Прогулка по центральным площадям петербурга

Исторические события

Многие важные моменты российской истории связаны с Дворцовой площадью. До революции, здесь проводили парады и военные смотры. Трагическое событие произошло 09.01.1905 года, печально известное Кровавое воскресенье, когда по приказу царя были расстреляны мирные демонстранты. Этот расстрел стал катализатором первой русской революции.

25 октября 1917 года матросами и рабочими был захвачен Зимний дворец. В то время фасад дворца был покрашен в красный цвет. На этом фоне и происходили эти события. Через год площадь получила новое название – площадь Урицкого, в честь одного из революционных деятелей.

А вы знали? Дворцовая площадь занимает 5 га.

В советские годы здесь проводили парады, шествия и другие торжественные мероприятия. В 1944 году вернули старое название и с тех пор его больше не меняли. В ВОВ площадь хотели использовать, как аэродром. Этот план требовал вырубки Александровского сада и демонтаж Александровской колонны. К счастью, этот план так и не был реализован.

Исаакиевский собор

Делая описание Санкт-Петербурга, каждый сказитель обязательно вспомнит об уникальном соборе. Исаакиевский собор — это не только одна из главных достопримечательностей Питера, но и жемчужина всей России. Огромнейшее купольное здание в Европе не знает себе равных. История храма началась еще при Петре I, перестраивался он несколько раз. При Александре I был объявлен конкурс на лучший проект. Строился храм по гениальному проекту француза Монферрана в течение долгих сорока лет. Результат стоил ожиданий. Всех поразила и изумила величественность архитектуры, богатство мозаики, внутренняя роспись, масштабы сооружения. Исаакиевский собор – это самое мощное строение и в наши дни. Украшают собор сто двенадцать колонн. Огромный позолоченный купол уникален, сохранил свою крепость до сих пор. Многочисленные декоративные детали выполнены с пышностью в разных традициях мастеров русского зодчества. В создании принимали участие самые лучшие российские умельцы, которые съезжались в Питер с разных уголков страны. Произведения, собранные в храме, являются единственными, уникальными и неповторимыми в своем роде.

В настоящее время Исаакиевский храм в Питере является и действующим музеем, хотя здесь регулярно проводятся службы. Решается вопрос о передаче собора Русской православной церкви. Как сказал кто-то из великих, храмы строятся не для показа архитектуры, а для того, чтобы быть домом божьим.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота.
По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово

При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.

На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики.
Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи.
Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом

Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.

Петропавловский собор

Петропавловский собор – самый первый храм нашего города, самый старая достопримечательность Санкт-Петербурга наравне с самой крепостью. Именно здесь покоятся все русские императоры начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, кроме Петра II. Это позволяет претендовать Петропавловскому собору на статус главной петербургской достопримечательности.

Это уникальное архитектурное сооружение для России того времени. Его строил архитектор Доменико Трезини, проектировавший и саму Петропавловскую крепость.

По православным канонам русские церкви строились пятиглавыми. Первый петербургский храм же стал возводиться по европейским лекалам. С одним куполом и высокой колокольней, шпиль которой был эдаким восклицательным знаком, показывающим кто здесь хозяин, на только что отвоёванной у Швеции территории. Причём строилась в первую очередь именно колокольня, которая была и своеобразной смотровой площадкой, нужной в военное время.

Долгое время шпиль Петропавловского собора являлся самой высокой архитектурной доминантой города. Не так давно его обогнал Лахта-центр – современный небоскрёб. Высота, с которой смотрит на Петербург ангел, укреплённый на шпиле – 122 метра.

Уникально и внутреннее убранство собора святых Петра и Павла. Его стены украшает живопись на светские темы, что также являлось новшеством для России. Он был своеобразным музеем, где хранились знамёна поверженных шведских дивизий. Да и сам иконостас выполнен в виде триумфальной арки.

Скульптурные произведения снаружи

Скульптуры в обустройстве собора служат не только для его украшения, но и для того, чтобы подчеркнуть единство Православия с российской монархией, а также с целью придания ей святости.

Об этом утверждает и фраза: “Господи, силою твоею возвеселится царь”, которую можно прочитать на ленте северного портика. Как и подобает святому храму, его изваяния посвящены христианско-евангельской теме.

Завершение фасада здания венчают изваяния двенадцати апостолов, а угловые части — ангельские статуи со светильниками, объединяющие пространство сооружения с его цилиндром и куполом. Балюстрада главного купола украшена дюжиной ангелов. Их элементы, переходящие к стенам, создают завершенный вид.

Скульптуры, посвященные 4-м евангелистам, изображают каждого из них со своим символическим знаком из окружающего мира, так, возле Марка — лев, Матфея — ангел, Луки — телец, Иоанна — орел.

Горельефами Филиппа Оноре Лемера: “Воскресение Христа” и “Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом” декорированы портики северной и восточной сторон.

“Поклонение волхвов” оформляет завершение южного портика скульптора итальянского происхождения Джованни Витали, более известного как Ивана Петровича Витали. Центр занимает скульптурное изображение Богородицы, в руках который новорожденный Иисус. Как по библейскому сюжету, так же и тут по сторонам, ее образ сопровождают волхвы с дарами.

Среди рельефов западного портика можно увидеть “Исаакия, благословляющего императора Феодосия”. Отображены в произведениях Витали и реалистичные образы. Он ваял эфиопского царя и его слугу, используя образы жителей Абиссинии, служивших императорскому двору.

Прототипами вельмож из свиты императора стали — князь Петр Михайлович Волконсий, председательствующий в комиссии по возведению храма, и президент Академии художеств — Алексей Николаевич Оленин.

Большие дверные полотна с наружной стороны оформлены работами Витали: “Спор Христа с фарисеями” и “Бегство в Египет”. Центр представлен скульптурными произведениями Архангела Михаила и Александра Невского. В нишах дверей с севера изображены преподобный Исаакия Далматский и святитель Николай Мирликийский, сверху — рельефные изваяния: “Се человек” и “Истязание Христа”.

Представляют большой интерес двери западные, на которых “Нагорная проповедь”, “Воскрешение Лазаря” и “Исцеление расслабленного”. Их ниши занимают скульптуры апостолов — Петра и Павла.

В углублениях стен портиков с южной и северной сторон видны творения Петра Карловича Клодта и Александра Васильевича Логановского: “Несение креста”, “Оплакивание”, “Избиение младенцев”, “Явление ангела пастырям”.

Скульптуры, выполненные Иосифом Германом, символизируют вехи дороги Сына Бога во время пребывания святого учителя на земле. Некоторые полагают, что изобилие изваяний снаружи визуально отягчают фасады, однако именно ими внесена большая лепта в придании пышности, а главное, святости собору.

Исаакиевский сквер

Классический образец садово-паркового ансамбля второй половины XIX века

Площадь сквера — 0,77 га. Сквер расположен в историческом центре города рядом с Исаакиевским собором, в композицию включен памятник Николаю I. Памятник был первой в Европе конной статуей, имеющей только две точки опоры, и благодаря этой инженерной особенности он не был уничтожен в советское время. Своими  фасадами к Исаакиевскому скверу обращены гостиница «Астория», со дня своего открытия считавшаяся самой комфортабельной гостиницей Петербурга, и гостиница «Англетер», где трагически оборвалась жизнь С.Есенина. У Исаакиевского сквера через реку Мойку перекинут Синий мост – один из «цветных» мостов и самый широкий мост в Петербурге.

Во время блокады Ленинграда в клумбах сквера выращивали овощи.

У Синего моста у дома 44 по Большой Морской улице находится водомерный столб с отметками уровней крупнейших наводнений в истории города. Самым крупным было наводнение 1824 года: вода поднялась на 421 см. На столбе также установлены солнечные часы.

Станция метро «Площадь Мужества»

Рекомендовать место

3

1

Станция «Площадь Мужества» находится на Кировско-Выборгской линии метрополитена Санкт-Петербурга, между «Лесной» и «Политехнической». Открытие станции состоялось в 1975 году. Свое название она получила по одноимённой площади, куда осуществляется выход пассажиров из наземного вестибюля. «Площадь Мужества» является односводчатой станцией глубокого (около 67 метров) заложения и одной из первых данного типа в Советском Союзе.

Оформление станции выполнено на тему мужества жителей и защитников блокадного Ленинграда, поскольку рядом располагается Пискарёвское мемориальное кладбище. На южном торце станции высечена надпись, славящая героев, отстоявших город. На противоположной стене размещена стальная пятиконечная звезда, подсвеченная изнутри. Над путевыми зонами установлены оригинальные стилизованные светильники, напоминающие чаши Вечного огня.

Станция метро «Площадь Ленина»

Рекомендовать место

4

2

Станция «Площадь Ленина» находится на Кировско-Выборгской линии метрополитена Санкт-Петербурга, между «Выборгской» и «Чернышевской». Открытие станции состоялось в 1958 году. Свое название она получила благодаря расположению первого наземного вестибюля у одноименной площади.

Первый вестибюль размещается в здании Финляндского вокзала. Станция оформлена на тему возвращения Владимира Ленина в 1917 году в Петроград из Финляндии. На стене кассового зала установлено мозаичное панно с изображением выступления Ленина 3 апреля перед солдатами и рабочими Петрограда. Вестибюль украшен оригинальными светильниками.

Второй выход в город ведет в сквер на Боткинской улице. Вестибюль имеет круглую форму, на фасаде — большие окна-витрины. На станциях «Площадь Ленина» и «Чернышевская» установлены самые высокие эскалаторы в мире: с подъёмом в 65,8 метра, длиной наклонной части в 131,6 метра, 755 ступенями и петлей каждого поручня в 290 метров.

«Площадь Ленина» является пилонной станцией глубокого (в 71 метр) заложения. Стоит отметить, что она продолжительный период времени соединяла одной линией метро все петербургские железнодорожные вокзалы.

История постройки

Три варианта собора

Таким, каким мы привыкли видеть Исаакиевской собор сегодня, он был не всегда. История постройки всех вариантов собора насчитывает более 100 лет, а началась она в 1710 г., почти сразу после основания Санкт-Петербурга.

Деревянная церковь имени Исаакия Далматского была возведена на месте бывшего чертёжного амбара. В 1712 г. в ней венчались Пётр I и его вторая жена — Екатерина I.

Уже в 1717 г. церковь стала нуждаться в реконструкции и началось строительство нового здания, уже каменного. Пётр I заложил первый камень будущей постройки, но и она просуществовала всего несколько десятилетий.

Несколько раз во Вторую Исаакиевскую церковь била молния, в итоге грунт под зданием начал оседать, из-за того, что церковь находилась на берегу реки Невы. Стало ясно, что здание нужно кардинально перестраивать или переносить в другое место.  В 1760 г. было принято решение о постройке нового храма.

Созданный при Павле I в 1802 г. Третий Исаакиевский собор вызвал много насмешек и возмущения у современников того времени. Завершённый и освящённый храм сразу же назвали не соответствующим парадной застройке центра города и объявили о его перестройке.

Конечный вариант собора получил своё название в честь Святого Исаакия, в день памяти которого родился Пётр I. Александром I был объявлен конкурс на возведение храма, но ни один из представленных проектов ему не пришёлся по душе по различным причинам.

В итоге только через 9 лет началось строительство по проекту молодого французского архитектора Огюста Монферрана, представившего на одобрение Александру I 24 изображения здания в различных вариациях.

В 1819 году началась закладка нового храма. В 1858 состоялось освящение собора в присутствии Александра II и членов Императорской семьи.

Архитекторы

Для возведения Первой Исаакиевской церкви в 1710 году из Голландии прибыл архитектор Герман ван Болес. Постройка получилась одноэтажной и простой в оформлении.

К возведению Второй Исаакиевской церкви приложили руку сразу несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Яков Неупокоев и Михаил Земцов. После пожара церковь отстраивалась уже по проекту Пьетро Трезини, до того, как храм решили перенести в другое место.

Создание проекта Третьей Исаакиевской церкви было поручено Савве Чевакинскому, чьё творение так и не было реализовано, но, по утверждениям современников, идея переноса собора на другое место предложена именно им. Следующий проект собора принадлежал Антонио Ринальди, но и в этот раз храм был достроен только до карниза.

Закончена Третья Исаакиевская церковь была благодаря проекту итальянца Винчензо Бренне, храм получился несуразным и не приглянулся вошедшему на престол Императору Павлу I.

В конкурсе на строительство Исаакиевского собора приняли участие лучшие зодчие того времени: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов и другие. Но, после того, как рисунки будущего собора Огюста Монферрана были одобрены Александром I, ему было в 1818 г. доверено разрабатывать проект возведения Собора.

Небольшой опыт в строительстве, молодой возраст — всё это привело к тому, что в проекте были допущены грубейшие ошибки, о чём в своей докладе указал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи.

Строительство пришлось прекратить. Окончательно собор был закончен лишь в далеком 1858 году, под руководством того же Огюста Монферрана, создавшего новый масштабный проект в стиле классицизм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: