Навигация

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк сегодня

В 2003–04 гг. был восстановлен прежний архитектурный облик здания. На фасадах были установлены недостающие декоративные элементы, исчезнувшие во второй половине прошлого столетия в ходе очередной реконструкции. Последние реставрационные работы проводились в 2014–15 гг. Количество мест для зрителей уменьшилось, но они стали более удобными. Оркестр из Царской ложи переместили на свое первоначальное место — над форгангом (занавесом, отделяющим закулисное пространство от арены).

Вход в цирк осуществляется с трех сторон:

  • с площади Белинского (центральный вход) — к 1–8 рядам и ложам;
  • с Инженерной улицы — к левой стороне 9–16 рядов;
  • с набережной Фонтанки — к правой стороне 9–16 рядов.

Здание цирка, Цирк Чинизелли

В вестибюлях второго этажа, а также в правой стороне первого этажа имеются буфетные зоны. По внешнему периметру зала расположены раздевалки, а в левой стороне вестибюля первого этажа — помещение для хранения детских колясок.

Желающие могут посетить сувенирную лавку цирка в правой стороне первого этажа и музей.

Музей цирка

Экспозиция насчитывает более 130 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории циркового искусства. Здесь представлены плакаты и рекламки, костюмы и реквизит, фотографии разных лет и видеосъемки, живопись и графика. На первом этаже собраны подлинные предметы, сюрреалистические картины и документы, имеющие отношение к основателю цирка — Гаэтано Чинизелли. На третьем этаже можно ознакомиться с историей отечественного циркового костюма, увидеть сценические образы иллюзионистов, гимнастов, дрессировщиков, жонглеров, акробатов, клоунов и т. д.

Первый в мире Музей цирка и эстрады был создан в Ленинградском цирке в 1928 году стараниями В. Андреева, ученого хранителя Театрального музея, и Е. Гершуни, заместителя директора цирка. Пополнению коллекций способствовали сами цирковые артисты и неравнодушные жители города.

Цирк-клуб, актрисы и великие князья

Внизу были сидячие ложи для богатых, наверху — сидячие и стоячие для пуб­лики попроще. Снизу собирались в основном молодые холостые офицеры-гвардейцы, которые использовали цирк как клуб. Они посещали все пред­ставления, чтобы увидеть приятелей и обменяться последними военными сплетнями.

Фанни Лир (Генриетта Блэкфорд)

Самый большой успех цирковых актрис произошел благодаря великому князю Николаю Константиновичу, внуку Николая I. В цирке он увидел приехав­шую из Америки даму. Она ходила по канату и была похожа на Мэрилин Монро (об этом великий князь и его современники еще не знали). Даму звали Фанни Лир, и полиция штата Западная Вирджиния разыскивала ее за мошенничество. Когда Николай Константинович увидел Фанни, он потерял память, сон и аппетит, и в конце концов они сошлись. Фанни Лир была требовательная девушка: она не соглашалась жить с великим князем на недостойных условиях, поэтому пришлось купить ей Малый Мрамор­ный дворец, где сейчас находится Европейский университет. Отец Николая Константиновича, Константин Николаевич, как и большинство Романовых, не отличался мягкостью. Лишний раз попросить у него 50 тысяч рублей сын боялся. Поэтому вместе со своим адъютантом великий князь решил выломать бриллианты из иконы, принад­лежавшей его матери, Александре Иосифовне, сдать ростовщику, получить деньги — а потом уже выкупить и вставить обратно. Когда бриллиантов хватились, Николай Константинович свалил вину на прислугу. Позвали знаменитого сыщика Ивана Путилина. Тот довольно быстро организовал обыски у адъютанта и нашел часть бриллиантов. Великого князя объя­вили сумасшедшим и отправили подальше от двора, а Фанни Лир выслали из страны.

Конюшенное ведомство

Конюшенное ведомство, или Конюшенный двор (наб. реки Мойки 2–4 / Конюшенная пл., 1), располагалось на одноименной площади. Формирование Конюшенной площади, вытянутой вдоль исторического здания двора от Большой Конюшенной улицы до канала Грибоедова (Екатерининского), проходило постепенно на протяжении XVIII и XIX вв. Хотя официальное название площади дали уже 20 августа 1739 г.

С 1730-х гг. территория застраивалась жилыми домами работников конюшни, кузницами и амбарами для фуража. Конюшенное ведомство (двор) обеспечивало императорскую фамилию каретами и колясками, поэтому и располагалось оно рядом с императорскими резиденциями.

Новое здание Конюшенного двора архитектор Л. Руска начал возводить в 1800-х гг., но завершил постройку в 1817–1823 гг. другой архитектор – В.П. Стасов. В 1865 г. комплекс построек Конюшенного двора частично реконструирует архитектор Г.Ф. Гросс.

Главный фасад храма украшен колоннами ионического ордера и парным барельефом работы скульптора В.И. Демут-Малиновского: «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста». Прямоугольное, почти квадратное здание храма завершено невысоким куполом и увенчано крестом. Правый и левый дальние углы постройки завершаются круглыми приземистыми барабанами, выполняющими роль колокольни. Этот храм знаменит тем, что 1 февраля 1837 г. здесь отпевали поэта А.С. Пушкина, а в 1857 г. – композитора М.И. Глинку. С 1919 по 1990 г. церковь была закрыта властями и использовалась сторонними организациями.

Остальная территория комплекса, при всей ценности здания, не особо интересна – конюшни, помещения для карет и экипажей, здания для обслуживающего персонала.

Император-спортсмен и военно-патриотические пантомимы

В эпоху Александра I к нам заезжали бродячие цирковые труппы из Европы, но расцвет цирка в Петербурге начинается при императоре Николае I. Император каждый день занимался спортом, был прекрасный наездник. Его чрезвычайно привлекало все сценическое: исторические карусели, конные парады. В это время в стране появляется довольно много цирковых артистов, и самое большое значение он придает конным трюкам: гвардейским полкам, стоящим в Петер­бурге, было полезно смотреть на мастеров выездки.

К концу николаевского времени, когда Достоевский уже был на каторге, Герцен — в эмиграции, Салтыков-Щедрин и Тургенев — в ссылке, цирк стал невероятно популярен, причем в этом увлечении совпадали и либералы, и представители власти. В смысле архитектуры государь отличался безвкусием и для своего любимого детища, первого постоянного цирка в Петербурге, выбрал крайне неудачную локацию — на нынешней Мариинской площади. Там в 1849 году был построен Императорский театр-цирк. Он сгорел в 1859 году, и на его месте довольно быстро был сделан Мариинский театр. Остов Театра-цирка огонь не затронул, а внутри зал пришлось перестраивать.

К концу царствования Николая главным жанром становятся огромные по масштабу панто­мимы, или мимодрамы, военно-патриотического характера. Самая известная — «Блокада Ахты», посвященная героической странице Кавказской войны. В дей­ствии участвовали актеры Александринского театра, наездники и наездницы, балерины и лейб-гвардии Саперный батальон. Режиссировал действие флигель-адъютант царя, а Николай I собственноручно учил балерин и актрис правильно держать ружье на караул. Выглядело это так: действующие лица массово карабкались на стены, их сбрасывали, потом они снова осаждали крепость. В итоге Ахта падала, на сцену выводили пленных горцев, и зал рукоплескал.

История Большого Санкт-Петербургского цирка / цирка Чинизелли

История цирка берёт начало с 1827 года, когда в Инженерном сквере (перед южным фасадом Михайловского замка) у Семеоновского моста (ныне мост Белинского) находился цирк Турнера. В то время строения цирка были деревянными и мобильными.

В 1864 году в Петербург прибыл цирк Карла Гинне, который разместился в деревянном здании, которое в последующем пришлось снести из-за ветхости. В 1867 году Гинне приступил к строительству нового деревянного цирка, в котором его труппа выступала до 1871 года. Одновременно с этим Карл Гинне предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного стационарного цирка, но власти ему отказывали и в 1872 году Гинне покинул Петербург, а управление цирком передал своему зятю (мужу сестры) — Гаэтано Чинизелли, который был наездником в цирковой труппе.

В 1875 году Чинизелли добивается у властей разрешения на приобретение участка для строительства каменного цирка, а также дал обещание устроить на собственные средства сквер на Михайловской площади (ныне Манежная площадь) напротив главного фасада Манежа. Этот сквер существует и сегодня.

Здание цирка было построено в 1876-1877 годах по проекту архитектора Василия Александровича Кенеля. Цирк открыл двери для посетителей 26 декабря 1877 года и стал первым каменным стационарным цирком Российской империи. Тогда здание цирка поражало величием и изяществом, а также богатым внутренним декором. Купол цирка по тем временам был решен по-новому — вместо традиционного использования колонн был применен такой способ, позволяющий замкнуть круглое пространство диаметром 49,7 метров без единой внутренней опоры, что давало лучший обзор сцены.

Освещался цирк роскошными газовыми люстрами.

При цирке была и конюшня, куда имела право заглянуть только привилегированная публика.

Устройство зрительного зала было создано таким образом, что предусматривало четкое разделение посетителей по классовой принадлежности: ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики, а для «народа» были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящих зрителей. Пространства зала имели отдельные входы с улицы, а внутри зала они были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз и наоборот. Сидячих мест в цирке было 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.

Также в цирке была и царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами.

Благодаря всему этому здание цирка быстро набрало популярность и вошло в ТОПы достопримечательностей города.

В 1919 году история цирка, связанная с родом Чинизелли, прекратилась — директор покинул Россию и эмигрировал в Париж, а здание перешло в распоряжение государственной власти, после чего исчезли многие украшения цирка.

В 1959-1963 годах здание цирка было капитально реконструировано и приобрело свой современный вид.

В 2015 году в честь двухсотлетия Гаэтано Чинизелли зданию вернули его изначальное имя «Цирк Чинизелли».

Собор Воскресения Христова

Настоящей жемчужиной петербургского зодчества выступает собор Воскресения Христова (наб. канал Грибоедова, 2а), сооруженный на берегу Екатерининского канала, на месте смертельного ранения императора Александра II 1 марта 1881 г. Второе название храма – Спас на Крови.

Строительство этого мемориального храма продолжалось долгих 24 года, а проект необычной постройки составил архитектор Альфред Александрович Парланд. Конечно, в реализации этого грандиозного проекта принимало участие множество архитекторов, художников, мозаичистов и других мастеров.

После проведения двух открытых конкурсов император Александр III решил остановиться на предложении архитектора Парланда, и в 1883 г. строительство собора началось. Освящение готового храма состоялось в августе 1907 г. в присутствии императора Николая II и членов августейшей фамилии.

Нужно отметить, что церковные службы совершались в Воскресенском соборе редко – храм был закрыт для свободного посещения. Являясь мемориалом памяти убитого террористами государя, собор служил местом его поминания.

Неповторимость постройке придаёт отделка фасадов, обильное использование эмали, мозаик, позолоты, мрамора, гранита и фасадного кирпича.

Внутреннее убранство собора Воскресения Христова не уступает внешнему виду храма. Площадь одних только мозаик, изготовленных в знаменитой мастерской В.А. Фролова, составляет 7065 кв. метров. Известные художники работали над интерьерами собора, такие как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Ф.С. Журавлев и многие другие.

https://www.youtube.com/watch?v=XNzxSTwjUVE

Сегодня собор Воскресения Христова является популярным петербургским музеем.

История цирка Чинизелли

Открытие первого каменного цирка в России состоялось в декабре 1877 года. Его основателем стал известный в Европе дрессировщик лошадей и наездник — итальянец Гаэтано Чинизелли, являвшийся в то время главой многочисленного циркового семейства. В Петербург он прибыл по приглашению брата своей жены Карла Гинне в 1869 году для выступлений в деревянном цирке на Манежной площади.

Фасад, nikola

Несмотря на неоднократные отказы местных властей, настойчивый Гаэтано сумел добиться разрешения на приобретение земельного участка у Фонтанки, на территории Инженерного сквера. На доводы городских мужей о том, что цирк закроет фасад Инженерного замка, детям негде будет гулять, а сам цирк не имеет общеобразовательного и культурного значения, Чинизелли ответил убедительным предложением. Он пообещал за собственные средства снести деревянный цирк на Михайловской (ныне — Манежной) площади, разбить там сквер, украсить его фонтаном и поставить декоративную ограду. В результате итальянец получил участок и разрешение на строительство цирка, а Петербург приобрел сразу несколько достопримечательностей.

Гаэтано умер в 1881 году в возрасте 66 лет. Со всеми почестями он был захоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском лютеранском кладбище. Цирк Чинизелли возглавила его жена, а затем сыновья. После Октябрьской революции объект был национализирован и перешел в подчинение государственным структурам, а семья Чинизелли покинула Россию навсегда.

Особенности здания

С технической точки зрения здание цирка было уникальным для второй половины XIX века. Купол диаметром почти 50 м не имел внутренних опор, что в значительной степени расширяло внутреннее пространство, а сетчато-ребристое строение сферического покрытия облегчало давление кровли на стены. В дальнейшем инновационное решение прижилось в более поздних проектах аналогичных объектов.

Царская ложа,  Цирк Чинизелли

Зрительный зал имел роскошное оформление. В декоре присутствовал бархат густых малиновых оттенков, а в качестве украшений — многочисленные зеркала и золоченые элементы. За счет вместительных галерок число посетителей могло доходить до пяти тысяч человек. Партер был рассчитан на полторы тысячи. Царская ложа являлась атрибутом высокого статуса цирка.

Цирк

На противоположной набережной реки Фонтанки, напротив церкви Симеона и Анны, расположено большое приземистое здание c высоким куполом. Это – цирк Гаэтано Чинизелли (наб. реки Фонтанки, 3), сооружённый в 1876–1877 гг. по проекту архитектора В.А. Кеннеля.

Цирк Чинизелли стал первым в нашей стране стационарным цирком – основная масса цирковых артистов в те годы давала представления в передвижных цирках-шапито.

Большие арочные окна главного фасада циркового здания дополнительно украшены скульптурами древнегреческих муз. В центральном окне расположена муза трагедии Мельпомена, муза лирической поэзии Эвтерпа находится в левом и правом окнах, богиня любовной поэзии Эрато установлена в боковых ризалитах. Аттик венчает скульптурная композиция.

Внутреннее убранство петербургского цирка отличалось богатой отделкой. Множество зеркал многократно увеличивали сияние позолоченной лепнины, с этим соседствовали малиновый бархат кресел и благородный мрамор лестниц. Зрительный зал, разделённый на ложи и ярусы, вмещал до 5 тысяч зрителей, при том что сидячих мест в цирке было всего 1200.

В конце XIX – начале XX в. по самой высокой цене продавались места в ложе и партере – их приобретали состоятельные петербуржцы. Самыми дешёвыми были места во 2-м ярусе, на котором открыли даже галерею, где зрители просто стояли. Пройти сюда можно было прямо с улицы, причём выхода в партер с галерки не имелось. Богатая публика с городской беднотой в цирке Чинизелли не перемешивалась.

В прошлом веке цирк продолжил свою работу, и кроме российских артистов на его сцене выступали мастера из других стран. В 2013–2015 гг. в цирке провели капитальную реконструкцию и восстановили исторические интерьеры и внешний облик этого памятника петербургской архитектуры.

Скоморохи, бабы-баечницы и чревовещатели

Элементы цирковых представлений существовали в России начиная с XI века, ведь скоморохи уже в некотором смысле клоуны. При Алексее Михайловиче их популярность стала расти. Из постпетровских властителей циркачей любила императрица Анна Иоанновна. Развлечения она поставила на поток: со всех концов страны ко двору набирали баб-баечниц, которые рассказывали ей весе­лые сказки, в то время как другие бабы чесали ей пятки. Во время грандиозных празднеств, например на свадьбу карликов, ко двору звали чревовещателей и глотателей огня. В Летнем саду с позволения императрицы за деньги выступали голландские эквилибристы.

Амфитеатр Астлея в Лондоне. Гравюра из книги «Microcosm of London». 1808 год

В XVIII веке в Европе появляются цирковые шатры, а вместе с ними — слово «шапито»  Шапито (от франц. chapiteau) — «колпак», то есть шатер в форме шапки.. Отцом-основателем современного цирка был английский наездник, бывший кавалерист Филип Астлей. В 1773 году он открыл первый цирк в Лондоне, а потом в Париже и еще в 18 городах Европы. Сам Астлей называл свои заведения «амфитеатрами», но чуть позже за ними закрепилось название «цирк». В России до 1806 года искусства цирка как такового не было. Цирковые номера были частью или уличной культуры, или театрального представления. Само слово «цирк» существовало только как воспоминание о римском и константинопольском цирке.

Научно-технический прогресс, красавицы и возникновение клоунады

Владимир Дуров на афише варьете
«Фоли-Бержер». 1891 год

В 1880–90-е годы в цирке появляются технические новшества, например «Волшебный электрический фонтан» и водные феерии. На арену кладут брезентовую емкость, она заполняется водой, в этом озере плавают слоны, олени, наездники форсируют водные препятствия, а навстречу им выпрыгивают дельфины. Вот программа большого торжественного пред­ставления 1899 года: «Винченца. Карикатуры на лошади. Оригинальная игра в мяч. Клоуны. Господин Петров. Сальто-мортале на лошади. Замечательно превосходная дрессировка лошадей на свободе. Русский клоун Мяско с его поющими пони. Дрессированные слоны под названием „Индийские рекруты“, знаменитый американский чемпион велосипедной езды» и так далее.

Мария Лабунская. Фотография 1900-х годов

Постепенно представление превра­щается в сборный концерт, состоящий из ряда практически не связанных между собой номеров. Главную роль теперь играют не наездники, а так называемые красавицы, в основном оперные певицы или балерины. В программе 1901 года самое главное — «второй дебют известной русской красавицы Марии Лабунской». Лабунская была не только одной из самых привле­кательных женщин своего времени, в которую влюбился будущий Николай II, но и выпускницей Императорского балетного училища и выступала в цирке со своими номерами. В это время иностранцев-циркачей посте­пенно сменяют русские. Самые знаменитые — братья-москвичи Владимир и Анатолий Дуровы. Они разрабатывают особый вид клоунады с животными — так возникает современная клоунада, продолжение комедии дель арте с распределением клоунов на роли рыжего и белого.

Экскурсии в музее

Огромной популярностью пользуются у посетителей музея специальные экскурсии, которые включают в себя (помимо рассказа об экспозиции) интерактивные занятия с экскурсоводом. В ходе занятий посетителям предоставляется возможность детально узнать о некоторых цирковых профессиях и даже попробовать свои силы в качестве акробата, жонглера или эквилибриста. Такие экскурсии проводятся по предварительной записи по средам, четвергам и пятницам для группы экскурсантов не более 15 человек. Экскурсия длится около полутора часов, во время которых посетителям демонстрируют закулисную часть цирка, проводят интерактивное занятие, а также обзор экспозиции на выбранную тему. Для иностранных посетителей желательно иметь собственного переводчика.

Интерактивные занятия с экскурсоводом

В настоящее время в Музее циркового искусства доступны несколько экскурсионных программ:

«Очарованные цирком» – экскурсия на тему истории цирка Гаэтано Чинизелли (его основание, становление, наиболее яркие артисты и т.д.);

«Магический круг манежа» – экскурсия, посвященная многообразию цирковых жанров (рассматриваются история и виды основных жанров – клоунады, акробатики, воздушной гимнастики, дрессуры, иллюзии, эквилибра);

«Что могут 13 метров» – экскурсия-обзор, повествующая о возникновении циркового искусства в Санкт-Петербурге, а также рассматривающая популярные жанры цирка.

Фото и описание

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк расположен на Фонтанке. Это
– один из наиболее старых цирков и первый стационарный каменный цирк в России.

Деревянное здание цирка было возведено в 1867 г. по проекту П.П. Мижуева и
Р.Б. Бернгардта в центре Манежной площади. Строительство велось Карлом Гинне. 26
декабря 1867 г. состоялось первое представление цирка, в котором выступала
сестра К. Гинне Вильгельмина. В 1875 г. ее муж Гаэтано Чинизелли (дрессировщик
лошадей и наездник, глава цирковой семьи) получил разрешение на строительство
стационарного каменного цирка у Симеоновского моста в Инженерном сквере (перед
Михайловским замком). Именно здесь с 1827 г. располагался цирк Турнера. Строение
простояло на этом месте до 1842 г, когда по причине ветхости оно было сломано.

Первый каменный стационарный цирк открылся 26 декабря 1877 г. Его здание
построено по проекту В.А.Кенеля и является уникальным в своем роде техническим
сооружением, которое выполнено на основе передовых для того времени инженерных
технологий. При возведении купола с пролетом 49,7 м впервые в мире не
применялись поддерживающие купол внутренние колонны, что позволило создать
необычный пространственный эффект. Впоследствии это новое техническое решение
получило широкое применение при возведении подобных сооружений.

Внутреннее оформление цирка было выполнено с особой роскошью. В убранстве
зрительного зала сочетались золото, малиновый бархат и зеркала. Места в партере
и ложи были рассчитаны на 1,5 тыс. человек, наполняемость зала порой достигала 5
тыс. зрителей. Артисты, видавшие во время своих европейских гастролей немало
цирков, назвали петербургский цирк одним из самых красивых в Европе.

Цирк Чинизелли в скором времени вошел в число основных петербургских
достопримечательностей и занял место первостепенной организации массовых зрелищ
в столице.

Ни один цирковой сезон не прошел здесь без постановки пышно оформленной
пантомимы – циркового спектакля с красивой феерией. В 1892 г. впервые
петербургские зрители увидели водяную пантомиму. В цирке Чинизелли также
демонстрировались разнообразные технические новшества.

После того, как в 1919 г. последний владелец цирка Сципионе Чинизелли покинул
Россию, обязанности по руководству принял на себя «Коллектив работников цирка»,
а здание перешло во владение государства. С этого времени здание претерпело
многочисленные изменения. Многое, как во внешнем облике цирка, так и в его
интерьере было утрачено. А в ходе реконструкции 1959-1962 гг. был полностью
уничтожен декор лицевого и боковых фасадов.

Первым директором уже советского Ленинградского цирка стал деятель циркового
искусства, выдающийся артист и режиссер, Вильямс Труцци.
До 1935 г. в Ленинградском цирке гастролировали как советские артисты, так и
европейские цирковые звезды: Карл Коссми, дрессировщики Тогарэ, капитан Валь,
атлетка Сандвина, иллюзионист Кефало, музыкальные клоуны Баррасета и другие.

Война прервала творческую деятельность артистов цирка. Новый сезон открылся в
ноябре 1944 г. В послевоенных цирковых программах участвовали: гротеск-наездница
Валентина Лерри, воздушные гимнасты Степан Разумов и Полина Чернега, воздушные
эквилибристы на «семафоре-гиганте» сестры Кох, Александр Корнилов с аттракционом
«Слоны и танцовщицы».

Программа открытия сезона 1946-47 гг. была подготовлена новым художественным
руководителем Ленинградского цирка Венециановым Г.С. Его богатая художественная
фантазия и знание специфики цирка позволили ему успешно ставить как отдельные
номера, так и целые тематические представления («Цирк зверей», «Женщины –
мастера циркового искусства», «Карнавал на льду», «Праздник на воде» и др.).
Особенно плодотворной была его деятельность в конном жанре и клоунаде.

С 1965 по 2008 гг. главным режиссером цирка был А.А. Сонин. Им осуществлено
более 150 постановок, в т.ч. инсценировок произведений А.П. Чехова и А.С.
Пушкина; тематические представления: к 100-летию Ленинградского цирка —
«Парад-алле, к 120-летию Санкт-Петербургского цирка — «Дом без углов», к
300-летию Петербурга -«Потешный маскарад»; новогодние детские представления.

Памятник Петру I

Кленовая аллея перед входом в Михайловский замок восстановлена архитекторами Е.И. Катониным и В.Д. Кирхоглани в 1950-х гг. Её смысловым центром выступает памятник императору Петру I, скульптора Б.К. Растрелли-старшего. Высокий, в римском стиле пьедестал выполнен архитектором Ф.И. Волковым.

Конная статуя самодержца выполнена ещё при жизни царя-реформатора, но полностью скульптор завершил её к 1747 г. Предполагалось именно этот монумент поставить на Дворцовой площади, но от этой идеи отказались.

На мраморном постаменте – два бронзовых барельефа с сюжетами петровских побед: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», исполненных знаменитыми русскими мастерами В.И. Демут-Малиновским, И.Е. Моисеевым, И.И. Теребеневым и М.И. Козловским. На лицевой стороне накладными буквами сделана надпись: «Прадеду – правнук».

Интерес к спорту и цирковая борьба

1 / 2

Петербургское атлетическое общество. 1905 годЦентральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

2 / 2

Петербургское атлетическое общество. 1905 годЦентральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Петербург начала ХХ века — это веселящийся Петербург. В мозаику массового искусства входит новый жанр, который имеет колоссальный успех и перево­рачивает представление о цирке, — цирковая борьба. Спорт в России зарож­дается как элитарное явление, пришедшее из-за границы. Уже в конце XIX века появляется интерес к тяжелой атлетике. Врач и чиновник Владислав Краевский открывает первый в России Кружок любителей атлетики и организует первые «качалки» в павильонах Инженерного замка. В два роскошных павильона приходят изысканные господа, чтобы поднимать гири. Так возникает традиция гиревого спорта и культуризм — представление о том, что человеческое тело — произведение искусства.

Идею о том, что своего тела не надо стесняться, а наоборот, его надо показы­вать, в начале XX века подхватывает и популяризует Иван Лебедев, известный всему Петербургу под именем Дядя Ваня. Иван Владимирович родился в дво­рянской семье, окончил юридический факультет Императорского Петербург­ского университета и стал заниматься в небольшой компании любителей тяжелой атлетики в особняке полковника лейб-гвардии Гусарского полка Георгия Рибопьера. Позже он начал организовывать чемпионаты по цирковой, или французской, борьбе. Лебедев, одевавшийся в национальную русскую одежду, становится первым организатором боев. На чемпионатах сидят Александр Блок, Александр Куприн, университетские профессора, студенты, гимназисты, торговцы, рабочие. Борьба — первое всесословное зрелище до появления других массовых видов спорта, прежде всего футбола.

Сальватор Бамбула

Для Лебедева была важна в первую очередь зрелищность. На него работает знаме­нитый борец Иван Заикин, который может протянуть паровоз при помощи зажатой в зубах проволоки и посадив на себя четырех человек. Для зрелищ­ности же Лебедев находит бурята, которого выдает во время Русско-японской войны за японского борца. Позже в Таганроге он отыски­вает чернокожего силача Бамбулу — американского матроса, из‑за беспро­будного пьянства отставшего от своего корабля, и выставляет его на бой с Поддубным. Поддубный побеждает, и патриоты рукоплещут.

Распространение массового искусства, к которому цирк относился в первую очередь, связано не только с ослабле­нием интеллектуальной роли дворян­ства, но и с появлением огромного количества новых потребителей культуры. Крестьяне хлынули в города и довольно быстро превратились в рабочих, ремесленников или торговцев. И их желание качественно провести досуг нужно было удовлетворять. Цирк, как и кино, не требует грамотности, и этим тоже объясняется его популярность.

Мода на массовое искусство приходит тогда, когда на сложные вопросы довольно трудно дать ответы, а Серебряный век — время, когда большинство людей не очень интересуются идеологией. Политика всем надоела, и в цирке всех без исключения привлекает зрелищность, а не идеологическая нагрузка.

Никогда так не веселится нация, как накануне трагедии. Перед Первой мировой русский цирк с его патриотически настроенными борцами, разряженными красавицами-танцовщицами и безудержным угаром стал точкой притяжения для всех сословий. Все мечтали только об одном — не думать ни о чем, кроме развлечений.

«Упсала-цирк» — некоммерческая организация в Санкт-Петербурге. С помощью циркового творчества ее сотрудники занимаются социализацией детей с особенностями развития и детей, относящихся к группам риска. Помочь его подопечным можно . Цикл лекций «Цирковой дневник» прошел в «Упсала-цирке» в конце 2015 года.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Кинохроника дня

Испытания динасферы — автомобиля будущегоДжаз дня

«Tiger Rag» (1918)Маргиналия дня

Уродливые убийцы

Архив

Инженерный замок

Рядом с Летним садом и Марсовым полем, у воды реки Фонтанки, высится Инженерный, или Михайловский, замок (Садовая ул., 2) – неприступная резиденция императора Павла I, убитого в ней заговорщиками в 1801 г. Как же строился этот грандиозный памятник недолгому правлению нелюбимого государя?

В феврале 1797 г. строители заложили первый камень в фундамент дворца, и к концу октября 1797 г. каменщики подвели его стены под временную кровлю. Работы на строительной площадке велись круглые сутки – ночью при свете факелов и костров, а число рабочих доходило до 6 тысяч человек.

Осенью 1800 г. основные строительные работы прекратились, но отделка залов и комнат императорской резиденции продолжалась до 1801 г.

Руководителем строительства замка государь Павел Петрович назначил архитектора В. Бренну, хотя тот всё же не стал единственным автором проекта этого грандиозного по масштабам сооружения. Историк Н.Е. Шильдер указывал на то, что «дворец строился по проекту В.И. Баженова и окончательно выполнен с некоторыми изменениями первоначального проекта архитектором Бренна».

Дворец отличается отсутствием цельной архитектурной композиции и был, со слов драматурга Августа Коцебу, «крайне неудобен для всех тех, которым приходилось бывать в нем…».

Император Павел I лично участвовал в разработке планов постройки и постоянно вмешивался в работу зодчих. Квадратное в плане здание, а длина стороны около 100 метров, имеет восьмиугольный внутренний двор. Очень интересна планировка помещений, которые имеют в замке разные формы: прямоугольные, круглые, треугольные и многоугольные.

Объёмно-пространственное решение дворца асимметрично, и каждый фасад решён с использованием индивидуальной отделки. Очень живописен фасад, обращённый к Летнему саду, с ровными ступенями гранитной лестницы, мраморной колоннадой террасы и барельефами среднего аттика. На гранитных постаментах поставлены скульптуры Флоры и Геркулеса. Лучшая часть замка – главный фасад со входом с характерными для Бренны наличниками ворот и особой обработкой рустов с заострённым центром. Здесь на фронтоне можно видеть превосходную по исполнению мраморную скульптурную композицию «История, заносящая на скрижали славные деяния царствования».

На фронтоне главного фасада надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Знаток петербургской истории Н.А. Синдаловский рассказывает о городской легенде, связанной с этой надписью. Незадолго до убийства императора в Петербурге появилась юродивая, предсказавшая, что Павел I проживет ровно столько лет, сколько букв в тексте на фасаде Инженерного замка. На резиденции сорок семь букв. В 1801 г. государю Павлу I Петровичу должно было исполниться 47 лет.

https://youtube.com/watch?v=4z2cP2VaVT8

Во дворе, куда можно попасть через единственные Воскресенские ворота, из отделки лучше всего зодчему удались скульптурные арматуры стен, но бросается в глаза пестрота разных по форме и размерам оконных проёмов.

Со стороны главного южного фасада в 2003 г. восстановлен небольшой участок Воскресенского канала – часть водной системы, окружавшей Инженерный замок. Через него к входу перекинут Трёхчастный мост, автором которого был инженер П.П. Сакен. Название переправы связано с его видом – в плане он похож на трезубец: один из его устоев находится у Воскресенских ворот, три других – со стороны Липовой аллеи. Площадь перед Инженерным замком носит имя Петра Великого.

Из великолепной внутренней отделки многое утеряно за годы жизни замка, и что-то пытаются в наши дни воссоздать реставраторы. В 2003 г. восстановлен Общий Столовый зал в анфиладе парадных комнат императрицы Марии Фёдоровны. Отреставрирована Тронная императрицы Марии Фёдоровны, богато декорированная лепниной с позолотой и со стенами в малиновом бархате.

После смерти владельца Михайловский дворец государя Павла I Петровича пустовал, и в 1819 г. его передали Главному инженерному училищу, среди выпускников которого значатся композитор М.И. Глинка, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович и некоторые другие известные в нашей стране люди.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: