Первый садовый мост

История города и его мосты

Вся история такого великого города неотрывно связана с мостами, которые перекинуты либо через Неву, либо через ее притоки. Вы только вдумайтесь: 1723 год — прошло 20 лет со дня основания Петербурга (1703 год), а уже у него в арсенале 20 мостов. Да, они деревянные, но многие из них уже разводные! Просто чудо техники какое-то! Затем появились и каменные мосты, а за ними и железобетонные. На сегодняшний день всего насчитывают 300 мостов. Чтобы Нева была судоходной, часть мостов (а именно — двенадцать) сделали разводными.

Девять мостов разводят регулярно. К ним относятся: Дворцовый, Биржевой, Литейный, Александра Невского, Тучков, Благовещенский, Троицкий и Большеохтинский. А три — только по предварительным заявкам, поданным в определенных случаях. Это — Кантемировский, Сампсониевский и Гренадерский мосты, которые расположены на притоках Невы. Именно их прекращают разводить первыми. А вот мосты из первой категории разводят двумя-тремя неделями позже, давая возможность жителям и гостям Питера проводить незабываемые фотосессии на фоне разведенных мостов.

В центре каждого из разводных мостов существует поднимающаяся часть, которая и позволяет кораблю пройти под ним. И так было всегда и так будет. Исключением явились только такие мосты, как Литейный, Троицкий и Благовещенский, у которых до середины ХХ века пролеты просто отводились в стороны (а не поднимались, как у остальных).

Разводной мост (кроме того, что его части поднимают ввысь) ничем не отличается от неразводного. Он также пригоден для движения автомобилей, троллейбусов, автобусов и даже пешеходов и велосипедистов.

Сегодня навигация на реке начинается уже в конце апреля, а окончание судоходства в Питере приходится на конец ноября. То есть, если существует желание увидеть разводку мостов, то приезжайте именно в этот период. Точно не ошибетесь и все сами увидите. И не надо вам думать, разводят ли в Питере зимой мосты или нет. Просто приезжайте и наслаждайтесь. Это завораживающее зрелище никого не оставляет равнодушным. Поверьте!

Что такое «Поющие мосты»?

Это городское шоу с участием Дворцового моста, музыки и мультимедиа: мост разводится, а шоу происходит.

Бесплатно.

Длительность: 25 минут

Дни проведения — выходные.

В 2022 году шоу будет сконцентрировано на трех образах, а точнее, на трех юбилярах: императоре Петре I (350 лет со Дня рождения), писателе Корнее Чуковском (140 лет) и писателе Константине Паустовском (130 лет).

Из музыки прозвучат произведения Петра Чайковского и Сергея Рахманинова.

Любопытный факт: звук распространяется через систему оповещения ГО и ЧС, которая разработана на случай чрезвычайных ситуаций.

Иван Петропавловский

P.S.

Да, а как же, спросите вы, тот самый мост, на котором арт-группа «Война» написала слово, в котором первая буква – это вторая буква в слове «ухо», а вторая буква – это первая буква в слове «ухо», ну и так далее? Это Литейный мост, он тоже находится в центре – в двух километрах от Невского проспекта по Литейному. Правда, особой популярностью у туристов не пользуется. Но если что, разводится он в 01:40.

Описание

Нынешний внешний вид моста сохранился почти неизменным с середины XIX в.

Длина и ширина моста практически одинаковы – около 40 м. Материал однопролётного сооружения – чугун, форма – арочная. Чугунный пролёт – совокупность 24-х рядов двухшарнирных арочных конструкций. Каждая из них содержит семь чугунных тюбингов, соединяемых болтами не только между собой, но и с соседними тюбингами. Над чугунным сводом закреплён другой – монолитный железобетонный. Он берёт на себя основную нагрузку.

Проезжая часть состоит из восьми полос с асфальтобетонным покрытием. Тротуары отделены от неё гранитным бордюром и металлическим ограждением с гранитными тумбами.

Со стороны Мойки пешеходная часть моста ограждена чугунными перилами с интересным орнаментом.

С четырех сторон переправу освещают декоративные фонарные столбы с шестиугольными светильниками.

С Зелёного моста открываются впечатляющие панорамы на историческую архитектуру Санкт-Петербурга, а также Красный и Певческий мосты.

Мосты через Среднюю Невку — 1-й Елагин и 2-й Елагин

1-й Елагин мост

Оба моста через Среднюю Невку ведут на Елагин остров. 1-й Елагин — от площади Старого Театра на Каменном острове, 2-й Елагин — от Рюхиной улицы на Крестовском. Названия известны с 1828 года, но 2-й Елагин первое время чаще именовался просто Елагинским, а также НовоКрестовским, Крестовским и Елагино-Крестовским.

2-й Елагин мост

Справочная информация |
География и экономика |
История и культура |
Гостиницы и турагентства |
Нужные телефоны |
Зимний дворец |
Петропавловская крепость |
Русский музей |
Кунсткамера |
Всероссийский музей А.С. Пушкина |
Музей имени Ф.М. Достоевского |
Мариинский театр |
Театр оперы и балета им. Мусоргского |
Большой драматический театр |
Казанский собор |
Никольский собор |
Исаакиевский собор |
Храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) |
Александро-Невская Лавра |
Адмиралтейство |
Здание Двенадцати коллегий |
Васильевский остров |
Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи |
Площадь Декабристов (бывшая Сенатская) |
Летний сад |
Невский проспект |
Улица зодчего Росси |
Площадь Островского и магазин Елисеева |
Мосты через Неву |
Н.Н Федорова, А.Г. Раскин. Петродворец |
Водные прогулки по Неве |
Отели в Петербурге

Большеохтинский мост

Самый большой пролет имеет Большой Охтинский (Большеохтинский) мост -136 метров. Закладка переправы состоялась в июне 1909 года и была открыта в октябре 1911 года. Мост был назван именем Петра Великого. Он соединяет левый берег Невы, исторический центр города и старинный район Охту, о поселениях в котором упоминается еще в летописи 1300 года.

Мост имеет три пролета, два боковых длиной по 136 метров с гигантскими металлическими арками в виде крыш. Эти пролеты были уникальными для России и Европы. Построенный мост резко отличался от Троицкого и Литейного. На гранитных башнях были установлены мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр. Автором проекта  был Г.Г. Кривошеин.

Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 19

После революции мост был переименован в Большеохтинский. Он считается одним из самых красивых мире. Сразу после возведения переправы по городу пошли слухи, что одна из более, чем миллиона заклепок моста золотая. Якобы строители поставили ее на счастье и покрыли металлической пленкой. Но, как ни старались петербуржцы, так и не смогли ее найти. Легенда это или нет — проверить невозможно. В 2000 году на мосту установили художественную подсветку из более 1300 светильников, и он стал выглядеть сказочным и уже более 100 лет остается одной из достопримечательностей Северной столицы.

Время разводки 2:00-5:00.  Добраться можно пешком от станции метро «Новочеркасская» за 15 минут или на любом транспорте до остановки «Новочеркасский проспект» или от станции метро «Чернышевская» на автобусах 105,22.

Иоанновский мост

Самый старый мост в Петербурге — Иоанновский, перекинутый через Кронверкский проток и соединяющий Петропавловскую крепость с площадью революции.  Был построен в 1738 году. Нынешний Иоанновский мост —  прямой «потомок» того первого, который был сооружен еще при Петре I. Но с тех пор его облик стал иным: на новых деревянных опорах теперь покоятся стальные балки. В 1950-х годах на нем были установлены изящные  металлические фонари и перила, выполненные по образцам и чертежам первой четверти 19 века. 

Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 12

Доехать до него можно на метро до станции «Горьковская» или трамвае № 2, 26, 53, 63 или на автобусе № 134 и 46.

Особенности

Красный мост – единственный петербургский мост, который сохранил свой первоначальный внешний вид. Лаконичное, но в то же время утонченное решение конструкции украшает пейзаж и органично сочетается с общим оформлением всей набережной

Мост привлекает внимание изящными пропорциями и удачной архитектурной композицией

Свое название сооружение получило по цвету окраски, которая была выполнена еще в  1778 году. До этого он назывался Белым. Этот мост – один из четырех цветных, расположенных в Петербурге. Все они находились рядом друг с другом, и жители постоянно их путали. Поэтому власти решили покрасить сооружения в разные цвета: зеленый, синий, желтый и красный. На мостах были выкрашены нижние водные части и перила.

То, что Красный мост до наших дней сохранился в первозданном виде, очень важно для истории города. Он охраняется государством как памятник федерального значения

О каких мостах идет речь: список по очередности разводки

В Питере 18 разводных мостов. В сезон навигации разводят 12 из них:

  • мост Александра Невского, Большеохтинский, Троицкий, Володарский, Литейный — через Неву;
  • Дворцовый и Благовещенский — через Большую Неву;
  • Биржевой и Тучков — через Малую Неву;
  • Гренадерский, Кантемировский и Сампсониевский — через Большую Невку.

Биржевой, Володарский, Благовещенский, Тучков и Дворцовый мосты разводят два раза за ночь.

Дворцовый

Один из самых известных мостов Питера. Именно его развод чаще всего изображен на открытках.

Дворцовый мост — 5-пролетный. Соединяет Адмиралтейский остров с Васильевским. Находится рядом с Зимним дворцом, поэтому и получил такое название.

По расписанию развода мостов Дворцовый разводят первым: обычно в 1:10. За ночь это происходит дважды: во второй раз — в 03:10.

Троицкий

Соединяет 1-й Адмиралтейский остров с Петроградкой. Один из старейших в Петербурге. До возведения моста Александра Невского он считался самым протяженным в городе — 582 м.

Мост назван по расположенной рядом площади. Именно под ним, по легенде, Валерий Чкалов совершил свой исторический полет.

Троицкий разводится вторым по графику: в 01:20. При этом у него поднимается только один пролет.

Благовещенский

Связывает 2-й Адмиралтейский и Васильевский острова. Его ограждение, павильоны и фонари — объект культурного наследия. Легендарный выстрел «Авроры» был произведен во время стоянки именно у этой переправы.

Пролеты Благовещенского поднимаются по графику разводки третьими дважды за ночь: в 01:25 и 03:10.

Литейный

Соединяет центр города, а именно — Литейный проспект, с Выборгским районом. Проходит над самой глубокой частью Невы, где до дна более 24 метров.

У Литейного моста поднимается лишь один пролет. Причем его крыло считается самым длинным в мире — 67 м. Время развода: с 1:40.

Биржевой

Соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной. Его можно увидеть в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Свое название переправа получила в 1894 г. от здания Биржи, возведенной на стрелке ВО.

Конструкция этого сооружения схожа с Дворцовым. Его опоры облицованы гранитом. Украшением служит чугунная решетчатая ограда с узором в виде трезубца Нептуна.

Биржевой мост разводится одновременно с еще тремя — ровно в 2 часа ночи. Но в этом году посмотреть на его развод не получится: с октября 2021 года переправа закрыта на капитальный ремонт, который должен завершиться не ранее ноября 2022-го.

Тучков

Соединяет Петроградскую сторону и 1-ю линию Васильевского острова. По одной из распространенных версий, переправа получила свое название в честь купца, на средства которого и была построена — Авраама Тучкова.

Разводка выполняется дважды за ночь: одновременно с Биржевым в 2:00 и в 3:35.

Большеохтинский

Памятник истории и культуры. Первый из питерских мостов, в котором проезжая часть устроена по низу пролетного сооружения. Он соединяет исторический центр города с Малой Охтой. Назван по реке Большая Охта, протекающей рядом.

В 2000 году на Большеохтинском мосту провели монтаж художественной подсветки. Система включает более тысячи мощных декоративных светильников. В темное время суток можно наблюдать сказочное зрелище — переправа горит многочисленными огнями.

Развод Большеохтинского моста начинается в одно время с Биржевым и Тучковым — в 2:00.

Володарский

Первая железобетонная переправа через Неву. Единственная в Санкт-Петербурге с пристройкой для съезда трамваев.

Мост назван в честь петербургского революционера В. Володарского. Удивительный факт: как расшифровывается буква В. не знает никто. Дело в том, что это псевдоним Моисея Гольдштейна, убитого в июне 1918 г. в районе будущей переправы. Псевдоним существовал и существует только в такой форме — с буквой «В» с точкой.

Володарский мост позволяет попасть с Народной улицы на Ивановскую и наоборот, связывая районы Санкт-Петербурга на юге и по правому берегу Невы. С 2017 года на нем заработала архитектурно-художественная подсветка. Тем самым Володарский стал последним из больших мостов через Неву, у которого появилась красивая система освещения.

Разводка выполняется дважды за ночь: в 2:00 и 4:15.

Мост Александра Невского

Самый длинный из разводных. Его длина вместе с пандусами составляет 907,7 м. Переправа соединяет центральную часть Петербурга с правым берегом, с одноименной площадью.

Мост Александра Невского также считается самым высоким в городе. Разводной пролет поднимается над Невой на высоту трехэтажного дома — около 11,5 м. Это почти в два раза больше, чем у Дворцового моста.

Разводка начинается в 2:20.

Сампсониевский мост

Сампсониевский мост

Сампсониевский мост находится в створе улицы Куйбышева и Финляндского проспекта. Его первое название — Выборгский мост — известно с 1784 года. Оно было связано с тем, что мост вел на Выборгскую сторону. Современное имя было дано в 1822 году по Большому Сампсониевскому проспекту — главной магистрали Выборгской стороны. Иногда мост называли Госпитальным по находившемуся поблизости, на Клинической улице, Военно-сухопутному госпиталю (ныне в составе Военно-медицинской академии). 6 октября 1923 года мост переименовали в мост Свободы в честь еще одного лозунга из триады «Свобода. Равенство. Братство», а 4 октября 1991 года ему вернули историческое название.

Достопримечательности

Красный мост вызывает интерес у туристов, увлекающихся архитектурой девятнадцатого века. Строение является одним из пунктов остановки во время экскурсионных маршрутов по Санкт-Петербурге, призванных  познакомить гостей города с достопримечательностями – набережной реки Мойки, зданием Российского государственного педагогического университета и Торговым центром у Красного моста в Санкт-Петербурге.

Многие туристы приезжают на мост, чтобы насладиться его четко очерченными линиями и красивыми пропорциями. Добраться до Красного моста очень легко.

Из метро Гостиный двор нужно перейти Невский проспект и повернуть к Дворцовой площади. В результате вы окажетесь у Строгановского дворца, сразу за которым начинается Мойка. Если идти по набережной, вскоре вы увидите Красный мост.

Иоанновский мост

История моста тесно связана с Петропавловской крепостью. Наплавной деревянный мост у Меншикова бастиона соединял Петропавловскую крепость на Заячьем острове с Березовым (ныне Петроградском) островом. В 1706 году он ожидаемо получил название Петровского, и только в 1887 году мост переименовали в Иоанновский по названию ближайшего равелина. 

За всё время своего существования мост неоднократно перестраивался. Сначала это был наплавной деревянный мост, потом его сделали постоянным деревянным с подъемной частью посередине. В середине XX века после Великой отечественной войны у моста появились чугунные решетки художественного литья и торшеры с фонарями. В XXI веке на мосту появился жилец. В честь 300-летия Петербурга в 2003 году на сваях моста установили фигурку зайца, которая получила неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Авторами проекта стали скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко.

Иоанновский мост считается одним из самых первых мостов Санкт-Петербурга.

Фото: visit-petersburg.ru

Как переправиться

Требования безопасности
судоходства в дельте Невы устанавливаются Правилами плавания по внутренним
водным путям РФ, а также распоряжениями Капитана Морского порта Санкт-Петербург
– в его руках сосредоточена верховная власть на невских просторах. И эти
требования строго-настрого запрещают владельцам малых судов перевозить
петербуржцев и гостей города с берега на берег во время разводки мостов. В
реальности же находятся отчаянные головы, готовые рискнуть своей лицензией в
погоне за длинным рублем – еще в минувшем году можно было переправиться,
например, с Васильевского острова к Адмиралтейской набережной. Каких-то пусть
негласных, но установившихся цен на подобную услугу не существует – нам известны
случаи, когда один капитан катера запрашивал 500 рублей за четверых, а другой –
800 рублей «с носа» каждого перевезенного.

Так или иначе, в этой
ситуации рискует не только отважный речной волк, но и его пассажиры: небольшая
лодчонка может и не попасть под тысячетонный сухогруз, но оказаться опрокинутой
волной от проходящих кораблей. И наиболее разумными способами форсировать Неву
остаются сводящиеся среди ночи на некоторое время мосты через Васильевский
остров или далекое путешествие через Вантовый мост.

Завершение в 2004 году
строительства первой очереди Вантовой переправы, входящей в комплекс Кольцевой
автодороги – революционное событие в жизни Петербурга. Этот мост на отдаленной
окраине, официально носящий имя Большого Обуховского, а петербуржцами иногда
ласково называемый «вантуз», стал первым неразводным в городе. Сейчас при
наличии собственного автомобиля или подходящей суммы в кармане (затраты на
такси могут составить до тысячи рублей) разведенные мосты не становятся неодолимой
преградой, когда вы торопитесь с берега на берег.

Но этот вариант решения
извечной петербургской проблемы (помните, «А потом мосты развели», —
оправдывался Бузыкин, герой «Осеннего марафона»?) все же представляется не
очень удобным. Слишком далеко, слишком долго и дорого. Строительство Западного
скоростного диаметра, высокие мосты которого перекинутся с левого берега на
Васильевский остров и далее на Петроградскую сторону, пока пребывает в
зачаточном состоянии, и потому на ближайшие годы самым верным способом
преодолеть невские глади остается тонкий просчет времени сведения-разводки
василеостровских переправ.

Еще не так давно на
тридцать-сорок минут сводились все четыре моста, ведущие на Васильевский –
Дворцовый и Благовещенский с юга и Тучков и Биржевой с севера. Однако из-за
большого технического износа механизмов перестали сводить в середине ночи
символ города – Дворцовый мост, а потом и его «напарника» — Биржевой. В
результате теперь во время навигации островитяне могут перебраться на Большую
землю только через Благовещенский (сводится всего на 25 минут) или Тучков (40
минут), а при верном расчете можно даже пешком миновать оба моста и переместиться
с левого берега на Петроградскую сторону или наоборот (что впрочем, много
сложнее). Однако если вы действительно торопитесь, то лучше все же не рисковать
и взять в такой ситуации такси.

Не успевшие переехать через
Васильевский остров устремляются обычно далеко вверх по Неве – к мосту
Володарскому, который также временно сводится в течение ночи. Но он находится
вблизи от уже упомянутого Вантового моста, и по затратам времени, сил и денег
существенного преимущества перед постоянной переправой не дает.

Просторечное название и первые поселенцы

Сейчас наименование реки не вызывает никаких странных ассоциаций у петербуржцев, но большинству жителей других городов это название кажется слишком простым для северной столицы.

Дело в том, что речушка получила свое имя еще до основания Санкт-Петербурга. Когда Петр I пришел сюда, протоку, начинающуюся в большом болоте (там сейчас находится Марсово поле), называли Муя. В переводе с финско-ижорского наречия это означало «грязная».

До пришествия Петра в Приневье на берегах практически не было поселений из-за сильной заболоченности этих мест. Осушая болота, русский царь постепенно осваивал земли в дельте Невы, и Мойка долгое время очерчивала границу растущего «Петрополиса».

В начале 18 века берег со стороны современных Адмиралтейских островов активно застраивался, а напротив были непролазные леса.

В 1711 году Мойку объединили с Безымянным ериком – так в ту пору называли Фонтанку. Природный исток речушки тщательно расчистили. По западному краю Летнего сада вырыли Лебяжью канавку, которая вновь воссоединила Мойку с Невой.

При строительстве Невского проспекта через Мойку перекинули Зеленый мост, а рядом построили Мытный двор, где взимали плату за пересечение границы города.

В 1720 берега Мойки укрепили деревянными балками, построили первые набережные. В 20-ых годах 18 века ее русло углубили.

На рубеже 18-19 веков одели в камень участок левого берега от Фонтанки до Английского проспекта, а справа произвели облицовку каменными плитами вплоть до Крюкова канала.

В 1960 у Михайловского сада появились гранитные банкеты, а еще через 15 лет была построена набережная от Английского проспекта до Пряжки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector