Что посмотреть в Царском Селе?
Самые популярные места в Пушкине в порядке убывания (субъективно):
— Екатерининский дворец с его Янтарной комнатой и Екатерининский парк (дворец находится на территории парка, так что парк в любом случае избежать не получится);
Екатерининский парк
— Екатерининский парк — не все хотят во дворец, кто-то хочет погулять просто по парку;
Китайский мостик в Александровском парке
— Александровский парк (он к тому же бесплатный). Заметим на всякий, что Александровский дворец пока не открыли;
— церковь Воскресения Христова (находится в Екатерининском дворце);
— Агатовые палаты (находятся на территории Екатерининского парка);
— Царскосельский лицей;
Ратная палата
— Ратная палата (музей Первой мировой войны);
— Смотровая площадка Певческой башни
— выставка «Придворный экипаж»;
Феодоровский собор
— Феодоровский собор;
— первая могила Григория Распутина;
— ну и все остальное.
Маршрут
Прогулка по городу Пушкин начинается с осмотра Соборной площади и восстановленного Екатерининского собора. Пройдите мимо Гостиного двора и двигайтесь по Оранжерейной и далее по Садовой улице к Екатерининскому дворцу. После осмотра дворцовых комнат, отправляйтесь на прогулку по парку. Пройдите по Камероновой галерее и далее спускайтесь к Большому пруду, неспешно осматривая павильоны и скульптуры. Обойдите пруд, осмотрев легендарную Чесменскую колонну, здание Турецких бань. Пройдите по Мраморному мосту и обязательно побывайте в Скрипучей беседке.
Вторую половину дня уделите для осмотра Александровского парка и дворца, а также Федоровского городка. Маршрут заканчивается у Египетских ворот. Протяженность маршрута небольшая, но, за счет обилия достопримечательностей в парках, прогулка займет практически весь день. В летнее время стоит взять перекус с собой и устроить пикник на берегу пруда или в тени вековых дубов. Зимой можно перекусить в одной из кофеен.
Камеронова галереяФото: Светлана Тернер
Янтарная комната
В Большом Екатерининском дворце находится знаменитая Янтарная комната. Увы, оригинал, подаренный прусским монархом Фридрихом Вильгельмом I императору Петру I в 1717 году, не сохранился.
Заметим, что в елизаветинские времена Франческо Бартоломео Растрелли модернизировал презент. Дополнив его рядом элементов и увеличив в размерах, чтобы тот смог органично вписаться в интерьеры дворца.
Во время нацистской оккупации Пушкина в годы Великой Отечественной войны все панно и остальное убранство демонтировали и вывезли в Германию. Послевоенные попытки обнаружить пропажу не дали никакого результата.
- Некоторые историки считают, что комната находилась на борту лайнера «Вильгельм Густлов», потопленного в Данцигской бухте советским подводником Александром Маринеско
- Кто-то полагает, что она до сих пор лежит в одной из шахт секретных нацистских бункеров в Альпах. Так или иначе, но оригинал до сих пор не найден. И о его судьбе ничего не известно…
Янтарную комнату, которую сегодня видят посетители, была кропотливо воссоздана уже в XXI веке российскими реставраторами по сохранившимся фотографиям.
Как добраться, вход и режим работы
Для начала надо решить, как вы видите своё путешествие ко Дворцу: самостоятельно или при помощи тур-оператора. Ниже приводим некоторые советы относительно первого и второго вариантов, а пока начнём с общественного транспорта.
Организованное посещения музея
Второй вариант предусматривает возможность воспользоваться услугами тур-фирм, которые с удовольствием предоставят вам и автобус, и профессионального гида. Кого-то конкретно можно не искать, т.к. экскурсии организуются ежедневно у Гостиного двора. Придя туда, вы можете в живую пообщаться с организаторами и выбрать оптимальный вариант для себя. Преимущество здесь одно и оно неоспоримо: вы экономите деньги.
Преимущества второго варианта
Недостатки второго варианта
Режим работы дворца и парка
Екатерининский дворец открыт с 10:00 до 18:00. Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00. Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца (санитарный день). Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00.
Екатерининский парк открыт с сентября по апрель ежедневно с 7:00 до 21:00. С мая по июль ежедневно с 7:00 до 23:00. В августе ежедневно с 7:00 до 22:00.
Некоторые тонкости при посещении музея
Для посещения Екатерининского дворца в период летнего сезона необходимо предварительно приобрести билет в Екатерининский парк.
Если вы купили льготный билет, но документа на права льготы у вас нет, то в Музей вас не пропустят, а билет сдать уже не удастся.
Вариант покупки билетов «в обход всего»
Пару лет назад была запущена опция покупки билетов во Дворец прямо на сайте музея. Как всегда не обошлось без пресловутого «НО»:
Но как бы то ни было, этот способ поможет вам избежать стояния в очереди под палящим солнцем или на трескучем морозе.
Янтарная комната
Это, пожалуй, самая известная и обсуждаемая в мире комната. Внутреннее убранство сделано из кусочков янтаря. Ценность комнаты невероятно велика. Начало было положено еще в начале 18-го века, когда часть мозаичных панелей была подарена Петру I. Во время войны фашисты разобрали стены и панели комнаты и вывезли богатство дворца в замок Кенигсберг.
Однако после войны ее найти не смогли. Много разговоров происходило вокруг этого сокровища. В 1979 году было принято решение восстановить комнату. Было использовано 6 тонн янтаря, трудились лучшие мастера. Отзывы о посещении Екатерининского дворца только восхищенные. Люди не перестают удивляться талантам резчиков, декораторов и мастерству художников, воссоздавших настенные панно и медальоны. Открыта для посещений комната из янтаря была к 300-летию дворца.
Экспозиция Александровского дворца
В настоящий момент в Александровском дворце для посетителей открыт, как уже было сказано, восточный флигель. Вы можете посмотреть 13 залов и комнат как на половине Николая II, так и на половине Александровны Федоровны.
В мужской части расположены Мавританская, Парадный кабинет, Приемная, Камердинерская и Рабочий кабинет. В женской — Угловая гостиная, Большая библиотека, Малая библиотека, Свитская, Сиреневый кабинет, Спальня, Палисандровая гостиная и Кленовая гостиная.
Большая библиотека. Бюст Императора
Первые два зала в которые попадают гости дворца — библиотеки: Большая с более чем 18 тысячью томами и Малая с 6 тысячами. В основном, это книги с энциклопедической информацией.
Следующий зал — Угловая гостиная, здесь проходили различные официальные мероприятия и принимались высокие гости. Подлинный предмет в этой гостиной —французский ковер, который удалось эвакуировать во время Великой Отечественной войны и сохранить.
Угловая гостиная
Приковывает к себе внимание посетителей и рождающий невольные ассоциации портрет Марии-Антуанетты, королевы Франции, которая закончила свою жизнь на гильотине. Эту картину подарил императрице Александре Федоровне президент Франции Эмиль Лубе в 1902 году
Кленовая гостиная в Александровском дворце
Кленовая гостиная в стиле русского модерна удивляет своим интересным пространственным решением и ажурной лепкой на стенах в виде цветов, бутонов и стеблей роз.
Палисандровая гостиная
Обеды царской семьи проходили в Палисандровой гостиной. Свое название она получила из-за одноименного материала, из которого изготовлена мебель, некоторые детали отделки помещения и камин.
Следующий кабинет назван Сиреневым благодаря цвету шелка, которым обиты его стены. По легенде, именно Александра Федоровна попросила архитектора Романа Мельцера, занимавшегося интерьером, оформить комнату в ее любимый цвет.
Сиреневый кабинет
Бросается в глаза большое количество разнообразной мебели и пианино фирмы Becker, на котором любила музицировать Александра Федоровна. Подлинный музыкальный инструмент, к сожалению, не сохранился, но сотрудникам музея чудом удалось приобрести фортепьяно той же фирмы на одной из распродаж.
Спальня
Спальня царской четы удивляет простотой обстановки. Ткань из английского вощеного ситца с рисунком из венков цветов, которой отделан альков, служит главным украшением помещения. На стенах много икон, в начале XX века их было более 700.
В комнате, посвященной детям Николая II и Александры Федоровны, на большом экране демонстрируются их фотографии. Тут также собрана небольшая коллекция игрушек конца XIX- начала XX веков.
На мужской половине флигеля согласно придворному церемониалу находятся все необходимые помещения для государственной работы.
В приемной, оформленной фирмой братьев Мельцеров, постоянно дежурили флигель-адъютанты.
В рабочем кабинете читались доклады и принимались чиновники. Здесь же находилась личная библиотека императора, насчитывающая более 700 томов книг по различной тематике.
В Мавританской уборной главный аккорд — бассейн на 7 тысяч ведер воды. Изысканная облицовка уборной состоит из 40 видов оригинальных изразцов, а ажурная перегородка украшена ароматницами, приобретенными Николаем II во время своего путешествия по Японии.
Камердинерская и гардеробная в настоящее время объединены в одну комнату. Достоверных сведений о том, как они выглядели, не сохранилось.
Парадный кабинет Николая II
В Парадном кабинете, оформленном в морском стиле, Николая II проводились различные государственные совещания. Некоторые исследователи полагают, что его интерьер воспроизводит салон любимой яхты императора «Штандарт».
Лестница из красного дерева ведет на антресоль, на которую также можно было попасть и из Кленовой гостиной, причем совершенно незамеченным. Возможно этим пользовалась Александра Федоровна, чтобы быть в курсе того, что происходит на совещаниях, и затем помогать супругу в принятии сложных государственных решений.
Все представленные интерьеры в Александровском дворце наполнены множеством деталей и вещей, что дает возможность хорошо прочувствовать атмосферу начала XX века и понять, чем и как жили последние представители царской фамилии в России.
1 августа 1917 года де-факто резиденция утратила свой статус, де-юре потерянный еще ранее: семья Романовых отправилась в Тобольск. Из ссылки она уже никогда не вернется. Ну а дворец, как и вся страна, через три месяца вступит в совершенно новую эпоху.
Мария Захарченко
Заказать экскурсию по Александровскому дворцу можно по объявлениям ниже
Китайская деревня
Китайская деревня. | Фото: wikimedia.
3
Для туристов, гуляющих по Александровскому парку и любующихся роскошными фасадами Екатерининского и Александровского дворцов, расположенный здесь же маленький уголок Китая оказывается полной неожиданностью. Но его присутствие в этом месте легко объяснимо. Дело в том, что в 1780-х годах, когда в Александровском парке и появилась Китайская деревня, в Европе была мода на Китай: фарфоровая посуда вытесняла серебряную, интерьеры дворцов оформлялись в китайском стиле, в Англии, Швеции и Германии строились пагоды.
Екатерина Великая не захотела отставать от своих западноевропейских «коллег» и повелела построить в Царском Селе комплекс сооружений в китайском стиле, включающий несколько одноэтажных домиков и куполообразную обсерваторию.
Почти сразу после окончания строительства Китайская деревня пришла в запустение и обрела вторую жизнь лишь в XIX веке, когда домики начали использоваться в качестве апартаментов для петербургской интеллигенции.
Сегодня Китайская деревня – это фешенебельный жилой комплекс для состоятельных бизнесменов и дипломатов. Попасть на ее территорию, конечно, не получится, но полюбоваться издалека вы сможете.
Адрес: Китайская Деревня, Садовая улица, Санкт-Петербург, Пушкинский, Россия.
Экскурс в прошлое
В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.
На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.
В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.
Интересные факты
Большой Екатерининский дворец вместе с Екатерининским парком составляет единый дворцово-парковый ансамбль в музее-заповеднике «Царское Село».
В результате реставрации во дворце было восстановлено 18 залов, представляющих различные эпохи в развитии отечественного интерьера.
Реставрация дворца еще продолжается, причем на строго научной основе, и до ее завершения еще далеко. Но посетители могут смотреть выставки и в пока неотреставрированных помещениях.
Адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7.
Время работы: понедельник – с 10:00 до 21:00, среда – воскресенье – с 12:00 до 18:00. Выходные: вторник и каждый последний понедельник месяца.
← Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село» |
Царское Село (Пушкин): величественный памятник дворцово-паркового искусства → |
---|
Похожие публикации:
Памятник Растрелли в Царском Селе
Памятник Растрелли, созданный в соответствии с проектом скульптора М.Т. Литовченко, был установлен в 1991 г. на территории Царского села, в непосредственной близости от Екатерининского дворца. Материалом для изготовления картуша и бюста высотой 1….
Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село»
В бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) находится великолепный и роскошный Екатерининский парк. Он раскинулся на склоне Балтийско-Ладожского уступа и занимает площадь 107 га. Объект культурного наследия Российской Федерации….
Царское Село (Пушкин): величественный памятник дворцово-паркового искусства
Почти два столетия Царское Село под Петербургом служило для российских императоров летней резиденцией. В настоящее время имеет статус государственного музея-заповедника с тем же названием. Находится в городе Пушкине, и включает в себя дворцово-парк…
Поделиться ссылкой:
Полезная информация для посетителей
Вторая Антикамера
Для туристов дворец открыт в любой день, кроме вторника, с 12:00 до 18:00. Билеты продают до 16:45. По понедельникам музей работает с 10:00 до 21:00. Кассы закрывают в 20:00.
Детей до 16 лет пускают сюда бесплатно. Школьники и пенсионеры платят по 350 рублей, а взрослые туристы – по 700 рублей. Можно купить аудиогид — 150 рублей (2019).
Желающих попасть в уникальный музей очень много, поэтому выстраиваются очереди и иногда приходится ждать по 2-3 часа. Быстрее других внутрь попадают участники автобусных экскурсий. Следует иметь в виду, что фотографировать и снимать видео разрешают далеко не везде.
Портретный зал
Залы
В центре главного фасада находится Парадная лестница, по обе стороны от которой на втором этаже протянулись анфилады парадных и жилых залов. Лестница создана в царствование Александра II, по проекту И.А. Монигетти. В северной части, за рядом помещений, в числе которых Янтарный кабинет и Картинный зал, располагается половина Александра I.
А к югу находятся: двухсветный Большой зал, занимающий всю ширину дворца и имеющий площадь около 800 м2. Он олицетворял мощь Российской империи и использовался для приемов и роскошных балов. Далее идут парадные залы Екатерины II.
Перпендикулярно главному фасаду расположились два коротких флигеля.
В одном расположена пышная Дворцовая церковь. А сам он соединен переходом с помещениями знаменитого Лицея, в котором учился А.С. Пушкин.
Второй флигель, известный как Зубовский, перестроил в 1779-1785 году для проживания императрицы Екатерины II архитектор Юрий Фельтен. На втором этаже находились десяток личных комнат Екатерины, отделанные по проекту Камерона и Кваренги. В помещениях первого этажа обычно жили фавориты царицы. По фамилии одного из них флигель и назван.
Екатерина очень любила дворец своего имени. В залах второго этажа она жила и принимала гостей. В небольшом садике, соединяющем апартаменты с Агатовыми комнатами, отдыхала, любовалась цветами и парком.
Роскошные Агатовые комнаты, отделанные драгоценной уральской яшмой, императрица использовала для работы летом — здесь хорошо думалось работать в тишине и прохладе. А в зной Екатерина гуляла по просторной Камероновой галерее, античного духа строении, примыкающем к дворцу.
Впоследствии в Зубовском флигеле жил император Александр II. Для него перестроили помещения первого этажа. Неподалеку потом появились и комнаты тайной супруги Александра, княгини Юрьевской. Официальная же супруга монарха жила на половине Екатерины II на втором этаже.
Янтарная комната
Первоначально Янтарная комната возводилась в Германии, и автором её стал немецкий архитектор Шлютер. Помещение, полностью отделанное янтарём, проектировалось для королевского дворца Германии. Янтарных залежей в немецких землях было предостаточно, и в коллекции германских королей значились не только самородки, но и готовые изделия, среди которых было несколько зеркал в янтарных рамах. Но ни во дворце, ни в замке Шарлоттенбург, где строился подобный кабинет, «янтарная» идея не прижилась. Работы были свёрнуты, а интерьеры разобрали и увезли на хранение.
Начало российского пути
Неизвестно, сколько бы пришлось авторским деталям из роскошного камня томиться не у дел, если бы о янтарном эксклюзиве не узнал царь Пётр. Император загорелся желанием получить удивительные интерьеры для сооружений Петербурга, и вскоре прусский король преподнёс Петру янтарную комнату в качестве международного презента. Подарок до Санкт-Петербурга из Германии везли два десятка телег. По прибытии оказалось, что многих частей не хватает и процесс застопорился. Петру так и не удалось при жизни увидеть кабинет в собранном виде. Он хранился в загородном имении, пока про дарованный немцами янтарь не вспомнила его дочь Елизавета.
Императрица решила украсить янтарным декором одно из помещений Зимнего дворца, чем и занялся Бартоломео Растрелли. Отсутствующие детали были заменены в интерьере другими элементами, а комната стала служить местом для праздничных приёмов. Позднее Янтарная комната была перенесена в Большой Царскосельский дворец, где реконструировалась и дополнялась экспонатами ещё в течение нескольких десятилетий.
Итог многолетнего труда не прошёл даром. Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села называли «восьмым чудом света». Сочетание тёмного и светлого янтаря позволило добиться объёмного звучания декора. Центральный ярус Янтарной комнаты состоял из восьми панно, в половину из которых были вставлены цветные картины флорентийской мозаики. Каждая из них имела своё название. Комнату украшали комоды ручной работы, янтарный столик, зеркальные пилястры. Тёплый, солнечный янтарь в сочетании с искусственным освещением, изумительной резьбой и позолотой, производил неизгладимое впечатление.
Тайна исчезновения
За время своего существования в Янтарной комнате несколько раз проводились реставрационные работы. Янтарь — хрупкий камень, подверженный негативному внешнему воздействию, склонный к пересыханию и растрескиванию. Именно поэтому в годы Второй мировой войны, когда немцы подошли к Ленинграду, янтарные стены не стали разбирать и эвакуировать Комнату лишь бережно закрыли упаковочными материалами и оставили на месте.
Когда в Пушкин вошли оккупанты, то первым делом они разобрали и вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Ценный трофей установили в музее Кёнигсберга, в книге которого была зафиксирована дарственная надпись. Но радоваться немцам пришлось недолго — наступление советских войск заставило очередной раз разобрать мировой шедевр. С тех пор Янтарную комнату больше не видел никто. Она тщетно разыскивалась по всей Пруссии и близлежащим странам. Существует большое количество домыслов и легенд, согласно которым следы ценной реликвии всплывают то тут, то там, но тайна так и остаётся тайной.
Воссоздание
С конца 60-х гг. в СССР около двадцати лет существовала комиссия по розыску Янтарной комнаты. После многолетних безуспешных поисков советское правительство вынесло распоряжение своими силами восстановить историческую ценность. При дворце была открыта янтарная мастерская, где по имеющимся эскизам мастера создавали вновь драгоценный интерьер. За 13 лет Янтарная комната была восстановлена почти наполовину. Приятным сюрпризом на рубеже веков стало то, что нашлись некоторые фрагменты реликвии — часть флорентийской мозаики и янтарный комод. Полностью работы были завершены в 2003 году. Янтарная комната вновь ожила в преддверии празднования 300-летия Петербурга.
Увидеть величие и роскошь Янтарной комнаты Екатерининского дворца Пушкина, а также других залов резиденции, даст возможность самостоятельная или организованная экскурсия в Царское село.
Если вас интересует история всей Северной столицы – рекомендуем ознакомиться с разделом экскурсий по Санкт-Петербургу у нас на сайте. Приобретая экскурсию на сайте онлайн, вы сэкономите свои средства и обеспечите полноценный тур с насыщенной программой.
Баболовский дворец
В Бабловском парке посетители могут найти еще один замечательный дворец Екатерины. Он был построен в живописном месте у Таицкого водопада по личному распоряжению императрицы. Сначала это был скорее деревянный павильон, где можно было отдохнуть во время прогулки. Затем здесь возвели каменный дворец.
Это довольно необычное сооружение, служившее скорее местом отдыха, чем дворцом. Из каждого помещения одноэтажного дворца есть свой выход в сад. Кирпичная постройка выполнена в стиле поздней английской готики. Само здание асимметрично, в центре венчается восьмигранной башней. Во дворце расположена огромная купальня с ванной, выполненной из цельного камня.
Позднее, дворцом владел князь Потемкин. Однако, расположение этой резиденции в отдалении от остальных дворцов привело к тому, что он не часто посещал ее. Во время войны, дворец был разрушен окончательно и с тех пор лежит в руинах.
Добраться можно на электричке до станции «Детское Село» откуда сесть на любой транспорт до остановки «Красносельском шоссе, д. 65». Также можно сесть на любой маршрут от метро «Московская», «Звездная», «Купчино».
Адрес: г. Пушкин, на территории Бабловского парка.
Вход свободный.
Некоторые особенности Екатерининского дворца
Лазоревый фасад украсили белые колонны, лепнина и фигуры атлантов. Позолота придавала дворцу больше торжественности. Соединённые крытыми галереями флигели отходили от центральной части дворца. Пятиглавая дворцовая церковь сверкала золочеными куполами над его северным крылом. Над южным благородным металлом сиял купол, шпиль которого венчала многоконечная звезда. Только представьте себе: на внутренний и внешний декор использовано около 100 кг червонного золота!
При Елизавете парадные комнаты расположили на всю длину дворца – они образовали Парадную золотую анфиладу. Тогда же появились знаменитые Янтарная комната и Картинный зал. Над первой больше пяти лет трудились именитые заграничные мастера. А в зале собрали больше сотни шедевров западноевропейских художников XVII – начала XVIII веков.
Свою лепту в обустройство Большого Царскосельского дворца внесла и неравнодушная к античной архитектуре Екатерина Великая. Императрица работы по дальнейшему переустройству дворца доверила шотландскому архитектору Чарлзу Камерону. Его усилиями он обзавелся Синим и Серебряным кабинетами, Купольной столовой, двумя гостиными – Лионской и Арабесковой, и Китайским залом. При ней же появились Агатовый павильон и Камероновая галерея, Холодная баня и Зубовский корпус. Для цесаревича Павла и его жены Марии Федоровны во дворце создали Парадную голубую и Китайскую голубую гостиные, а также Официантскую, Зеленую столовую и Опочивальню.
Парадный кабинет и прилегающие к нему комнаты (архитектор В. П. Стасов) были созданы уже при Александре I Павловиче в 1817 году. Они были оформлены в ознаменование победы над Наполеоном. В 1862–1863 годах завершающим этапом перестройки стало создание Парадной лестницы.
В 1910 году дворец сменил название Большой Царскосельский на Большой Екатерининский.
Екатерининский дворец.
Становление Царского Села как императорской резиденции связано с образом императрицы Екатерины I. Изначально усадьба в июне 1710 года была подарена Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне, которая преобразила ее в каменные палаты из 16 светлиц с небольшим регулярным парком в голландском стиле. Современный Екатерининский дворец – это стиль позднего русского барокко. Этот облик он приобрел при императрице Елизавете Петровне благодаря перестройке архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1752-1756). Работы длились четыре года и 325 метровый величественный дворец, названный Екатерининским в память о ее матери – первой русской императрице Екатерине I, предстал перед потрясенными иностранными гостями. В роскошных росписях, инкрустациях залов и пышных интерьерах апартаментов жили, устраивали балы и маскарады, принимали иностранных послов, отмечали юбилеи все императоры России. Эти залы помнят легкую поступь грозной Екатерины Великой. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили проводить в стенах Екатерининского дворца не только летнее, но и зимнее время. Екатерининский дворец имеет еще одно название «Большой Царскосельский дворец». В 2016 году признанный шедевр мировой архитектуры Екатерининский дворец в Царском Селе отметил свой 260-летний юбилей.
Построенный на декоративных контрастах и световых эффектах шикарный архитектурный образ Екатерининского дворца дополняют золотые купола церкви Воскресения Христова (1750 годы архитектор Б.-Ф. Растрелли, 1860 годы архитектор А. Видов). Тысячи посетителей ежедневно приходят сюда, чтобы самим увидеть и полюбоваться на это творение человеческих рук и идеи венценосных владельцев, воплощенные гением архитекторов. Необычайно торжественный и нарядный вид придают Екатерининскому дворцу цвета небесной лазури огромное количество белоснежных пилястр, колонн, огромных окон, а также вызолоченные скульптурные фигуры, лепнина и бесчисленное множество резных украшений на фасаде дворца. Внутри весь дворец тоже наполнен золотым сиянием. Знакомство с внутренним убранством Екатерининского дворца начинается с Мраморной Парадной лестницы. Ее создали в 1860 году по проекту архитектора И.Монигетти. Огражденные резной балюстрадой широкие ступени из белого мрамора в окружении завораживающего объема воздуха и света устремляются с двух сторон к средней площадке и от нее четырьмя маршами взбираются на второй этаж к дворцовым покоям. Величественная атмосфера дворца продолжается в изыске залов «Золотой» анфилады. Парадные комнаты второго этажа соединены резными золочеными порталами-дверями, которые образуют уходящую в бесконечность анфиладу.
Большой (Тронный) зал – главное место в «Золотой» анфиладе. От такого объема золота захватывает дух! «Светлая галерея» Тронного зала площадью 860 кв. метров имеет вытянутую форму и охватывает всю ширину дворца. Тронный зал словно соткан из обрамленных золоченой резьбой бесчисленных окон и зеркал, создающих эффект прозрачности, легкости и перспективы с Екатерининским регулярным парком. Свод Тронного зала украшает плафон «Триумф России», а паркет блестит наборным рисунком. Стеклянные двери величавого Тронного зала приводят туристов в три Антикамеры. Белая Парадная столовая, Зеленая и Малиновая столбовые, Портретный зал, Картинный зал, Кавалерская столовая, Китайская Голубая гостиная – все в Екатерининском дворце восхищает взор, и будто оказываешься в мире иллюзий.
Янтарная комната (кабинет) – самые известные апартаменты Большого Екатерининского дворца, входящие в анфиладу парадных залов. Часть янтарных мозаик была изготовлена в начале 18 века в Пруссии, подарена Петру I, а в 1755 году перенесена в Царское Село. Во время Великой Отечественной войны все наряды Янтарной комнаты были вывезены немцами в Германию в замок Кенигсберг. С 1979 года в Санкт-Петербурге по эскизам реставраторов стартовала программа воссоздания ее уникальных мозаичных панно и медальонов из янтаря. Возродившаяся Янтарная комната была открыта к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь все было сделано с нуля. В едином тандеме сошлись научные достижения, творчество декораторов, талант резчиков по камню и мастерство художников. Шесть тонн янтаря сотворили чудо и превратили Янтарную комнату в ювелирный шедевр. Легенды и мифы об ее экспонатах ходят до сих пор.