Церковь Святого апостола Петра
Два дома Немецкой лютеранской церкви (Невский пр., 22–24), словно массивные пропилеи, предваряют проход к церкви Святого Петра. Дома построены в 1735 г., но позднее они несколько раз перестраивались. В доме № 22 в течение 13 лет располагалась знаменитая книжная лавка и библиотека для чтения А.Ф. Смирдина, частыми гостями которого были А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский и Н.В. Гоголь.
Здание лютеранской церкви построено на месте более старой постройки XVIII в. в 1833–1838 гг. архитектором А.П. Брюлловым. В своей работе зодчий использовал приёмы романского зодчества, получив здание с центральным двух-башенным фасадом. Обе башни не имеют типичного для лютеранского храма завершения, но часть здания между ними завершается характерным для романского периода треугольным фронтоном. Полуциркульные вытянутые окна и лоджия-аркада придают Петропавловской церкви необходимую для массивного фасада динамичность, вход внутрь решён в виде высокого арочного портала.
Над аркадой установлены горельефы с евангелистами работы скульптора Т.Н. Жака и фигура ангела с крестом, исполненная И. Германом. Под скульптурой надпись: «ST. PETRI».
Внутреннее убранство храма, которое погибло в 1950-е гг., было создано архитектором М. Месмахером в 1895–1897 гг. Центральным полотном в алтарной части выступала картина К.П. Брюллова «Распятие», там же находилась и картина одного из величайших немецких портретистов Г. Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим». Оба полотна сейчас находятся в Эрмитаже.
В сентябре 1999 г. в сквере перед храмом установили бронзовый бюст великому немецкому поэту Иоганну Вольфгангу фон Гёте работы скульптора Л.К. Лазарева.
Южная церковь Зёйдеркерк
Южная церковь Зёйдеркерк (Zuiderkerk) — протестантская церковь XVII века близ площади Ньивмаркт.
Зёйдеркерк стала первой церковью в городе, построенной специально для протестантов. Она была построена между 1603 и 1611 годами. Колокольня церкви, возвышающаяся над соседними зданиями, содержит карильон из пяти колоколов, самый большой из которых звучит нотой до 1 октавы. Храм построен в стиле амстердамского ренессанса архитектором Хендриком де Кейзером, который был похоронен в церкви в 1621 году. Каменная 68-метровая колокольня имеет квадратное основание. Крыша и шпиль колокольни покрыты свинцом. Трое детей Рембрандта ван Рейна были погребены в церкви, рядом с которой на улице Йоденбрестрат жил живописец. Здесь же в 1680 году был похоронен Фердинанд Бол, один из самых известных учеников художника. Согласно местной легенде, Рембрандт свой «Ночной дозор» писал в церкви потому, что его собственная студия была слишком мала.
С 1929 года в церкви больше не проводили службы, а в 1970 году ее закрыли из-за опасности обвала. В 1976–1979 годах здание было реконструировано. С 1988 года в нем располагается муниципальный информационный центр с регулярно обновляемыми выставками, а также постоянной экспозицией, в котором есть макет Амстердам 2020 года.
Северная церковь Нордеркерк
Северная церковь Нордеркерк (Noorderkerk) — протестантская церковь, построенная в 1620–1623 годах для обслуживания религиозных нужд нового района Йордан. В Йордан уже была Вестеркерк, но городские власти решили, что вторая церковь должна быть построена, чтобы обслуживать северную часть города. Нордеркерка стал храмом для представителей низкого сословия, в то время как Вестеркерк предназначалась для представителей среднего и высшего сословий. Храм имеет форму греческого креста с небольшой башней в центре. Он действует до сих пор и принадлежит Нидерландской реформатской церкви. Нордеркерк находится близ канала Принсенграхт, на площади Нордермаркт, где регулярно проводятся ярмарки (я оказался на ярмарке в понедельник).
Община и церковь
Маленькая голландская община официально образовалась в 1717 году и насчитывала всего 36 человек. Это были корабельные и садовые мастера, морские офицеры, торговые люди, врачи. В 1720-е годы число членов общины выросло, но количество выходцев из Республики соединённых провинций никогда не было большим. Для молитвы сначала собирались в одной из горниц дома адмирала Крюйса на набережной напротив Петропавловской крепости, а в 1708 году во дворе этого дома построили небольшую деревянную церковь, в которой часто бывал Пётр.
Община держала казну, средства поступали от взносов, церковных пожертвований и корабельного сбора: каждое судно, приходившее в город под голландским флагом, платило пять рублей в пользу церкви. В 1724 году община приобрела обширный участок с каменным домом на углу Мойки и Невского. Под одной крышей разместились церковь и школа, в которой учитель-голландец обучал нескольких детишек родному языку.
К 1743 году набралось достаточно средств для постройки нового церковного здания, которое прослужило до 1830 года. К этому времени границы города расширились, голландские дома оказались на главной улице российской столицы, и общине потребовалось новое, более представительное здание. Утвердили проект Павла Жако, предложившего встроить церковь в центр трёхэтажного дома, протянувшегося фасадом по Невскому проспекту. Для возведения величественной постройки пришлось занять 300 тысяч рублей у Николая Первого. Государь, сестра которого была замужем за наследником нидерландского престола, был благосклонен к Голландии. С этого времени взаимные визиты членов двух царствующих домов стали регулярными.
Голландская реформатская церковь была освящена в 1834 году в присутствии принца Оранского и его сына — будущих голландских монархов Вильгельма Второго и Вильгельма Третьего. Летом, когда в городе было много моряков, службы в церкви проводились на нидерландском языке, в остальное время — на немецком. В здании помимо церкви разместились жилые квартиры, голландские магазины и клуб. Это был центр голландской интеграции, сюда прежде всего обращались приезжие. Занятые у императора деньги были отданы в срок благодаря высокой доходности церковных домов. К слову сказать, голландские посланники по этой причине арендовали менее дорогое жильё. Так, Л. П. ван Геккерн в 1834 году жил на Большой Морской, № 37; в конце XIX века консульство располагалось в собственном доме посланника Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте, № 8—10, где до сих пор сохранилась отделка некоторых комнат в голландском стиле петровской эпохи. Перед Первой мировой войной миссия располагалась в Замятином переулке, на углу Конногвардейского бульвара.
В XIX веке голландская община процветала. При ней были организованы школа и приют. Члены общины вносили средства на содержание школ для мальчиков и девочек, строительных училищ для детей иностранных исповеданий. Во время русско-турецкой (1877—1878 гг.) и русско-японской войн были созданы комитеты помощи раненым; русско-голландский санитарный отряд оказывал медицинскую помощь бурам в англо-русской войне 1899—1902 годов. В 1914 году фан дер Пальс устроил в своём доме госпиталь, а церковный совет выделил деньги на его содержание. Императрица Мария Фёдоровна возглавляла благотворительный комитет лазарета.
Строители и садовники
Петербург петровской эпохи имел голландский облик, донесённый до нас гравюрами и рисунками Питера Пикарта, Оттомара Элигера, Христофора Марселиуса. Городской порт и судоверфи построили голландские специалисты, склады корабельного леса назвали Новой Голландией, первые дворцы и дома были в голландском стиле. Нидерландское влияние видно в проекте василеостровских каналов, форме домовых участков Петергофской дороги, в прудах-польдерах, которыми осушали питерские болота. Разрисованными изразцами обкладывали печи и стены покоев, ели на сине-белом фаянсе, по пожеланию царя дельфтские керамисты завели производство в новой столице.
Изразец голландской печи в Меншиковском дворце
Голландских архитекторов в Петербурге работало немного, но зато на весь мир город прославил «спицного дела и разных художеств мастер» Харман ван Болес. Он прибыл в Петербург совсем молодым в 1711 году и работал здесь до самой смерти в 1764-м, справляя купола, подъёмные и раздвижные мосты, водоливные машины, водяные и ветряные мельницы, деревянные и каменные шлюзы. Им были сделаны шпили на Исаакиевской и Симеоновской церквях, Конюшенном дворе, Петропавловском соборе. В 1719 году он соорудил шпиль Адмиралтейства со знаменитым корабликом «на золотом яблоке», который до сего дня остаётся одним из главных символов морской столицы.
Ещё один знаменитый голландец — Вилим Иванович де Геннин, талантливый инженер, специалист и организатор горного и металлического производства. Он построил Арсенал и Литейный двор, создал пороховые (Зелейные) заводы, был управляющим Главной артиллерийской канцелярией.
Если архитекторов в свой Новый Амстердам Пётр приглашал из разных стран, то садовники были только голландские. Многие любимые Петром регулярные сады в дальнейшем сильно изменились, но некоторые — Летний сад, парк сестрорецких Дубков — до наших дней сохранили свою геометрическую планировку, пересекающиеся аллеи и каналы. Первый план Летнего сада начертил Ян Роозен, работавший в Петербурге и Петергофе. Вместе с Роозеном и вслед за ним по приглашению Петра прибыли Леонард Гарнихфельдт, Денис Брокхет, Дирк Янсон Брунс, Ян ван Стаден и десятки других голландских садовников. Они не только трудились над акклиматизацией нежных растений в суровых северных условиях, над созданием уникальных садовых и парковых комплексов, огородов и оранжерей, но и открыли несколько садовых школ для русских учеников. Кстати, растения также выписывали из Голландии — их привозили в новую столицу сотнями. В 1712 году из Харлема привезли 2000 лип, а садовник Хармен Элихорст сопровождал в 1718 году три корабля, гружённых экзотическими растениями.
Моряки
Для организации военного флота и строительства морской крепости городу требовались квалифицированные кадры. Корнелий Крюйс, голландский моряк родом из Норвегии, был одним из основных помощников Петра в этом деле. Именно он в начале 1700-х годов произвёл несколько наборов голландских офицеров, унтер-офицеров и матросов для русских военно-морских сил. В 1717 году, когда флот значительно увеличился, в Голландии вновь были завербованы опытные мореходы — всего более полутора тысяч человек. В это же время десятки русских учеников стажировались на голландских верфях. Учебники морского дела печатались на двух языках — русском и нидерландском.
История
Гайд-парк получил свое название до революции , но незадолго до этого в нем было мало жителей. После войны жители небольшого поселения, известного в то время как Лендинг Стоутенбурга, по имени одного из его крупных землевладельцев, поняли, что им нужна церковь. Они построили унионную церковь для всех деноминаций с пониманием того, что у первой внутри нее, которая построит общину, достаточно большую, чтобы поддерживать собственное здание, может быть союзная церковь. Три года спустя, в 1792 году Classis из Кингстона признал голландской реформатской церкви в Гайд — парке в качестве отдельной общины, и они получили церковь. Люк Стоутенбург пожертвовал полакра (2025 м 2 ) на юг, и новая церковь выросла.
Новая церковь стала известна как реформатская церковь Штутсбурга после того, как поселение решило назвать себя так в 1803 году. В 1817 году вслед за деревней она приняла название Гайд-парк. Восемь лет спустя, к 1825 году, первоначальная унионная церковь была слишком маленькой для прихожан, поэтому ее снесли, чтобы освободить место для нынешнего здания, построенного в следующем году. Церковь менее украшена, чем другие здания федерального стиля в долине Гудзона , из-за ее использования в религиозных целях.
В 1833 году церковь купила землю к северу и построила на ней пасторский дом. Два года спустя само здание церкви было расширено на 17 футов (5,2 м) на восток, и был добавлен нынешний алтарь из красного дерева, подаренный другой церковью в Нью-Йорке. С тех пор ремонт экстерьера не производился.
Церковные записи свидетельствуют о том, что новейший ресурс, лекционный зал, был добавлен где-то до 1858 года. В отличие от церкви и пасторства, здесь используется стиль греческого возрождения , который пришел на смену федеральному стилю. В 1885 году в церкви была проведена последняя крупная реконструкция — в нее был добавлен трекерный орган Odell . Для размещения нового инструмента пришлось закрыть одно из южных окон.
Зал общины соединил церковь и пастырь примерно в 1960 году. В начале 2000-х один из членов общины взял на себя ответственность за восстановление органа. Пьесы были отправлены в компанию из Мэриленда для настройки; женщина из Северной Каролины перекрасила трубы.
Католическая церковь Святой Екатерины
Костёл, находящийся в глубине участка по Невскому проспекту, 32–34, строился архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом и А. Ринальди в 1762–1783 гг. и является бесценным памятником перехода от барокко к классицизму.
Здание католической церкви в плане имеет вид латинского креста. Центральный, выходящий на Невский проспект фасад церкви представлен в виде большой триумфальной арки. Парадный вход находится в углублении, а свод арки опирается на свободно стоящие колонны. Верхний ярус церкви завершён парапетом, который является основанием для статуй евангелистов и ангелов с крестом. Над входом надпись: «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Евангелие от Матфея).
Скульптурное убранство выполнил мастер А. Альбани, живопись интерьеров, которая не сохранилась, принадлежала кисти Д. Валериани. Внутреннее убранство церкви очень простое. Из декоративных элементов можно отметить многочисленные мраморные коринфские колонны, а из ценностей – алтарный крест XIX в., спасённый прихожанкой С. Степулковской в 1938 г.
С историей этой церкви связаны имена многих известных петербуржцев. Её прихожанами в разное время были архитектор О. Монферран, княгиня З.А. Волконская, князь И.С. Гагарин, архитектор Ф.О. Шехтель и другие знаменитости. На службах бывали императрица Екатерина II, император Павел I и император Николай II.
В наши дни этот один из старейших католических храмов России является действующим.
Казанский собор
Адрес: Казанская площадь, дом 2.
Казанский собор — самое необычное и примечательное здание на Невском, его не спутать ни с чем. Его начали строить в 1801 году по инициативе графа Александра Строганова, архитектор — Андрей Воронихин. Отличительная особенность храма — парадная полуциркульная колоннада, которая раскрывается к Невскому проспекту. Колоннада скрывает основную часть здания, в центре возвышается огромный купол.
Построенный перед началом Отечественной войны 1812 для хранения списка чудотворной иконы Казанской Божией Матери, во время войны он превратился в хранилище священных реликвий. Сюда свозили военные трофеи: ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы, а также армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войн. В 1813 году в соборе был похоронен победитель Наполеона — Михаил Илларионович Кутузов, что усилило мемориальное значение Казанского собора.
К 25-летию победы над Наполеоном в 1837 году перед собором установили бронзовые памятники полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, их выполнил скульптор Борис Орловский.
В 1900 году перед Казанским собором был разбит Казанский сквер. Сейчас его чаще всего называют в обиходе «Казанский пятачок» или просто «Казань». Он является излюбленным местом встреч и свиданий. В 1980-е годы сквер был местом постоянных митингов различных партий и движений.
Издатели и книготорговцы
Голландские учёные, имевшие на родине прекрасные условия для научной работы и публикаций, не слишком охотно откликались на приглашения переехать в русскую столицу, но роль Голландии в создании научного, культурного, информационного пространства Петербурга трудно переоценить. Из зоологических, ботанических и анатомических коллекций, приобретённых Петром в Нидерландах, составился первый российский музей, а голландские покупки Екатерины Второй легли в основу Эрмитажного собрания изящных искусств.
Изразец голландской печи в Меншиковском дворце
В середине XVIII века под руководством лейденского физика Питера Мушенбрука, почётного члена Петербургской Академии наук, началось собирание научных инструментов и их изготовление в академических мастерских. Наборы русских шрифтов «новоизображённых русских литер» также были привезены из Голландии, и этими литерами с 1708 года печатались книги в России.
Голландские книготорговцы и издатели, не имевшие цензурных ограничений, выступали комиссионерами при покупке иностранных книг для Петра Первого, Р. Арескина, А. Матвеева, Я. Брюса и других русских учёных, а затем для Академии наук в течение всего XVIII века.
Вы здесь
Здание бывшей Немецкой реформатской церкви
Только на Русский
Здание бывшей Немецкой реформатской церкви
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Несмотря на то, что линия домов и дальше по прежнему идёт по берегу реки, формально это уже Большая Морская улица. Начинается этот прибрежный ряд улицы высоким, необычного вида сооружением, которое до революции 1917 года являлось одной из высотных доминант западной части центра города. Сегодня это сильно перестроенное здание принадлежит Почте России, а изначально возводилось в качестве протестантской церкви. Со времён Петра I в городе появляется значительное число протестантов, в том числе и последователей учения Кальвина – так называемых реформатов. В столице возникли три крупные реформатские общины – голландская, французская и немецкая. И если голландцы смогли обустроить собственную церковь на Невском проспекте, то французам и немцам приходилось делить на двоих одно здание на Большой Конюшенной улице (сегодня это здание известно всем ленинградцам и петербуржцам находящейся в нем знаменитой пышечной). С ростом числа прихожан решено было проводить службы раздельно — для каждой национальной группы по очереди. Французы считались основателями общины, потому имели право собираться в церкви первыми. Часто их служба затягивалась, что возмущало педантичных немцев. Долгий процесс «развода» двух общин завершился в 1860-х годах, когда немецкие реформаты осуществили строительство собственного молитвенного здания. Сегодня только старые фотографии доносят до нас живописный вид стоявшего над Мойкой эффектного здания. Постройка из красного нештукатуреного кирпича с высоким шпилем колокольни ориентировалась на прибалтийскую архитектуру – кирхи Риги и Таллинна. В 1930-х годах удивительное соединение псевдоготики и романского стиля уступило место новой архитектуре. Здание кирхи не было снесено, но подверглось значительной перестройке. Его стройный, изящный силуэт сменился грузным массивом в стиле конструктивизм. Здание занял Дом культуры работников связи. Вертикаль высокой колокольни, ажурные окна, динамичные пилястры фасадов сменились сложно сочленёнными кубическими объёмами и плоскими поверхностями. Сегодня это здание – один из немногих сохранившихся памятников архитектуры ленинградского конструктивизма, уникального направления, существенно отличающегося, например, от московского конструктивизма. К сожалению, в последние десятилетия в Петербурге большинство зданий, созданных в конструктивистской стилистике, утрачено.О прежнем здании, о реформатской немецкой церкви осталась память. В частности, в фондах Музея истории религии хранится несколько огромных, созданных в Риге витражей из бывшей кирхи. Когда-то они украшали ее молитвенный зал.
