Русский ампир

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Модерн в России

В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.

В Москве

Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.

В Санкт-Петербурге

В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.

В других городах

Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура». А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей. Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров.

Один из корпусов Адмиралтейства, выходящих к Неве, Ярослав Глухов

В 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма. Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство. Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Новый вид

Законченное в 1738 году второе здание Адмиралтейства стояло до начала прошлого столетия. К этому времени Нева «в гранит оделася», с правой стороны от него сверкал своим великолепием знаменитый Зимний дворец, а по другую воздвигли Медного всадника. Было ясно, что скромное для центра города Адмиралтейство опять требует перестройки. Уже третье по счету новое здание было воздвигнуто в 1806-1823 гг. по проекту гениального русского архитектора А. Захарова. Развив замысел Коробова, он создал такое триумфальное сооружение, как Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, фото на фоне которого увозит домой практически каждый турист, приезжающий в Северную столицу.

3одчий превосходно решил поставленную перед ним задачу: он создал единое по художественному замыслу и по визуальному восприятию колоссальное сооружение.

В XVIII веке

За долгие годы своего существования здание Адмиралтейства в Петербурге несколько раз перестраивалось. В 1730-е гг. архитектор Иван Коробов возвел новое каменное здание, заменившее устаревшие корпуса. При этом автор проекта сохранил старую петровскую планировку, но изменил внешний вид, придав ему монументальность.

Важность презентабельности фасада была крайне высока, ведь Главное адмиралтейство находилось на пересечении центральных и самых оживленных улиц столицы – Невского проспекта, Вознесенского проспекта и Гороховской улицы. Тогда же появилась так называемая «игла» — позолоченный шпиль

На протяжении следующих десятилетий городские власти систематически занимались облагораживанием и перестройкой площадей, примыкающих к комплексу. В дни праздников они становились излюбленным местом народных гуляний. В конце правления Елизаветы Петровны был полностью замощен луг, окружавший здание. Этот пешеходный маршрут сразу стал популярным среди жителей и гостей города.

Водное пространство вокруг Адмиралтейства служило центральной площадкой для морских учений флота. Канал, бывший транспортной артерией внутри города, периодически засорялся. При Елизавете Петровне стали проводить регулярные работы по его очистке.

Убранство здания

Реставрационные работы XIX века добавили ансамблю Главного адмиралтейства множество новых скульптур, которые дополнили богатый образ здания. Декоративные рельефы, созданные российскими мастерами, изображали античные сюжеты и аллегории, а также историю создания флота в России. Все это подчеркивало имперский статус великой морской державы, чьи корабли бороздили все моря мира.

В год постройки здания (1823) по проекту Захарова комплекс обзавелся собственным уникальным интерьером. Большая его часть сохранилась до наших дней и сегодня представляет собой огромную культурную ценность. Важными чертами залов Адмиралтейства являются их самобытная строгость в сочетании с богатым и ярким освещением, создающим удивительную атмосферу.

Русский ампир в архитектуре 19 века

Этот стиль в архитектуре России проявился во время правления Александра I (1801 — 1825) и главенствовал до 1830-40 годов. Одним из основоположников русского ампира стал приглашённый французский архитектор Монферран. Его император пригласил в Петербург для возведения Исаакиевского собора.

Другим архитектором, работавшим в стиле ампир в том же городе был итальянец Карл Росси, автор ансамбля Дворцовой площади со зданием главного штаба и триумфальной аркой в Петербурге. Представляют русский ампир также

  • архитектор здания Адмиралтейства Андреян Захаров,
  • Андрей Воронихин (Казанский собор в С-Петербурге),
  • Осип Бове (Московские Триумфальные ворота у Тверской заставы),
  • швейцарец Доменико Жилярди (восстанавливал здания Москвы после пожара 1812 года) и
  • Василий Петрович Стасов (Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге).

Детище Петра I

Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт, что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей. Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства

Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства.

Из-за того что в это время Россия вела войну со Швецией (в том числе и на море), все хозяйственные корпуса были огорожены крепостной стеной и защитными бастионами. Они были необходимы в случае осады Петербурга, хотя их так и не использовали. Первый корабль, полностью сделанный в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году.

Тогда же здесь появился приказ (аналог министерства), отвечавший за весь российский флот. Так Петр I наконец смог воплотить в жизнь свою мечту о новой столице страны, которая, кроме того, была сердцем ее кораблестроения.

В то время, помимо административных корпусов, здесь располагались кузницы, мастерские и эллинги, где создавали новые суда. Вдоль здания был проведен канал Адмиралтейства, ставший частью единой системы городских каналов. Таким образом, данное место было еще и важным транспортным узлом.

Особенности ампира в архитектуре

Роскошный, величественный, монументальный – ампир часто напоминает декорации к историческим фильмам. И не удивительно, ведь он соединил в себе черты двух дворцовых стилей – позднего классицизма и античности:

  • Для домов в стиле ампир характерна строгая симметрия. Даже отделка повторяется с такой точностью, будто к половине здания поставили огромное зеркало;
  • К слову, зеркала в ампире тоже играют особую роль. Они могут встраиваться в мозаику в виде кусочков, располагаться во всю стену и вставляться в любой предмет интерьера;
  • Колонны, пилястры, лепнина и барельефы – обилие декора на фасадах и в интерьерах является «визитной карточкой» ампира;
  • Звериные и фантазийные сюжеты. Львиные лапы, сфинксы, удивительные создания с телом животных и головой человека широко использовались во французском и петербургском ампире. Это дань мистицизму Древнего Египта, которым увлекался Наполеон Бонапарт;
  • Как и классицизму, ампиру свойственна статичность, монументальность. Но обилие колонн, большие окна, присутствие большого количества зеркал и хрусталя наделяет его легкостью и воздушностью.

Большое значение в интерьерах стиля ампир отводится тканям. Легкий шелк и тяжелый бархат способны обрамлять изголовье кровати, служить обивкой мебели и домашним текстилем. При этом цветовая палитра всегда выбирается «императорская» — синий, бургунд, бордо и сложный серо-зеленый.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина — десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Архитектура первой половины 19 века

Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.

Исаакиевский собор

В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.

Ампир – стиль королей

19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:

  • колоннами;
  • лепными карнизами;
  • пилястрами;
  • образцами античной скульптуры (грифоны, львы, сфинксы);
  • военной символикой;
  • богатым декором;
  • отражением древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.

В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.

В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.

После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.

Новая Голландия

Новая Голландия совсем недавно стала одним из новых символов города благодаря проводимой на этом острове реновации. До 2006 года рукотворный остров занимали военные, однако позже он был передан городским властям, которые передали его в частное управление в 2010 году.

Начиная с 2010 года на острове проводится реконструкция, в результате которой он стал доступен посетителям. Кроме того, что само архитектурный ансамбль Новой Голландии представляет интерес, на территории острова проводятся многочисленные концерты, культурные мероприятия, работают рестораны и зоны для семейного отдыха.

Современный стиль

С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.

Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.

Фасадизм

В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.

Примеры: дом на Лиговском 13-15, «Ренессанс Правда» на Херсонской, 15.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Тэги:

  • архитектура
  • архитектура спб
  • россия
  • санкт-петербург

Адмиралтейство образца 1738 года

Вторая перестройка произошла в 1738 г. Работы велись, начиная с 1732 г. Главным архитектором, осуществляющим работы по перестройке здания, был реставратор Иван Кузьмич Коробов.

По проекту главного архитектора возвели каменную башню, на которой возвышался шпиль высотой 72 м. На позолоту шпиля израсходовали около 18 кг драгоценного металла. На золотистой игле был установлен корабль-флюгер, который и сегодня радует глаз гостей и жителей культурной столицы.

Чтобы шпиль простоял дольше, его нижнюю часть опустили внутрь строения, благодаря чему башня стала выглядеть изысканнее. Каменные корпуса сместили складские строения. Для завершения архитектурной композиции был возведён купол с 8-ю гранями. На нём с четырёх сторон установили циферблаты, что позволяло видеть время со всех окрестностей острова.

Со дня реконструкции на золотистый шпиль Адмиралтейства были ориентированы 3 основных направления: Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица (в те дни Средняя Першпектива).

Изменения 1738 г. коснулись не только «Адмиралтейского дома» и близлежащих строений, но и территории вокруг него, в частности южной его части, называвшейся Адмиралтейским лугом. Это название продержалось до 2-й половины XVIII в. Здесь обучали солдат и устраивались общенародные мероприятия с гуляниями и угощением.

Ко 2-й половине XVIII в. канал крепости был сильно загрязнён и требовал быстрой очистки, провести которую было достаточно сложно в те времена. В канале стали скапливаться загрязнённые сточные воды, а потому очень скоро употреблять воду из крепостного канала стало невозможно.

Чтобы избежать сложностей с очисткой в дальнейшем, Елизавета I издала указ, в котором велела систематично чистить канал, а луг замостить.Мостили его вплоть до 1769 г. К тому времени границы Адмиралтейства, благодаря застройке, были определены чётко, и перед зданием развернулась Адмиралтейская площадь.

Где находится и как добраться

Здание Адмиралтейства располагается по адресу Адмиралтейский проезд, дом 1 аккурат напротив Зимнего дворца, между Дворцовой и Сенатской площадями.

Ближайшая станция метро носит имя верфи — «Адмиралтейская». Есть два пути, чтобы добраться от выхода из вестибюля метро до здания Адмиралтейства. Можно выйти прямо, пройти по Малой Морской до Невского проспекта, повернуть налево и пройти по проспекту и через Александровский сад. А можно повернуть по выходу из вестибюля сразу налево, пройти до улицы Гороховой, повернуть на ней направо и дойти до пешеходного перехода. Во втором случае вид на Адмиралтейство со стороны Гороховой будет самым эффектным, ведь здание расположено точно в створе улицы. В любом случае пешая прогулка будет приятной и не займет более 10 минут.

Также до здания Адмиралтейства можно добраться по Невскому проспекту в течение 20 минут от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на любом автобусе или троллейбусе или пешком.

Чтобы сделать красивые фотографии центральной части здания, лучше запланировать осмотр Адмиралтейства на утро буднего дня. В это время в Александровском саду немного посетителей. Фасад выходит на юго-восток, и если вам повезет с погодой, ярко-желтое здание с белоснежной лепниной и золоченым шпилем будет полностью освещено утренним солнцем. А вот фотографировать панораму Адмиралтейства со стороны Университетской набережной лучше уже во второй половине дня.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен.

— Походный журнал Петра I

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были огражденыземляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада — обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года — имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Как добраться до Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Сейчас здание Адмиралтейства, находящееся в самом центре города Санкт-Петербург на набережной главное его реки Невы в непосредственной близости от Дворцовой площади, принадлежит командованию ВМФ, поэтому экскурсии внутри не проводятся, осмотреть памятник архитектуры можно только снаружи. Также туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная.

Доехать до этой достопримечательности можно как на петербургском метро, сесть на линии 5 и выйти на станции Адмиралтейская, так и на других видах общественного транспорта: автобусы 1, 7, 10, 11, 24 и 191 останавливаются непосредственно около комплекса Адмиралтейства на остановке остановка Дворцовая площадь. Также одноименную остановку имеет маршрутка 252. До Адмиралтейства можно также доехать на личном автотранспорте или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Адмиралтейство на google-панорамах

Адмиралтейство на google-панорамах: вид сверху

Видео Адмиралтейства

Памятники, скульптуры

Вся набережная — сплошное произведение искусства. Но есть на ней несколько объектов, достойных отдельного упоминания.

Один из двух львов на «спуске со львами» возле Адмиралтейства,  Евгений

Спуск со львами на Адмиралтейской набережной

Львы — один из символов Санкт-Петербурга и самые узнаваемые представители семейства кошачьих в городе. Скульптуры были установлены на Дворцовой пристани в 1832 г. — они и Южный спуск Дворцового моста представляют собой единую композицию. Львы медные, созданы мастером И. Прангом на Александровском чугунолитейном заводе Санкт-Петербурга. Идея и модель — И. П. Прокофьева. Там же по рисунку Л. Шарлеманя были изготовлены пьедесталы для них. Внутри львы полые, но во время последней реставрации был добавлен прочный каркас. Дело в том, что львы полюбились приезжим и каждый турист считает своим долгом сфотографироваться сидя на спине одного из этих животных. Однажды скульптура не выдержала — спину льва пришлось восстанавливать.

Парфировая ваза у Петровского спуска ,  Андрей Масхлая

Порфировые вазы

Вазы, ныне украшающие Петровский спуск, были изготовлены на гранильной фабрике в Швеции. В 1830 г. их доставили в Санкт-Петербург как подарок шведского короля, а 2 года спустя установили рядом со львами, на Дворцовой пристани. В 1873—1873 гг. вазы переместили на Петровский спуск. В 2013 г. на вазах было обнаружено большое количество трещин. Они были отправлены на реставрацию, которая длилась год.

Царь-плотник

Скульптура изображает Петра I, который обучается кораблестроительному мастерству. Изготовлена по проекту архитектора А. И. фон Гогена, скульптором Л. А. Бернштамом. Композиция была установлена в 1910 г., но демонтирована спустя 8 лет. Тогда подобная участь постигла многие памятники Петру I — как «не имеющие художественной ценности». В 1996 г. скульптура вернулась на берег Невы — правительство Нидерландов подарило городу копию утраченного памятника.

Памятник Петру I — «Царь-плотник»,  Ирина Дементьева

Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году

Это вторая скульптура у здания Адмиралтейства, посвящённая императору Петру I, она не сохранилась до наших дней. «Плотник» был установлен с западного крыла, а «Пётр, спасающий рыбаков» — с восточного. Обе скульптуры были изготовлены одними и теми же мастерами и куплены императором Николаем II на выставке в Нидерландах.

С этим памятником связана история, когда Пётр в ноябре 1724 г. бросился в ледяную воду спасать тонущих рыбаков. Тогда он сильно простудился. Оправится от болезни император уже не смог и 28 января 1725 года умер.

Медный всадник

Ещё один памятник Петру I, установленный на берегу Невы и ещё один символ Санкт-Петербурга. Скульптура была установлена на Сенатской площади 7 августа 1782 года. Создавали памятник сразу несколько мастеров: конную статую вылепил Этьен Фальконе, голову его ученица Мари Анн Колло, а змею — Фёдор Гордеев. Для грандиозной скульптуры требовался соответствующий постамент — его нашли в окрестностях деревни Конная Лахта. Когда Гром-камень извлекли из земли на его месте остался огромный котлован. Со временем он заполнился водой, образовав Петровский пруд — он существует до сих пор.

Nomad

↑ Русский ампир в интерьере

 Черты стиля ампир:

  • Элементы оформления сочетаются друг с другом, создавая целостность.
  • Присутствие торжественной парадности, равновесия, симметрии и театральной вычурности.
  • Декор с древнеримскими, древнегреческими и египетскими элементами. С колоннами, сфинксами, орнаментами и рельефами. Гербовой и военной символикой. 
  • Насыщенные кричащие цвета в отделке.
  • Обязательна массивная мебель тонкого изготовления с изысканным декором. Дерево – только ценной породы.
  • Двери и окна маскируют шторами, драпировками, оформлением в тон стен. 
  • Высокие окна, потолки и просторные комнаты.

Русский ампир в интерьере начала 19 в фото

ТОП 7 зданий в стиле сталинского ампира

Так неофициально называют лидирующий архитектурный стиль в СССР послевоенных лет. Ярким примером сталинского ампира стала семёрка высотных зданий в Москве. Было решено изменить облик Москвы, внести в него архитектуру, символизирующую триумф советской власти, патриотизма и победы над фашизмом.

Советская архитектура и имперский символизм

Одним из требований к проектируемым сооружениям была их уникальность. Проекты не должны были повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий, американских небоскрёбов. Наряду с этим они должны были композиционно соответствовать исторической застройке города. Стояла задача создать очертания, напоминающие русскую архитектуру, многоярусность башен Московского Кремля.

Полностью избежать схожести с американскими небоскрёбами не удалось. Но многоярусность и соответствие колокольням русских церквей высотки получили сполна. Кроме этих двух моментов их объединял белый цвет с небольшими вкраплениями красного и шпили. Сочетание белого камня и красного кирпича — традиционное цветовое сочетание в постройках Руси.

Как ампир Сталина стал памятником его диктатуры?

Проекты не всех зданий изначально предусматривали башни. Строительство высоток на Смоленской и Кудринской (бывшая Восстания) площадях было уже начато, когда «высочайшим указом» внесли коррективы. Архитекторам пришлось изловчиться, чтобы добавить шпили.

Высотное здание на площади Восстания фигурирует в драме «Москва слезам не верит»

Пример здания в стиле «самого русского» ампира

Наименьшее по высоте (139 метров) среди остальных здание наиболее ярко отражает разные стили эпох в русской архитектуре. Это гостиница Ленинградская на площади Трёх вокзалов (бывшая Комсомольская) архитекторов Полякова и Борецкого.

Характерные для средневековых русских построек три цвета — белый, красный и золотой — использованы в экстерьере здания. И в интерьере было очень много стилизованных деталей. Когда началась борьба «с излишествами в архитектуре» гостиница первая попала по удар. Архитекторов наказали, «излишества» снесли.

Что характеризует ампир в архитектуре на Воробьёвых горах?

Самое высокое здание «семёрки», на Воробьёвых горах, планировали как гостиницу и жилой дом. После начала строительства планы поменяли, и построили университет. Он стал самым крупным высшим учебным заведением в мире, что тоже прославило Советское правительство и государство.

В итоге, город Москва получил 7 высокоэтажных зданий: две гостиницы, два жилых дома, университет и два административных здания за очень короткий по всем меркам срок, с 1948-1953 годы. Тогда сталинские высотки явили миру силу и величие советского государства. Сейчас это — память той непростой эпохи.

Стиль ампир в архитектуре востребован диктаторскими режимами, так как помогает им влиять на сознание масс, внушая чувства превосходства, силы и авторитарности. Вы согласны с этим утверждением? Ампир в архитектуре — это обычные «понты», не так ли?

Адмиралтейство при Елизавете Петровне

При ней место Адмиралтейств-коллегии внутри башни было занято церковью во имя Воскресения Христова в соответствии с ее указом в 1747 г. Храм оформил архитектор С. И. Чевакинский. Стены расписал архитектор Башмаков. По его же проекту был создан резной иконостас, окрашенный светло-лазуревой краской. Пилястры, рамки и вся резьба иконостаса были позолочены. Иконы для храма написал художник Мина Колокольников.

Тогда же на башне Адмиралтейства появился колокол. На нем была надпись: «Вылит сей колокол при Санкт-Петербурге в Главной Артиллерии 1731 году апреля 5 дня. В нём 59 пудов 35 фунтов».

Кораблик-флюгер

До середины XVIII века на Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.

При последних Романовых

Строительство кораблей на территории Адмиралтейства закончилось в 1844 году. Все оборудование было перенесено на Новоадмиралтейскую верфь. Из-за этого отпала необходимость в каналах, окружавших комплекс. Их засыпали. Так на этом месте возник Конногвардейский бульвар.

В 1863 году по указу императора Александра II небольшая церковь внутри адмиралтейского комплекса получила статус собора Святого Спиридона Тримифунтского. Тогда же была возведена колокольня. Эти изменения не могли не отразиться на внешнем облике огромного здания. Православной церкви не нравились рельефы, изображавшие языческих богов – персонажей древних мифологических сюжетов.

Некоторое время между духовенством и Морским министерством шла упорная борьба. В конце концов Александр II согласился пойти на уступки церкви. Здание было лишено нескольких скульптур и других предметов искусства. Уничтожение памятников произошло, несмотря на активный протест архитекторов и художников Петербурга.

В 1869 году башня Адмиралтейства обзавелась собственным циферблатом, выписанным из Европы. Он провисел сорок лет, после чего был заменен на новейший электрический аналог во время правления Николая II. Адмиралтейство часто становилось местом работы членов династии Романовых, так как некоторые родственники царей получали высшие чины на флоте. Например, великий князь Константин Николаевич ведал всем Морским министерством в период с 1855 по 1881 гг.

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: