелени роскошного кремлевского зимнего сада.

В Санкт-Петербурге в советское время был создан роскошный зимний сад во дворце культуры Ленсовета. Некоторые послереволюционные сады Санкт-Петербурга сохранились до наших дней, пусть и в довольно измененном виде. Например, в Доме ученых на Дворцовой набережной в бывшем княжеском дворце сохранился зимний сад, обустроенный здесь в середине XX века. Также до сих пор можно оценить остатки былой роскоши в бывших частных особняках: купца Форостовского на Васильевском острове, Половцова на Каменном острове и Кшесинской. Конечно, современный вид этих садовых залов уже не тот – здесь практически не осталось пышной тропической зелени, ее место заняли крупные комнатные растения, которые многие петербуржцы выращивают у себя в квартирах и домах. А ведь некогда особняки петербуржской знати украшали экзотические цветы, пальмы и благоухающие кущи…

Зимний сад в Аничковом дворце

Отдельного внимания заслуживает зимний сад, разбитый в Аничковом дворце. Его роскошный интерьер был стилизован под царские палаты Людовика XVI: золоченая мебель, пурпурные шторы с кистями и бахромой, бархатный ковер малинового цвета – все это великолепие было лишь фоном для растений, размещенных в деревянных поддонах с цинковыми, бронзовыми и золочеными элементами дворцового декора. В садовом помещении была установлена работа скульптора Фальконе – фигура Амура и скульптура «Мать с ребенком», также интерьер оранжереи украшали китайские вазы, позолоченные колонны, торшеры и целая коллекция медальонов из уральских самоцветов. По праздникам и в дни торжественных приемов в Аничков дворец привозили цветы – штамбовые розы доставляли из оранжерей Елагина острова.

Зимний сад во Дворце регистрации «Малютка»

Еще один достойный внимания образец инженерной фантазии и зодческого мастерства – зимний сад в особняке Спиридонова на Фурштатской улице (ныне Дворец регистрации новорожденных «Малютка»). Особняк коллежского советника, спроектированный и построенный в конце XIX века архитектором Померанцевым, был достроен зодчим Китнером, которому принадлежит идея устройства висячего зимнего сада площадью 80 кв.м. между жилым домом и служебным флигелем особняка. В послереволюционные годы особняк Спиридонова был реорганизован в здание общественного назначения: здесь находился детдом, институт стоматологии, городское отделение общества международных связей и Дворец регистрации «Малютка». Дворец регистрации новорожденных, открытый на Фурштатской в 1965 году, до сих пор занимает здание бывшего особняка, одной из главных достопримечательностей которого считается роскошный зимний сад, воссозданный по образу оранжереи Померанцева во время реставрации 1984-1984 гг.

Дворец Меншикова

Дворец является филиалом Эрмитажа, был построен для приближенного Петра I – графа А. Д. Меншикова в 1720-х годах. Александр Данилович был первым губернатором города и соратником Петра I.

После обвинения Меншикова в государственной измене в 1727г дворец поступил в казну и в 1731г модернизирован и передан Кадетскому корпусу.

Дворец Меншикова уникален, в нем великолепные интерьеры Петровской эпохи — он отличаются от других дворцов Санкт-Петербурга.

Как доехать

Адрес : Университетская набережная, 15, №7, Василеостровский район.

Остановка: Университет (Университетская набережная)

Троллейбусы: 7, 10, 1, 11.

Автобусы: 6,7, 24, 47.

Метро: Василеостровская станция.

Цена и режим работы

Входной билет — 300 руб., полный билет — 500 руб.

вт, чет, суб, воск: с 10:30 до 18:00.
ср, пят: с 10:30 до 21:00.
Выходной день — понедельник.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: