Легендарные кони клодта

Сколько раз перестраивали

Начиная с 1716 года, Аничков мост перестраивался несколько раз:

  • в 1719 году его пришлось укрепить;

  • в 1726 году он стал подъемным, средний пролет убирали вручную;

  • в 1741 году его снова перестроили: укрепили и удлинили до 200 м, это сделано для того, чтобы по нему смогли пройти слоны, которых подарили императрице;

  • в 1747 году средний пролет сделали разводным, для чего специально были изготовлены железные механизмы;

  • в 80-е годы XVIII века мост снова переделали, сделав его каменным, но оставили старый разводной пролет;

  • в начале XIX века мостовую вымостили булыжником, на въезде поставили фонари;

  • к середине XIX века получилось, что для Невского проспекта мост стал очень узким, и его расширили;

  • в 40-е годы XIX века украсили чугунными решетками и скульптурами;

  • в начале XX века своды стали деформироваться, мост снова укрепили, к тому же по нему проходила трамвайная линия;

  • после войны реставрировали ограждения, поврежденные бомбежками;

  • в 2000 году реставрировали скульптуры;

  • в 2007 году провели реконструкцию самого моста: ремонтировали кирпичную кладку сводов, тротуарную плитку и решетки, заменили гидроизоляцию и асфальтовое покрытие.

Историческая справка

По указу Петра I в 1715 году: «За Большою Невою
на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» начали строить деревянный балочный
многопролетный мост на свайных опорах длиной 150 метров, перекрывавший проток
и заболоченную пойму реки. Окончены работы в мае 1716 года.

В 1726 и 1742 гг. мост капитально ремонтировался. В 1749 году архитектор
Семен Волков подготовил новый деревянный мост на свайных опорах для пропуска
слонов — «Индийского подарка», ожидавшихся к проходу по старой Московской
дороге.

Мост не имел разводно го пролета. Пролетное строение моста обшили досками
и оформили под гранит. В 1783-1787 годах сооружается постоянный Аничков мост
(предположительно по проекту Ж.-Р- Перроне) — каменный, 3-пролетный со средним
деревянным подъемным пролетным строением, аналогичный Чернышеву мосту, сохранившемуся
до наших дней.

В 1841 году Аничков мост был перестроен: расширен до красной линии Невского
проспекта, удалены башни, все пролеты сделаны арочными. Проект нового моста
разработал инженер И. Ф. Буттац, при участии инженера А. X. Редера. Работы
выполнял подрядчик М. Пименов под руководством инженеров Н. Дершау и А Соболева.
Надзор за строительством осуществлял инженер А. Д. Готман. Литая чугунная
ограда с барельефами морских коньков и русалок была выполнена архитектором
А. П. Брюлловым по мотивам решетки, созданной архитектором К. Ф. Шинкелем
для берлинского Дворцового
моста.

Главной художественной особенностью моста стали установленные на гранитных
пьедесталах устоев четыре конные скульптурные группы «Укрощение коня человеком»,
созданные скульптором бароном П. К- Клодтом. Изображение укрощаемого коня стало
одним из символов города. Первые две скульптурные группы, отлитые в бронзе,
установлены на западных устоях моста в 1841 году. Копии этих скульптурных групп,
выполненные в 1840-х годах, были отправлены в Берлин,
Неаполь и Орловскую
усадьбу в Стрельну.
Скульптурные группы на восточных устоях установлены в 1850 году. В блокаду скульптурные
группы были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров. Во время
немецких бомбежек и артиллерийских обстрелов мосту нанесены серьезные повреждения.
Повреждены большие участки ограждений и гранитные постаменты. Ограждения восстановлены
еще до Дня Победы, а к 1 мая 1945 года скульптурные группы вернулись на свои
пьедесталы. В 2000 году скульптуры были отправлены на реставрацию, и к 300-летию
города их вернули на место.

В 1906—1908 годах была произведена частичная реконструкция моста: переложены
кирпичные своды, которые были облицованы розовыми гранитными камнями чистой
и получистой тески, конструкции моста изолированы рольным свинцом, тротуары
выполнены из большеразмерных плит красного гранита. В проведенных работах принимали
участие инженеры С. П. Бобровский, Г. Г. Кривошеин и архитектор П. В. Щусев.

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — С. 23. — 376 с.
  2. В путеводителе 1903 года встречается написание Аничкин мост (Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1, стр. 184)
  3. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  4. [http://www.webneva.ru/bridge/842-anichkov-most.html Аничков мост] // Достопримечательности. Культура и история Петербурга.
  5. Андрей Лисянский. [http://russights.ru/post_1274295155.html Аничков мост и кони Клодта] // Достопримечательности России
  6. Бунин, М. С.. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда.. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с., Строительство Петербурга
  7. Фролов, А. И. Аничков мост // Реки, каналы, острова, набережные, мосты. — СПб.: Глагол, 2002. — С. 78-80. — 176 с. — ISBN 5-88729-063-3.
  8. Мосты и набережные Ленинграда / фот. В. П. Мельников, сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 10. — 319 с. — 22 000 экз. — ISBN 5-289-00690-7.
  9. И. А. Краснов. [http://vodokanal.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=2806262063 БАУЭР Федор Вилимович (Фридрих-Вильгельм) (1734–1783, СПб.), военный инженер, гидротехник, картограф]. Водоканал Санкт-Петербурга (2008). — «Возглавлял Комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала (ныне – Грибоедова канал) – под руководством Б. началось сооружение их гранитных набережных и спусков»  Проверено 26 февраля 2011. [http://www.webcitation.org/61BovyOSj Архивировано из первоисточника 25 августа 2011].
  10. В. И. Шестериков (ГП «РосДорНИИ»). Каменные мосты Европы // [http://www.complexdoc.ru/ntdtext/534597#_Toc248922719 Каменные мосты России]. — Обзорная Иинформация. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам», 2004. — Т. Выпуск 7.
  11. Газета «Северная пчела» 5 ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка берлинского архитектора Шинкеля». В. Я. Курбатов в книге «Петербург» приписывает рисунок перил Монферану.
  12. [http://moscowwalks.ru/2008/11/12/moskovskii-ippodrom/ Московский ипподром] на сайте «Прогулки по Москве»
  13. [http://www.kac3.ru/index/?node_id=1610 Клодт Константин Александрович (1867—1928)] на сайте Каслинского завода архитектурно-художественного литья
  14. [http://www.gazeta.spb.ru/40452-0/ Аничков мост закрыли. На очереди Невский проспект] // Газета. СПб, 22 апреля 2008.
  15. [http://www.dp.ru/spb/news/citynews/2007/06/20/224511/ Виктория Шахова, «Деловой Петербург», 20 июня 2007]
  16. [http://www.spbvedomosti.ru/_Articles Юрий Иванов. Соль под копытами. // Санкт-Петербургские Ведомости, вып. № 146 от 09.08.2007]

Как добраться

Адрес Аничкова моста: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект. В окружении находятся не менее известные достопримечательности города – Аничков Дворец, Фонтанный двор и Дворец Белосельских-Белозерских. Быстрый способ добраться до Аничкова моста – метро. От станции «Невский проспект» («Гостиный двор») двигаться по направлению увеличения нумерации домов.

Либо же от станции метро «Площадь Восстания» («Маяковская»).  В этом случае идти в сторону уменьшения нумерации домов. Помощником, который подскажет нужное направление, могут стать Google карты. Дорога от станции метро занимает 10 минут, в течение которых можно прогуляться до моста мимо других достопримечательностей города.

Деревянный мост, возведенный по приказу Петра 1, превратился в величественную каменную постройку. Постоянно перестраиваемый, переживший блокаду Ленинграда, Аничков мост, находящийся в центральном районе Санкт-Петербурга не утратил красоты, по праву занял почетное звание культурного наследия России и достопримечательности Санкт-Петербурга.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Скульптурная группа «Укрощение коней» на Аничковом мосту

Рубрика: Санкт-Петербург

Одним из самых известных символов города на Неве является скульптурная композиция на Аничковом мосту под названием «Укрощение коней». В 30-х годах 19 века правящий тогда монарх Николай II изъявил свое желание обновить пристань Невы у Адмиралтейского бульвара чем-нибудь оригинальным, его выбор пал на скульптурную композицию юноши, укрощающего дикого скакуна.

Исполнителем монаршей воли был назначен известный петербургский скульптор-анималист того времени Петр Клодт, ранее прославившийся своей впряженной в колесницу шестеркой лошадей, вставших на дыбы над двенадцатью колоннами Нарвской триумфальной арки. Скульптору выделили двух живых моделей, в их роли выступила пара двух породистых арабских жеребцов царской конюшни.

Подготовка бронзовой отливки первых двух скульптурных групп (античные укротители и кони) уже шла полным ходом и готова была завершиться уже в 1838 году, когда поехавший на место установки барон Клодт предложил Николаю II поместить эти скульптуры не на Адмиралтейском бульваре (это место было ему не по душе), а на Аничковом мосту, готовившемся к реставрации. Император благосклонно выслушал его предложение и дал «добро».

В 1941 году обновленный Аничков мост стало не узнать: здесь появились две пары бронзовых скульптурных композиций и пара их копий из гипса, которые произвели на окружающих огромное впечатление и заслужили признание критиков, заявивших о том, что Клодт, несомненно, — лучший скульптор современности. Однако изготовленным в 1942 году гипсовым скульптурам-копиям так и не было суждено попасть на Аничков мост, они стали подарком российского императора Николая II для короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV, они и сейчас украшают берлинский королевский дворец.

Еще одна попытка установить бронзовых коней на том же мосту потерпела фиаско в 1844 году, теперь их обладателями стал сицилийский король Фердинанд II, которому их подарил все тот же великодушный и щедрый император Николай II, сейчас их место – неапольский городской сад.

Четвертую отливку уже никто не делал, скульптор решил создать что-то новое и оригинальное, так в 1850 году вид Аничкова моста стал окончательным. «Укрощение коней» состоит из четырех фигур, которые символизируют торжество человечества над силами природы. Скульптор изобразил несколько стадий процесса укрощения, сначала это ярость, бунт, сопротивление, затем угасание пыла, смирение и полное подчинение. Герои, представленные талантливым Петром Клодтом изображены с большой точностью и натуралистичностью, оставаясь при этом очень символичными. Мир пластического искусства того времени получил свой новый непревзойденный шедевр – коней великого Клодта, которые заслуженно пополнили список мирового культурного наследия.

Адрес: Аничков Мост, Невский проспект, город Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Михайловский сад

  Иоанновский мост

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Нарвские ворота

Нарвские триумфальные ворота построены в 1827-1834 годах. Скульптурная группа, венчающая арку, стала первой серьёзной работой Петра Клодта.

У этого памятника интересная история. Первые триумфальные ворота были созданы из дерева и алебастра. Тогда, в 1814 году, по проекту Д. Кваренги была возведена роскошная арка на Нарвской заставе – она предназначалась для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы. Однако недолговечные материалы быстро пришли в негодность, и спустя 13 лет был заложен первый камень новых ворот. Саму арку решением Николая I решено было передвинуть южнее (на нынешнюю Площадь Стачек).

В 1827 году строительством руководил Василий Стасов. Каркас ворот составила кирпичная кладка, обшитая медными листами. Над скульптурной группой, также выполненной из меди, в 1832-1833 годах работала группа мастеров:

  • фигура богини Славы – Степан Пименов;
  • скульптуры витязей Древней Руси – Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский;
  • крылатые женские фигуры и барельефы с гениями славы – Иван Леппе;
  • шестёрка коней – Пётр Клодт.

К тому моменту молодой Клодт ещё не имел серьёзных заказов, потому предложение поработать с именитыми скульпторами принял за честь. Шестёрка коней Клодта, установленная на аттике и несущая колесницу Славы, олицетворяет динамичность, стремление вперёд и уверенность в победе.

Николай I был в восторге от работы Клодта, а сам скульптор получил не только покровительство императора, но и всемирную известность.

Реконструкция Аничкова моста

Надо сказать, что спешка в строительстве моста привела к серьезным конструкторским недоработкам. Они уже к 1843 году привели к деформации несущих опор и арочных сводов пролетов.

На протяжении нескольких лет проводились периодические исследования деформаций, и они подтвердили, что разрушительный процесс продолжается. А после очередного планового контроля в 1902 году ответственная комиссия признала состояние сооружения критическим.

Было принято решение незамедлительно начать реконструкцию моста. Однако «незамедлительно» растянулось на долгих четыре года. Ведущие специалисты в области архитектуры никак не могли договориться и выработать единый план реконструкции.

Одни предлагали заменить каменные несущие конструкции металлическими балками арочного типа. Некоторые считали, что нужно обойтись «каменным» способом исключения деформаций.

В результате, удалось все-таки выработать единые рекомендации и найти приемлемое решение, позволяющее внешний облик моста оставить неизменным. В 1906 году Городская дума утвердила архитектурный проект реконструкции сооружения и процесс начался.

Восстановительными работами руководил архитектор П. В. Щусев и в 1908 году они с успехом закончились. Была сделана перестройка пролетов сооружения. Кирпичные своды были выложены по новому контуру и отделаны розовым камнем.

Несущие конструкции моста стали представлять собой отдельные секции и стыки между ними заполнил рольный свинец. В результате восстановительных деяний мост приобрел современный облик, имеющий место быть и по сей день.

Окружающий ансамбль Аничкова моста

Аничков мост является одним из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта.

Изначально на месте дома (1720-е годы) находилась деревянная гауптвахта, охраняющая разводной Аничков мост — в то время здесь проходила граница города.

Трёхэтажный каменный дом с классическим фасадом был построен на данном участке в 1799-1806 годах для купца П.И. Шарова.

В 1877-1878 годах новый домовладелец П.И. Лихачёв перестроил дом по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова, в результате чего дом стал пятиэтажным и предназначенным для сдачи внаём меблированных комнат. После перестройки здание приобрело современный эклектичный вид.

В архитектуре фасадов дома присутствуют: рустика, лопатки и пилястры, разнообразные наличники, пышный фриз и множество лепных деталей, а также эркеры, балконы и шатровые крыши.

Сегодня в доме находятся коммерческие помещения, салон-магазин «Книжная лавка писателей», открывшийся в доме ещё в 1934 году и жилые помещения.

Дворец был воздвигнут, начиная с 1741 года по указу императрицы Елизаветы Петровны.

За время истории, в результате переделок и реставраций, облик дворца менялся, он становился более строгим, и, в конечном итоге, стал представлять собой ансамбль, стиль которого сложился под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей и аристократических владельцев. Так, в разное время Аничков дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи и выступал в качестве подарков.

Сегодня дворец представляет собой комплекс строений с прилегающим садом с павильонами.

В стенах дворца находятся: театрально-концертный комплекс «Карнавал», Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, библиотека и Аничков лицей.

Для всех желающих во дворце проводят обзорные экскурсии. Также проходят концерты, вечера и праздники. Подробнее об Аничковом дворце и саде…

Первые каменные постройки на этом месте появились во второй половине 18 века. В начале 19 века на месте нынешнего участка находилось два четырёхэтажных здания.

С 1820-х годов здание перешло к купцу Ф.И. Лопатину, при котором в 1839-1840 годах, по проекту архитектора Василия Егоровича Моргана, был пристроен четырёхэтажный корпус по набережной Фонтанки. После возведения здание стало одним из самых больших доходных домов в столице — в неё сдавали в наём квартиры.

После здание меняло хозяев. В 19 веке в доме проживали известные литераторы того времени, что и дало зданию второе название — «Литературный дом».

Во время Великой Отечественной войны часть здания была разрушена. После реконструирована.

В 2011 году, из-за аварийности, здание было снесено, а затем (2015 год) воссоздано с добавлением одного этажа и повторением советского фасада середины 20 века.

Сегодня в здании находятся коммерческие помещения и располагаются организации.

— с юго-восточной стороны моста, на углу Невского проспекта 41 и набережной реки Фонтанки 42, находится одно из самых прекрасных зданий на Невском проспекте — дворец Белосельских-Белозерских — бывший особняк и памятник архитектуры в стиле нового барокко.

Дворец был построен в 1847-1848 годах по заказу князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского.

С 1884 года дворцом владел великий князь Сергей Александрович — младший брат Александра III. Отсюда и второе название дворца — «Сергиевский».

В последующем дворец менял хозяев и его интерьеры изменялись.

Сегодня дворец Белосельских-Белозерских привлекает внимание ярким цветом, колоннами с капителями, архитектурными украшениями оконных проемов и большими фигурами на уровне первого этажа. Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии

Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии. Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: