Краткое описание и история
Строительство моста было непосредственно связано с проведением Невского проспекта (тогда просто просеки). Для преодоления водной преграды в 1715-16 годах по распоряжению Петра Первого над болотистой и довольно широкой речкой возводится самый обыкновенный мост из бревен. В 1721 году происходит перестройка моста в усовершенствованном виде, и он становится подъемным в средней части. Дело в том, что к этому времени облагороженная Фонтанка становится судоходной.
В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. С 1726 года по конец 18 века он представляет из себя пропускной пограничный городской пункт. Но Петербург разрастался, и, перешагнув через Аничков мост, он продолжал строиться дальше. Изменения размеров и статуса города требовали облагораживания набережных, а также создания солидных мостов.
В 80-е годы 18 века Аничков мост перестраивается в камне на основе типового проекта того периода и становится трехпролетным гранитным мостом с башнями. Представить его архитектуру можно по аналогии с сохранившимся подобным мостом Ломоносова. Средний деревянный пролет был подъемным. Тяжелые цепи, натянутые между гранитными башнями, способствовали подъему деревянной середины.
Аничков мост в начале 19 века
К 40-м годам 19 века время потребовало новой перестройки моста. К этому периоду Невский проспект с его оживленной проезжей частью значительно расширился, к тому же произошел износ деревянных частей моста. Очередной Аничков мост сооружается в 1841-42 годах при Николае Первом. Очередное мостовое сооружение оказалось без башен и стало шире предыдущего, пролеты оделись в гранит.
Гранитный Аничков мост
Мост украсился чугунными перилами, на которых были изображения морских коньков и русалок (архитектор К.Шинкель).
Морские коньки в ограде Аничкова моста
Но самым удивительным и неповторимым украшением моста стала скульптурная группа «Укротителей коней», выполненная известным петербургским скульптором-анималистом П.Клодтом. С каждой стороны моста стояло по две композиции.
Аничков мост во второй половине 19 века
Первыми на специальных постаментах у входов на мост появились бронзовые фигуры «Юноши, берущего коня под уздцы» и «Коня с идущим юношей». Их установили на западной стороне моста. Восточная сторона была оформлена временными гипсовыми скульптурами, окрашенными бронзовой краской.
Скульптура Аничкова моста «Конь с идущим юношей»
Когда же бронзовые фигурные композиции для другой стороны были готовы, то широким царственным жестом Николая Первого они стали подарком Фридриху Вильгельму Четвертому — прусскому королю и до сих пор украшают Берлин. Следующая попытка заменить временных лошадей на бронзовых закончилась аналогично. Два коня вместе с прикрепленными к ним юношами отбыли в качестве подарка к правителю Сицилии и теперь украшают Неаполь.
Тогда П.Клодт придумал совершенно другие композиции и к 1851 году все стадии укрощения коня в бронзовом варианте украшали Аничков мост. Копии же знаменитых коней Клодта разошлись по многим российским усадьбам. Украшают они и Петергоф, и Кузьминки, и Стрельню. Но именно в Питере они стали символом города.
Скульптура «Укрощение коня»
Однако, со временем оказалось, что при сооружении моста в 1841 году были допущены существенные ошибки в монтаже конструкций. Мост постепенно саморазрушался. В результате долгих споров и составления различных проектов ликвидации аварийного состояния в начале 20 века были перестроены мостовые своды (архитектор П.Щусев) с сохранением общего вида и архитектуры.
Перед блокадой Ленинграда скульптуры коней упаковали в деревянные ящики с землей и закопали в Аничковом саду, что спасло их от бомбардировок. Но гранитной облицовке моста и его перилам существенно досталось от немецких артобстрелов. В 90-е годы чугунные мостовые ограды меняются на аналогичные, вновь отлитые в мало кому известном городке Снежинске.
В начале 21 столетия была капитально отреставрирована пролетная часть почти 55-ти метрового моста.
История
?а этом месте в 1720—1750-х гг. существовали деревянные
мост-акведук
работы голландского архитектора Германа ван Болеса через
реку Фонтанку для работы фонтанов
Летнего сада и пешеходный мост. Новый деревянный мост был
построен в 60-х годах XVIII века.
В 1824—1825 на его месте был сооружён по проекту инженеров
П. П. Базена и Э. К. Клапейрона новый мост,
который имел свод из чугунных облегчённых тюбингов с овальными
отверстиями в днищах и стенках, что обеспечивало необычайную
лёгкость конструкции. Металлические конструкции моста изготовили на
Александровском чугунолитейном заводе и на заводе
К. Н. Берда.
The Church of Our Savior on Spilled Blood — jasoneppink @ Flickr
Пролётное строение опиралось на опоры бутовой кладки,
облицованные гранитом чистой тёски. Основания под береговые устои
были выполнены в виде ростверка на сваях.
Фасады арок украшены накладными отливками из чугуна в виде
античных щитов и шлемов. Фонари изготовлены в виде пучков
скрещённых копий, соединённых посреди переплетающимися венками
Решётка перил моста, спроектированная П. П. Базеном
представляет собой короткие копья-дротики, соединённые
горизонтальными тягами. Столбы решётки выполнены в виде ликторских
пучков, на которых укреплены мечи и щиты с изображением головы
Медузы Горгоны. Решётка, установленная на мосту в 1826 году, была
повторена Л. Шарлеманем для южной ограды Летнего сада.
Реставрации
?ост простоял около 120 лет и в 1946 году движение по мосту было
закрыто из-за просадки опор и прогрессирующих деформаций пролётного
строения. В 1952—1954 мост был перестроен, чугунный свод заменён
стальной преднапряжённой рамой с криволинейно очерченным ригелем и
с железобетонной плитой проезжей части (инженер
Б. Б. Левин). При этом внешний облик моста был искажён, а
тюбинги уничтожены.
К 1955 году были восстановлены декор фасадов и базеновские
решётки. Шестигранные фонари воссозданы по проекту архитектора
А. Л. Ротача.
В 2002 году мост был снова отреставрирован.
Saint Petersbourg, fronton et pont des Ingénieurs — henrye72 @ Flickr
Достопримечательности
-й Инженерный мост отличается богатым архитектурным декором:
решётка спроектирована инженером П. П. Базеном,
шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий.
Мост находится в непосредственной близости от
Летнего сада и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка —
последней резиденции и места убийства Павла I (в настоящее время —
филиал Русского музея).
Неподалёку находятся дом В.П. Кочубея, Пантелеймоновская
церковь, монумент защитникам Гангута и Соляной городок с Мухинским
училищем (бывшее училище Штиглица) и музеем обороны Лениграда.
spb_c-2891-1.jpg — CumulusHumilis @ Flickr
В 1994 году рядом с мостом установили
Памятник Чижику-Пыжику.
Мосты через канал Грибоедова
Через канал Грибоедова перекинуты самые живописные мосты. Всего над каналом возвышаются 22 моста.
Безусловно, наибольшую любовь и количество фотографий получает Банковский мост с грифонами. Открытый в 1826 году пешеходный мост по конструкции является цепным. В ту эпоху это был часто возводимый вид мостов, до сегодняшних дней в городе их сохранилось всего 3.
Львиный мост – «брат» Банковского моста. Спроектирован он тем же архитектором, открыт в том же 1826 году и имеет ту же цепную конструкцию. Только персонажи здесь уже не мифологические, а вполне реальные симпатичные львы.
Если Вы встанете на Пикаловом мосту, то увидите восхитительную панораму. Видны Красногвардейский, Ново-Никольский и Могилёвский мосты через Канал Грибоедова и Старо-Никольский, Смежный, Кашин и Торговый мосты через Крюков канал. Существует поверье, что загаданное на Семимостье желание обязательно сбывается.
Фото и описание
Первый Инженерный (первоначально именовавшийся Летним) мост представляет
собой продолжение западной (нечетной) набережной Фонтанки между Летним садом и
Михайловским замком и соединяет последний со Спасским островом в Центральном
районе Петербурга.
В XVIII веке на этом месте переправой был деревянный мост-акведук,
произведение голландца Г. ван Болеса. Поскольку мост разместили в месте, где
река протекает у Летнего сада, то и назвали его Летним мостом. В 1825 г. на
месте Летнего был сооружен новый мост работы инженера П.П. Базена в
сотрудничестве с Э.К. Клапейроном.
Этот мост необычен не только своим декорированием, но и инженерным решением:
не имея устоев и опираясь на гранитные склоны набережной и опоры её бутовой
кладки, облицованные чисто обтёсанным гранитом, мост как будто парит в воздухе,
отчасти потому, что его сваи, как и ростверк как бы «держат» его над водой.
Конструкция моста предусматривала ещё ряд интересных инженерных решений,
облегчающих вес чугунного сооружения: свод моста был собран из особых
облегченных чугунных тюбингов с овальными прорезями в днище и стенках, что также
обусловило необычайной легкости конструкции. Чугунные секции соединялись
болтами, а их днища и стенки были изрезаны проёмами, что внесло свой немалый
вклад в уменьшение веса свода, а пешеходные дорожки моста, которые по
определению не несут большой нагрузки, на кронштейнах вынесли за границы несущих
конструкций. Чугунные конструкции моста отлили на заводе К.Н. Берда и
Александровском чугунолитейном заводе.
Новый мост прозвали «Первым Инженерным» за его соседство с Михайловским
(Инженерным) замком. Мост и сейчас впечатляет прохожих своим оригинальным видом
и богатой отделкой: арки по периметру отделаны накладными чугунными отливками в
виде античных шлемов и щитов, фонари стилизованы под сооружения из пучков
перекрещенных копий, соединённых посередине переплетающимися венками. Секции
решетки перил моста сделаны будто бы из коротких копий-дротиков, соединённых
горизонтальной тягой. Столбы решётки представляют собой ликторские пучки, на
которых укрепили мечи или боевые топоры со щитами. Посередине круглого щита,
расположенного сверху пересекающихся мечей, изображена голова Медузы Горгоны
(согласно греческим мифам, один её взгляд превращал человека в каменное
изваяние). Точно такие же решётки ограждают Михайловский замок (с северной
стороны) и Летний сад.
Возведение мостового ансамбля возле Инженерного замка велось под общим
наблюдением архитектора К.И. Росси, руководящего работами по перепланированию
участка между Фонтанкой, Мойкой, Екатерининским каналом (Грибоедова) и Невским
проспектом. Мост простоял примерно полтора века, но после войны движение по нему
запретили через просадку опор и прогрессирующую деформацию пролетного строения.
Длительное время Первый Инженерный мост эксплуатировали без капремонта. В 1946
году по причине аварийного состояния движение по мосту закрыли.
В 1951 году состояние моста признали непригодным и приняли решение о его
реставрации и капитальном ремонте. Его перестроили, чугунный свод заменили
стальным, укрепили преднапряженной рамой с криволинейным ригелем, проезжую часть
выполнили из железобетонной плиты. При этом внешний облик моста несколько
исказился, а тюбинги разрушились, но зато восстановили декор фасадов и
базеновские решетки. Шестигранные фонари воссоздали по проекту, предложенному
архитектором А.Л. Ротачем.
График разводки мостов Санкт-Петербурга
Ежегодно, с апреля по ноябрь, разводные мосты обеспечивают навигацию по реке Неве, создавая необходимые условия для судоходства. Разводка мостов Санкт-Петербурга и их наведение в соответствии с графиком — приоритетное направление работы СПб ГБУ «Мостотрест».
В Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов — тех, у которых сохранились в рабочем состоянии разводные механизмы. Из них в период навигации регулярно разводятся 12 переправ:
- Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский — через реку Неву;
- Благовещенский и Дворцовый мосты — через Большую Неву, соединяющие Центральную часть города и Васильевский остров;;
- Биржевой и Тучков мосты — через Малую Неву, которые соединяют Петроградскую сторону с Васильевским островом;
- Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты — через Большую Невку.
Развод мостов через Большую Неву, Малую Неву и Неву производится в соответствии с утвержденным графиком. В том числе Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков и Володарский мосты обычно разводятся и наводятся дважды за ночь.
Три моста через Большую Невку разводят по предварительным заявкам, которые необходимо подавать за двое суток.
Разводные мосты Петербурга различаются по конструкциям — у каждой переправы есть свои особенности.
Разводные пролеты невских переправ могут быть однокрылыми, как у Троицкого, Литейного, Володарского, Гренадерского и Кантемировского мостов, или двукрылыми — как у остальных. Но все они относятся к раскрывающейся системе: в разведенном положении крылья подняты вверх.
Однако так было не всегда — еще полвека назад Литейный и Кировский (ныне Троицкий) мосты имели поворотную систему разводных пролетов: пропуская суда, крылья раздвигались в горизонтальной плоскости. Это значительно ограничивало судоходные габариты, поэтому в 1965–1967 годах переправы были реконструированы.
Уникальная откатно-раскрывающаяся система разводного пролета — у Биржевого моста. В начале разводки мост раскрывается на 15 сантиметров, крылья откатываются друг от друга, центр тяжести крыла изменяется, и это значительно облегчает разводку. Такая конструкция не имеет аналогов в мире. Есть своя особенность и у Гренадерского моста: он разводится в три этапа с короткими остановками.
Большинство мостов Петербурга разводятся посредством новейших гидравлических систем. Исключение составляют Биржевой и Сампсониевский мосты, чья разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. На некоторых мостах — например, на Дворцовом или Сампсониевском — сохранилась также уникальная возможность ручной разводки.
Современная гидравлика позволяет полностью развести мост за 2–5 минут, за такое же время мост наводится.
Во время навигации под крыльями невских мостов за ночь могут проходить до 50 судов. Разводку мостов Петербурга и их наведение обеспечивают высококвалифицированные бригады механиков СПб ГБУ «Мостотрест». Зимой, между навигациями, специалисты «Мостотреста» выполняют плановый ремонт и отладку всех механизмов и систем, что позволяет быть уверенными в надежной и бесперебойной работе разводных мостов через Неву и ее рукава.
Развод мостов осуществляется точно по расписанию. А вот навести переправу могут и раньше графика, когда пройдут все суда. В ряде случаев может быть отменена и вторая разводка.
Для удобства наземного транспорта и пешеходов СПб ГБУ «Мостотрест» разработало уникальную онлайн-систему оповещения, которая позволяет узнать в режиме реального времени, открыт мост или закрыт прямо сейчас, чтобы построить оптимальный маршрут по городу. Эта информация, как и самый точный график разводки мостов на текущий сезон навигации, доступны на сайте СПБ ГБУ «Мостотрест» и в мобильном приложении «Мосты Петербурга».
Миссия моста — соединять, даже когда он разведен!
История появления моста
На протяжении всего времени своего существования указанный мост не раз подвергался существенным изменениям и переоборудованию. Аничков мост, история которого длинная и сложная, нередко рассматривают в качестве одного из символов города. По этой причине немало исследователей всегда интересовала история моста. Хронологический порядок основных этапов существования выглядит следующим образом:
1716 год – примерно к этому времени императором Петром I была развернута активная деятельность по расширению Петербурга, город развивался в невероятном темпе. Важным условием успешного протекания начавшегося процесса было обеспечение и создание надежных переправ через водоемы. В этой связи ориентировочно за 12 месяцев до указанной даты был издан указ, предписывающий возведение моста через Фонтанную реку в качестве продолжения Невского проспекта. Подчиненными солдатами подполковника Аничкова Михаила был сооружен деревянная переправа с большим количеством пролетов. Длина первого моста была 150 м. Это зависело от того, что берега реки были топкими, мост низко нависал над водой. Он был укреплен пластинами на обрубах и досками, по ним были сделаны подъемные щиты, а по обеим сторонам вдоль перил проложены брусья.
- 1721 год – в данный период произошло углубление русла реки, которая стала использоваться как судоходная. В этой связи была произведена первая реконструкция Аничкового моста в Санкт-Петербурге: добавлена подъемная часть, пролетов стало 18. Чертежей и изображений первоначального сооружения не сохранилось.
- 1726-1750 годы – конструкция моста подвергается неоднократному капитальному ремонту (в 1726г. и 1742г.). О конкретизации обновлений вплоть до настоящего времени исследователи ведут горячие споры. По некоторым данным работы проводились в 1749 году по проектам С. Волкова, который значительным образом укрепил переправу в отсутствие разводного пролета. По иной версии были использованы чертежи 1750 года, разработанные голландским плотничным мастером Харманом ван Болосом, сохранившим подъемный механизм.
- 1785 год – следующая веха истории. Именно тогда произошло открытие вновь переоборудованного Аничкова моста, который стал каменным с украшениями в виде башенок.
- Следующие реконструкторские работы осуществлялись в 1906-1907 годах в связи с начавшимся по Невскому проспекту передвижением трамвая, выдержать его мост был не в состоянии. Потребовалось капитальное укрепление износившихся сводов и опор.
- 1841 год ознаменовался следующим: по причине существенного расширения Невского проспекта мост подвергся полному демонтажу, а затем сразу же был, вновь возведен в рекордные сроки – семь месяцев. Из конструкции были исключены знаменитые башенки, взамен которых появились скульптуры коней. С этого времени описываемый памятник существует практически в неизменном виде.
Троицкий мост
Троицкий мост
Троицкий мост соединяет Суворовскую и Троицкую площади. Первое его название — Петербургский, присвоенное 24 мая 1804 года, было связано с тем, что мост вел на Петербургскую сторону. Современное имя известно с 1820 года. В октябре 1918 года его переименовали в мост Равенства в честь одной из ценностей, провозглашенных Французской революцией: «Свобода. Равенство. Братство». Мостом Свободы стал Сампсониевский мост, а улицей Братства — Малый Сампсониевский проспект. 15 декабря 1934 года мост Равенства переименовали в Кировский одновременно с переименованием в честь С.М. Кирова улицы Красных Зорь (ныне Каменноостровский проспект). 4 октября 1991 года и мосту, и проспекту вернули историческое название.