Открыть в приложении
Предоставлено
Все аудиогиды
Церковь Аарона и Моисея
Римско-католическая церковь Моисея и Аарона (Mozes en Aäron kerk) официально называется церковью святого Антония Падуанского (Sint-Anthoniuskerk). Фасад церкви Аарона и Моисея выходит на площадь Ватерлоо.
Из-за гонений на католиков, начавшихся в Нидерландах в XVI веке, здешним духовным приверженцам Рима пришлось пользоваться тайными молебными домами. В 1641 году францисканцы переселились в еврейский район Амстердама, в том числе на улицу Йоденбрестрат (Jodenbreestraat, то есть Еврейская широкая улица). Одним из тайных молитвенных домов стало здание на месте нынешней церкви Моисея и Аарона. Такие тайные (или подпольные) «домашние церкви» назывались по-голландски schuilkerk.
Нынешний неоклассический вид церковь приобрела в 1795 году; она имеет прямоугольную форму. В 1837–1841 годах церковь подверглась реконструкции. Она не действует с 1969 года. Здание церкви украшают две высокие башни с фигурным завершением, а в центре фасада имеется четырехколонный портик, наверху которой установлена фигура Христа. В тимпане треугольного фронтона можно увидеть щит Ордена францисканцев, а под ним можно разглядеть текст на латыни, который посвящен братьям Аарону и Моисею — патронам храма. Кстати, именами этих ветхозаветных учителей назывались два еврейских дома, из которых образовалось единое здание, ставшее тайной католической церковью.
Буддистский храм Хэ Хуа
На улице Зедейк (Zeedijk), что является частью Китайского квартала и ведет к площади Ньивмаркт, находится буддистский Храм лотосового цветка — Хэ Хуа сы (荷华寺 hé huá sì). Это самый большой храм в Европе, построенный в традиционном китайском стиле. В храме, кстати, можно свободно фотографировать, в отличие от буддистских монастырей в самом Китае, для которых характерно странное архаичное суеверие.
Кстати, интересным обстоятельством (которое можно «приложить» к буддистскому Просветлению) является тот факт, что именно на Зедейке в 1544 году было создано первое в Амстердаме стационарное уличное освещение (свечной фонарь)
Храм принадлежит международному буддийскому монашескому ордену Фо Гуан Шань (佛光山 Fó guāng shān), основанному в 1967 году на Тайване 48-м патриархом чань-буддийской школы Линьцзи преподобным учителем Син Юнем. Вместе с образовавшимися вокруг ордена ассоциациями мирян Фо Гуан Шань является в настоящее время одной из крупнейших буддийских организаций в мире и имеет свои представительства в 170 странах объединяя около 3,500 монахов. Название Фо Гуан Шань дословно переводится «Будда, Свет, Горы» и символизирует три прибежища для вставших на путь просветления — Будду, Дхарму и Сангху.
Храмовый комплекс был спроектирован голландским архитектором Фредом Гревеном. Строительство началось в середине 1990-х годов. 15 сентября 2000 года храм был официально открыт в присутствии Королевы Беатрикс.
В передней части храма стоят статуи Гуань Юя (китайский военачальник, ставший богом войны Гуань-ди), бодхисаттвы Гуань Инь и бодхисаттвы Вэй То (Сканда). Гуань Юй и Вэй То являются традиционными защитниками храмов в китайском буддизме. Ниже представляю их изображения в этом порядке:
Также в переднем зале можно посмотреть на статуэтки многочисленных персонажей буддистского «пантеона».
Я обратил внимание на изображение Дицзана (Кшитигарбхи) — одного из четырех наиболее почитаемых бодхисаттв в дальневосточном буддизме. Также запомнилось изображение бодхисаттвы Пусяня (Самантабхадры)
Самантабхадра является покровителем изучающих буддийское учение Дхарму
Также запомнилось изображение бодхисаттвы Пусяня (Самантабхадры). Самантабхадра является покровителем изучающих буддийское учение Дхарму.
Главный зал доступен посетителям только в определенные буддистские праздники, воскресенья и в первый и пятнадцатый дни китайского календаря. К сожалению, я пришел туда не вовремя и не попал в этот зал. Кстати, по понедельникам храм Хэ Хуа полностью закрыт.